Приняты
 на двадцать четвертом
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
 государств - участников СНГ
(постановление N 24-7
от 4 декабря 2004 года
)

     

РЕКОМЕНДАЦИИ
для международных наблюдателей содружества независимых государств по
наблюдению за выборами и референдумами

(новая редакция)

     

     

Введение


Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, развитие и совершенствование демократических институтов народного волеизъявления, процедур их реализации в соответствии общепризнанными принципами и нормами международного права основе национальной конституции и нормативных правовых актов являются целью и обязанностью государства, одним из неотъемлемых условий общественной стабильности и дальнейшего укрепления сотрудничества между государствами во имя осуществления защиты идеалов и принципов, являющихся их общим демократическим достоянием.

Свободные выборы, как и референдум, являются одним из высших непосредственных выражений власти и воли народа, основой избираемых органов государственной власти и местного самоуправления, иных органов народного (национального) представительства, выборных должностных лиц.

На современном этапе международное наблюдение за выборами референдумами является одной из важнейших задач по поддержанию процесса демократического развития и обеспечения основных политических прав и свобод человека и гражданина, в том числе права избирать и быть избранным, права на свободу самовыражения, передвижения, мирных собраний и организаций.

Последние несколько лет наблюдение за выборами и референдумами в государствах - участниках Содружества Независимых Государств стало одной из важнейших задач в поддержке процесса демократизации в странах Содружества.

Создание надлежащих условий для эффективного независимого общественного (гражданского) и компетентного международного наблюдения за выборами и референдумами, участие международных наблюдателей Содружества Независимых Государств, наряду с международными наблюдателями от международных организаций и иностранных государств, в осуществлении наблюдения за подготовкой и проведением выборов (референдумов) в соответствии с национальным законодательством, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными обязательствами государства становятся одним из важных условий обеспечения открытости и гласности избирательного процесса, реализации избирательных прав и свобод всех участников выборов (референдумов), предохранения от нарушения прав человека, связанных с выборами (референдумами).

Первоначальная редакция Рекомендаций для международных наблюдателей Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами была одобрена Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств 7 декабря 2002 года.

Подготовка новой редакции Рекомендаций обусловлена следующими основными факторами.

________________

* Новая редакция Рекомендаций для международных наблюдателей Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами и референдумами подготовлена Временным творческим коллективом (В.И.Лысенко, член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, доктор юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации (Институт государства и права Российской академии наук), И.А.Евланов, советник международного управления Аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации).


За прошедший период Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, подписанная президентами семи государств Содружества (Армении, Грузии, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Украины) на заседании Совета глав государств - участников Содружества Независимых Государств, состоявшемся 7 октября 2002 года в г. Кишиневе, ратифицирована парламентами трех государств СНГ - Кыргызстана, России и Таджикистана и по состоянию на 11 ноября 2003 года в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Конвенции вступила в силу, о чем Исполнительный комитет СНГ уведомил нотой N 03/1524 от 24 ноября 2003 года.

По состоянию на 4 декабря 2004 года Конвенцию о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств ратифицировало уже четыре государства СНГ: 23 июня 2004 года Конвенцию ратифицировала Республика Молдова. В октябре 2004 года Конституционный Суд Республики Армения в соответствии с внутригосударственной процедурой дал положительное заключение по вопросу о ратификации Конвенции. Следует отметить, что 9 декабря 2002 года Министерство иностранных дел Азербайджанской Республики уведомило Исполнительный комитет СНГ о намерении Азербайджанской Республики рассмотреть вопрос о присоединении к Конвенции.

Вступление Конвенции в силу позволило на прочной международной правовой основе содержательно уточнить и обогатить некоторые положения действовавших на тот момент Рекомендаций для международных наблюдателей Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами.

2. На основе и в соответствии с Конвенцией о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, Рекомендациями для международных наблюдателей Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами Совет министров иностранных дел СНГ 26 марта 2004 года утвердил Положение о Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, предусмотрев в указанном Положении возможность организации и проведения международного наблюдения за подготовкой и проведением референдумов.

3. 17 апреля 2004 года Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств своим постановлением N 23-7 одобрила проект Положения о Межгосударственном избирательном совете Содружества Независимых Государств и направила его в Исполнительный комитет СНГ для рассмотрения в установленном порядке на Совете глав государств Содружества Независимых Государств. Данный документ, подготовленный в целях практической реализации положений статьи 21 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, определяет статус, основные цели и задачи Межгосударственного избирательного совета как специализированного межгосударственного органа государств Содружества, призванного содействовать проведению наблюдения за выборами и референдумами в государствах - участниках Конвенции.

4. В практическом плане Рекомендации для международных наблюдателей Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами уже неоднократно использовались международными наблюдателями от СНГ на соответствующих выборах в государствах Содружества: в Украине - в марте 2002 и октябре-ноябре 2004 года, в Армении - в феврале и апреле 2003 года, в Азербайджане - в октябре 2003 года, в Российской Федерации - в декабре 2003 и марте 2004 года, в Грузии - в январе 2004 года, в Казахстане - в сентябре 2004 года, в Беларуси - в октябре 2004 года (в том числе и при проведении республиканского референдума).

5. Значительно увеличился количественный состав миссий по наблюдению за выборами. Так, для наблюдения за выборами Президента Украины 31 октября 2004 года Исполком СНГ привлек более 600 наблюдателей от государств Содружества. К участию в международном наблюдении все активнее привлекаются группы наблюдателей, представляющие различные органы Содружества и интеграционные объединения, действующие на пространстве СНГ, отдельные территориальные единицы (области или субъекты государств СНГ), для которых Рекомендации явились ценным методическим пособием для непосредственной работы в качестве международного наблюдателя, а также для организации работы по обучению международных наблюдателей.

В результате вышеперечисленного был накоплен значительный практический опыт международного наблюдения, а также выявились основные направления по дальнейшему совершенствованию данного документа.

1. С вступлением в силу Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств отпала необходимость непосредственного включения в текст Рекомендаций положений, касающихся перечня и содержания стандартов демократических выборов. В связи с этим текст указанной Конвенции включен в качестве  приложения к Рекомендациям.

2. Новая редакция расширяет диапазон применения Рекомендаций - она предусматривает их использование при проведении международного наблюдения не только за выборами, но и за референдумами, проводимыми в государствах СНГ, в том числе одновременно с выборами. Таким образом, устраняется определенного рода коллизия, когда, например, Рекомендации по наблюдению за выборами использовались и при организации наблюдения за проведением референдума, в частности в Республике Беларусь в октябре 2004 года.

3. С принятием Советом министров иностранных дел СНГ Положения о Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах - участниках Содружества Независимых Государств возникла необходимость включения в текст Рекомендаций новых положений, касающихся организации и порядка деятельности указанных миссий как нового субъекта международного наблюдения за выборами и референдумами.

4. Новацией обновленных Рекомендаций является краткий Свод основных правил поведения международного наблюдателя. Таким образом, осуществлена унификация требований к международным наблюдателям, предъявляемых со стороны как институтов СНГ, так и других международных организаций, таких как, например, Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, Совет Европы, Европарламент.

5. Все более широкое использование различных автоматизированных систем голосования обусловило необходимость включения в новую редакцию Рекомендаций методологии организации международного наблюдения за работой технических средств голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, определения результатов выборов, референдума.

6. Новая редакция Рекомендаций состоит из пяти разделов. В первом разделе представлены основы статуса международного наблюдателя с включением краткого Свода основных правил поведения международного наблюдателя; во втором сосредоточены основные объекты международного наблюдения в период проведения избирательной кампании, кампании референдума. Третий раздел посвящен организации долгосрочного наблюдения за выборами, референдумом; четвертый раздел - организации краткосрочного наблюдения; в пятом разделе приводится методика предварительного обобщения результатов наблюдения и подготовки итогового заключения о международном наблюдении за выборами, референдумом.

Рекомендации для международных наблюдателей Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами и референдумами (новая редакция) являются вспомогательным методическим документом (пособием) и предназначены для помощи международным наблюдателям Содружества Независимых Государств в проведении наблюдения за подготовкой и проведением выборов (референдумов), эффективном использовании прав и обязанностей международного наблюдателя при выполнении своей миссии по наблюдению за выборами (референдумами), для помощи в профессиональной оценке того, насколько полно и точно национальное законодательство о выборах и референдумах, практика назначения, подготовки и проведения выборов (референдумов) соответствуют национальной конституции, международным обязательствам государства, общепризнанным принципам и нормам международного права по проведению демократических выборов (референдумов).

Рекомендации для международных наблюдателей Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами и референдумами (новая редакция) одобрены на двадцать четвертом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств 4 декабря 2004 года.

Раздел 1

     
Основы статуса международного наблюдателя Содружества
Независимых Государств по наблюдению за выборами
(референдумами)

1.1. Статус международного наблюдателя Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами (референдумами)

Государство, приглашающее международных наблюдателей, исходит из того, что их присутствие способствует открытости и гласности выборов (референдумов), соблюдению международных обязательств государства по проведению демократических выборов (референдумов), предотвращению нарушений прав человека, связанных с выборами (референдумами).

1.1.1. Международным наблюдателем Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) по наблюдению за выборами (референдумами) является лицо, представляющее уставные органы СНГ - Межпарламентскую Ассамблею государств - участников СНГ, Исполнительный комитет СНГ, иные органы Содружества и интеграционные объединения, действующие на пространстве СНГ и предусмотренные международными правовыми документами СНГ (далее - орган (органы) СНГ), а также законодательные, исполнительные и избирательные органы государств - участников СНГ.

1.1.2. Перечисленные в подпункте 1.1.1 пункта 1.1 органы могут принять решение о направлении нескольких международных наблюдателей, которые в этом случае составляют группу (миссию) международных наблюдателей СНГ. Количественный состав миссии, порядок ее формирования и руководитель (координатор) миссии определяются органом, направляющим миссию международных наблюдателей.

1.1.3. Международный наблюдатель СНГ приобретает право на осуществление наблюдения за выборами (референдумами) в соответствии с порядком, установленным национальным законодательством о выборах и референдумах, международными правовым документами и международными обязательствами государства - участника СНГ, в котором проводятся выборы (референдумы).

1.1.4. Международные наблюдатели получают разрешение на въезд в государство, где проводятся выборы (референдумы), в порядке, установленном национальным законодательством. Разрешение на въезд в государство требуется только в случае существования визового жима пересечения государственной границы.

1.1.5. Международный наблюдатель на территории страны проведения выборов (референдумов) находится под покровительством принимающего государства. Это означает, что принимающее государство предпринимает все предусмотренные национальным законодательством меры по защите прав международных наблюдателей, а также необходимые меры в отношении тех лиц, которые нарушают права международных наблюдателей, вплоть до привлечения их к ответственности в соответствии с национальным законодательством.

1.1.6. Деятельность международных наблюдателей по наблюдению за выборами (референдумами) осуществляется на началах открытости и гласности.

1.1.7. Международные наблюдатели не вправе использовать свой статус для осуществления деятельности, не связанной с наблюдением за ходом выборов (референдумов), вмешиваться в избирательный процесс (процесс референдума), проводить в день голосования опросы избирателей о том, как они намерены проголосовать или уже проголосовали, принимать участие в процедурах голосования и подсчета голосов избирателей (участников референдума), установлении итогов голосования, результатов выборов (референдумов).

1.1.8. Национальными законами может быть предусмотрено, что международный наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если он пытается воспрепятствовать работе избирательной комиссии (комиссии референдума) (далее по тексту - избирательная комиссия) либо осуществлению гражданином своего избирательного права (права на участие в референдуме), а также нарушить свободу и тайну голосования. Соответствующее решение может приниматься участковой или вышестоящей избирательной комиссией. Избирательная комиссия обязана сообщить об этом факте в центральную избирательную комиссию, а последняя, в свою очередь, - в орган направивший международного наблюдателя.

1.1.9 Национальным законодательством может быть предусмотрена возможность лишения аккредитации тех международных наблюдателей, которые нарушают национальные конституцию и законы, иные нормативные правовые акты, общепризнанные принципы и нормы международного права.

1.1.10. В случае нарушения международным наблюдателем национальных законов, общепризнанных принципов и норм международного права центральная избирательная комиссия в соответствии с национальными законами вправе отозвать аккредитацию международного наблюдателя.

1.2. Порядок аккредитации международных наблюдателей

1.2.1. Аккредитация международных наблюдателей Содружества Независимых Государств производится центральной избирательной комиссией страны проведения выборов (референдумов) на основе приглашения уполномоченных на то государственных органов, высших должностных лиц страны проведения выборов (референдумов).

1.2.2. Удостоверение международного наблюдателя - документ, удостоверяющий его статус. Как правило, образец и описание удостоверения международного наблюдателя утверждаются центральной избирательной комиссией в соответствии с национальным законодательством.

1.2.3. Центральная избирательная комиссия выдает международному наблюдателю удостоверение международного наблюдателя в соответствии с представленными заявлением на аккредитацию, документом, удостоверяющим его личность, и приглашением органа СНГ. Это удостоверение дает право международному наблюдателю осуществлять свою деятельность в период подготовки и проведения выборов (референдумов).

1.2.4. Международный наблюдатель осуществляет свою деятельность самостоятельно и независимо. Это означает, что он вправе в день голосования посещать избирательные участки (участки референдума) без специального сопровождения и предварительного согласования своих действий по наблюдению за выборами (референдумами) с соответствующими избирательными комиссиями.

1.3. Правовые основы деятельности международных наблюдателей

Правовой основой для проведения международного наблюдения и деятельности международных наблюдателей СНГ в государстве, проводящем выборы (референдумы), являются национальные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права международные обязательства государства в области организации избирательного процесса, Конвенция о стандартах демократических вы боров, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств.

1.4. Срок осуществления международного наблюдения

1.4.1. Срок полномочий международного наблюдателя начинается со дня его аккредитации центральной избирательной комиссией страны проведения выборов (референдумов) и заканчивается в день официального опубликования результатов выборов (референдумов).

1.4.2. Международные наблюдатели вправе осуществлять свою деятельность на любом этапе избирательной кампании (кампании референдума), но не ранее дня официального опубликования решения уполномоченного органа или должностного лица о назначении даты выборов (референдумов).

1.5. Полномочия международного наблюдателя

1.5.1. Деятельность международных наблюдателей регулируется национальным законодательством, международными правовыми документами, наделяющими их полномочиями, которые они вправе реализовать в своей деятельности. В соответствии с указанными правовыми актами международные наблюдатели имеют право, в частности:

- на доступ ко всем документам (не затрагивающим интересы национальной безопасности), регулирующим избирательный процесс (референдум), получение от избирательных комиссий необходимой информации и копий указанных в национальных законах избирательных документов (документов референдума);

- контакты с политическими партиями, коалициями, кандидатами, инициативными группами по проведению референдума, избирателями (участниками референдума), сотрудниками избирательных комиссий, должностными и иными лицами, которые в соответствии с законодательством о выборах и референдумах обязаны оказывать содействие избирательным комиссиям, иным участникам избирательного процесса (референдума);

-  свободное посещение всех избирательных участков (участков референдума) и помещений для голосования, в том числе в день проведения голосования;

- наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и установлением их результатов в местах, предусмотренных законодательством о выборах, референдуме, и в условиях, обеспечивающих обозримость указанных избирательных процедур;

- присутствие при рассмотрении жалоб (заявлений) и претензий, связанных с нарушением законодательства о выборах и референдумах, и ознакомление с результатами их рассмотрения;

- информирование избирательных комиссий о своих наблюдениях, обнаруженных нарушениях и рекомендациях;

- публичное изложение своего мнения о подготовке и проведении выборов (референдумов) после окончания времени голосования;

- предоставление организаторам выборов (референдумов), органам государственной власти и соответствующим должностным лицам своего заключения о результатах наблюдения за ходом выборов (референдумов).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»