Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 5 сентября 2005 года N 1355-р

[Об утверждении Концепции федеральной целевой
программы "Русский язык (2006-2010 годы)"
]

___________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________


1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Русский язык (2006-2010 годы)".

2. Определить государственным заказчиком - координатором федеральной целевой программы "Русский язык (2006-2010 годы)" Минобрнауки России, государственными заказчиками - Рособразование и Роснауку.

3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования федеральной целевой программы "Русский язык (2006-2010 годы)" за счет средств федерального бюджета составляет 1,3 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет).

4. Минобрнауки России обеспечить разработку проекта федеральной целевой программы "Русский язык (2006-2010 годы)" и в установленном порядке представить его в Правительство Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков

     

     

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 5 сентября 2005 года
N 1355-р

КОНЦЕПЦИЯ
федеральной целевой программы "Русский язык
(2006-2010 годы)"

I. Обоснование соответствия решаемой проблемы применения
государственного языка и языков народов Российской Федерации
и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического
развития Российской Федерации

В период существования Советского Союза на русском языке как на государственном языке разговаривали 286 млн. человек. К настоящему времени население 14 бывших республик СССР насчитывает свыше 140 млн. человек и по численности почти равно населению Российской Федерации, однако русским владеет, по данным авторов доклада Министерства иностранных дел Российской Федерации "Русский язык в мире", 100 млн. человек. Согласно экспертным оценкам, через 10 лет число владеющих русским языком в этих странах уменьшится более чем в 2 раза. Например, в Литве среди лиц среднего и старшего возраста русским владеют 80 процентов, в то время как среди тех, кто моложе 15 лет, - только 13 процентов.

В Российской Федерации также наблюдается снижение уровня владения русским языком как государственным языком Российской Федерации, особенно среди представителей молодого поколения, сужение сферы его функционирования как средства межнационального общения, искажение норм русского литературного языка в речи политических деятелей, государственных служащих и работников культуры, радио и телевидения.

Федеральная целевая программа "Русский язык (2006-2010 годы)" (далее - Программа) является организационной основой решения проблемы применения государственного языка и языков народов Российской Федерации. Президент Российской Федерации Путин В.В. придает особое значение сохранению, укреплению, развитию и распространению русского языка как важнейшего средства консолидации российского общества, интеграции государств - участников СНГ и вхождения России в мировое экономическое, политическое, культурное и образовательное пространство.

Разработку Программы обусловили следующие факторы:

необходимость создания условий функционирования русского языка как важнейшего средства обеспечения государственной целостности и национальной безопасности;

необходимость обеспечения условий для реализации принципов, вытекающих из закрепленного за русским языком Конституцией Российской Федерации статуса государственного языка Российской Федерации, являющегося элементом, объединяющим политическую, экономическую и культурную сферы жизни на территории Российской Федерации;

потребность в проведении единой политики в языковой сфере во всех субъектах Российской Федерации;

необходимость создания равных условий для овладения русским языком всеми гражданами Российской Федерации;

актуальность упрочения роли русского языка как одной из важнейших социально-культурных составляющих консолидации российского гражданского общества;

необходимость поддержки русского языка как средства межнационального общения в государствах - участниках СНГ;

необходимость укрепления позиций русского языка на мировом уровне для дальнейшего развития политических, экономических, социальных и культурных отношений с зарубежными странами, русскими диаспорами;

необходимость формирования положительного отношения к России в мировом сообществе.

Основаниями для разработки Программы являются Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации", Закон Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации", Программа социально-экономического развития Российской Федерации до 2010 года, Приоритетные направления развития образования в Российской Федерации, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, а также Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 г.

В указанном Послании поставлена задача формирования единого экономического, гуманитарного и правового пространства СНГ, поскольку Россия связана с бывшими республиками СССР единством исторической судьбы и использованием русского языка.

В 2005 году заканчивается реализация федеральных целевых программ "Русский язык" на 2002-2005 годы и "Программа поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств" на 2004-2005 годы. Эти программы различаются своей направленностью и ресурсным обеспечением, однако обе они нацелены на сохранение единого социально-культурного и образовательного пространства Российской Федерации и государств - участников СНГ и обеспечение реализации политики государства в области образования, а также в области применения государственного языка и других языков Российской Федерации. Опыт выполнения указанных программ показал целесообразность их объединения для осуществления масштабного комплексного подхода к решению государственных проблем в сфере образования, а также проблем применения государственного языка и других языков Российской Федерации.

Реализация федеральной целевой программы "Русский язык" на 2002-2005 годы позволила привлечь к участию 63 организации из 7 федеральных округов, включая 36 субъектов Российской Федерации, а также из 3 государств - участников СНГ. Изучена языковая ситуация в Сибири, Тюменской области, на Крайнем Севере и Дальнем Востоке. Издана серия сборников "Права человека и законодательство о языках Российской Федерации", содержащая информацию по 8 субъектам Российской Федерации (Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Калмыкия, Республика Карелия, Республика Марий Эл, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Республика Хакасия). Исследовано языковое законодательство стран Балтии, разработаны принципы и методика осуществления социолингвистического контроля над развитием языковых ситуаций в государствах ближнего зарубежья, в частности странах Балтии.

В результате проведенных исследований были разработаны квалификационные требования к государственным служащим, касающиеся уровня владения русским языком и культуры речи, созданы типовые тестовые материалы.

Общий тираж изданной учебно-методической литературы по русскому языку как иностранному составил 22895 экземпляров. Выпущенная продукция была распространена через систему российских зарубежных центров науки и культуры при Министерстве иностранных дел Российской Федерации и по линии Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы за рубеж, а также поступила в библиотеки российских вузов, в которых ведется обучение русскому языку студентов-иностранцев.

В 2002-2005 годах за счет средств федерального бюджета были изданы словари разного типа, учебники, мультимедийные учебные пособия и учебные комплексы, дидактические материалы, справочно-информационные бюллетени, сборники статей, тезисов, компакт-диски, монографии и другие издания (всего 51 единица) тиражом от 100 до 5000 экземпляров. Общий тираж составил 53545 экземпляров. Изданная продукция была направлена более чем в 150 библиотек российских высших учебных заведений, а также в дальнее и ближнее зарубежье по линии Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы.

В рамках федеральной целевой программы "Программа поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств" на 2004-2005 годы осуществлена поставка в общеобразовательные учреждения Республики Армения, Республики Белоруссия, Республики Казахстан, Киргизской Республики и Республики Таджикистан комплектов учебников и учебно-методической литературы, мультимедийных обучающих программ на сумму около 50 млн. рублей.

В государствах ближнего зарубежья обеспечен учебный процесс для 10 тыс. обучающихся в Российско-Армянском (Славянском) университете в г. Ереване (Республика Армения), в Российско-Белорусском (Славянском) университете в г. Могилеве (Республика Белоруссия), в Российско-Киргизском (Славянском) университете в г. Бишкеке (Киргизская Республика), в Российско-Таджикском (Славянском) университете в г. Душанбе (Республика Таджикистан) и Российско-Туркменской общеобразовательной школе в г. Ашхабаде (Туркменистан).

Обеспечен учебный процесс по российским образовательным стандартам в более чем 70 филиалах российских вузов.

Эффективность реализации федеральных целевых программ "Русский язык" на 2002-2005 годы и "Программа поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств" на 2004-2005 годы заключается в укреплении позиций русского языка как средства межнационального и межгосударственного общения, консолидации многонационального российского общества, росте числа потребителей образовательных услуг российских образовательных учреждений, расширении доступа граждан государств - участников СНГ к изучению русского языка и получению образования на русском языке, увеличении числа русскоговорящих соотечественников, проживающих за рубежом. Однако недостаточность финансирования программных мероприятий указанных федеральных целевых программ не позволила в полной мере решить поставленные в них задачи, поэтому стратегические задачи, указанные в разделе VI настоящей Концепции, являются логическим продолжением задач этих программ.

В ходе реализации федеральных целевых программ "Русский язык" на 2002-2005 годы и "Программа поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств" на 2004-2005 годы стало очевидным, что, несмотря на положительные сдвиги, сохраняют остроту следующие вопросы:

отсутствие комплексного подхода к решению поставленных стратегических задач;

невысокая эффективность межведомственной координации;

необходимость вовлечения гражданского общества и бизнеса в решение проблем;

недостаточность бюджетного финансирования.

Решение этих важных вопросов требует применения эффективных механизмов и методов.

II. Обоснование решения проблемы программно-целевым методом

Применение программно-целевого метода для решения поставленных задач позволит:

обеспечить последовательность и контроль инвестирования государственных средств, предназначенных для финансирования и реализации Программы;

выявить круг приоритетных объектов и субъектов целевого инвестирования Программы;

разработать и внедрить технологию решения актуальных проблем в области применения государственного языка и других языков Российской Федерации с участием институтов гражданского общества;

создать организационную основу реализации Программы;

создать предпосылки и условия для устойчивого развития и функционирования образованной в ходе выполнения Программы инфраструктуры после 2010 года.

Реализация стратегических задач Программы предусматривает создание централизованных механизмов их решения на федеральном уровне и использование полученных результатов на региональном и муниципальном уровнях, а также формирование системы индикаторов и показателей хода реализации Программы и ее вклада в социально-экономическое развитие страны. Такое решение проблемы применения государственного языка и других языков Российской Федерации возможно только при использовании программно-целевого метода.

Соответственно государство, выступая как инвестор Программы, осуществит целенаправленное вложение средств в ее реализацию и получит в качестве дивидендов укрепление престижа Российской Федерации в мировом сообществе.

Решение проблем программно-целевым методом направлено на создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами Программы в условиях существующих бюджетных ограничений.

Государственная поддержка в реализации Программы необходима, поскольку большинство поставленных задач могут быть решены только централизованно.

III. Характеристика и прогноз сложившейся ситуации в
рассматриваемой сфере без использования
программно-целевого метода

В настоящее время отсутствие институциональных механизмов реализации Программы приводит к следующим последствиям:

угроза разрушения единого информационного, образовательного, социально-культурного и экономического пространства Российской Федерации;

снижение престижа России в мировом сообществе;

ущемление прав личности российских граждан, касающееся дискриминации по языковому признаку;

ослабление национальной самоидентификации россиян;

снижение активности интеграционных процессов в государствах - участниках СНГ.

После распада СССР за пределами России - в государствах - участниках СНГ и странах Балтии осталось проживать более 20 млн. этнических русских, а также 2-3 млн. русскоязычных этнических групп (украинцы, белорусы, татары, армяне, евреи, немцы, молдаване и др.). С объявлением национальных языков государственными у русскоязычного населения в этих странах возникли затруднения социального характера, связанные с их гражданским, трудовым, профессиональным, культурным и образовательным статусом.

К 2004 году русский язык остался государственным лишь в Республике Белоруссия. Русский язык по-прежнему преобладает в белорусских средствах массовой информации, 75 процентов детей учатся в русскоязычных школах. В вузах доля учебных предметов, обучение по которым ведется на русском языке, составляет около 90 процентов. Достаточно сильны позиции русского языка в Республике Казахстан, где он имеет статус языка официального общения и на нем выходит более половины местных печатных изданий и телепередач. Государственные служащие обязаны знать оба языка. Сходной является ситуация и в Киргизской Республике, где русскому языку с 2000 года придан официальный статус. Сделано это в немалой степени для того, чтобы приостановить поток выезда из страны русскоязычных специалистов. В этом государстве русский язык объявлен обязательным в органах государственной власти и местного самоуправления. Кроме того, в большинстве киргизских вузов преподавание ведется на русском языке.

В остальных государствах - участниках СНГ русский язык имеет статус языка межнационального общения, языка национального меньшинства или иностранного. Языком национального меньшинства русский является в Республике Армения, Грузии и Украине. В странах Балтии русский язык является иностранным - в Латвийской Республике с 1999 года, в Литовской Республике и Эстонской Республике - с 1995 года.

Непоследовательность реализации политики государства в области русского языка как мирового языка снижает авторитет страны в международном сообществе, ее конкурентоспособность на мировом рынке труда, ослабляет патриотизм подрастающего поколения и его гражданское самосознание.

Сужение сферы употребления русского языка как языка межнационального общения ведет к этнокультурному разобщению населения России и государств - участников СНГ.

Снижение уровня владения русским языком приводит к утрате интереса к русской культуре в стране и мире.

Сужение сферы распространения русского языка в мире приводит к снижению статуса его как мирового, ассимиляции и дезинтеграции соотечественников, проживающих за рубежом, ограничению культурного, политического и экономического присутствия России в регионах, на которые распространяются ее жизненные интересы.

В настоящее время недостаточно развиты механизмы привлечения некоммерческих, общественных и профессиональных организаций к вопросам формирования и реализации Программы.

Отсутствие нормативной правовой базы функционирования национальной системы оценки качества владения русским языком российскими гражданами приводит, в частности, к снижению профессионального уровня работников во всех сферах народного хозяйства.

Отсутствие нормативной правовой базы оценки уровня владения русским языком иностранными гражданами снижает мотивацию к его изучению и сужает сферу его применения в образовательной, культурной, политической и предпринимательской деятельности.

IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ
и рисков, возникающих при различных вариантах ее решения

При решении проблемы непрограммными средствами возможны следующие варианты:

несистемное решение основных вопросов в языковой сфере;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»