Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 июня 2001 года N 483


О федеральной целевой программе
"Русский язык" на 2002-2005 годы

(с изменениями на 6 сентября 2004 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 года N 712;

постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2004 года N 459.

____________________________________________________________________



В целях осуществления целенаправленной политики поддержки русского языка Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Русский язык" на 2002-2005 годы (далее именуется - Программа).

2. Утвердить государственным заказчиком Программы Федеральное агентство по образованию (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2004 года N 459 - см. предыдущую редакцию).

3. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на 2002-2005 годы предусматривать выделение средств на реализацию Программы с ежегодным уточнением объемов ассигнований (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2004 года N 459 - см. предыдущую редакцию).

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить мероприятия по формированию и внедрению социально значимых направлений поддержки русского языка в регионах.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

 УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 июня 2001 года N 483

Федеральная целевая программа
"Русский язык" на 2002-2005 годы

(с изменениями на 6 сентября 2004 года)

     

ПАСПОРТ
федеральной целевой программы "Русский язык"
на 2002-2005 годы

Наименование Программы

-

федеральная целевая программа "Русский
язык" на 2002-2005 годы

Основание для разработки
Программы

-

распоряжение Правительства Российской
Федерации от 5 января 2001 года N 12-р

Государственный
заказчик

-

Федеральное агентство по образованию

(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2004 года N 459 - см. предыдущую редакцию)

Основные разработчики
Программы





-

Министерство образования Российской
Федерации, Министерство по делам
федерации, национальной и миграционной
политики Российской Федерации,
Российская академия наук, Российская
академия образования, Московский
государственный университет имени
М.В.Ломоносова

Цель Программы

-

сохранение духовного, художественного,
научного и культурного достояния
России

Задачи Программы

-

развитие и распространение русского
языка как государственного языка
Российской Федерации;






развитие русского языка как
национального языка русского народа;
укрепление позиций русского языка как
средства межнационального общения
народов России, государств -
участников СНГ и стран Балтии;


расширение влияния русского языка в
сфере международного общения;


обновление содержания и методов
обучения русскому языку;


усиление роли русского языка в сфере
образования;



разработка комплекса мер по пропаганде
русского языка и русской культуры с
помощью средств массовой информации

Сроки реализации
Программы

-

2002-2005 годы

Части и разделы
Программы

-

Часть I. Научно-исследовательские работы

(абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 года N 712 - см. предыдущую редакцию)





Разделы:

1. Русский язык как государственный
язык Российской Федерации.
Государственная политика в области
русского языка




2. Русский язык как национальный
язык русского народа, основа его
художественной литературы и духовной
культуры

3. Русский язык как мировой язык



Часть II. Прочие нужды


Разделы:



1. Подготовка и повышение
квалификации преподавателей русского
языка как иностранного


2. Организация семинаров,
конференций, совещаний, олимпиад



3. Подготовка изданий и
просветительская деятельность в
области русского языка и литературы


4. Пропаганда русского языка в
средствах массовой информации



5. Меры, направленные на сохранение
позиций русского языка в России и за
рубежом

6. Организационно-методическое сопровождение
Программы (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 года N 712)

Объемы и источники
финансирования

-

на 2002-2005 годы всего - 165180 тыс.
рублей, из них: средства федерального
бюджета - 128140 тыс. рублей, средства
бюджетов субъектов Российской Федерации -
15440 тыс. рублей, внебюджетные
средства - 21600 тыс. рублей


в том числе:
выделено в 2002 году 20380 тыс. рублей,
из них:
на научно-исследовательские работы - 7090
тыс. рублей, в том числе средства
федерального бюджета - 1400 тыс. рублей,
средства бюджетов субъектов Российской
Федерации - 2940 тыс. рублей,
внебюджетные средства - 2750 тыс. рублей;


на прочие нужды - 13290 тыс. рублей, в
том числе средства федерального бюджета -
10890 тыс. рублей, средства бюджетов
субъектов Российской Федерации - 1000
тыс. рублей, внебюджетные средства - 1400
тыс. рублей;


предусмотрено на 2003 год 39818 тыс.
рублей, из них:
на научно-исследовательские работы - 7018
тыс. рублей, в том числе средства
федерального бюджета - 1568 тыс. рублей,
средства бюджетов субъектов Российской
Федерации - 2700 тыс. рублей,
внебюджетные средства - 2750 тыс. рублей;
на прочие нужды - 32800 тыс. рублей, в
том числе средства федерального бюджета -
30000 тыс. рублей, средства бюджетов
субъектов Российской Федерации - 1400
тыс. рублей, внебюджетные средства - 1400
тыс. рублей;














предусмотрено на 2004-2005 годы 104982
тыс. рублей, из них:
на научно-исследовательские работы -
13182 тыс. рублей, в том числе средства
федерального бюджета - 4282 тыс. рублей,
средства бюджетов субъектов Российской
Федерации - 5400 тыс. рублей,
внебюджетные средства - 3500 тыс. рублей;
на прочие нужды - 91800 тыс. рублей, в
том числе средства федерального бюджета -
80000 тыс. рублей, средства бюджетов
субъектов Российской Федерации - 2000
тыс. рублей, внебюджетные средства - 9800
тыс. рублей.

(Позиция "Объемы и источники финансирования" в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 года N 712 - см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые результаты
реализации Программы

-

новый свод правил современного
русского языка;



разработка словарной и
грамматической кодификации русского
языка;



аналитические доклады по вопросу
функционирования русского языка как
межнационального;



разработка новых технологий обучения
русскому языку, создание нового
поколения учебников;




разработка языковых квалификационных
требований по использованию русского
языка должностными лицами и
государственными служащими;





разработка стандартов в области
контроля качества владения нормами
русского литературного языка,
подготовка типовых тестовых
материалов;






разработка документов по
международной сертификации уровней
владения русским языком в соответствии
с требованиями Совета Европы и ЮНЕСКО;
выпуск нового поколения
учебно-методической литературы;






создание и освоение современных
методов преподавания русского языка в
средней и высшей школе в России и в
странах ближнего и дальнего зарубежья;
получение сведений о реальной
языковой ситуации в России;



составление научного прогноза
развития межъязыковых отношений в
стране;


разработка теории языковой политики
в многонациональном государстве;



разработка законодательной базы,
регулирующей функционирование русского
языка как государственного;



издание новых образцов научной,
популярной и справочной литературы по
русскому языку;





подготовка справочников, словарей,
текстов с культурологическим
комментарием, направленных на
сохранение русской духовности в
системе образования;





подготовка вузовских программ по
современному русскому языку, его
истории, диалектологии, стилистике,
истории русского литературного языка и
культуре речи;



разработка курсов дистанционного
обучения русскому языку как
иностранному;


создание гибких моделей обучения
русскому языку как иностранному;



подготовка нового поколения
программ, учебников и учебных пособий
по русскому языку как иностранному;



создание цикла передач на
телевидении и радио, пропагандирующих
русский язык и русскую культуру;



разработка региональных программ
"Русский язык", входящих в общую
систему мероприятий.

Система организации
контроля за исполнением
Программы

-

определяется Федеральным агентством по образованию

(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2004 года N 459 - см. предыдущую редакцию)

     

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения народов России и государств - участников СНГ, одним из шести официальных и рабочих языков Организации Объединенных Наций, принадлежит к самым распространенным в мире языкам. Русский язык играет важную роль в обеспечении консолидации, единства и культурного развития народов России, в осуществлении сотрудничества с народами государств - участников СНГ и стран Балтии, с мировым сообществом в целом.

Основой языковой политики, включая политику в области образования, является стратегия сохранения и упрочения сбалансированного национально-русского и русско-национального двуязычия, при котором обеспечивается знание русского языка как государственного всем населением Российской Федерации, поощряется изучение национальных языков населением ее республик и создаются условия для гармоничного взаимодействия русского языка с другими языками Российской Федерации.

Русский язык, выполняя интеграционную функцию, является важным средством укрепления государственности, обеспечения культурного и хозяйственного развития страны.

В наши дни трудно не заметить снижения культуры речи в языке художественной литературы и журналистики, в средствах массовой информации, в публичных выступлениях, в бытовом общении. Русская речь страдает от внедрения в нее вульгарных, а иногда и просто непристойных выражений, она засоряется жаргонными словами и оборотами. Нормы литературного языка не соблюдаются, слова-паразиты, неоправданные иноязычные заимствования все чаще встречаются в речи ведущих теле- и радиопередач.

Обучение русскому языку и литературе в образовательных учреждениях всех типов и видов решающим образом влияет на реальную грамотность населения и культуру речи общества в целом. Однако выпускники школ и даже вузов не обладают самыми необходимыми знаниями и навыками в орфографии, пунктуации, устной речи.

Преподаватели русского языка и литературы в школах и вузах (особенно национальных) ощущают нехватку учебно-методической литературы. Из-за недостатка средств не обеспечивается необходимый объем научно-методической работы в области русского языка и словесности. Не хватает словарей и справочников, крайне мало публикуется памятников русской письменности и культуры, произведений русской классической литературы. Между тем в условиях нынешней языковой ситуации исключительно важно осуществить издание академических собраний сочинений классиков русской литературы, что поможет сохранению и исследованию богатых выразительных возможностей русского литературного языка.

Распространение русского языка за рубежом является важным направлением международной политики Российской Федерации. Но современное положение русского языка в мире, его функционирование за пределами России вызывают самую серьезную озабоченность.

В странах Центральной и Восточной Европы русский язык практически исключен из учебных программ высших и средних учебных заведений. Резко сократилось число учителей и преподавателей русского языка, прекратили свою деятельность многие образовательные центры, основной задачей которых являлось оказание научно-методической помощи зарубежным русистам. Сокращается число российских преподавателей, направляемых для работы в учебные заведения стран Азии, Африки и Латинской Америки. Отделения и кафедры русского языка в зарубежных странах практически не получают методической и материально-технической помощи из России. Число изучающих русский язык в этих странах существенно уменьшилось. В ряде государств - участников СНГ и стран Балтии вытеснение русского языка из государственных учебных программ исключает возможность его организованного изучения. Свертывание обучения на русском языке усиливает социальную напряженность. Нельзя забывать о необходимости государственной поддержки со стороны России стремления многих миллионов русских, проживающих в государствах - участниках СНГ и странах Балтии, сохранить русскую культуру.

Необходимо также отметить резкое сокращение теле- и радиовещания на русском языке, ограничение информационного, образовательного и культурного пространства в связи с вытеснением русского языка из печатных и электронных средств массовой информации.

В настоящее время в большинстве стран ближнего зарубежья использование русского языка как средства межнационального общения сохраняется в основном за счет созданной в предшествующие годы базы, которая, не имея внутренней и внешней поддержки, постепенно разрушается.

Качество преподавания русского языка в зарубежных учебных заведениях не всегда отвечает современным требованиям. Существующие формы повышения квалификации не обеспечивают потребности в национальных кадрах преподавателей русского языка.

На территории России традиционно сложившейся нормой является двуязычие и многоязычие, что служило и служит источником взаимного обогащения языков и культур. Государственная политика России в языковой сфере исходит из основополагающего принципа равноправия всех языков независимо от их правового статуса, а также численности и характера расселения носителей языка.

В связи с этим чрезвычайно важно осознание того, что, будучи национальным достоянием общества язык, должен охраняться и поддерживаться государством. Языковая политика как часть государственной политики должна быть направлена на обеспечение оптимального функционирования языков во всех сферах общества, их дальнейшего развития и взаимодействия.

Федеральная целевая программа "Русский язык" на 2002-2005 годы (далее именуется - Программа) нацелена на обновление языковой политики, на составление среднесрочных и краткосрочных программ разных уровней (федеральных, республиканских, местных, межгосударственных).

2. Цель и задачи реализации Программы

Целью Программы является сохранение духовного, художественного, научного и культурного достояния России.

Программа   призвана  решать  задачи  федерального  уровня  и государственного значения (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 года N 712 - см. предыдущую редакцию):

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»