Недействующий

     

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ

от 31 января 2005 года N 64


О решении коллегии ФТС России от 17.12.2004 "О программе развития
 и внедрения в таможенных органах Российской Федерации электронной
 формы декларирования товаров и транспортных средств"

(с изменениями на 8 июля 2005 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратил силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом ФТС России от 8 июля 2005 года N 630.

____________________________________________________________________



Объявляю для руководства и исполнения решение коллегии ФТС России от 17.12.2004 "О программе развития и внедрения в таможенных органах Российской Федерации электронной формы декларирования товаров и транспортных средств" (приложение 1).

Приказываю:

1. Начальникам главных управлений и управлений ФТС России, начальникам региональных таможенных управлений и таможен, руководителям организаций, находящихся в ведении ФТС России:

- обеспечить в установленные сроки безусловное выполнение поручений, предусмотренных настоящим решением коллегии ФТС России;

- направлять ежеквартально в Главное управление организации таможенного контроля и секретариат коллегии ФТС России информацию об исполнении поручений коллегии ФТС России, предусмотренных настоящим решением, по принадлежности вопросов.

2. Утвердить План внедрения электронного декларирования в таможенных органах Российской Федерации в 2005 году (приложение 2).

3. Первому заместителю руководителя ФТС России В.А.Шамахову осуществлять контроль за исполнением настоящего приказа.

Руководитель
генерал-полковник
таможенной службы
А.Е.Жерихов

     

Приложение 1
к приказу ФТС России
от 31 января 2005 года N 64

     
РЕШЕНИЕ
коллегии ФТС России от 17.12.2004 "О программе развития и внедрения
 в таможенных органах Российской Федерации электронной формы
 декларирования товаров и транспортных средств"



Заслушав и обсудив доклады первого заместителя начальника Главного управления организации таможенного контроля В.В.Дьяченко и первого заместителя начальника Главного управления информационных технологий В.Н.Слобожанова, коллегия отмечает, что совершенствование выполнения таможенных процедур находится в неразрывной связи с уровнем развития и внедрения в деятельность таможенных органов информационных технологий.

Роль информационных технологий в таможенном деле отражена в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция 1999 года), которая:

- предусматривает максимальное практическое использование информационных технологий;

- рассматривает информационные технологии в качестве одного из принципов таможенного оформления, реализация которого должна способствовать упрощению и гармонизации таможенных процедур;

- устанавливает стандартное правило использования информационных технологий и средств электронных коммуникаций для совершенствования таможенного контроля.

Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.10.2004* N 1244-р, определяет, что важными приоритетами в использовании информационных технологий в сфере внешнеэкономической деятельности являются внедрение комплексной системы управления рисками и развитие систем электронного декларирования.

________________

* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать: "от 27.09.2004". - Примечание "КОДЕКС".


Внедрение электронной формы декларирования - неотъемлемая часть мероприятий Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 N 65), реализация которой позволяет сформировать необходимые предпосылки для внедрения информационных технологий на качественно новом уровне и предусматривает реализацию электронного документооборота между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами при предоставлении таможенной документации, а также реализацию опытных проектов по переходу на электронный документооборот с использованием механизма электронной цифровой подписи.

Эти направления нашли отражение в Целевой программе развития таможенной службы Российской Федерации на 2004-2008 годы, в которой внедрение информационных технологий, в том числе расширение практики электронного декларирования наряду с разработкой и внедрением системы управления рисками, определено приоритетной задачей таможенных органов.

Внедрение и применение электронной формы декларирования в Центральном таможенном управлении при проводимом в 2002-2004 годах эксперименте, а также после его окончания (01.07.2004) привело к ускорению, повышению прозрачности и сокращению влияния субъективного фактора при принятии решения должностным лицом таможенного органа, в чем особенно заинтересованы крупные благонадежные участники внешнеэкономической деятельности. В среднем время проверки грузовой таможенной декларации в электронном виде и выпуска товаров составляет около 30 минут.

Электронная форма декларирования создает необходимые условия и ориентирована на реализацию единого сквозного алгоритма автоматической обработки заявляемых в декларации сведений в центральной базе данных на уровне региональных таможенных управлений с осуществлением автоматического анализа рисков и выдачей соответствующих решений уполномоченному должностному лицу таможенного органа.

Наиболее выгодно применение электронного декларирования при перемещении товаров по долгосрочным контрактам организациям, имеющим собственные информационные автоматизированные бизнес-системы учета, а также оформление деклараций с большим количеством наименований товаров.

По результатам эксперимента ГТК России был издан приказ от 30.03.2004 N 395 "Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме" (зарегистрирован в Минюсте России 22.04.2004, рег. N 5767), предусматривающий сокращение сведений, представляемых в электронном виде, а также возможность декларирования в электронном виде товаров в соответствии с любым таможенным режимом. Но в настоящий момент отсутствует программное обеспечение, позволяющее реализовать данный приказ, а также:

- представлять электронную декларацию участнику  внешнеэкономической деятельности различными способами;

- минимизировать издержки участника внешнеэкономической деятельности и таможенных органов на внедрение системы электронного декларирования;

- учесть при внедрении различные условия телекоммуникационной инфраструктуры в регионах;

- оптимизировать работу должностного лица таможенного органа при проверке электронной таможенной декларации с использованием только штатного автоматизированного рабочего места таможенного оформления и таможенного контроля.

Коллегия отмечает, что сложность, новизна и большой объем задач, в том числе связанных с подготовкой эксперимента, недостатки в осуществленных организационных мероприятиях, а также существенные материальные затраты обусловили ограниченное число таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности, применяющих электронную форму декларирования.

Дальнейшему развитию и внедрению в таможенных органах Российской Федерации электронной формы декларирования препятствуют следующие факторы:

1. Непонимание определенной частью руководителей таможенных органов возможностей внедрения новых информационных технологий, позволяющих упростить и ускорить таможенное оформление, минимизировать непродуктивное использование ресурсов.

2. Недостаточный уровень подготовки должностных лиц таможенных органов, внедряющих и обеспечивающих поддержку информационных технологий и использующих их при выполнении должностных обязанностей.

3. Отсутствие доступа таможенных органов к информации, содержащейся в базах данных разрешительных документов, выданных контролирующими государственными органами.

4. Отсутствие внедренных либо экспериментальных информационных систем, обеспечивающих безбумажные технологии при выполнении других таможенных процедур (внутренний таможенный транзит, использование предварительного декларирования, контроль за уплатой таможенных платежей, применение системы управления рисками и т.д.), а также при взаимодействии структурных подразделений таможенного органа, предусматривающих электронный документооборот.

Необходимо принимать во внимание возможность дискредитации идеи электронного декларирования недобросовестными участниками ВЭД. В Таможенном кодексе Российской Федерации отсутствуют правовые основания нормативно установить критерии для отбора лиц, которые могут декларировать товары в электронной форме. В связи с этим необходима организация эффективного контроля на базе системы управления рисками за лицами, применяющими электронную форму декларирования, с использованием услуг таможенных брокеров, получившими электронную цифровую подпись.

Либерализация экономики, ускорение экономического роста, устранение бюрократических барьеров, транспорентность таможенных процедур невозможны без внедрения систем электронного документооборота, систем подачи сведений в электронном виде, без информационного взаимодействия как с субъектами внешнеэкономической деятельности, так и между государственными органами.

Активное внедрение информационных технологий в Российской Федерации обусловливает необходимость разработки таможенной службой Российской Федерации соответствующей базы для обеспечения выполнения таможенных процедур с применением электронного обмена данными.

Взаимосвязанная и комплексная реализация информационных технологий во все элементы деятельности таможенного органа и при осуществлении таможенных процедур станет в перспективе основой для создания "Электронной таможни (E-Customs)" в рамках "электронного правительства", предусмотренного Концепцией использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года.

Коллегия ФТС России

решила:

1. Утвердить План внедрения электронного декларирования в таможенных органах Российской Федерации в 2005 году.

2. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, обеспечить под личную ответственность контроль за исполнением Плана внедрения электронного декларирования в таможенных органах Российской Федерации в 2005 году.

3. Главному управлению информационных технологий (Л.М.Ухлинов), ГНИВЦу ФТС России (С.Л.Гусев) до 01.04.2005 осуществить разработку и внедрение программно-технических средств электронного декларирования в целях минимизации издержек участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов, учета различных условий телекоммуникационной инфраструктуры в регионах, позволяющих:

- представлять электронную декларацию различными способами;

- оптимизировать работу должностного лица таможенного органа при проверке электронной таможенной декларации с использованием только штатного автоматизированного рабочего места таможенного оформления и таможенного контроля.

4. Главному управлению организации таможенного контроля (А.В.Галактионов) до 20.01.2005 на основании системы управления рисками подготовить предложения по контролю за допуском лиц к применению электронной формы декларирования.

5. Главному управлению организации таможенного контроля (А.В.Галактионов), Главному управлению информационных технологий (Л.М.Ухлинов), ГНИВЦу ФТС России (С.Л.Гусев), Центральному таможенному управлению (Ю.В.Рыбкин), Северо-Западному таможенному управлению (В.И.Вьюнов), а также заинтересованным подразделениям ФТС России до 01.07.2005 обеспечить проведение работ по внедрению информационных технологий, предусматривающих электронный документооборот, с учетом видов транспорта, и до конца 2005 года провести опытную эксплуатацию:*5)

- при использовании электронной предварительной декларации в качестве единого документа, необходимого для применения к товарам таможенных процедур (в том числе внутреннего таможенного транзита и временного хранения), а также при предварительном информировании таможенных органов о ввозимых товарах на таможенную территорию Российской Федерации во взаимодействии с заинтересованными субъектами внешнеэкономической деятельности;

- при выполнении функций и задач таможенного органа, а также при взаимодействии его структурных подразделений.

6. Центральному таможенному управлению (Ю.В.Рыбкин), Главному управлению организации таможенного контроля (А.В.Галактионов), Главному управлению информационных технологий (Л.М.Ухлинов) в первом квартале 2005 года провести мероприятия, необходимые для осуществления на базе Каширского таможенного поста Московской южной таможни:

- отработки и опытного тестирования новых информационных таможенных технологий;

- проведения комплексных стендовых испытаний и испытаний новых программных средств непосредственно при осуществлении таможенных процедур для их последующего внедрения в таможенных органах Российской Федерации;

- организации обучения должностных лиц таможенных органов, где осуществляется внедрение либо проводятся эксперименты по применению новых информационных таможенных технологий.

7. Главному управлению информационных технологий (Л.М.Ухлинов), ГНИВЦу ФТС России (С.Л.Гусев), начальникам региональных таможенных управлений в течение 2005-2006 годов обеспечить организационно-техническую поддержку развития региональных вычислительных центров с учетом выполнения требований по устойчивой работе системы электронного декларирования.

8. Главному управлению организации таможенного контроля (А.В.Галактионов), Главному управлению информационных технологий (Л.М.Ухлинов), Управлению таможенного сотрудничества (С.А.Федосов), ГНИВЦу ФТС России (С.Л.Гусев) в течение 2005 года продолжить работу по организации взаимодействия с таможенными службами зарубежных стран, а также заинтересованными лицами по получению предварительной информации о товарах, ввозимых в Российскую Федерацию.

9. Центральному таможенному управлению (Ю.В.Рыбкин) оказать методологическую помощь при создании на базе отдела декларирования ОАО "ИКЕА ТОРГ" учебного центра для подготовки представителей бизнеса, желающих работать с применением электронного декларирования.

10. Главному управлению информационных технологий (Л.М.Ухлинов), ГНИВЦу ФТС России (С.Л.Гусев), Главному финансово-экономическому управлению (А.В.Авдонин) в 2005 году организовать и провести четвертую научно-практическую конференцию ФТС России по применению информационных технологий и взаимодействию таможни и бизнеса в области электронного обмена данными.

11. Российской таможенной академии (А.А.Литовченко), Главному управлению организации таможенного контроля (А.В.Галактионов), Главному управлению информационных технологий (Л.М.Ухлинов) и ГНИВЦу ФТС России (С.Л.Гусев):

- обеспечить на постоянной основе обучение руководителей и должностных лиц таможенных органов, а также слушателей Российской таможенной академии системе электронного декларирования и иным новым информационным таможенным технологиям, в том числе на базе Института повышения квалификации Российской таможенной академии и ее филиалов;

- представить до 20.01.2005 программу обучения системе электронного декларирования и иным новым информационным таможенным технологиям, а также график проведения обучения для утверждения ФТС России.

Председатель коллегии,
Руководитель Федеральной
таможенной службы
генерал-полковник
таможенной службы
А.Е.Жерихов

     

Приложение 2
к приказу ФТС России
от 31 января 2005 года N 64
(в редакции приказа ФТС России
 от 8 июля 2005 года N 630
-
см. предыдущую редакцию)

ПЛАН
внедрения электронного декларирования в таможенных
 органах Российской Федерации в 2005 году

N п/п

Таможенный пост

Код таможенного органа

Таможня

РТУ, таможня, непосредственно подчиненная ФТС России

1

2

3

4

5

I квартал

1

Вашутинский

10118220

Центральная

2

Павельцевский

10118230

акцизная

3

Митинский

10123070

Московская северная

Центральное таможенное управление

4

Зеленоградский

10125020

Зеленоградская

5

Заводской

10125130

6

Верх-Исетский

10502070

Екатеринбургская

Уральское таможенное управление

7

Документального оформления

10216080

Балтийская

Северо-Западное таможенное управление

8

Новосибирский

10609030

Новосибирская

Сибирское таможенное управление

II квартал

9

Алтуфьевский

10121010

Московская восточная

10

Видновский

10122020

Московская западная

Центральное таможенное управление

11

Коломенский

10126030

Ногинская

12

Электростальский

10126080

13

Наро-Фоминский

10127040

Подольская

14

Морской порт Владивосток

10702030

Владивостокская

15

Морской порт Восточный

10714040

Находкинская

16

Восточный контейнерный

10714070

Дальневосточное таможенное управление

17

Южно-Сахалинский

10707090

Сахалинская

18

Уссурийский

10716050

Уссурийская

19

Московский

10408090

Нижегородская

Приволжское таможенное

20

Уфимский

10401060

Башкортостанская

управление

21

Карасунский

10309040

Краснодарская

Южное таможенное управление

22

Аэропорт Кольцово

10508010

Кольцовская

Уральское таможенное управление

23

Северо-Западный

10210080

Санкт-Петербургская

Северо-Западное таможенное управление

24

Северный

10210070

III квартал

25

Щелковский

10110090

Щелковская таможня

26

Рязанский

10124100

27

Южнопортовый

10124110

Московская южная

28

Павелецкий

10124090

Центральное таможенное управление

29

Подсолнечный

10125140

Зеленоградская

30

Ленинский

10122050

Московская западная

31

Сетуньский

10122130

32

Красноярский

10607020

Красноярская

Сибирское таможенное управление

33

Сормовский

10408050

Нижегородская

Приволжское таможенное управление

34

Отрадненский

10412050

Самарская

35

Волжский

10312010

Волгоградская

Южное таможенное управление

36

Шахтинский

10313080

Ростовская

37

Челябинский

10504080

Челябинская

Уральское таможенное управление

38

Южный

10210100

Санкт-Петербургская

39

Выборгский

10210140

40

Выборгский

10206080

Выборгская

Северо-Западное таможенное управление

41

МАПП Светогорск

10206010

42

Приморский акцизный

10222010

Северо-Западная акцизная

43

Аэропорт Шереметьево (грузовой)

10005020

Шереметьевская таможня

IV квартал

44

Тверской

10115060

Тверская

45

Ново-Ивановский

10118140

Центральная акцизная

46

Донской

10118200

47

Егорьевский

10126010

48

Жуковский

10126020

Ногинская

Центральное таможенное

49

Шатурский

10126070

управление

50

Хорошевский

10123130

51

Дегунинский

10123050

Московская северная

52

ОТО и ТК N 2 Московского железнодорожного

10123152

53

Новокузнецкий

10608050

Кемеровская

Сибирское таможенное управление

54

Хабаровский

10703050

Хабаровская

Дальневосточное

55

Нерюнгринский

10701020

Якутская

таможенное управление

56

Первомайский

10405040

Удмуртская

Приволжское таможенное управление

57

Невинномысский

10316020

Минераловодская

Южное таможенное управление

58

Первомайский

10501080

Курганская

Уральское таможенное управление

59

Шушарский

10210130

Санкт-Петербургская

60

Псковский

10209090

Псковская

61

Автомобильный завод

10222040

Северо-Западная акцизная

Северо-Западное таможенное управление

62

Московский

10205030

Калининградская

63

Мурманский

10207050

Мурманская

64

Новгородский

10208040

Новгородская

65

Внуковская таможня

10001000

Внуковская таможня

66

Аэропорт Домодедово (грузовой)

10002010

Домодедовская таможня

   



Редакция документа с учетом

изменений и дополнений подготовлена

АО "Кодекс"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»