Методические рекомендации по оценке эффективности подпрограммы подготовлены на основе Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденных Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике (N ВК 477 от 21 июня 1999 года), а также на основе раздела 7 "Показатели эффективности подпрограмм" Общих технических требований к корректировке подпрограмм федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", утвержденных Министерством транспорта Российской Федерации 13 января 2004 года.
За 2002-2005 годы указаны фактические капитальные вложения и сроки реализации мероприятий, за 2006-2010 годы - планируемые.
С учетом большого количества объектов, включенных в подпрограмму, расчеты выполнены по укрупненным нормативам.
Перечень мероприятий подпрограммы включает в себя строительство и реконструкцию как объектов, дающих прямой экономический эффект (транспортный флот, морские порты), так и объектов, не дающих прямого экономического эффекта, но необходимых для обеспечения эффективной работы флота и портов (обеспечивающий флот, системы безопасности судоходства, материально-техническая база учебных заведений, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Поэтому расчеты эффективности инвестиций выполнены в 2 вариантах:
только по объектам, дающим прямой экономический эффект;
по подпрограмме в целом, то есть с учетом объектов, не дающих прямого экономического эффекта.
Для получения полной, детализированной картины эффективности инвестиций расчеты выполнены по отдельным статьям затрат - морским портам, морскому флоту, морскому транспорту в целом с учетом дополнительных затрат (строительство обеспечивающего флота, развитие систем безопасности мореплавания, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) и прочих текущих расходов, то есть по всей подпрограмме.
Оценка эффективности подпрограммы производилась по качественным и количественным показателям.
Приняты следующие количественные показатели:
общественная эффективность - интегральный эффект;
коммерческая эффективность - интегральный эффект;
бюджетная эффективность - бюджетный эффект.
За качественный показатель принята окупаемость капитальных вложений.
Показатели эффективности рассчитаны исходя из цикла каждого проекта в ценах 2001 года и с учетом нормы дисконта.
Коэффициенты дисконтирования (d) при норме дисконта 13 процентов приведены в таблице.
Таблица
Годы | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |||
d | 0,885 | 0,783 | 0,693 | 0,613 | 0,543 | 0,480 | 0,425 | 0,376 | 0,333 | 0,295 | |||
Годы | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | |||
d | 0,261 | 0,231 | 0,204 | 0,181 | 0,160 | 0,141 | 0,125 | 0,111 | 0,098 | 0,088 |
Показатель общественной эффективности - интегральный эффект или чистый дисконтированный доход (ЧДД) - разность между доходами общества от реализации проектов и всеми расходами на их осуществление за весь цикл проектов с учетом дисконтирования.
Показатель коммерческой эффективности - интегральный эффект - сумма чистой прибыли от реализации проектов и амортизационных отчислений за вычетом объемов инвестиций на осуществление проектов за весь цикл с учетом дисконтирования.
Показатель бюджетной эффективности - бюджетный эффект - превышение прироста средств, поступающих в бюджеты всех уровней в виде налогов и сборов, над средствами, выделяемыми этими бюджетами в виде инвестиций, эксплуатационных затрат за весь цикл проектов с учетом дисконтирования.
Горизонт расчета принят с 2002 до 2030 года с шагом в 1 год.
Интегральный эффект определяется как сумма эффектов за весь расчетный период, приведенная к начальному шагу, а также приведенной к тому же моменту времени суммой капитальных вложений и вычисляется при расчетах показателей общественной, коммерческой и бюджетной эффективности по формуле:
ЧДД =
где: