Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2005 года N 833

О федеральной целевой программе "Русский язык (2006-2010 годы)" *О)

(с изменениями на 3 июня 2010 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2010 года N 399.

____________________________________________________________________



В целях укрепления государственности, национальной безопасности и престижа Российской Федерации, ее полноправного вхождения в мировое политическое, экономическое и культурное пространство, развития интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Русский язык (2006-2010 годы)" (далее - Программа).

2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на соответствующие годы включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 2010 года N 399 - см. предыдущую редакцию).

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии в 2006-2010 годах региональных целевых программ, направленных на укрепление позиций русского языка, учитывать положения Программы.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков

     

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 декабря 2005 года N 833

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Русский язык (2006-2010 годы)"

(с изменениями на 3 июня 2010 года)

ПАСПОРТ
федеральной целевой программы "Русский язык (2006-2010 годы)"

Наименование Программы

-

федеральная целевая программа "Русский язык (2006-2010 годы)"

Дата принятия решения
о разработке Программы
(наименование и номер
соответствующего
правового акта)

-

распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2005 г. N 1355-р

Государственные
заказчики Программы

-

Министерство образования и науки Российской Федерации

(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 2010 года N 399 - см. предыдущую редакцию)

Государственный
заказчик-координатор
Программы

-


Министерство образования и науки Российской Федерации


Основные разработчики
Программы

-

Российская академия наук, Российская академия образования, Московский
государственный университет имени М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет,
Московский государственный лингвистический университет, Государственный институт русского
языка имени А.С.Пушкина, Российский университет дружбы народов, Российский центр международного научного и культурного сотрудничества при Министерстве иностранных дел Российской Федерации

Цель и задачи
Программы

-

целью Программы является создание условий для полноценной реализации функций русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения для укрепления
государственности, национальной безопасности и престижа страны, развития интеграционных процессов в государствах - участниках СНГ, полноправного вхождения Российской Федерации в мировое политическое, экономическое, культурное и образовательное пространство. В Российской Федерации стратегическими задачами Программы являются:
обеспечение эффективного функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации;
укрепление позиций русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации;
создание полноценных условий для развития русского языка как национального языка русского народа.
В зарубежных странах стратегическими задачами Программы являются:
обеспечение эффективного функционирования русского языка как основы развития интеграционных
процессов в СНГ;
обеспечение распространения и изучения русского языка и культуры России в зарубежных странах;
обеспечение наиболее полного удовлетворения языковых и культурных потребностей соотечественников за рубежом

Важнейшие показатели и индикаторы Программы

-

доступность для населения зарубежных стран просветительских мероприятий, популяризирующих русский язык, литературу и культуру России;

доля лиц, владеющих русским языком, среди населения государств - участников СНГ и стран Балтии;

увеличение количества лиц, получающих образование на русском языке, среди населения государств - участников СНГ и стран Балтии;

доступность для населения государств - участников СНГ и стран Балтии консультационных услуг в сфере русского языка и культуры России;

доступность для населения государств - участников СНГ и стран Балтии мероприятий, связанных с русским языком и культурой России;

доля лиц, владеющих русским языком, в зарубежных странах;

доступность изучения русского языка и культуры России для населения зарубежных стран;

доступность для населения зарубежных стран мероприятий, связанных с русским языком и культурой России;

увеличение количества лиц среди населения зарубежных стран, в отношении которых осуществляется деятельность общественных организаций, популяризирующих русский язык и культуру России;

доступность для соотечественников (детей и взрослых) за рубежом телерадиовещания на русском языке.

(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 2010 года N 399 - см. предыдущую редакцию)

Сроки и этапы
реализации Программы

-

Программа рассчитана на 2006-2010 годы и осуществляется в 3 этапа:
I этап (2006-2007 годы) - разработка и создание методологической и научно-методической базы для
реализации Программы (комплекс просветительских, научных и образовательных мероприятий
Программы);
II этап (2008-2009 годы) - применение на практике концептуальных основ и новых технологий в процессе реализации Программы;
III этап (2010 год) - завершение реализации Программы и анализ ее результатов

Объемы и источники
финансирования
Программы

-

необходимый объем финансирования Программы в ценах соответствующих лет составляет 1402,359 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 1210 млн. рублей;

средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 155,454 млн. рублей; средства внебюджетных источников - 36,905 млн. рублей

(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 2010 года N 399 - см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

-

увеличение количества субъектов Российской Федерации, в которых действуют нормативные правовые акты, обеспечивающие бесконфликтное функционирование русского языка как государственного языка Российской Федерации, с 42 до 89 процентов;

увеличение количества образовательных учреждений с этнокультурным компонентом с 15 до 40 процентов;

увеличение количества региональных средств массовой информации, в которых соблюдаются нормы русского литературного языка, с 45 до 90 процентов;

увеличение количества детей беженцев и вынужденных переселенцев, изучающих русский язык и литературу, с 45 до 90 процентов;

увеличение количества образовательных учреждений общего образования, реализующих образовательные программы по культуре речи и риторике, с 45 до 90 процентов;

увеличение количества выпускников системы общего и профессионального образования с высоким уровнем владения русским языком с 45 до 90 процентов;

увеличение количества изданных и распространенных программ и учебных комплексов по русскому языку и литературе с лингвокультурологическим компонентом с 15 до 36 процентов;

расширение объема телерадиовещания на русском языке в государствах - участниках СНГ и странах Балтии с 45 до 80 процентов;

увеличение количества участников мероприятий, связанных с русским языком, литературой и культурой России, которые проводятся в государствах - участниках СНГ и странах Балтии, с 45 до 80 процентов;

увеличение количества участников кружков и курсов русского языка для соотечественников (детей и взрослых) за рубежом с 5 до 50 процентов;

увеличение количества потребителей услуг дистанционного обучения соотечественников за рубежом русскому языку и культуре России с 3 до 20 процентов

(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 2010 года N 399 - см. предыдущую редакцию)


I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

В период существования Советского Союза на русском как основном государственном языке разговаривали 286 млн. человек. К настоящему времени население 14 бывших республик СССР насчитывает свыше 140 млн. человек и по численности почти равно населению Российской Федерации, однако русским языком владеет, по оценкам, представленным в докладе Министерства иностранных дел Российской Федерации "Русский язык в мире", 100 млн. человек. Согласно экспертным оценкам, через 10 лет число лиц, владеющих русским языком в этих странах, уменьшится более чем в 2 раза. Например, в Литве русским языком владеют 80 процентов лиц старшего и среднего возраста и лишь 13 процентов лиц моложе 15 лет.

В Российской Федерации также наблюдается снижение уровня владения русским языком как государственным, особенно среди представителей молодого поколения, сужение сферы его функционирования как средства межнационального общения, искажение литературных норм и культуры речи в среде политических деятелей, государственных служащих, работников культуры, радио, телевидения.

Федеральная целевая программа "Русский язык (2006-2010 годы)" (далее - Программа) является организационной основой решения проблемы применения государственного языка и языков народов Российской Федерации. Президент Российской Федерации Путин В.В. придает особое значение сохранению, укреплению, развитию и распространению русского языка как важнейшего средства консолидации российского общества, интеграции государств - участников СНГ, вхождения России в мировое экономическое, политическое, культурное и образовательное пространство (поручение Президента Российской Федерации от 4 января 2005 года N Пр-22).

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 г. поставлена задача формирования единого экономического, гуманитарного и правового пространства СНГ, поскольку Россия связана с бывшими республиками СССР, а ныне независимыми государствами, единством исторической судьбы, русским языком и великой культурой.

Разработку Программы обусловили следующие факторы:

необходимость создания условий функционирования русского языка как важнейшего средства обеспечения государственной целостности России и национальной безопасности;

необходимость обеспечения условий для реализации принципов, основанных на понимании статуса государственного языка, закрепленного за русским языком Конституцией Российской Федерации, как объединяющего элемента политической, экономической и культурной сфер жизни страны;

потребность страны в проведении единой политики в языковой сфере во всех субъектах Российской Федерации;

необходимость создания равных условий для овладения русским языком всеми гражданами Российской Федерации;

актуальность упрочения роли русского языка как одной из важнейших социально-культурных составляющих объединения российского гражданского общества;

необходимость поддержки русского языка как средства межнационального общения в государствах - участниках СНГ;

необходимость укрепления позиций русского языка в мире для дальнейшего развития политических, экономических, социальных и культурных отношений с зарубежными странами, а также русскими диаспорами в них;

необходимость формирования положительного отношения к России в мировом сообществе.

Основаниями для разработки Программы являются Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации", Закон Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации", Приоритетные направления развития образования в Российской Федерации, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 г., а также распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2005 года N 1355-р.

Опыт выполнения федеральных целевых программ "Русский язык" на 2002-2005 годы и "Программа поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств" на 2004-2005 годы показал целесообразность их объединения для осуществления комплексного подхода к решению государственных проблем в сфере образования, а также проблем применения государственного языка и других языков Российской Федерации. Реализация федеральной целевой программы "Русский язык" на 2002-2005 годы позволила привлечь к участию 63 организации из 7 федеральных округов, включая 36 субъектов Российской Федерации, а также из 3 государств - участников СНГ. Изучена языковая ситуация в Сибири, Тюменской области, на Крайнем Севере и Дальнем Востоке, издана серия сборников "Права человека и законодательство о языках Российской Федерации" по 8 субъектам Российской Федерации.

В результате проведенных исследований были разработаны квалификационные требования к государственным служащим Российской Федерации, касающиеся уровня владения русским языком и культуры речи, созданы типовые тестовые материалы.

Исследовано языковое законодательство стран Балтии, разработаны принципы и методика социолингвистического контроля языковых ситуаций в странах ближнего зарубежья, в частности, странах Балтии.

Общий тираж всей изданной учебно-методической литературы по русскому языку как иностранному составил 22895 экземпляров. Вся выпущенная продукция была распространена за рубежом через систему российских зарубежных центров науки и культуры при Министерстве иностранных дел Российской Федерации и по линии Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы, а также поступила в библиотеки российских вузов, ведущих обучение русскому языку студентов-иностранцев.

В рамках федеральной целевой программы "Программа поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств" на 2004-2005 годы осуществлена поставка в общеобразовательные учреждения, ведущие обучение на русском языке, Республики Армения, Республики Белоруссия, Республики Казахстан, Киргизской Республики и Республики Таджикистан комплектов учебников и учебно-методической литературы и мультимедийных обучающих программ на сумму около 50 млн. рублей.

В государствах ближнего зарубежья обеспечен учебный процесс для 10 тыс. человек, обучающихся в Российско-Армянском (Славянском) университете в г. Ереване (Республика Армения), в Российско-Белорусском (Славянском) университете в г. Могилеве (Республика Белоруссия), в Российско-Киргизском (Славянском) университете в г. Бишкеке (Киргизская Республика), в Российско-Таджикском (Славянском) университете в г. Душанбе (Республика Таджикистан) и Российско-Туркменской общеобразовательной школе в г. Ашхабаде (Туркменистан).

Обеспечен учебный процесс по российским образовательным стандартам в более чем 70 филиалах российских вузов.

В ходе реализации федеральных целевых программ "Русский язык" на 2002-2005 годы и "Программа поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств" на 2004-2005 годы стало очевидным, что, несмотря на наметившиеся в области функционирования русского языка положительные сдвиги, еще сохраняют остроту следующие проблемы:

отсутствие комплексного подхода к решению стратегических задач;

невысокая эффективность межведомственной координации;

необходимость вовлечения гражданского общества и представителей бизнеса в решение проблем;

недостаточность бюджетного финансирования.

Решение этих проблем требует применения эффективных механизмов и методов.

Применение программно-целевого метода позволит:

обеспечить последовательность и контроль инвестирования государственных средств, предназначенных для финансирования Программы;

выявить круг приоритетных объектов и субъектов инвестирования Программы;

разработать и внедрить технологию решения актуальных проблем в области применения государственного языка и других языков Российской Федерации с участием институтов гражданского общества;

создать организационную основу реализации Программы;

создать предпосылки и условия для устойчивого развития и функционирования образованной в ходе выполнения Программы инфраструктуры после 2010 года.

Для реализации стратегических задач Программы предусматривается создание централизованных механизмов их решения на федеральном уровне, использование полученных результатов на региональном и муниципальном уровнях, а также формирование системы индикаторов и показателей реализации Программы. Это возможно только при использовании программно-целевого метода.

Решение проблем программно-целевым методом направлено на создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами Программы в условиях существующих бюджетных ограничений.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»