Действующий

О рекламе (с изменениями на 23 ноября 2024 года)

Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе

1. Нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством.

2. Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе).

3. В случае установления антимонопольным органом факта распространения недостоверной рекламы и выдачи соответствующего предписания антимонопольный орган вправе обратиться в установленном порядке в суд или арбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) за счет рекламодателя. При этом суд или арбитражный суд определяет форму, место и сроки размещения такого опровержения.

4. Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Федеральными законами за умышленное нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе могут быть установлены иные меры ответственности.

6. Рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8, 10_4, 10_5 и 12 статьи 5, статьями 6-9, частями 4-6 статьи 10, статьей 12, частью 3 статьи 19, частями 2 и 6 статьи 20, частями 1, 3, 5 статьи 21, статьями 24 и 25, частями 1 и 6 статьи 26, частями 1 и 5 статьи 27, статьями 28-30_2 настоящего Федерального закона.

(Часть в редакции, введенной в действие с 17 июня 2011 года Федеральным законом от 3 июня 2011 года N 115-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 23 июля 2012 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 218-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 мая 2013 года Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 98-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 октября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 200-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 274-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 281-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 29 марта 2019 года Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 531-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 июля 2021 года N 347-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 марта 2024 года Федеральным законом от 11 марта 2024 года N 42-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

7. Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 3 части 4, пунктом 6 части 5, частями 9-10_3, 10_5 и 12 статьи 5, статьями 7-9, частями 3_13, 3_14, 3_19 статьи 10, статьями 12, 14-18, частью 16 статьи 18_1, частями 2-4 и 9 статьи 19, частями 2-6 статьи 20, частями 2-5 статьи 21, частями 7-9 статьи 24, статьей 25, частями 1-5 статьи 26, частями 2 и 5 статьи 27, частями 1, 4, 7, 8, 11 и  13 статьи 28, частями 1, 3, 4, 6 и 8 статьи 29, частями 1 и 2 статьи 30_1 настоящего Федерального закона.

(Часть в редакции, введенной в действие с 22 октября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 200-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 274-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 25 ноября 2013 года N 317-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 июня 2014 года Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 375-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 281-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 июня 2018 года Федеральным законом от 3 апреля 2018 года N 61-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 30 апреля 2021 года N 124-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 июля 2021 года N 347-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 марта 2024 года Федеральным законом от 11 марта 2024 года N 42-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

7_1. Оператор рекламной системы несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 3_14, 3_15, 3_16 статьи 10 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 3_14 статьи 10 настоящего Федерального закона, также за нарушение требований, установленных частью 3_19 статьи 10 настоящего Федерального закона.

(Часть дополнительно включена с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 30 апреля 2021 года N 124-ФЗ)

8. Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

9. Суммы штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе и неисполнение предписаний антимонопольного органа зачисляются в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 170-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

10. Уплата штрафа не освобождает от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

11. В отношении операторов рекламных систем, рекламораспространителей, не исполняющих требований, установленных частями 3_13, 3_14, 3_15, 3_16 статьи 10 настоящего Федерального закона, могут применяться меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(Часть дополнительно включена с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 30 апреля 2021 года N 124-ФЗ)