ДИРЕКТИВА ЕЭС

"О ПРЕДОТВРАЩЕНИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ
ЦЕЛЕЙ ОТМЫВАНИЯ ДЕНЕГ"*

(91/308/ЕЭС) 10 июня 1991 года

________________

* В 2001 году Европарламент (13 ноября) и Совет ЕС (19 ноября) утвердили Директиву 2001/97/ЕС, названную Второй. Директива 2001 года расширила список первичных преступлений и видов профессиональной деятельности, занятие которыми предполагает обязательное информирование властей о подозрительных операциях (в том числе аукционеры в сфере торговли произведениями искусства, операторы казино, агенты по недвижимости, бухгалтеры-консультанты и аудиторы). Она ввела некоторые ограничения на предоставление юридических консультаций по вопросам, которые могут быть связаны с легализацией средств. Были внесены некоторые пояснения относительно трактовки понятия конфиденциальности.


Совет Европейских сообществ,

Принимая во внимание Договор, основывающий Европейское Экономическое Сообщество, в частности Статью 57(2), первое и третье предложения, и Статью 100а,

Принимая во внимание предложение от Комиссии,

В сотрудничестве с Европейским Парламентом,

Принимая во внимание мнение Экономического и Социального Комитета,

Поскольку, когда кредитные и финансовые институты используются для отмывания поступлений от криминальной деятельности (далее - отмывание денег), надежность и стабильность конкретного института и доверие к финансовой системе в целом могут быть подвергнуты серьезному риску вследствие утраты доверия общества;

Поскольку недостаток действий Сообщества против отмывания денег может привести государства-члены с целью защиты своих финансовых систем к принятию мер, которые могут быть несовместимы с созданием единого рынка; поскольку, с целью облегчения своей криминальной деятельности лица, намеревающиеся отмыть деньги, могут попытаться использовать преимущества свободы движения капиталов и свободы оказания финансовых услуг, имеющиеся на определенном интегрированном финансовом пространстве, если определенные координационные меры не будут приняты на уровне Сообщества;

Поскольку отмывание денег имеет очевидное влияние на рост организованной преступности в целом и транспортировку наркотиков в особенности, поскольку налицо все большее и большее понимание того, что борьба с отмыванием денег является одной из наиболее эффективных мер противодействия этой форме преступной деятельности, которая создает особенную угрозу обществам государств-членов;

Поскольку отмывание денег должно быть побеждено посредством, главным образом, карательных мер и в рамках международного сотрудничества судебных и правоохранительных органов, на что в части наркотиков направлена Конвенция ООН против незаконного оборота наркотических лекарственных средств и психотропных веществ, принятая 19 декабря 1988 года в Вене (далее - Венская Конвенция), и на более общем уровне в отношении всех видов криминальной деятельности - Конвенция Совета Европы об отмывании, отслеживании, изъятии и конфискации доходов от преступлений, открытая для подписания 8 ноября 1990 года в Страсбурге;

Поскольку тем не менее карательные меры не должны быть единственным способом борьбы с отмыванием денег, так как финансовая система может играть в этом высокоэффективную роль, поскольку в этом контексте может быть сделана ссылка на рекомендации Совета Европы от 27 июня 1980 года и на Декларацию принципов, принятых в декабре 1988 года в Базеле банковскими надзорными властями Группы Десяти, обе составляющие основные шаги на пути предотвращения использования финансовой системы для отмывания денег;

Поскольку отмывание денег обычно совершается в международном контексте, с тем чтобы затруднить определение криминального происхождения денег, поскольку меры, принятые на национальном уровне, без принятия во внимание международной координации и сотрудничества могут иметь очень ограниченный эффект;

Поскольку любые меры, принятые Сообществом в этой сфере, должны соответствовать действиям, принятым на других международных форумах, поскольку в этом отношении любое действие Сообщества должно в особенности принимать во внимание рекомендации, принятые в отношении отмывания денег в июле 1989 года на Парижской встрече на высшем уровне семи наиболее развитых стран;

Поскольку Европейский Парламент потребовал в нескольких резолюциях, создания глобальной программы Сообщества по борьбе с оборотом наркотиков, включая положения о предотвращении отмывания денег;

Поскольку для целей настоящей Директивы определение отмывания денег взято из Венской Конвенции, поскольку тем не менее отмывание денег имеет место не только в отношении доходов от преступлений, связанных с наркотиками, но также и в отношении доходов от иной преступной деятельности (такой как организованная преступность терроризм), государства-члены должны в своем законодательстве расширить эффект от применения Директивы с целью включить доходы от такой деятельности, поскольку ее результаты могут включать операции по отмыванию денег, и принять соответствующие санкции;

Поскольку запрещение отмывания денег в законодательствах государств-членов в совокупности с подходящими мерами и наказаниями является необходимым условием для борьбы с этим феноменом;

Поскольку обеспечение того, чтобы кредитные и финансовые институты требовали идентификации своих клиентов, когда вступают с ними в деловые отношения или производят трансакции, превышающие определенные пределы, является необходимым с целью избежать возможности использовать преимущества анонимности для целей совершения преступной деятельности, поскольку такие положения должны в максимально возможной степени распространяться на любых бенефициаров;

Поскольку кредитные и финансовые институты должны хранить, по крайней мере, в течение пяти лет копии или данные о потребованных идентификационных документах, равно как доказательства и записи, состоящие из документов, относящихся к трансакциям, или их копии, равным образом допускаемые к использованию в судебных процессах в соответствии с применимым внутренним законодательством в качестве доказательств в любых расследованиях отмывания денег;

Поскольку обеспечение того, чтобы кредитные и финансовые институты исследовали с особым вниманием любую трансакцию, которую они рассматривают как могущую по своей природе относиться к отмыванию денег, является необходимым с целью сохранения прочности и целостности финансовой системы, равно как с целью внесения вклада и борьбу с отбыванием денег, поскольку с этой целью они должны уделять специальное внимание сделкам с третьими странами, которые не применяют стандарты против отмывания денег, сравнимые с теми, которые приняты в Сообществе или которые приняты на международных форумах и к которым присоединилось Сообщество;

Поскольку для этих целей государства-члены вправе попросить кредитные и финансовые институты вести записи результатов проверок, которые они должны осуществлять, и обеспечить, чтобы эти результаты были доступны властям, в компетенцию которых входит принятие мер против отмывания денег;

Поскольку предотвращение использования финансовой системы для целей отмывания денег является задачей, которая не может быть осуществлена властями, ответственными за борьбу с этим феноменом без сотрудничества с кредитными и финансовыми институтами и их надзорными властями, поскольку режим банковской тайны должен быть ослаблен в таких случаях, поскольку система обязательного сообщения о подозрительных трансакциях, которая обеспечивает то, что информация передается вышеупомянутым властям без настораживания соответствующих клиентов, является наиболее эффективным путем осуществления такого сотрудничества, поскольку специальное защитное положение необходимо для освобождения кредитных и финансовых институтов, их работников и директоров от ответственности за нарушение ограничений на раскрытие информации;

Поскольку информация, полученная властями в соответствии с настоящей Директивой, может быть использована только в связи с борьбой с отмыванием денег, поскольку тем не менее государства-члены могут принять положения, позволяющие использовать эту информацию для других целей;

Поскольку создание кредитными и финансовыми институтами процедур внутреннего контроля и программ подготовки в данной сфере являются дополнительными положениями, без которых другие меры, содержащиеся в настоящей Директиве, могут стать неэффективными;

Поскольку отмывание денег может совершаться не только через кредитные и финансовые институты, но также и через другие типы профессий и категории предприятий, государства-члены должны расширить применение положений настоящей Директивы с целью включить в сферу ее действия те профессии и категории предприятий, деятельность которых может быть использована для целей отмывания денег;

Поскольку является чрезвычайно важным, чтобы государства-члены проявили особую заботу с целью обеспечения того, чтобы согласованные действия предпринимались в Сообществе, когда существуют серьезные основания для уверенности в том, что профессии или виды деятельности, условия осуществления которых были гармонизированы на уровне Сообщества, используются для отмывания денег;

Поскольку эффективность усилий по прекращению отмывания денег особенно зависит от тесной координации и гармонизации мер внутреннего законодательства, поскольку такая координация и гармонизация, которая осуществляется в различных международных органах, требует в контексте Сообщества кооперации между государствами-членами и Комиссии в рамках контактного комитета;

Поскольку делом каждого государства-члена является принятие подходящих мер и наказание нарушения таких мер подходящим способом с целью обеспечения полного применения настоящей Директивы,

ПРИНЯЛ НАСТОЯЩУЮ ДИРЕКТИВУ:


Статья 1

Для целей настоящей Директивы:

- "кредитный институт" означает кредитный институт, как он определен в первом подпункте Статьи 1 Директивы 77/780/ЕЕС, с изменениями, внесенными Директивой 89/646/ЕЕС, и включает расположенные в Сообществе филиалы, в значении третьего параграфа этой Статьи, кредитных институтов, имеющих головные офисы за пределами Сообщества;

- "финансовый институт" означает предприятие, не являющееся кредитным институтом, чья основная деятельность состоит в осуществлении одной или более операций, включенных в пункты со 2 по 12 и пункт 14 списка, приложенного к Директиве 89/646/ЕЕС, или страховую компанию, должным образом авторизованную в соответствии с Директивой 79/267/ЕЕС, с изменениями, внесенными Директивой 90/619/ЕЕС, поскольку она занимается видами деятельности, которые регулируются этой Директивой, это определение включает расположенные в Сообществе филиалы финансовых институтов, чьи головные офисы находятся за пределами Сообщества;

- "отмывание денег" означает следующее поведение, совершенное умышленно:

- присвоение или передача имущества при знании того, что такое имущество получено от преступной деятельности или из акта участия в такой деятельности, с целью сокрытия или маскировки незаконного происхождения имущества или оказания помощи любому лицу, которое вовлечено в совершение такой деятельности, с целью избежать предусмотренных законом последствий его действий;

- сокрытие или маскировка реальной природы, источника, местонахождения, расположения, движения имущества, относящихся к нему прав или собственности на имущество, при условии знания того, что такое имущество получено в результате криминальной деятельности или из акта участия в такой деятельности;

- приобретение, владение или использование имущества, при условии знания в момент получения, что такое имущество получено от криминальной деятельности или из акта участия в такой деятельности;

- участие, соучастие в совершении, попытки совершить и оказание помощи, подстрекательство, пособничество и оказание консультации в совершении любых действий, упомянутых в предшествующих параграфах. Вывод о наличии знания, намерения или цели, если они являются необходимым элементом вышеупомянутых действий, может быть сделан на основе анализа объективных фактических обстоятельств. Отмывание денег будет рассматриваться в качестве такового, даже если действия, которые повлекли появление имущества, которое должно быть отмыто, были совершены на территории другого государства-члена или на территории третьей страны;

- "имущество" означает активы любого рода, материальные или нематериальные, движимые или недвижимые, и юридические документы или инструменты, доказывающие титул или право на такие активы;

- "криминальная деятельность" означает преступление, указанное в Статье 3(1)(а) Венской Конвенции, и любую другую криминальную деятельность, определенную в качестве таковой для целей настоящей Директивы каждым государством-членом;

- "компетентные власти" означают внутренние власти, наделенные по закону или постановлению правом надзора за кредитными или финансовыми институтами.


Статья 2

1. Государства-члены обеспечат, чтобы отмывание денег, как определено в настоящей Директиве, было запрещено.

Статья 3

1. Государства-члены обеспечат, что кредитные и финансовые институты потребуют идентификации от своих клиентов путем предоставления доказательств при вступлении и деловые отношения, в частности при открытии счета или сберегательного счета либо при предоставлении кастодиальных услуг.

2. Идентификационные требования также будут применяться к любой трансакции с клиентами иными, нежели упомянутыми в параграфе 1, в которые вовлечена сумма, равная 15000 ЭКЮ или более, как в случаях, когда трансакция совершается одной операцией, так и в случаях, когда трансакция совершается в несколько операций, которые выглядят как взаимосвязанные. Когда сумма неизвестна во время начала трансакции, соответствующий институт совершит процедуру идентификации, как только он будет уведомлен о сумме и определит, что указанный порог достигнут.

3. В порядке отступления от положений параграфов 1 и 2 идентификационные требования в отношении страховых полисов, выписанных страховыми предприятиями в значении Директивы 79/267/ЕЕС,. когда они осуществляют виды деятельности, которые входят в сферу регулирования указанной Директивы, не будут обязательными, когда сумма или суммы периодических премий, которые должны быть уплачены в каждый конкретный год, не превышает или не превышают 1000 ЭКЮ или когда одна уплаченная премия равна или составляет менее 2500 ЭКЮ. Если сумма или суммы периодических премий, которые подлежат уплате в каждый конкретный год, увеличивается или увеличиваются таким образом, что превышают порог в 1000 ЭКЮ, идентификация становится обязательной.

4. Государства-члены вправе предусмотреть, что идентификационные требования не являются обязательными для страховых полисов, относящихся к пенсионным схемам, приобретенных в силу трудового договора или профессии застрахованного лица, при условии, что такие полисы содержат оговорку о невозможности отказаться от права и не могут быть использованы в качестве средства обеспечения предоставленного кредита.

5. В случае когда существуют сомнения в отношении того, действуют ли клиенты, упомянутые в вышеприведенных параграфах, от своего собственного имени, или в случае, когда они определенно действуют не от своего собственного имени, кредитные и финансовые институты предпримут разумные меры к получению информации о реальной идентификации лиц, от имени которых действуют их клиенты.

6. Кредитные и финансовые институты проведут такую идентификацию, даже если сумма трансакции ниже, чем установленные пороги, во всех случаях, когда существует подозрение в отмывании денег.

7. На кредитные и финансовые институты не распространяются требования об идентификации, предусмотренные настоящей Статьей, когда клиентом является кредитный или финансовый институт, к которому применяются положения настоящей Директивы.

8. Государства-члены вправе предусмотреть, что идентификационные требования в отношении трансакций, упомянутых в параграфах 3 и 4, являются выполненными, когда установлено, что сумма, оплаченная во исполнение трансакции, должна быть дебетована со счета, открытого на имя клиента в кредитном институте, на который распространяются положения настоящей Директивы в соответствии с требованиями, установленными в параграфе 1.


Статья 4

Государства-члены должны обеспечить, что кредитные и финансовые институты будут обязаны хранить следующие документы для использования в качестве доказательств в любом расследовании об отмывании денег:

- в случае идентификации - копию или данные об истребованных доказательствах в течение по крайней мере пяти лет после окончания взаимоотношений с клиентом;

- в случае трансакций - подкрепляющие доказательства и записи, состоящие из оригинальных документов или копий, допустимых в судебных процедурах в соответствии с применимым внутренним законодательством, в течение по крайней мере пяти лет с даты совершения трансакции.


Статья 5

Государства-члены обеспечат, что кредитные и финансовые институты исследуют с особым вниманием любую трансакцию, которую они рассматривают в качестве особенно похожей по своей природе на относящуюся к отмыванию денег.

Статья 6

Государства-члены обеспечат, что кредитные и финансовые институты и их директора и сотрудники будут полностью сотрудничать с властями, ответственными за борьбу с отмыванием денег:

- путем информирования этих властей по своей собственной инициативе о любом факте, который может служить показателем отмывания денег;

- путем снабжения этих властей по их требованию всей необходимой информацией в соответствии с процедурами, определенными применимым законодательством.

Информация, упомянутая в первом параграфе, будет направлена властям, ответственным за борьбу с отмыванием денег, государства-члена, на чьей территории институт, направляющий информацию, расположен. Лицо или лица, назначенные кредитными или финансовыми институтами в соответствии с процедурами, установленными в Статье 11(1), как правило, направят информацию.

Информация, направленная властям в соответствии с первым параграфом, может быть использована только в связи с борьбой с отмыванием денег. Тем не менее государства-члены могут установить, что такая информация может также быть использована для других целей.


Статья 7

Государства-члены обеспечат то, что кредитные и финансовые институты воздержатся от совершения трансакций, о которых им известно или в отношении которых имеются подозрения, что они относятся к отмыванию денег, до информирования властей, упомянутых в Статье 6. Эти власти вправе, в соответствии с условиями, определенными в национальном праве, направить указание не совершать операцию. Если в отношении такой трансакции имеются подозрения или она повышает возможности отмывания денег и если воздержаться от ее совершения в такой форме невозможно или это может сделать тщетными усилия по определению бенефициара операции, вызывающей подозрения в отмывании денег, соответствующий институт проинформирует власти немедленно по ее совершении.


Статья 8

Кредитные и финансовые институты и их директора и сотрудники не раскроют соответствующему клиенту и любым другим третьим лицам, что информация была передана властям в соответствии со Статьями 6 и 7 или что было проведено расследование об отмывании денег.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»