1 октября 2001 года
1. Работники служб надзора во всем мире все более считают необходимым обеспечить, чтобы их банки имели в своем распоряжении надлежащие правила контроля и процедуры с тем, чтобы они знали тех клиентов, с которыми они имеют дело. Соответствующее надлежащее отношение к новым и уже существующим клиентам служит основой таких правил контроля. Без такого надлежащего отношения банки могут попасть под репутационный, операционный, правовой и концентрационный риски, которые могут привести к существенным финансовым расходам.
2. Во время рассмотрения результатов внутреннего исследования трансграничных банковских операций в 1999 году Базельский комитет определил недостаточность в банках ряда стран политики "знай своего клиента" (know your customer - KYC). Исходя из перспектив надзора, политика KYC в ряде стран имеет значительные пробелы, а в других ее вовсе не существует. Даже среди стран с хорошо развитыми финансовыми рынками степень жесткости KYC разная. Поэтому Базельский комитет обратился в Рабочую группу по вопросам трансграничных банковских операций с просьбой изучить текущие процедуры KYC и подобрать рекомендуемые стандарты, приемлемые для банков всех стран. Полученный в результате документ был опубликован как консультативный в январе 2001 года. После рассмотрения полученных комментариев Рабочая группа пересмотрела документ, и сейчас Базельский комитет распространяет его, надеясь, что основные позиции KYC, представленные здесь, станут ориентиром для работников надзора относительно установления национальной практики и для банков относительно разработки собственных программ. Важно признать, что надзорная практика определенных юрисдикций уже отвечает или достигла цели этого документа, и соответственно им не нужно вносить какие-либо изменения.
3. Политика KYC очень тесно связанная с борьбой с отмыванием денег, что, по сути, является компетенцией Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF). В намерения Комитета не входит дублировать действия FATF. Вместе с тем интересы Комитета имеют более широкие пруденциальные перспективы. Стабильная политика и процедуры KYC сыграют важную роль в защите безопасности и стабильности банков и целостности банковских систем. Базельский комитет и Офшорная группа банковского надзора (OGBS) продолжают решительную поддержку принятия и внедрение рекомендаций FATF, в особенности тех, которые касаются банков, и стараются согласовать стандарты этой статьи с рекомендациями FATF. Комитет и OGBS рассмотрят также принятие всех лучших стандартов, внесенных FATF в результате его нынешнего пересмотра 40 Рекомендаций. Поэтому Рабочая группа поддерживает и будет поддерживать тесные контакты с FATF во время выработки идеи.
4. Подход Базельского комитета к KYC базируется на большей пруденциальной перспективе, а не только на борьбе с отмыванием денег. Стабильные процедуры KYC надо рассматривать как решающий элемент действующего управления банковскими рисками. Предупредительные меры KYC выходят за пределы простого открытия счетов и ведения записей и требуют от банков разработки политики принятия клиента и программы уровневой индентификации клиента, которая включает всестороннюю тщательную проверку счетов повышенного риска и профилактический мониторинг счетов подозрительной деятельности.
5. Интерес Базельского комитета к надежным стандартам KYC базируется на заботе о рыночной целостности. Этот интерес повысился в результате прямых и косвенных убытков, которые испытали банки из-за отсутствия тщательного использования надлежащих процедур.
Этих потерь, наверное, можно было бы избежать, а вред репутации банков значительно уменьшить, если бы банки придерживались эффективных программ KYC.
6. Этот документ укрепляет принципы, определенные в предшествующих документах Комитета, давая более четкие инструкции относительно основных элементов стандартов KYC и их внедрения. Разрабатывая эти инструкции, Рабочая группа применила практику стран-участниц, принимая во внимание развитие надзора. Существенными элементами этой статьи являются инструкции относительно внедрения всеми банками во всем мире минимальных стандартов. Эти стандарты могут требовать дополнение и/или подкрепление дополнительными мерами с учетом рисков отдельных учреждений и рисков в банковской системе отдельных стран. Например, большее усердие нужно проявить по отношению к счетам повышенного риска или тем банкам, которые в особенности стремятся привлечь клиентов с большим собственным капиталом. В ряде специальных разделов этой статьи даны рекомендации для более высоких стандартов соответствующего усердия в сферах повышенного риска в границах банка там, где это можно применить.
7. Необходимость суровых стандартов надлежащего отношения к клиенту не ограничивается банками. Базельский комитет считает, что подобные инструкции надо разработать для всех небанковских финансовых учреждений и профессиональных посредников финансовых услуг, таких как юристы и бухгалтеры.
8. FATF и прочие международные группы интенсивно работают над вопросами KYC, и 40 рекомендаций FATF по борьбе с отмыванием денег имеют международное признание и использование. В намерения этого документа не входит дублирование этой работы.
9. В то же время стабильные процедуры KYC имеют особое значение для безопасности и стабильности банков, поскольку:
- они помогают защитить репутацию банков и целостность банковских систем путем уменьшения вероятности преобразования банков в средство финансового преступления или в его жертву и, в результате, уменьшение возможности повредить репутации;
- они составляют существенную часть хорошего управления рисками (например, предоставление основы для идентификации, ограничение и контролирование влияния риска на активы и пассивы, включая активы под управлением).
10. Несоответствие стандартам KYC или их отсутствие может поставить банки под серьезные риски со стороны клиента и противоположной стороны, в особенности под риск репутации, концентрации, операционный и юридический риски. Следует отметить, что все эти риски взаимосвязаны. Тем не менее любой из них может в результате привести банки к значительным финансовым потерям (например, через изъятие вкладчиками средств, прекращение межбанковских кредитных линий, претензии в банк, затраты на расследование, арест и замораживание активов, потери кредитов), а также к необходимости отвлекать руководство, его время и энергию, от решения проблем, которые возникают.
11. Риск для репутации составляет основную угрозу для банков, поскольку характер их бизнеса требует поддержки доверия у вкладчиков, кредиторов и на месте проведения рыночных торгов в общем. Риск для репутации определяется как достоверность того, что такая слава о практике делового отношения и сотрудников банка, независимо от того, правда это или нет, приведет к потере веры в надежность учреждения. Банки в особенности уязвимы к риску репутации, поскольку они могут очень легко стать орудием или жертвой незаконной деятельности со стороны их клиентов. Они должны защитить себя с помощью эффективной программы KYC, проявляя неослабевающую внимательность. Активы под управлением или те, которые содержатся на фидуциарной основе, могут создавать особую опасность для репутации.
12. Операционный риск может быть определен как риск прямых или косвенных потерь в результате несоответствующих или ненадежных внутренних процессов, людей или систем, или через внешние события. Большая часть операционного риска в контексте KYC связана со слабостью во внедрении банковских программ, неэффективностью процедур контроля и невозможностью проявлять надлежащее усердие. Впечатление общества, что банк не умеет эффективно руководить своим операционным риском, может прервать операции или плохо повлиять на бизнес банка.
13. Юридический риск - это вероятность того, что судебные процессы, неблагоприятные судебные решения или контракты, против которых нельзя предъявить претензии в суде, могут прервать операции или плохо повлиять на них или на состояние банка. Банки могут притягиваться к судебной ответственности в результате несоблюдения обязательных стандартов KYC или в результате недостаточной старательности. В результате этого банки могут, например, быть оштрафованы, нести уголовную ответственность и подлежать особым штрафам, наложенным работниками надзора. Действительно, судебное дело, которое касается банка, может иметь намного больше затрат, чем обычные юридические затраты. Банки не смогут эффективно защитить себя от таких юридических рисков, если они без достаточного усердия устанавливают личность своих клиентов и не понимают их бизнеса.
14. Забота надзора относительно риска концентрации в основном касается стороны активов баланса. В обычной практике работники надзора не только требуют, чтобы банки имели информационные системы для установления концентрации кредитов, большинство из них установили также и пруденциальные лимиты для ограничения зависимости банков от отдельных должников или групп связанных между собой должников. Без знания клиентов и их взаимосвязи с другими клиентами будет невозможно для банка оценить свой риск концентрации. Это в особенности важно в контексте связанных сторон и связанного кредитования.
15. На стороне пассивов риск концентрации тесно связан с риском финансирования, в особенности риском преждевременного или неожидаемого снятия средств большими вкладчиками, с возможными разрушительными последствиями для банковской ликвидности. Наиболее вероятно, что риск финансирования является высоким для небольших банков и тех, которые являются менее активными на оптовых рынках, чем большие банки. Анализ концентрации депозитов требует от банков понимания характерных особенностей их вкладчиков, включая не только установление их личности, но также и возможные масштабы связи их деятельности по сравнению с деятельностью других вкладчиков. Существенно то, что руководители пассивов небольших банков не только знают больших вкладчиков, но и поддерживают тесные связи с ними, так как в критические времена они будут подлежать риску потери своих средств.
16. Часто клиенты имеют много счетов в одном банке, но в офисах, расположенных в разных странах. Для эффективного управления риском, связанным с репутацией, соответствием соблюдению норм и юридическим риском, которые возникают из-за таких счетов, банки должны уметь свести вместе и контролировать значительные балансы и деятельность по этим счетам на полностью консолидированной всемирной основе, независимо от того, держатся ли счета на балансе, вне баланса как активы под управлением или на фидуциарной основе.
17. Базельский комитет вместе с Офшорной группой банковского надзора полностью уверены в том, что эффективная практика KYC может быть частью управления рисками и систем внутреннего контроля во всех банках мира. Работники национального надзора отвечают за обеспечение банков минимальными стандартами и внутренним контролем, который разрешит им надлежащим образом знать своих клиентов. Добровольные кодексы поведения, выпущенные промышленными организациями или ассоциациями, могут иметь большое значение в поддержке регулятивного управления, путем предоставления банкам практических советов по операционным вопросам. Тем не менее такие кодексы не могут считаться заменой официального регулятивного управления.
18. Директивы Базельского комитета по KYC показывают эволюцию мышления представителей надзора. Они помещаются в следующих трех документах. Документ под названием "Предотвращение преступного использования банковской системы для отмывания денег", изданный в 1988 году, устанавливает основные этические принципы и призывает банки вводить эффективные процедуры идентификации клиентов, отказываться от проведения сомнительных операций и сотрудничать с правоохранительными органами. В изданных в 1997 года Базовых принципах эффективного банковского надзора говорится, в широком контексте средств внутреннего контроля, что банкам следует проводить адекватную политику и использовать на месте соответствующие практические меры и процедуры, в том числе строго придерживаться правила "знай своего клиента"; представителям надзора в особенности надо оказывать содействие внедрению соответствующих рекомендаций FATF. Они касаются идентификации и учета клиентов, увеличения усилий финансовых учреждений относительно выявления подозрительных операций и информирования о них, а также мероприятий по странам с неадекватными средствами борьбы с отмыванием денег. В изданной в 1999 году Методологии базовых принципов дается дальнейшая доработка этих принципов вместе с перечнем ряда основных и вспомогательных критериев.
19. От всех банков следует требовать проведения "адекватной политики, использования практических мероприятий и процедур, которые оказывают содействие достижению высоких этических и профессиональных стандартов и предотвращают использование банков преступными элементами, сознательно или несознательно". В программы KYC, которые должны готовиться банками, необходимо включать определенные ключевые элементы. Такие важные элементы должны начинаться с управления рисками в банках и процедур контроля, они должны состоять из: 1) политики принятия новых клиентов; 2) определения клиента; 3) постоянного мониторинга высокорисковых счетов и 4) управления рисками. Банкам следует не только устанавливать личность своих клиентов, но также контролировать операции на счетах с тем, чтобы определять такие операции, которые не отвечают нормальным или ожидаемым операциям для данного клиента или типа счета KYC, должны стать основной составной частью управления рисками и процедур контроля в банках. Они должны дополняться регулярными проверками на соответствие внутренним аудитом. Расширение программ KYC за границы этих основных элементов может зависеть от степени риска.
20. Банкам следует разработать четкие политику и процедуры принятия клиентов, в том числе описание типов клиентов, которые характеризуются большей, чем обычно, степенью рисковости для банка. Во время разработки такой политики следует изучить такие показатели, как общий профиль клиента, страна происхождения, социальный статус или отношения с органами власти, связанные с ним счета, деловая активность и прочие факторы риска. Банкам следует разрабатывать политику и процедуры постепенного принятия клиента, которая требует более интенсивного изучения клиентов, операции которых имеют высшую рисковость. Например, такая политика может включать самые основные требования относительно открытия счета для лица с небольшими средствами. Важно, чтобы политика принятия клиента не была настолько ограничительной, что это приведет к отказу доступа широких масс к банковским услугам, в особенности для людей, которые не имеют финансовых или социальных преимуществ. С другой стороны, надлежащая старательность относительно индивида, который имеет значительные средства, происхождение которых неясно, не будет лишней. Решение о вступлении в деловые отношения с клиентами с высокой рисковостью, например с известными политическими лицами (см. ниже раздел 2.2.3), должно приниматься исключительно на высочайшей ступени руководства.
21. Определение клиента является существенным элементом стандартов KYC. Под клиентом в этой статье понимают:
- лицо (физическое или юридическое), которое имеет в банке счет, или такие лица, в чью пользу счет ведется (например, действительный собственник ценной бумаги, зарегистрированной на другое лицо);
- бенефициарий трансакций, которые осуществляются профессиональными посредниками;
- любое лицо (физическое или юридическое), связанное с финансовой операцией, которое может нанести значительный вред репутации или финансовому положению банка.
22. Банкам следует ввести систематическую процедуру определения новых клиентов и не надо устанавливать с ними банковских отношений до удовлетворительной проверки личностей новых клиентов.
23. Банкам следует "проверять документы и применять политику определения клиентов, а также лиц, действующих от их имени". Наилучшими документами для проверки личности клиента являются документы, которые тяжело получить незаконным путем или подделать. Особое внимание следует уделять случаям клиентов-нерезидентов и ни в одном случае не следует сокращать процедуру определения клиента только потому, что он не может явиться в банк лично. Банку следует всегда задавать себе вопрос: почему клиент решил открыть счет за границей?
24. Процесс определения личности клиента применяется, конечно, в начале установления отношений. Для обеспечения обновления данных о нем, с целью получения информации о современном состоянии, банкам надо делать регулярные проверки существующих записей.
Применение новых стандартов KYC относительно уже существующих счетов являются сейчас предметом изучения FATF.
Уместно это делать, если имеет место важная трансакция, если существенно изменяются документы клиента или если имеют место существенные изменения в характере использования счета. Тем не менее, если банк ощущает, что ему не хватает информации об уже существующем клиенте, следует принять меры для получения нужной информации как можно скорее.
25. Банкам, которые предоставляют частные банковские услуги, в особенности подпадают под риск вреда своей репутации, следует быть в особенности старательными в проведении таких операций. Счета клиентов, которым предоставляются частные услуги, которые по своей природе являются конфиденциальными, могут открываться на имя отдельного лица, коммерческого предприятия, трастовой компании, посредника или конкретной инвестиционной компании. В любом случае может возникнуть риск для репутации, если банк не будет строго придерживаться установленных процедур KYC. Все новые клиенты и новые счета должны утверждаться по крайней мере одним лицом соответствующего уровня руководства, но им не может быть менеджер, который отвечает за отношения по предоставлению частных банковских услуг. Если на месте используются особые меры защиты конфиденциальности отношений с клиентами, которым предоставляются частные услуги, и их бизнеса, банкам еще более нужно обеспечивать старательность и контроль в отношениях с такими клиентами и их делами, т.е. они должны быть открытыми для проверки со стороны ответственных за соблюдение норм и аудиторов.
26. Банкам следует разработать "четкие нормы относительно того, какие документы о личности клиента и отдельных операциях следует сохранять, и как долго они должны храниться". Такая практика важна для того, чтобы разрешить банку контролировать свои отношения с клиентом, понимать характер его текущих дел и, если это нужно, иметь свидетельство на случай решения спорных вопросов, применения юридических действий или проведения финансового расследования, которое может привести к криминальному преследованию. В начале и во время продолжения процесса идентификации банкам следует получить бумаги, которые определяют личность клиента, и сохранять их копии по крайней мере на протяжении пяти лет после закрытия счета, также следует хранить документы о финансовых операциях по крайней мере на протяжении пяти лет после даты их осуществления.
27. Банкам надо получить всю информацию, нужную для удовлетворительного определения каждого нового клиента, а также целей и природы его деловых отношений. Объемы и природа этой информации зависят от типа заявителя (физическое лицо, корпорация и т.п.) и ожидаемой величины счета. Представителям национальных органов надзора надо разработать пособия, которые помогали бы банкам в разработке их собственных процедур идентификации. Рабочая группа намеревается разработать основные элементы требований к идентификации клиента.
28. Если счет уже открыт, но возникают проблемы с проверкой, которые нельзя решить, банку следует закрыть счет и возвратить деньги тому, от кого они были получены.
29. Хотя переведение сальдо с одного счета на другой, открытый на имя клиента в другом банке, где придерживаются таких же стандартов KYC, может казаться удобным, банкам тем не менее следует рассмотреть возможность того, что предшествующий менеджер счета мог попросить о переведении счета в связи с возникновением подозрений относительно характера деятельности клиента. Естественно, клиент имеет право переводить свой счет с одного банка в другой. Однако, если у банка есть какая-то причина считать, что заявителю отказали в предоставлении услуг в другом банке, надо с еще большей старательностью проверить этого клиента.
30. Банкам никогда не следует соглашаться открывать счет либо вести дела с клиентом, который настаивает на анонимности или который сообщает фиктивное имя. Конфиденциальные нумерованные счета также не должны функционировать в качестве анонимных, но они должны подлежать таким же процедурам KYC, как и все другие счета клиента, даже если проверка проводится опытным персоналом. Хотя нумерованный счет может предоставить дополнительную защиту относительно определения личности собственника счета, такое лицо должно быть известно достаточному числу представителей персонала, чтобы работать с ним с надлежащей старательностью. Такие счета не следует, ни при каких обстоятельствах, использовать для того, чтобы утаить личность клиента от ответственного за соблюдение норм в банке или от представителей надзора.
31. Существует ряд более детальных вопросов, которые связаны с идентификацией клиента, к которым нужно обратиться. Некоторые из них сейчас рассматриваются FATF как часть общего рассмотрения 40 рекомендации, и Рабочая группа признает необходимость общих действий с FATF.
32. Доверительный, номинированный (на определенное лицо) и фидуциарный счета могут использоваться для избежания процедуры идентификации клиента. Если по определенным обстоятельствам может быть законным принятие дополнительных мер относительно обеспечения защиты частных банковских клиентов, важно понимание настоящих отношений. Банк должен установить, использует ли клиент имя другого клиента, действует как лицо, действует ли от лица другого человека как доверенное или назначенное лицо, или как другой посредник. В таком случае необходимым предшествующим условием является получение достаточного свидетельства достоверности любого посредника и человека, от чьего лица он действует, равно как сущность траста или других распоряжений. В частности, идентификация траста должна включать доверенных лиц, основателей/доверителей и бенефициаров.
33. Банки должны быть внимательными в предотвращении использования корпоративных деловых учреждений физическими лицами для управления анонимными счетами. Учреждения, которые принимают частные средства, например международные деловые компании, могут усложнять идентификацию клиентов или акционеров-бенефициаров. Банк должен понимать структуру компании, определить источник фондов, идентифицировать акционеров-бенефициаров и тех, кто контролирует фонды.
34. Особое внимание следует уделить начальным деловым соглашениям с компаниями, которые имеют номинальных акционеров или акции на предъявителя. Следует получить достаточную информацию для удовлетворительного определения акционеров-бенефициаров во всех таких компаниях. Требуется особая внимательность в случае, если учреждение имеет значительную пропорцию капитала в форме акций на предъявителя. Банк может совсем не знать, что акции на предъявителя находятся у другого собственника. Банк отвечает за внедрение удовлетворительных процедур для осуществления контроля над личностями значительных акционеров-бенефициаров. Это может потребовать от банка изымать акции из оборота, например держать акции на предъявителя под надзором (на счетах ответственного хранения).
35. Процедуры идентификации могут занимать много времени, поэтому, естественно, существует желание ограничить неудобства для новых клиентов. В некоторых странах стало обычным, что банки в своей деятельности полагаются на процедуры, проведенные другими банками или рекомендующими лицами. При этом банки рискуют слишком довериться проведенной процедуре, которую, как они считают, рекомендующие провели с надлежащим усердием. Эта уверенность в надлежащем усердии работы рекомендующих, какими бы уважаемыми они ни были, ни в коем случае не освобождает банк-реципиент от знания своих клиентов и их бизнеса. В частности, банки не должны доверяться тем рекомендующим, чьи стандарты оценивания ниже тех, которыми руководствуются банки в своих KYC-процедурах, или тем, кто не желает отдавать копии документов.