ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 августа 2006 года N 478
(с изменениями на 28 октября 2015 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 года N 423 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 23, 09.06.2008);
постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 года N 821 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 47, 24.11.2008);
постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года N 89 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 7, 16.02.2009);
постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 года N 701 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 38, 20.09.2010);
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2011 года N 37 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 5, 31.01.2011);
постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2011 года N 689 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 35, 29.08.2011);
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2011 года N 1160 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 1, 02.01.2012);
постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 года N 425 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 20, 14.05.2012);
постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2012 года N 952 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 40, 01.10.2012);
постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2013 года N 111 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 7, 18.02.2013);
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2013 года N 343 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.04.2013);
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2013 года N 943 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.10.2013);
постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2014 года N 695 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.07.2014);
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1556 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2014, N 0001201412310064);
постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года N 91 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.02.2015, N 0001201502090014);
постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года N 1156 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.11.2015, N 0001201511030037).
____________________________________________________________________
В целях создания условий для устойчивого социально-экономического развития Курильских островов (Сахалинская область) Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы".
2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год включать Программу, указанную в пункте 1 настоящего постановления, в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 года N 821 - см. предыдущую редакцию).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы"
(с изменениями на 28 октября 2015 года)
ПАСПОРТ
федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы"
Наименование Программы | - | федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы" |
Дата принятия решения о разработке Программы | - | распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2005 года N 2189-р |
Государственный заказчик - координатор Программы | - | Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока |
(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2013 года N 111. - См. предыдущую редакцию) | ||
Государственные заказчики Программы | - | Министерство регионального развития Российской Федерации, |
(Позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 года N 423; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 года N 821; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года N 89; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 года N 701; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2012 года N 952; в редакции, введенной в действие с 26 апреля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2013 года N 343; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2014 года N 695. - См. предыдущую редакцию)
| ||
Основные разработчики Программы | - | администрация Сахалинской области и фонд "Центр стратегических разработок - регион" |
Цель и задачи Программы | - | основная стратегическая цель Программы - |
Стратегическими задачами Программы являются: | ||
развитие рыбохозяйственного комплекса, транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры Курильских островов; | ||
диверсификация экономики региона, направленная на его сбалансированное развитие и комплексное использование природно-ресурсного потенциала; | ||
создание нормативной правовой базы, обеспечивающей особые экономические условия для формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе и повышения конкурентоспособности российских компаний | ||
Основные целевые показатели реализации Программы | - | удельный вес Курильских островов в экономике Сахалинской области, динамика развития транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры и рыбохозяйственного комплекса, а также состояние инвестиционного климата и экономики региона, демографическое развитие и развитие трудовых ресурсов |
(Позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 года N 701 - см. предыдущую редакцию) | ||
Сроки и этапы реализации Программы | - | Программа реализуется в 2 этапа: |
Объемы и источники финансирования Программы | - | объем финансирования составляет 27268,59 млн.рублей (в ценах соответствующих лет), из них средства федерального бюджета составляют 20692,98 млн.рублей (75,89 процента), средства консолидированного бюджета Сахалинской области - 4686,81 млн.рублей (17,19 процента), средства внебюджетных источников - 1888,8 млн.рублей (6,93 |
(Позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 года N 701; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18 августа 2011 года N 689; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2011 года N 1160; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 года N 425; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2013 года N 111; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2013 года N 943; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2014 года N 695; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1556; в редакции, введенной в действие с 11 ноября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года N 1156. - См. предыдущую редакцию)
| ||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - | обеспечение экономического закрепления Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе, имеющем геостратегическое значение для страны; |
создание качественной конкурентной среды в рыбопромышленном комплексе, стимулирующей повышение конкурентоспособности российского бизнеса; | ||
диверсификация региональной экономики, эффективное использование природно-ресурсного потенциала Курильских островов; | ||
увеличение ресурсной базы водных биологических ресурсов региона в 2 раза путем комплексных исследований сырьевой базы Курильских островов, оптимизации использования традиционных видов водных биологических ресурсов и вовлечения в промысел недоиспользованных видов таких ресурсов, создания сети заводов по искусственному воспроизводству лососевых видов рыб; | ||
увеличение производства электроэнергии на 23 процента; | ||
Ожидаемые экономические результаты приведены с учетом коммерческих мероприятий, выполняемых без участия федерального бюджета | ||
(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2012 года N 952. - См. предыдущую редакцию) |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы"
Одним из приоритетных направлений социально-экономической политики России Президент Российской Федерации определил развитие Дальнего Востока, что подразумевает совершенствование социальной, транспортной, энергетической и телекоммуникационной инфраструктуры этого региона и превращение его в основную территорию для сотрудничества с сопредельными государствами.
В этой связи особую важность приобретает проблема социально-экономического развития Курильских островов (Сахалинская область) - стратегически значимой территории Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе, поскольку здесь проходит государственная граница между Российской Федерацией и Японией и естественная граница между Охотским морем и Тихим океаном. Эти острова являются исключительной экономической зоной Российской Федерации в Охотском море, а также имеют глубоководные проливы, через которые силы российского Военно-Морского Флота могут выходить в открытый океан.
Наряду с этим Курильские острова обладают высоким природно-ресурсным и экономическим потенциалом и являются одним из богатейших районов мира по запасам водных биологических ресурсов. Здесь сосредоточена одна пятая часть возможного ежегодного вылова ресурсов территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, в том числе (в процентах от общего допустимого улова на Дальнем Востоке) 100 процентов скумбрии и тунца, более 90 процентов морского гребешка, трепанга и сайры, 72 процента осьминога, 70 процентов морского окуня и 15 процентов лосося.
Особую ценность для России имеют курильские проливы, через которые проходят миграционные пути дальневосточных лососевых рыб, нерестящихся в реках острова Сахалин, Приморского и Хабаровского краев, Магаданской области и западного побережья полуострова Камчатка.
Минерально-сырьевая база Курильских островов представлена месторождениями золота, серебра, ильменитных песков, самородной серы, торфа и разнообразных строительных материалов.
Стратегический интерес для Российской Федерации представляет наличие на Курильских островах запасов рения.
В 2003 году на шельфе островов в зоне Среднего Курильского прогиба были проведены сейсморазведочные работы, подтвердившие их высокую нефтегазоносность. В ближайшее время планируется проведение нефтегазопоисковых работ в северной и южной частях Курильских островов.
Наряду с разнообразными минерально-сырьевыми ресурсами Курильские острова обладают уникальными по химическому и температурному составу минеральными и геотермальными водными источниками, пригодными для коммерческого использования.
Несмотря на значительный ресурсный потенциал островов и в первую очередь обеспеченность водными биологическими ресурсами, в последние годы произошло снижение рентабельности функционирования рыбопромышленного комплекса (доля убыточных предприятий отрасли в 2004 году составила от 50 до 83,3 процента). Произошло сокращение товарных запасов ценных пород водных биологических ресурсов (краба, морского гребешка, трепанга, морского ежа и других видов) на 37 процентов, не уменьшаются масштабы браконьерства. Учитывая, что в структуре доходов бюджетов муниципальных образований налоговые доходы рыбной промышленности составляют от 23,3 до 69,73 процента (по Курильскому району), наблюдается снижение реальных доходов всех категорий населения, приводящее к уменьшению численности жителей, постоянно проживающих на Курильских островах. Такая ситуация угрожает реализации геостратегических интересов Российской Федерации.
В этой связи Правительством Российской Федерации было принято решение о разработке федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы" (далее - Программа). Концепция Программы утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2005 года N 2189-р.
Необходимый уровень координации действий и концентрации ресурсов при решении задач развития Курильских островов может быть достигнут только при использовании программно-целевого метода в силу следующих факторов.
Федеральная поддержка социально-экономического развития Курильских островов осуществлялась в рамках федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области (1994-2005 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 872.
Указанная программа охватывала все отраслевые направления развития экономики. В ее состав входило девять подпрограмм развития производственной и социальной инфраструктуры, региональной строительной базы, рыбохозяйственного и биофармацевтического комплексов, агропромышленного производства, оздоровительного и лечебного туризма, охраны природы и экологической безопасности Курильских островов, развития внешнеэкономических связей и международного делового сотрудничества, это предполагало финансирование и реализацию 153 мероприятий программы.
Реализация этих мероприятий обеспечила:
прирост объема поставок товарной пищевой рыбопродукции в 4,6 раза к уровню 1996 года;
увеличение числа рабочих мест более чем на 2500;
повышение уровня благосостояния населения (среднемесячная заработная плата в 2005 году превысила на 7,3 процента средний уровень заработной платы по Сахалинской области).
В рамках реализации мероприятий программы в энергетическом комплексе введены в эксплуатацию:
на острове Парамушир - малая ГЭС на реке Матросской (три турбины суммарной мощностью 1,7 МВт);
на острове Кунашир - Менделеевский энергетический комплекс (ГеоТЭС "Менделеевская") мощностью 1,8 МВт.
В транспортном комплексе осуществлено строительство взлетно-посадочной полосы аэропорта Менделеево длиной 2,04 километра, установлено светосигнальное оборудование и оборудование на объектах энергообеспечения.
На территории Курильских островов построены 24,6 километра автомобильных дорог общего пользования со щебеночным покрытием и 14 мостов.
В сфере связи за счет средств федерального бюджета была построена и введена в эксплуатацию кабельная линия между поселками Южно-Курильск - Менделеево - Головнино (остров Кунашир). За счет средств бюджета Сахалинской области и средств внебюджетных источников была проведена замена автоматизированной телефонной станции в пос.Южно-Курильск и проложена кабельная линия связи пос.Крабозаводское - пос.Малокурильское, а также переведены в новые помещения отделения связи в поселках Малокурильское и Крабозаводское (остров Шикотан).
В социальной сфере за счет средств федерального бюджета в 3 районах построены жилые дома общей площадью свыше 8 тыс.кв.метров, школа на 350 мест в г.Курильске (остров Итуруп), поликлиника на 150 посещений в смену в г.Северо-Курильске (остров Парамушир).
В рыбохозяйственном комплексе введены в действие рыбоперерабатывающие мощности общим объемом более 1 тыс.тонн морепродуктов в сутки, построено 2 холодильника мощностью 1 тыс.тонн единовременного хранения в сутки, реконструирован Рейдовый рыбоводный завод мощностью 70 млн.штук молоди в год.
Тем не менее (в связи с отклонением объемов финансирования от плановых показателей) в рамках федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области (1994-2005 годы)" не были решены основные проблемы Курильских островов, связанные с развитием транспортной и энергетической инфраструктуры региона.
Частичное выполнение инвестиционных проектов не позволило обеспечить комплексное социально-экономическое развитие Курильских островов, сформировать сбалансированную экономику, снять социальную напряженность.
Из 153 запланированных мероприятий федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области (1994-2005 годы)" реализованы лишь 40. При этом для введения в эксплуатацию 11 объектов незавершенного строительства (по состоянию на 1 января 2006 года) необходимо 3,4 млрд.рублей.
Таким образом, некоторые задачи федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области (1994-2005 годы)" остались невыполненными, в частности:
не обеспечена самодостаточность энергетической системы островов;
не достигнут планируемый уровень транспортной доступности региона;
не созданы полноценные современные телекоммуникационные системы;
не достигнут рост объемов производства по приоритетным отраслям экономики (удалось достичь лишь 20 процентов запланированного роста);
не удалось в связи с низкими темпами развития промышленности обеспечить бюджетную самодостаточность муниципальных образований Курильских островов;
не улучшилось обеспечение местного населения жильем при резком ухудшении качества жилищного фонда (по отдельным муниципальным образованиям обеспеченность населения жильем составляет менее 11 кв.метров общей площади на одного жителя);
теплоснабжение населения производится только за счет эксплуатации изношенного котельного оборудования, рассчитанного на сжигание угля, стоимость которого из-за высоких транспортных и портовых издержек превышает фактически в 2 раза стоимость энергоресурсов для северного завоза в Охинский район Сахалинской области;
не завершены работы по модернизации системы водоснабжения населенных пунктов;
не удалось удовлетворить потребность в ученических местах и повысить качество услуг в сфере здравоохранения из-за высокого износа зданий и сооружений социальной сферы (школ, больниц) и наличия объектов незавершенного строительства;
обеспечение услугами дошкольных учреждений составляет менее 50 процентов прогнозируемого роста потребности в них (в связи с увеличением рождаемости).