Действующий

Рекомендации Базельского комитета "Знай своего клиента". Надлежащее отношение банков к клиентам (стандарты Базельского комитета банковского надзора)

2.2.6. Дистанциированные клиенты

45. Все чаще к банкам обращаются с просьбой открыть счет от имени клиентов, которые не появляются лично, и возможности провести интервью с ними нет. Это всегда происходило в случаях с клиентами-нерезидентами, но в последнее время эта практика распространилась в связи с распространением почтовых, телефонных и электронных банковских операций. К таким клиентам банки должны применять настолько же эффективную процедуру идентификации и постоянный мониторинг, как и к клиентам, с которыми можно общаться лично. Один из вопросов, который возникает в связи с этим, - возможность независимого засвидетельствования третьей стороной. Весь комплекс вопросов, связанных с идентификацией дистанциированного клиента, рассматривается FATF и в контексте дополнения Директивы ЕЭС 1991 года.

46. Типичным примером дистанциированного клиента является клиент, который желает осуществлять электронные банковские операции через Интернет или подобные технологии. На сегодня электронные банковские услуги включают широкий спектр продуктов и услуг, которые предоставляются через телекоммуникационные сети. Лишенная индивидуальности и границ природа электронного банковского дела плюс скорость осуществления операций неминуемо создают трудности в идентификации и засвидетельствовании клиентов. Надзиратели ожидают, что основой политики банков станет профилактическая оценка разных рисков, связанных с новыми технологиями, и разработка процедуры идентификации клиентов с учетом таких рисков.

47. Даже если одинаковая документация предоставляется клиентом лично и дистанциированным клиентом, то в случае дистанциированного клиента намного сложнее установить, в самом ли деле эта документация данного клиента. При телефонных и электронных банковских операциях проблема засвидетельствования еще более усложняется.

48. Принимая дело от дистанциированного клиента:

- банки должны применять настолько же эффективную процедуру идентификации и постоянный мониторинг, как и к клиентам, с которыми можно общаться лично;

- должны существовать специфические и адекватные меры по уменьшению риска.

Примерами мер по уменьшению рисков могут быть:

- сертификация представленных документов;

- требование документов в дополнение к тем, которые требуются у клиента, который ведет дела лично;

- независимая связь банка с клиентом;

- представление третьей стороны, например представителем, который отвечает критериям, установленным в пункте 36;

- требование выполнения первого платежа через счет на имя клиента в другом банке, который руководствуется такими же стандартами надлежащего отношения к клиенту.