(с изменениями на 6 сентября 2004 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 года N 712;
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2004 года N 459.
____________________________________________________________________
В целях осуществления целенаправленной политики поддержки русского языка Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Русский язык" на 2002-2005 годы (далее именуется - Программа).
2. Утвердить государственным заказчиком Программы Федеральное агентство по образованию (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2004 года N 459 - см. предыдущую редакцию).
3. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на 2002-2005 годы предусматривать выделение средств на реализацию Программы с ежегодным уточнением объемов ассигнований (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2004 года N 459 - см. предыдущую редакцию).
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить мероприятия по формированию и внедрению социально значимых направлений поддержки русского языка в регионах.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов
Федеральная целевая программа
"Русский язык" на 2002-2005 годы
(с изменениями на 6 сентября 2004 года)
Наименование Программы | - | федеральная целевая программа "Русский |
Основание для разработки | - | распоряжение Правительства Российской |
Государственный | - | Федеральное агентство по образованию |
(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2004 года N 459 - см. предыдущую редакцию) | ||
Основные разработчики | - | Министерство образования Российской |
Цель Программы | - | сохранение духовного, художественного, |
Задачи Программы | - | развитие и распространение русского |
развитие русского языка как | ||
расширение влияния русского языка в | ||
обновление содержания и методов | ||
усиление роли русского языка в сфере | ||
разработка комплекса мер по пропаганде | ||
Сроки реализации | - | 2002-2005 годы |
Части и разделы | - | Часть I. Научно-исследовательские работы (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 года N 712 - см. предыдущую редакцию) |
Разделы: | ||
2. Русский язык как национальный | ||
3. Русский язык как мировой язык | ||
| ||
1. Подготовка и повышение | ||
2. Организация семинаров, | ||
3. Подготовка изданий и | ||
4. Пропаганда русского языка в | ||
5. Меры, направленные на сохранение | ||
6. Организационно-методическое сопровождение | ||
Объемы и источники | - | на 2002-2005 годы всего - 165180 тыс. |
в том числе: | ||
на прочие нужды - 13290 тыс. рублей, в | ||
предусмотрено на 2003 год 39818 тыс. | ||
предусмотрено на 2004-2005 годы 104982 | ||
(Позиция "Объемы и источники финансирования" в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 года N 712 - см. предыдущую редакцию) | ||
Ожидаемые результаты | - | новый свод правил современного |
разработка словарной и | ||
аналитические доклады по вопросу | ||
разработка новых технологий обучения | ||
разработка языковых квалификационных | ||
разработка стандартов в области | ||
разработка документов по | ||
создание и освоение современных | ||
составление научного прогноза | ||
разработка теории языковой политики | ||
разработка законодательной базы, | ||
издание новых образцов научной, | ||
подготовка справочников, словарей, | ||
подготовка вузовских программ по | ||
разработка курсов дистанционного | ||
создание гибких моделей обучения | ||
подготовка нового поколения | ||
создание цикла передач на | ||
разработка региональных программ | ||
Система организации | - | определяется Федеральным агентством по образованию |
(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2004 года N 459 - см. предыдущую редакцию) |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения народов России и государств - участников СНГ, одним из шести официальных и рабочих языков Организации Объединенных Наций, принадлежит к самым распространенным в мире языкам. Русский язык играет важную роль в обеспечении консолидации, единства и культурного развития народов России, в осуществлении сотрудничества с народами государств - участников СНГ и стран Балтии, с мировым сообществом в целом.
Основой языковой политики, включая политику в области образования, является стратегия сохранения и упрочения сбалансированного национально-русского и русско-национального двуязычия, при котором обеспечивается знание русского языка как государственного всем населением Российской Федерации, поощряется изучение национальных языков населением ее республик и создаются условия для гармоничного взаимодействия русского языка с другими языками Российской Федерации.
Русский язык, выполняя интеграционную функцию, является важным средством укрепления государственности, обеспечения культурного и хозяйственного развития страны.
В наши дни трудно не заметить снижения культуры речи в языке художественной литературы и журналистики, в средствах массовой информации, в публичных выступлениях, в бытовом общении. Русская речь страдает от внедрения в нее вульгарных, а иногда и просто непристойных выражений, она засоряется жаргонными словами и оборотами. Нормы литературного языка не соблюдаются, слова-паразиты, неоправданные иноязычные заимствования все чаще встречаются в речи ведущих теле- и радиопередач.
Обучение русскому языку и литературе в образовательных учреждениях всех типов и видов решающим образом влияет на реальную грамотность населения и культуру речи общества в целом. Однако выпускники школ и даже вузов не обладают самыми необходимыми знаниями и навыками в орфографии, пунктуации, устной речи.
Преподаватели русского языка и литературы в школах и вузах (особенно национальных) ощущают нехватку учебно-методической литературы. Из-за недостатка средств не обеспечивается необходимый объем научно-методической работы в области русского языка и словесности. Не хватает словарей и справочников, крайне мало публикуется памятников русской письменности и культуры, произведений русской классической литературы. Между тем в условиях нынешней языковой ситуации исключительно важно осуществить издание академических собраний сочинений классиков русской литературы, что поможет сохранению и исследованию богатых выразительных возможностей русского литературного языка.
Распространение русского языка за рубежом является важным направлением международной политики Российской Федерации. Но современное положение русского языка в мире, его функционирование за пределами России вызывают самую серьезную озабоченность.
В странах Центральной и Восточной Европы русский язык практически исключен из учебных программ высших и средних учебных заведений. Резко сократилось число учителей и преподавателей русского языка, прекратили свою деятельность многие образовательные центры, основной задачей которых являлось оказание научно-методической помощи зарубежным русистам. Сокращается число российских преподавателей, направляемых для работы в учебные заведения стран Азии, Африки и Латинской Америки. Отделения и кафедры русского языка в зарубежных странах практически не получают методической и материально-технической помощи из России. Число изучающих русский язык в этих странах существенно уменьшилось. В ряде государств - участников СНГ и стран Балтии вытеснение русского языка из государственных учебных программ исключает возможность его организованного изучения. Свертывание обучения на русском языке усиливает социальную напряженность. Нельзя забывать о необходимости государственной поддержки со стороны России стремления многих миллионов русских, проживающих в государствах - участниках СНГ и странах Балтии, сохранить русскую культуру.
Необходимо также отметить резкое сокращение теле- и радиовещания на русском языке, ограничение информационного, образовательного и культурного пространства в связи с вытеснением русского языка из печатных и электронных средств массовой информации.
В настоящее время в большинстве стран ближнего зарубежья использование русского языка как средства межнационального общения сохраняется в основном за счет созданной в предшествующие годы базы, которая, не имея внутренней и внешней поддержки, постепенно разрушается.
Качество преподавания русского языка в зарубежных учебных заведениях не всегда отвечает современным требованиям. Существующие формы повышения квалификации не обеспечивают потребности в национальных кадрах преподавателей русского языка.
На территории России традиционно сложившейся нормой является двуязычие и многоязычие, что служило и служит источником взаимного обогащения языков и культур. Государственная политика России в языковой сфере исходит из основополагающего принципа равноправия всех языков независимо от их правового статуса, а также численности и характера расселения носителей языка.
В связи с этим чрезвычайно важно осознание того, что, будучи национальным достоянием общества язык, должен охраняться и поддерживаться государством. Языковая политика как часть государственной политики должна быть направлена на обеспечение оптимального функционирования языков во всех сферах общества, их дальнейшего развития и взаимодействия.
Федеральная целевая программа "Русский язык" на 2002-2005 годы (далее именуется - Программа) нацелена на обновление языковой политики, на составление среднесрочных и краткосрочных программ разных уровней (федеральных, республиканских, местных, межгосударственных).
Целью Программы является сохранение духовного, художественного, научного и культурного достояния России.
Программа призвана решать задачи федерального уровня и государственного значения (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 года N 712 - см. предыдущую редакцию):