Недействующий

     

     УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
путей сообщения
Российской Федерации
А.С.Мишарин
21 марта 2002 года ЦБТ-882

     

ПРАВИЛА
 разработки и утверждения на федеральном железнодорожном транспорте нормативных актов, содержащих требования охраны труда

____________________________________________________________________
Утратили силу с 1 апреля 2012 года на основании
распоряжения ОАО "РЖД" от 29 декабря 2011 года N 2849р;
приказа Минтранса России от 14 декабря 2015 года N 362
____________________________________________________________________

     

     

I. Общие положения

1.1. Настоящие Правила разработки и утверждения на федеральном железнодорожном транспорте нормативных актов, содержащих требования охраны труда, разработаны в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ, федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17 июня 1999 года* N 181-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" от 23 мая 2000 года N 399 и Методическими рекомендациями по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденными постановлением Минтруда России от 6 апреля 2001 года N 30.

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 17 июля 1999 года". - Примечание изготовителя базы данных.

Настоящие Правила устанавливают единый порядок разработки (в том числе пересмотра и отмены), согласования, утверждения, учета, издания и распространения нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, инструкций по охране труда для работников и других нормативных актов по охране труда на федеральном железнодорожном транспорте.

1.2. Настоящие Правила распространяются на все структурные подразделения МПС России, железные дороги, другие предприятия, учреждения и организации федерального железнодорожного транспорта (далее - организации).

1.3. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" от 23 мая 2000 года N 399 система нормативных правовых актов состоит из межотраслевых правил по охране труда (ПОТ Р М), межотраслевых типовых инструкций по охране труда (ТИ Р М), отраслевых правил по охране труда (ПОТ Р О), типовых инструкций по охране труда (ТИ Р О), правил безопасности (ПБ), правил устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкций по безопасности (ИБ), государственных стандартов системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ), строительных норм и правил (СНиП), сводов правил по проектированию и строительству (СП), санитарных правил (СП), гигиенических нормативов (ГН), санитарных правил и норм (СанПиН), санитарных норм (СН).

1.4. Подготовка нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда на федеральном железнодорожном транспорте, должна осуществляться в соответствии с:

Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 10091*;

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "N 1009". - Примечание "КОДЕКС".



разъяснениями "О применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденными приказом Минюста России от 14 июля 1999 года N 217 и зарегистрированными в Минюсте России 16 июля 1999 года N 1835;

Правилами подготовки нормативных правовых актов, издаваемых Министерством путей сообщения Российской Федерации, утвержденными приказом МПС России от 20 июля 1998 года N 15Ц "О дальнейшем совершенствовании работы по подготовке ведомственных нормативных правовых актов" (с изменениями и дополнениями, внесенными приказами МПС России от 22 марта 1999 года N 3Ц и от 28 сентября 2001 года N 34);

настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

1.5. Организацию разработки нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, осуществляют соответствующие структурные подразделения МПС России. Координацию работ по их разработке и организационно-методическое руководство осуществляет Управление охраны труда МПС России.

1.6. Разработка нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, проводится научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими организациями, высшими учебными заведениями железнодорожного транспорта (далее - организации-разработчики) по планам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, программам, годовым планам разработки и пересмотра нормативных правовых актов по охране труда на федеральном железнодорожном транспорте и планам нормотворческой деятельности МПС России и его структурных подразделений.

1.7. Структурные подразделения МПС России, ответственные за разработку нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, ежегодно представляют в Управление охраны труда МПС России планы их разработки, пересмотра или отмены.

1.8. Управление охраны труда МПС России ежегодно представляет в Минтруда России перечень актов, утвержденных в отчетном году, а также систематически информирует Минтруда России о внесенных в эти акты изменениях и дополнениях.

1.9. Нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, утверждаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два срока. Решение о продлении срока действия или отмене указанных актов принимается МПС России не позднее чем за 9 месяцев до окончания срока их действия.

1.10. Нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, согласованные с Минтруда России, изменяются, дополняются или отменяются по согласованию с Минтруда России. Продление срока действия таких актов также осуществляется по согласованию с Минтруда России.

1.11. Руководители структурных подразделений МПС России и начальники железных дорог должны доводить до сведения подчиненных организаций информацию о действующих и вновь вводимых отраслевых правилах, типовых инструкциях и других нормативных правовых актах, содержащих нормативные требования охраны труда.

1.12. Структурные подразделения МПС России, ответственные за разработку нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в порядке, установленном пунктом 42 Правил подготовки нормативных правовых актов, издаваемых Министерством путей сообщения Российской Федерации, после утверждения указанных актов представляют их в Юридическое управление МПС России. Кроме того, два экземпляра указанных актов (в том числе 1 экземпляр на магнитном носителе) направляются в Управление охраны труда МПС России для представления их в Минтруда России и формирования отраслевой базы нормативных документов по охране труда.

1.13. Проекты отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда должны быть согласованы с Управлением охраны труда, Департаментом здравоохранения, Управлением ведомственной охраны, Департаментом безопасности движения и экологии (для отраслевых правил), ЦК Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей и Юридическим управлением (после всех согласований), а также с другими заинтересованными структурными подразделениями МПС России.

1.14. Согласование проекта отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда должно быть проведено в срок, не превышающий 30 дней со дня получения проекта. При наличии предложений и замечаний по проекту они должны быть направлены в тот же срок.

1.15. Необходимость в государственной регистрации в Минюсте России отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда определяется Юридическим управлением МПС России в соответствии с пунктом 43 Правил подготовки нормативных правовых актов, издаваемых Министерством путей сообщения Российской Федерации.

1.16. Проекты отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, согласованные в соответствии с пунктом 1.13 настоящих Правил, представляются для согласования в Минтруда России с сопроводительным письмом, подписанным заместителем министра путей сообщения Российской Федерации, курирующим структурное подразделение МПС России, ответственное за разработку указанных нормативных актов.

1.17. Согласованные в Минтруда России проекты отраслевых правил и типовых инструкций в подлиннике представляются на утверждение заместителю министра путей сообщения Российской Федерации структурным подразделением МПС России, ответственным за их разработку.

1.18. Утвержденные заместителем министра путей сообщения Российской Федерации отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда вводятся в действие нормативным актом МПС России. Подготовка проекта нормативного акта МПС России о введении в действие отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда осуществляется структурным подразделением МПС России, ответственным за их разработку.

В указанном нормативном акте должен быть определен срок введения в действие отраслевых правил и типовых инструкций, установлен срок для тиражирования, рассылки, изучения и проведения мероприятий по их реализации. Кроме того, указанным нормативным актом МПС России должны быть отменены ранее действующие нормативные акты, взамен которых утверждены отраслевые правила и типовые инструкции.

1.19. Тиражирование и рассылку утвержденных отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда организует структурное подразделение МПС России, ответственное за их разработку.

1.20. Действие правил и типовых инструкций по охране труда других отраслей экономики может быть распространено на организации федерального железнодорожного транспорта по согласованию с ЦК Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей, федеральным органом исполнительной власти, утвердившим указанные нормативные правовые акты, и Минтруда России путем издания нормативного акта МПС России о распространении действия указанных правил и типовых инструкций по охране труда.

1.21. Проекты правил безопасности (ПБ), правил устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкций по безопасности (ИБ), государственных стандартов системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ), строительных норм и правил (СНиП), сводов правил по проектированию и строительству (СП), санитарных правил (СП), гигиенических нормативов (ГН), санитарных правил и норм (СанПиН), санитарных норм (СН) разрабатываются структурными подразделениями МПС России в порядке, установленном соответствующими федеральными органами исполнительной власти, согласовываются с соответствующими ведомственными и государственными надзорами.

1.22. Государственные, отраслевые стандарты и стандарты предприятий системы стандартов безопасности труда (ССБТ) разрабатываются в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.0-92, ГОСТ Р 1.2-92, ГОСТ Р 1.4-93.

Построение, изложение, оформление, содержание и согласование разрабатываемых стандартов ССБТ должно отвечать требованиям ГОСТ Р 1.5-92, ГОСТ 12.0.001-82.

Отраслевые организационно-методические документы (положения, методические указания, рекомендации), устанавливающие организационные, технические и экономические требования по охране труда разрабатываются Управлением охраны труда МПС России, а также другими структурными подразделениями МПС России.

1.23. Проекты нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, отраслевых стандартов, организационно-методических и других руководящих и технологических документов, разрабатываемых структурными подразделениями МПС России, должны быть согласованы с Управлением охраны труда МПС России в части требований охраны труда.

1.24. Железные дороги, отделения железных дорог и другие организации федерального железнодорожного транспорта, при необходимости, на основе отраслевых организационно-методических документов по согласованию с соответствующими профсоюзными организациями могут разрабатывать локальные нормативные акты по охране труда с учетом местных условий.

Руководство разработкой локальных нормативных актов, а также инструкций по охране труда для работников осуществляется руководителями организаций.

Разработка локальных актов и инструкций по охране труда для работников должна проводиться по программам и годовым планам мероприятий по охране труда организации.

1.25. Наличие инструкций по охране труда для работников не отменяет требований безопасного выполнения работ, предусмотренных в технологических процессах, технологических картах, техническо-распорядительных актах железнодорожных станций, инструкциях по выполнению работ, инструкциях по эксплуатации оборудования и механизированного инструмента.

II. Порядок разработки отраслевых правил по охране труда

2.1. Отраслевые правила по охране труда (далее - правила) разрабатываются в следующем порядке:

составление перспективного плана разработки новых, пересмотра, продления или отмены действующих правил;

разработка и утверждение технического задания на разработку правил;

разработка проекта первой редакции правил и рассылка его на отзыв заинтересованным организациям;

составление сводки отзывов от заинтересованных организаций и справки о разногласиях по проекту правил;

подготовка проекта окончательной редакции правил;

согласование окончательной редакции правил;

утверждение и регистрация (учет) правил;

организация издания (размножения) правил и информирование об их утверждении заинтересованных организаций.

2.2. Структурные подразделения МПС России, ответственные за разработку правил (далее - заказчик), определяют ведущую организацию-разработчика и, при необходимости, организации-соисполнители.

Ведущая организация-разработчик совместно с организациями-соисполнителями составляет техническое задание на разработку правил.

В техническом задании на разработку правил должны предусматриваться следующие разделы:

основание для разработки правил;

срок выполнения;

цели и задачи разработки правил;

характеристика объекта разработки;

перечень основных требований, устанавливаемых правилами;

взаимосвязь с другими нормативными правовыми актами по охране труда;

акты, которые утрачивают силу или должны быть изменены с введением в действие настоящих Правил;

этапы работ и сроки их выполнения;

перечень структурных подразделений МПС России, железных дорог и организаций, которым должен быть разослан проект первой редакции правил на отзыв;

перечень структурных подразделений МПС России и организаций, с которыми должен быть согласован проект правил;

дополнительные требования к разрабатываемому документу.

При возникновении разногласий между организацией-разработчиком и организациями-соисполнителями при разработке технического задания окончательное решение принимает заказчик.

Техническое задание утверждает заказчик по согласованию с Управлением охраны труда МПС России и Департаментом условий и охраны труда Минтруда России. При необходимости, техническое задание согласовывается с другими структурными подразделениями МПС России.

2.3. Разработка проекта первой редакции правил, рассылка его на отзыв структурным подразделениям МПС России и организациям, составление сводки отзывов и справки о разногласиях, подготовка окончательной редакции правил осуществляется организацией-разработчиком правил.

Справка о разногласиях подписывается руководителем заказчика правил.

Формы технического задания на разработку правил по охране труда, сводки отзывов и справки о разногласиях приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.

2.4. Проект первой редакции правил разрабатывается в соответствии с техническим заданием. Методические указания к содержанию и оформлению отраслевых правил по охране труда приведены в приложении N 2 к настоящим Правилам.

Проект первой редакции правил подписывают руководители и исполнители организаций-разработчиков.

2.5. Проект первой редакции правил с сопроводительным письмом, подписанным заказчиком, и, при необходимости, с пояснительной запиской направляется на рассмотрение в структурные подразделения МПС России, на железные дороги и организации, указанные в техническом задании.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»