ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 сентября 2006 года N 583
О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2007-2012 годы *
(с изменениями на 1 ноября 2012 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 года N 214;
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года N 68;
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2009 года N 235;
постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2010 года N 703;
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года N 271;
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2011 года N 775;
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2012 года N 30;
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2012 года N 578;
постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 года N 1125.
____________________________________________________________________
________________
* Наименование в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2010 года N 703. - См. предыдущую редакцию.
В целях дальнейшей реализации судебной реформы и повышения эффективности деятельности судебной власти в Российской Федерации Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Развитие судебной системы России" на 2007-2012 годы (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2010 года N 703 - см. предыдущую редакцию).
2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год предусматривать ежегодно, начиная с 2007 года, включение федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007-2012 годы в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2009 года N 235; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2010 года N 703 - см. предыдущую редакцию).
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации предусматривать в бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год средства на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков
Федеральная целевая программа
"Развитие судебной системы России" на 2007-2012 годы *
(с изменениями на 1 ноября 2012 года)
________________
* Наименование в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2010 года N 703. - См. предыдущую редакцию.
________________
* Наименование в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2010 года N 703. - См. предыдущую редакцию.
Наименование Программы | - | федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2007-2012 годы |
(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2010 года N 703 - см. предыдущую редакцию) | ||
Дата принятия решения о разработке Программы | - | распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 августа 2006 года N 1082-р |
Государственный заказчик-координатор Программы | - | Министерство экономического развития Российской Федерации |
(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2009 года N 235 - см. предыдущую редакцию) | ||
Государственные заказчики | - | Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, |
Министерство экономического развития Российской Федерации, | ||
(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2009 года N 235 - см. предыдущую редакцию) | ||
____________________________________________________________________ Государственным заказчиком-координатором и государственным заказчиком настоящей Программы определено Минэкономразвития России - распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 августа 2008 года N 1128-р. ____________________________________________________________________ | ||
Основные разработчики Программы | - | Министерство экономического развития Российской Федерации, |
(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2009 года N 235 - см. предыдущую редакцию) | ||
Цель Программы | - | повышение качества правосудия, |
Задачи Программы | - | обеспечение открытости и прозрачности правосудия; |
Важнейшие целевые | - | доля граждан, доверяющих органам правосудия; |
индикаторы Программы | доля граждан, не доверяющих органам правосудия; | |
доля граждан, считающих информацию о деятельности судов недостаточной; | ||
доля граждан, считающих организацию работы судов неудовлетворительной; | ||
доля граждан, отмечающих невнимательность и грубость персонала судов; | ||
количество дел, рассмотренных судами с нарушением процессуальных сроков; | ||
доля исполненных судебных актов | ||
Показатели результативности мероприятий Программы | - | количество автоматизированных рабочих мест, включенных в единую информационную систему (единиц); |
количество судов, имеющих веб-сайт, поддерживаемый в актуальном состоянии (единиц); | ||
общая площадь помещений, приходящаяся на одного федерального судью (кв.метров); | ||
количество судей, работников аппаратов судов общей юрисдикции и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, которым предоставлено жилье (человек), и общая площадь предоставленного жилья (кв.метров); | ||
количество зданий судов, в которых внедрены технические средства охраны (единиц) | ||
количество в федеральных судах общей юрисдикции комплектов оборудования для допроса потерпевших и свидетелей без возможности их визуального наблюдения | ||
(позиция дополнена постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2010 года N 703 - см. предыдущую редакцию) | ||
Сроки реализации | - | 2007-2012 годы |
(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2010 года N 703 - см. предыдущую редакцию) | ||
Объемы и источники финансирования Программы | - | объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета в 2007-2012 годах составляет 60723,9689 млн. рублей, в том числе: |
в 2008 году - 8937,1 млн. рублей (государственные капитальные вложения - 7750,2 млн. рублей, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 9 млн. рублей, прочие расходы - 1177,9 млн. рублей); | ||
(Позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2010 года N 703; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года N 271; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2011 года N 775; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 января 2012 года N 30; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2012 года N 578. - См. предыдущую редакцию)
| ||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - | создание 75 тыс.автоматизированных рабочих мест в судах общей юрисдикции, в арбитражных судах - 14 тыс.мест, формирование системы электронного документооборота, способствующей повышению эффективности работы судей и работников аппаратов судов; |
создание 2200 веб-сайтов судов общей юрисдикции и 13 веб-сайтов арбитражных судов, что позволит размещать в сети Интернет сведения, касающиеся судебной деятельности (порядок работы судов, сведения о назначенных к слушанию делах и вынесенных судебных актах, а также данные судебной статистики, обзоры и обобщения судов по различным категориям дел, информация об органах судейского сообщества (советов судей и квалификационных коллегий), об их составе и режиме работы, о кандидатах в судьи и процессе их рассмотрения); | ||
осуществление пересмотра подсудности дел между мировыми судьями и районными судами общей юрисдикции, определение в арбитражных судах категорий дел, по которым кассационное и надзорное обжалование не допускается, а также исключение по другим категориям дел возможности обжалования решений суда первой инстанции в кассационном порядке без предварительного апелляционного обжалования, что позволит оптимизировать судебную нагрузку, повлияет на улучшение качества работы судов и выносимых судебных решений; | ||
введение внесудебного порядка урегулирования споров, что повлечет снижение судебной нагрузки и скажется на повышении качества судебных актов; | ||
введение обязательного порядка оглашения судьей до начала слушания дела всех неформальных обращений по этому делу, что обеспечит независимость и объективность решений, предотвратит условия, способствующие коррупции в работе судов; | ||
установление запрета на участие в рассмотрении дел адвокатов - супругов, родственников или свойственников судьи в пределах юрисдикции суда, что также повлияет на устранение условий, способствующих коррупции в работе судов; | ||
осуществление обязательной аудиозаписи судебного заседания, что повлияет на обеспечение соблюдения процессуальных норм, повысит корректность поведения участников процесса, предотвратит появление жалоб на протоколы судебных заседаний; | ||
создание приемных во всех районных судах общей юрисдикции, что обеспечит доступность правосудия для граждан, сократит очереди в судах, даст возможность подавать заявления и получать информацию в течение всего рабочего дня, устранит общение судей со сторонами до рассмотрения дела, исключит возможность возникновения условий, способствующих коррупции в работе судов; | ||
введение обязательного декларирования судьями своих доходов, имущества и имущественных обязательств (с учетом требований главы 7 Семейного кодекса Российской Федерации), что также исключит возможность возникновения условий, способствующих коррупции в работе судов, и повысит доверие к органам правосудия; | ||
обеспечение (с учетом требований статьи 124 Конституции Российской Федерации и в целях обеспечения независимости судей) жильем 1713 судей и 1020 работников аппаратов судов общей юрисдикции и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в арбитражных судах - 190 судей и 153 работника аппаратов арбитражных судов; | ||
увеличение площади служебных помещений в расчете на одного судью: | ||
строительство 19 зданий для размещения территориальных органов Федеральной службы судебных приставов; | ||
внедрение средств охраны зданий судов; | ||
увеличение объема исполнения судебных актов с 52 до 80 процентов; | ||
(Позиция дополнена постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2010 года N 703; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года N 271; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 января 2012 года N 30; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2012 года N 578. - См. предыдущую редакцию) | ||
Показатели социально-экономической эффективности Программы | - | в результате реализации Программы будут созданы условия для обеспечения открытости, прозрачности и доступности правосудия, повышения эффективности работы судебных органов, улучшения качества судебных актов, а также повышения уровня их исполнения |
Судебная система играет важную роль в построении гражданского общества и развитии национальной экономики.
Независимое и беспристрастное разрешение судами споров является одним из условий обеспечения инвестиционной привлекательности России и повышения предпринимательской активности.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "России надо быть сильной и конкурентоспособной" отмечалось, что сделан существенный шаг в модернизации судебно-правовой системы. Большинство необходимых законодательных и иных нормативных правовых актов уже принято. Изменения коснулись не только организации и условий работы судов, но и процедур, обеспечивающих защиту прав личности и доступность правосудия.
Реализация федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы положила начало позитивным изменениям в деятельности судебной системы. Были приняты нормативные правовые акты, регламентирующие процедуры и меры, обеспечивающие защиту прав личности и доступность правосудия.
Так, в целях повышения доступности правосудия существенно увеличена численность судейского корпуса, административного и вспомогательного персонала судов общей юрисдикции и арбитражных судов, создана мировая юстиция, значительно повышена оплата труда судей. Решается проблема обеспечения судей служебными помещениями, а также улучшения материально-технического обеспечения судов и повышения уровня их информатизации.
В то же время многие проблемы, связанные с деятельностью судебной системы, разрешить не удалось.
Современный этап социально-экономических преобразований диктует необходимость перехода судов на качественно новый уровень деятельности, ставит новые задачи. Это обусловливает необходимость серьезной государственной поддержки и применения программно-целевого подхода для привлечения дополнительных ресурсов в целях повышения эффективности деятельности судов.
Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2007-2012 годы (далее - Программа) призвана решить новые задачи, обусловленные стремлением России соответствовать мировым стандартам в области судопроизводства, а также развитием информационных технологий. Указанные задачи требуют комплексного подхода к их решению и существенных материальных затрат. Вложение необходимых для реализации Программы средств в приоритетные проекты, направленные на совершенствование судебной системы, способно оказать позитивное влияние на развитие экономических отношений в России в целом (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2010 года N 703 - см. предыдущую редакцию).
Программа предполагает комплексное решение проблем обеспечения доступности, открытости и прозрачности правосудия, повышения доверия общества к правосудию и эффективности рассмотрения дел, обеспечения независимости судей и повышения уровня исполнения судебных актов, а также проблем создания условий для осуществления правосудия.
Граждане и хозяйствующие субъекты испытывают затруднения при получении информации в сфере правосудия при доступе в залы судебных заседаний. Результатом являются многочисленные обращения граждан в Европейский Суд по правам человека. Так, по решениям Европейского Суда по правам человека Российская Федерация выплатила истцам в 2002 году 11000 евро, в 2003 году - 10000 евро, в 2004 году - 566072 евро, в 2005 году - 614733 евро, 5540 английских фунтов, 140546 рублей 25 копеек.
Существующая закрытость судебной системы не является отражением целенаправленной политики судов. Напротив, суды стремятся стать прозрачными для общества. Проблема состоит в том, что обеспечение открытости правосудия требует значительных финансовых затрат, в частности, для создания систем по размещению необходимой информации (прежде всего текстов судебных решений) в сети Интернет, обеспечения свободного доступа в залы судебных заседаний.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 года отмечалось, что при отсутствии доверия российского общества к судебной системе говорить об эффективном правосудии будет просто невозможно. Между тем опросы общественного мнения свидетельствуют о низком уровне доверия общества к судебной системе. Это является следствием, в частности, долгого и неэффективного рассмотрения дел, недостаточной объективности судебных решений и их качества.
Имеются недостатки в организации деятельности судей. Нередко судьям приходится выполнять функции, которые без ущерба для качества работы могли бы быть делегированы помощникам и специалистам.
Уровень обеспеченности судов зданиями и их оснащенности не позволяют создать необходимую для внедрения информационных технологий инфраструктуру.
Здания судов не предполагают разделения на присутственные (залы судебных заседаний) и служебные зоны (кабинеты судей и работников аппарата), что не позволяет обеспечить безопасность лиц, причастных к осуществлению правосудия, в случае открытия суда для свободного доступа. Многие здания судов не имеют приспособленных для судебных заседаний залов. Часть помещений в зданиях судов занимают подразделения Федеральной службы судебных приставов. Это существенно ограничивает доступность правосудия.