Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 4 августа 2006 года N 1082-р

[Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007-2011 годы]

____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________


1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007-2011 годы.

2. Определить государственным заказчиком-координатором федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007-2011 годы Минэкономразвития России, государственными заказчиками - Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Минюст России, ФССП России и Минэкономразвития России.

3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007-2011 годы за счет средств федерального бюджета составляет 48465,3 млн. рублей.

4. Минэкономразвития России обеспечить разработку проекта федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007-2011 годы и в установленном порядке представить его в Правительство Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков

     

     

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 4 августа 2006 года
N 1082-р


КОНЦЕПЦИЯ
федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России"
на 2007-2011 годы

I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
Программы приоритетным задачам социально-экономического развития
Российской Федерации

Квалифицированное и беспристрастное рассмотрение судами споров является одним из условий инвестиционной привлекательности России. Наличие сильной судебной власти является залогом стабильного хозяйственного оборота и в конечном итоге обеспечивает конкурентоспособность экономики страны.

В качестве одной из главных целей, сформулированных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, определено построение в стране развитого гражданского общества и устойчивой демократии, позволяющей в полной мере обеспечить права человека, гражданские и политические свободы. Исходя из этого, расширение сфер судебной защиты прав и свобод граждан, совершенствование судопроизводства, повышение доступа к правосудию, приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с современными международными стандартами являются основными задачами судебно-правовой реформы, которая является неотъемлемой частью последовательно проводимого демократического процесса в России.

Реализация федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы положила начало позитивным изменениям в деятельности судебной системы. Были приняты нормативные правовые акты, регламентирующие процедуры и меры, обеспечивающие защиту прав личности и доступность правосудия. Существенно увеличена численность судейского корпуса, административного и вспомогательного персонала судов, создана мировая юстиция, значительно возросла оплата труда судей.

Общий объем финансирования, предусмотренный по федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы, составил в ценах 2001 года 44865,6 млн. рублей, в том числе капитальные вложения были предусмотрены в размере 7042,3 млн. рублей. Фактически за 2002-2005 годы на указанные цели было выделено 7242,9 млн. рублей.

Реализация инвестиционного раздела указанной программы за 2002-2005 годы позволила частично улучшить положение дел с размещением судов.

Так, в результате строительства (реконструкции) введено в эксплуатацию 106 зданий (сооружений) судов общей юрисдикции.

Приобретено 153 здания (сооружения) судов общей юрисдикции, которые приведены в соответствие с требованиями Свода правил СП 31-104-2000 (здания судов общей юрисдикции). Предусматриваемые настоящей Концепцией ассигнования на строительство, реконструкцию и приобретение зданий судов позволят исходя из доведенных лимитов на 2006 год (1084,6 млн. рублей, из них целевым назначением 430 млн. рублей) ввести в эксплуатацию 12 зданий и приобрести 28 зданий для размещения судов. Вместе с тем в отношении ряда объектов, имеющих высокую степень готовности, из-за недостаточного объема инвестиций, предусмотренных Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на 2006 год, финансирование не осуществлялось.

Введены в эксплуатацию новые здания 6 арбитражных судов (Астраханская, Вологодская, Омская, Томская, Орловская области и Коми-Пермяцкий автономный округ), завершена реконструкция 9 зданий арбитражных судов (Ивановская, Курская, Кировская, Рязанская, Тамбовская, Ярославская области, г.Санкт-Петербург и Ленинградская область, Северо-Западный и Южный федеральные округа), приобретено 6 зданий арбитражных судов (Брянская, Ульяновская, Костромская, Курганская, Волгоградская области и Хабаровский край (дополнительные площади).

Несмотря на эффективное и целевое использование государственными заказчиками средств на приобретение, строительство и реконструкцию зданий судов и приобретение жилья, объем выделенных средств является недостаточным для решения всех проблем. Так, например, установленный норматив размера общей площади помещений, приходящихся на одного судью, составляет 160 кв. метров. В этой связи выделение средств является необходимым.

Таким образом, проблема обеспечения эффективной деятельности судебной власти как независимой и самостоятельной ветви государственной власти до конца не решена.

Стремительное развитие информационных технологий оказывает значительное влияние на социально-экономические отношения в современном российском обществе, что в свою очередь обусловливает качественно новые требования к системе судопроизводства. Без решения проблем организационного обеспечения судебной системы невозможно повысить качество осуществления правосудия.

Общество заинтересовано в полном, объективном и беспристрастном освещении деятельности судебной власти. Основное значение в этом плане приобретает концепция информационной открытости государственных органов. Так, в своем обращении к VI Всероссийскому съезду судей Президент Российской Федерации в качестве одной из ключевых проблем, решение которой будет способствовать дальнейшему развитию и укреплению судебной власти, назвал открытость правосудия не только для участников судебного процесса, но и для всего общества в целом.

Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2007-2011 годы (далее - Программа) направлена на дальнейшее продвижение судебной реформы в Российской Федерации, которая предусматривает формирование самостоятельной и независимой судебной власти как одной из ветвей государственной власти в Российской Федерации, повышение эффективности и качества правосудия, развитие организационных основ судебной системы, совершенствование ее кадрового и финансового обеспечения, достижение открытости и прозрачности судебной системы, усиление гарантий самостоятельности судов и независимости судей как непременных условий обеспечения функционирования демократического правового государства, приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами международного права и международными стандартами в области прав человека, что в конечном итоге должно обеспечить расширение сферы судебной защиты прав и свобод граждан, повышение доступности правосудия.

Как отмечено в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 года N 38-р, в настоящее время одним из наиболее серьезных препятствий для экономического роста в России является слабая институциональная среда, в том числе недостаточно высокий уровень защиты прав собственности и неэффективное функционирование судебной системы.

Важнейшей задачей, направленной на обеспечение надежной защиты прав собственности, является реформирование системы исполнительного производства, без эффективного функционирования которой суд не способен защитить права и законные интересы граждан и юридических лиц.

Таким образом, целями Программы являются повышение качества осуществления правосудия, совершенствование судебной защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

II. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом

Реализация федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы позволила создать условия для финансирования судов только из федерального бюджета и обеспечения возможности полного и независимого осуществления правосудия. Значительно вырос уровень заработной платы судей, а также материально-технического и информационного обеспечения судов.

В то же время еще не разрешены до конца проблемы открытости и прозрачности судебной системы, обеспечения прав граждан на доступное, гласное и справедливое правосудие. Результатом являются многочисленные обращения граждан в Европейский суд по правам человека.

Так, по решению Европейского суда по правам человека Российская Федерация выплатила в 2002 году 11000 евро, в 2003 году - 10000 евро, в 2004 году - 566072 евро, в 2005 году - 614733 евро, 140546 рублей 25 копеек, 5540 английских фунтов.

Россия обязана исполнять решения, касающиеся совершенствования судопроизводства, доводить до сведения соответствующих ведомств решения суда и отчитываться о проделанной работе, при этом отчет принимает Комитет министров Совета Европы один раз в 3 месяца. К числу ответчиков, к которым чаще всего обращены решения Европейского суда по правам человека, относятся и органы судебной системы.

Еще одной проблемой, тесно связанной с деятельностью судебной системы, является низкий уровень исполнения судебных актов, который не превышает 52 процентов.

Неэффективная система исполнения судебных решений сводит на нет всю работу судебной системы по рассмотрению и разрешению споров. Указанное обстоятельство подрывает авторитет судебной системы.

Предлагаемая в настоящей Концепции система мер направлена на совершенствование судебной системы в целях обеспечения эффективной защиты прав и свобод граждан, в том числе права частной собственности как необходимого условия развития гражданского общества и функционирования экономики, а также на отказ от экстенсивного пути развития судебной системы.

Дальнейшее развитие судебной системы не может быть простым наращиванием количества судей вслед за постоянным увеличением количества рассматриваемых дел. В этой связи необходимы меры для интенсификации ее деятельности.

Современный этап социально-экономических преобразований диктует необходимость перехода судов на новый качественный уровень деятельности. Это обусловливает необходимость серьезной государственной поддержки и применения программно-целевого метода для привлечения дополнительных ресурсов в целях повышения эффективности деятельности судов.

Необходимость скоординированного и комплексного решения проблем программно-целевым методом обусловлена следующими объективными причинами:

большим значением эффективности работы органов правосудия для построения правового демократического государства;

тесной взаимосвязью и взаимозависимостью процессов социально-экономического развития общества и сферы правосудия;

сложностью организационной структуры судебной системы, особые требования к ее формированию и функционированию;

многообразием проблем, для решения которых необходимо выполнение значительных по объему и требующих длительных сроков реализации инвестиционных проектов.

С учетом изложенного использование в 2007-2011 годах программно-целевого метода представляется наиболее целесообразным для качественного обновления и создания в Российской Федерации системы правосудия, адекватной требованиям демократического правового государства и общепринятым нормам международного права.

III. Характеристика и прогноз решения проблемы без использования
программно-целевого метода

Решение поставленных задач без использования программно-целевого метода потребует дополнительного ежегодного финансирования за счет средств федерального бюджета на соответствующий год в связи с тем, что в соответствии со статьей 124 Конституции Российской Федерации финансирование судов производится только за счет средств федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия.

Отсутствие достаточных финансовых средств негативно скажется на развитии судебной системы, то есть в полной мере не будут реализованы стратегические цели государства.

Несмотря на ряд позитивных перемен, произошедших в сфере правосудия на предыдущем этапе судебной реформы в результате реализации федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы, и значительное увеличение бюджетных расходов на органы правосудия, еще имеются многочисленные проблемы, которые не позволяют говорить о том, что процесс модернизации этой сферы удовлетворяет общество.

Использование программно-целевого метода направлено на создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными финансами, выделяемыми для надлежащего обеспечения деятельности судебных органов.

Реализация программно-целевым методом комплекса мероприятий, затрагивающих судебную систему в целом, предусматривает создание централизованных механизмов их координации, а также формирование системы индикаторов и показателей изменений в сфере правосудия.

В случае решения проблем судебной системы России без использования программно-целевого метода ее дальнейшее реформирование утратит системность, возникнет несогласованность в развитии судов различных уровней и юрисдикции. В результате это приведет к инерционному развитию судебной системы в целом, при котором состояние правосудия будет все менее отвечать возрастающим социально-экономическим потребностям общества и государства.

Как показывает практика, увеличение финансирования без использования программно-целевого метода не позволяет в полной мере оценить эффективность бюджетных расходов.

Преимуществом использования программно-целевого метода при финансировании предлагаемых далее мероприятий Программы является системное решение проблем на основе выделения финансовых средств с соблюдением предусмотренных законодательством Российской Федерации форм и методов контроля за их использованием.

IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков,
возникающих при различных вариантах решения проблем

Существуют следующие возможные варианты решения проблем, связанных с реформированием и развитием судебной системы России.

Первый вариант - реализация Программы при условии ее полного финансирования. Это позволит решить все поставленные задачи и достичь заявленной цели Программы.

Второй вариант - реализация Программы с уменьшенным объемом финансирования по сравнению с заявленным. В этом случае предполагается сконцентрировать выделяемые ресурсы на наиболее важных направлениях и мероприятиях реформирования органов правосудия, связанных с обеспечением доступности и повышением эффективности и качества правосудия. Однако без полного финансирования не представляется возможным до конца решить проблемы, имеющие важное значение для формирования в стране системы правосудия, в полной мере отвечающей требованиям современного правового государства.

Третий вариант - решение проблемы непрограммными средствами. Это может привести к утрате применяемого в настоящее время комплексного скоординированного подхода к развитию судебной системы, основанного на применении единых механизмов реформирования сферы правосудия, а также связанного с проведением научных исследований и подготовкой проектов нормативных актов, предусмотренных настоящей Концепцией и необходимых для реализации Программы. Без подготовки указанных актов в рамках мероприятий Программы достижение поставленных целей будет невозможно, и это приведет к неэффективному использованию бюджетных средств.

V. Ориентировочные сроки решения проблемы
программно-целевым методом

Программу предполагается осуществить в 2007-2011 годах.

В настоящей Концепции предусматривается реализация комплекса взаимоувязанных мероприятий по приоритетным направлениям реформирования и развития судебной власти и правосудия на протяжении всего срока действия Программы, в связи с чем отдельные этапы ее реализации не выделяются.

VI. Цели и задачи Программы

Целями Программы являются повышение качества осуществления правосудия, совершенствование судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

Основными задачами Программы являются:

обеспечение открытости и прозрачности правосудия;

повышение доверия к правосудию, в том числе за счет повышения эффективности и качества рассмотрения дел;

создание необходимых условий для осуществления правосудия, обеспечение его доступности;

обеспечение независимости судей;

повышение уровня исполнения судебных актов.

Целевые индикаторы и показатели Программы приводятся в приложении N 1.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»