Недействующий

Методические рекомендации по проведению проверок целевого использования средств, полученных территориальными фондами обязательного медицинского страхования на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан ... (утратили силу)

3. Проверка целевого использования средств, полученных ТФОМС
на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий
граждан по обеспечению лекарственными средствами

3.1. Ревизия банковских операций по расходованию средств с указанного отдельного счета ТФОМС, открытого для учета средств на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, учитывая, что в соответствии с Правилами финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 864, использование средств, полученных ТФОМС на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами, может осуществляться по следующим направлениям:

- первое направление - на оплату стоимости лекарственных средств, фактически полученных гражданами, имеющими право на государственную социальную помощь, по рецептам, выписанным в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 257, по ценам, не превышающим зарегистрированных цен, с учетом предельной торговой надбавки к этим ценам и действующего налогового законодательства. Перечисление средств на указанные цели осуществляется с отдельного счета по учету средств на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами на счета фармацевтических организаций. Порядок перечисления средств на счета фармацевтической организации определен приказом ФОМС от 02.02.2005 N 9 "Об утверждении порядка перечисления ТФОМС средств на счета фармацевтической организации в случае отсутствия в субъекте Российской Федерации страховой медицинской организации, осуществляющей деятельность по обеспечению граждан необходимыми лекарственными средствами";

- второе направление - на расходы ТФОМС по осуществлению контроля качества, организационных и информационно-технических мероприятий по обеспечению граждан необходимыми лекарственными средствами. Перечисление средств на указанные цели осуществляется с отдельного счета ТФОМС, открытого для учета средств на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, на счет ТФОМС, открытый для учета и расходования средств на выполнение управленческих функций, на оплату расходов ТФОМС в соответствии с утвержденной сметой расходов на осуществление контроля качества, организационных и информационно-технических мероприятий по обеспечению граждан необходимыми лекарственными средствами. Указанный порядок предусмотрен приказом ФОМС от 23.06.2005 N 64 "Об определении расходов на обеспечение организационной деятельности страховых медицинских организаций (расходы на ведение дела) и расходов территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление контроля качества, организационных и информационно-технических мероприятий по обеспечению граждан необходимыми лекарственными средствами" (в ред. приказа ФОМС от 16.08.2005 N 81) и письмом ФОМС от 18.08.2005 N 3941/11-и "Об исполнении приказа ФОМС от 23.06.2005 N 64";

- третье направление - страховым медицинским организациям, осуществляющим страхование обеспечения граждан необходимыми лекарственными средствами (перечисление средств страховым медицинским организациям на страхование обеспечения необходимыми лекарственными средствами граждан при оказании амбулаторно-поликлинической помощи на основании договора, заключенного ТФОМС со страховой медицинской организацией, на дату утверждения настоящих Методических рекомендаций не осуществлялось. Решением правления ФОМС от 12.03.2005 N 4А/01 территориальным фондам ОМС рекомендовано осуществлять перечисление средств на оплату стоимости лекарственных средств по дополнительному лекарственному обеспечению в соответствии с пунктом 18 Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 864).

Иные направления использования средств, полученных ТФОМС на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами, действующими нормативными актами Российской Федерации не предусмотрены.

Использование средств страхового резерва согласно пункту 5 Порядка формирования и использования средств страхового резерва из средств на обеспечение граждан необходимыми лекарственными средствами Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом ФОМС от 31.12.2004 N 93, осуществляется исключительно на финансирование расходов по обеспечению граждан необходимыми лекарственными средствами.

Исходя из вышеизложенного определяется объем средств, перечисленный с отдельного счета ТФОМС, открытого для учета средств на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан:

- по 1 направлению - на счета фармацевтических организаций согласно платежным поручениям (и/или банковским выпискам) и соответствующим актам экспертизы счета и счетам-фактурам, в том числе из средств страхового резерва (проверяется соответствие сумм средств страхового резерва, полученных и использованных);

- по 2 направлению - на счет ТФОМС, открытый для учета и расходования средств на выполнение управленческих функций, на оплату расходов ТФОМС на осуществление контроля качества, организационных и информационно-технических мероприятий по обеспечению граждан необходимыми лекарственными средствами.

Объем средств по 2 направлению (объем средств на осуществление контроля качества, организационных и информационно-технических мероприятий по обеспечению граждан необходимыми лекарственными средствами) рассчитывается в процентном отношении к объему средств по 1 направлению (объем средств, фактически направленный на оплату стоимости лекарственных средств для отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи), что должно составлять не более 3 процентов и не превышать объем сметных назначений на расходы ТФОМС на осуществление контроля качества, организационных и информационно-технических мероприятий по обеспечению граждан необходимыми лекарственными средствами.

3.1.1. По первому направлению проверяется:

1) Наличие Перечня врачей (фельдшеров), перечня лечебно-профилактических учреждений, имеющих право на выписку лекарственных средств при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, и договоров ТФОМС с указанными лечебно-профилактическими учреждениями.

2) Наличие договоров ТФОМС с фармацевтическими организациями, осуществляющими поставку лекарственных средств в данный регион, имеющими лицензию на соответствующий вид деятельности: розничная торговля лекарственными средствами, включенными в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи.

Начиная с 2006 года предусмотрена примерная форма государственного контракта на осуществление поставки и отпуска лекарственных средств гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, и порядок заключения государственного контракта, являющиеся приложением 1 к договору, заключаемому между ФОМС и ТФОМС во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 03.10.2005 N 1558-Р "Об организации проведения конкурса на осуществление поставок и отпуска лекарственных средств в части оказания дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан" и приказа ФОМС от 20.10.2005 N 103 "О распоряжении Правительства Российской Федерации". С 2006 года проверка заключения договоров с фармацевтическими организациями осуществляется с учетом требований указанных документов.

3) Наличие приказа ТФОМС о порядке проведения медико-экономической экспертизы в соответствии с Методическими рекомендациями от 25.02.2005 N 844/30-Зи (в ред. от 25.05.2005 N 2530/30-3 и от 21.07.2005 N 3484/50-1/и) "Организация и проведение медико-экономического контроля за назначением и обеспечением лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи" и письма ФОМС от 16.03.2005 N 1153/40-1/и.

4) Соблюдение порядка оплаты счетов, предъявленных фармацевтическими организациями ТФОМС на оплату отпущенных лекарственных средств, определенного приказами ФОМС от 02.02.2005 N 9 "Об утверждении порядка перечисления ТФОМС средств на счета фармацевтической организации в случае отсутствия в субъекте Российской Федерации страховой медицинской организации, осуществляющей деятельность по обеспечению граждан необходимыми лекарственными средствами" и от 21.02.2005 N 16 "Об утверждении регистров учета средств на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами" (в ред. приказов ФОМС от 25.05.2005 N 55, от 20.07.2005 N 74), в том числе проверяется:

- наличие в договорах с фармацевтическими организациями условий об оплате счетов на основании акта экспертизы счета за лекарственные средства, отпущенные при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, о предоставлении фармацевтическими организациями реестров рецептов лекарственных средств, отпущенных при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, и реестров лекарственных средств, отпущенных по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан;

- правильность оформления счета на возмещение суммы за отпущенные лекарственные средства;

- соблюдение сроков проведения экспертизы счетов и сроков их оплаты;

- правильность оформления актов экспертизы счета за лекарственные средства, отпущенные при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи (утвержденная форма акта приведена в приложение 6 к приказу ФОМС от 21.02.2005 N 16);

- правильность оформления счетов-фактур на возмещение суммы за отпущенные лекарственные средства.

При этом при проверке следует учитывать изменения, внесенные в приказ ФОМС от 21.02.2005 N 16 в течение 2005 года.

Согласно нормам приказа ФОМС от 25.05.2005 N 55 "О внесении изменений в приказ ФОМС от 21.02.2005 N 16 "Об утверждении регистров учета средств на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами" с указанного периода оплата счетов фармацевтических организаций стала предусматриваться в два этапа:

- в течение 3 банковских дней после поступления в ТФОМС документов, подтверждающих расходы на оплату лекарственных средств, отпущенных гражданам, оформление акта экспертизы 1 этапа представленных документов и частичная оплата счета за фактически отпущенные лекарственные средства отдельным категориям граждан (размер частичной оплаты счета устанавливается с учетом средней фактически сложившейся суммы отклоненных от оплаты счетов, но не менее 50% от суммы предъявленного к оплате счета);

- оформление сводного акта медико-экономического контроля и в течение 3 банковских дней оплата оставшейся суммы счета.

Согласно нормам приказа ФОМС от 20.07.2005 N 74 "О внесении изменений в приказ ФОМС от 21.02.2005 N 16 "Об утверждении регистров учета средств на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами" и письма ФОМС от 21.07.2005 N 3485/50-1/и предусмотрена необходимость представления фармацевтической организацией счетов-фактур на каждую сумму частичной оплаты счета в соответствии с пунктом 9 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914.

5) Проводится выборочная проверка документов, подтверждающих расходы на оплату лекарственных средств, отпущенных гражданам, полученных ТФОМС от фармацевтических организаций:

- реестров лекарственных средств, отпущенных при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, полученных фармацевтическими организациями от аптечных организаций, по форме РЛ-1 (приложения 1,2 к приказу ФОМС от 21.02.2005 N 16) в бумажном и электронном видах в соответствии с форматами, определенными Методическими рекомендациями по организации информационного взаимодействия между участниками лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан при обязательном медицинском страховании, утвержденными приказом ФОМС от 24.05.2005 N 51;