МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 15 февраля 2005 года N 40


О реализации положений Болонской декларации в системе высшего
профессионального образования Российской Федерации

На основании решения коллегии Минобрнауки России (протокол заседания коллегии от 16 декабря 2004 года N ПК-8) и письма Национального фонда подготовки кадров от 25 января 2005 года N 58/02а/ЕС,

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005-2010 годы (далее - План мероприятий).

2. Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Болотову В.А.) и Федеральному агентству по образованию (Балыхину Г.А.):

включать в ежегодные планы работы мероприятия по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации в соответствии со сроками, указанными в Плане мероприятий;

ежегодно до 1 декабря представлять в Департамент государственной политики в образовании (Калине И.И.) промежуточные и итоговые отчеты по выполнению Плана мероприятий.

3. Возложить координацию по реализации основных задач развития системы высшего профессионального образования в Российской Федерации в соответствии с Болонской декларацией на Национальный фонд подготовки кадров (Соболеву Е.Н.).

4. Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Болотову В.А.), Федеральному агентству по образованию (Балыхину Г.А.) обеспечить размещение информации по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации через средства массовой информации и на web-cайтах.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Свинаренко А.Г.

Министр
А.Фурсенко

     

     

Приложение

УТВЕРЖДЕН
приказом Минобрнауки России
от 15 февраля 2005 года N 40

     

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
по реализации положений Болонской декларации в системе высшего
профессионального образования Российской Федерации на 2005-2010 годы


Цели развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией

Мероприятия

Сроки реализа-
ции

Исполни-
тель

1

2

3

4

1. Развитие системы высшего профессионального образования, основанной на двух основных уровнях -бакалавриат и магистратура.

Внесение в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части установления двух уровней высшего профессионального образования).

2005 год

Минобр-
науки
России

Внесение в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации" (в части предоставления права представителям объединений работодателей участвовать в государственном прогнозировании и мониторинге рынка труда, формировании перечней направлений подготовки (специальностей), разработке государственных образовательных стандартов профессионального образования и процедурах контроля качества профессионального образования).

2005 год

Минобр-
науки России

Разработка моделей подготовки бакалавров и магистров с учетом особенностей профилей подготовки в высшем профессиональном образовании.

2005-2006 годы

Минобр-
науки России

Разработка Перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования с учетом российских и мировых потребностей рынка труда.

2005-2006 годы

Минобр-
науки России

Определение профилей высшего профессионального образования, сохраняющих непрерывную подготовку специалистов.

2006 год

Минобр-
науки России

Разработка, утверждение и введение в действие государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения, сформированных на основе компетентностного подхода и системы зачетных единиц.

2007-2008 годы

Минобр-
науки России

Создание информационных, аналитических и методических ресурсов, web-сайта по двухуровневой сиcтеме для интернет-портала по Болонской декларации.

2005-2010 годы

Рособра-
зование

2. Изучение и введение системы зачетных единиц (ECTS)

Подготовка информационных материалов для высших учебных заведений по практике применения зачетных единиц и ходу эксперимента по использованию зачетных единиц в учебном процессе, проводимого в соответствии с приказом Минобразования России от 2 июля 2003 года N 2847:
анализ опыта, накопленного высшими учебными заведениями уже перешедшими на систему кредитов;
обобщение результатов эксперимента по использованию системы зачетных единиц в российских вузах;
подготовка и распространение информационных и методических материалов и инструкций.

2005-2010 гг.


2005-2006 годы

Минобр-
науки России

Рособра-
зование

Расширение инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачетных единиц:

Рособра-
зование

расширение внедрения системы зачетных единиц в вузах России;

2005 год

внедрение модульных технологий построения образовательных программ высшего профессионального образования;

2005-2007 годы

разработка предложений по переходу на "асинхронную" (модульную) организацию образовательного процесса.

2006 год

Формирование методических основ накопительной системы зачетных единиц (кредитов) в профессиональном образовании Российской Федерации.

2005-2006 годы

Минобр-
науки России

Создание и поддержание web -сайта с информацией о системе зачетных единиц и опыте ее внедрения в российских вузах для интернет-портала по Болонской декларации.

2005-2010 годы

Рособра-
зование

Переход российской системы высшего профессионального образования на систему зачетных единиц.

2008 год

Минобр-
науки России

3. Введение приложения к диплому о высшем профессиональном образовании,

Разработка образца приложения к диплому о высшем профессиональном образовании :

2005-2006 годы

Минобр-
науки России

совместимого с общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании (Diploma Supplement)

разработка единой системы классификации образовательных программ профессионального образования Российской Федерации;

2006 год

перевод на английский язык дисциплин федеральных компонентов государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и их публикация;

2005-2006 годы

разработка методических рекомендаций по заполнению приложения к диплому о высшем профессиональном образовании.

2006 год

Создание и поддержание web-
сайта с информацией о введении приложения к диплому о высшем профессиональном образовании для интернет-портала по Болонской декларации.

2005-2008 годы

Рособра-
зование

Введение приложения к диплому о высшем профессиональном образовании, совместимом с общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании (Diploma Supplement)".

2008 год

Рособра-
зование

 4. Создание и обеспечение деятельности сопоставимой системы признания иностранных документов об образовании в Российской Федерации и российских документов в государствах-участниках Болонской декларации

Решение вопросов признания иностранных документов об образовании в государствах-
участниках Болонской декларации:
разработка методических рекомендаций по академическому и профессиональному признанию российских документов об образовании в государствах-
участниках Болонской декларации;
совершенствование системы признания иностранных документов об образовании на территории Российской Федерации.

2005-2006 годы

Рособр-
надзор

Создание системы подготовки и переподготовки кадров по вопросам признания на территории Российской Федерации иностранных документов об образовании.

2005-2007 годы

Рособр-
надзор
Рособра-
зование

5. Проблема качества образования и разработки сопоставимых методологий и критериев оценки качества образования

Создание системы сопоставимых критериев, методик и технологии оценки качества образования с целью обеспечения гармонизации российской системы оценки качества образования с европейскими системами.

2006 год

Рособр-
надзор

Разработка технологии государственной аккредитации отдельных образовательных программ высшего профессионального образования.

2006 год

Рособр-
надзор

Создание инфраструктуры признания российской системы оценки качества образования другими странами - участниками Болонского процесса:
создание и поддержка web-сайта российской системы аккредитации, реестра аккредитованных образовательных учреждений и образовательных программ высшего профессионального образования на русском и английском языках;
создание банка данных образовательных программ российских и зарубежных вузов, лицензированных в Российской Федерации и результатов их оценивания при аккредитации;
формирование банка данных российских экспертов для участия в работе международных комиссий по оценке качества образования.

2005-2007 годы

Рособр-
надзор

Привлечение зарубежных экспертов к работе экспертных комиссий по оценке качества образования.

начиная с 2005 года

Рособр-
надзор

Участие в работе международных ассоциаций (сетей).

По пригла-
шениям

Рособр-
надзор

Содействие вхождению России в Европейскую сеть агентств по обеспечению качества ENQA.

2005-2006 годы

Рособр-
надзор

Организация проведения рабочих семинаров Международной сети агентств по гарантии качества высшего образования INQAAHE (2008 год) и Сети аккредитационных агентств стран Центральной и Восточной Европы CEENET (2007 год) в России.

2005-2008 годы

Рособр-
надзор

Создание Евразийской сети органов по оценке качества образования (стран СНГ и Балтии) и обеспечение совместной деятельности.

2004 -2005 годы

Рособр-
надзор

6. Содействие развитию академической мобильности студентов и преподавателей вузов

Нормативно-правовая поддержка осуществления академической мобильности студентов и преподавателей вузов.

2005 год

Минобр-
науки России

Создание системы предоставления институциональных и индивидуальных грантов для обеспечения внутрироссийской и европейской мобильности российских студентов и преподавателей.

2006 -2008 годы

Минобр-
науки России
Рособра-
зование




Текст документа сверен по:

файл-рассылка Минобрнауки России

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»