(с изменениями на 16 сентября 2004 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 ноября 2005 года на основании
приказа ФНС России от 9 сентября 2005 года N САЭ-3-01/444
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом МНС России от 16 сентября 2004 года N САЭ-3-27/499.
____________________________________________________________________
В целях совершенствования организации работы с налогоплательщиками
приказываю:
1. Утвердить Регламент организации работы с налогоплательщиками (далее - Регламент) согласно приложению к настоящему приказу.
2. Управлению организации работы с налогоплательщиками и средствами массовой информации (М.В.Истратова) в месячный срок утвердить форму 23 (полная) "Акт сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом", форму 23-а (краткая) "Акт сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом", форму 39-1 "Справка о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом по федеральным, региональным и местным налогам", а также методические указания по формированию указанных документов.
3. Управлению по модернизации налоговых органов (Т.Н.Бударина) совместно с Управлением организации работы с налогоплательщиками и средствами массовой информации (М.В.Истратова) в срок до 01.10.2004 привести в соответствие с разделом 3 настоящего Регламента инструкции на рабочие места отдела работы с налогоплательщиками, утвержденные приказом МНС России от 28.11.2003 N БГ-4-25/32дсп "Об утверждении реестра рабочих мест и инструкций на рабочие места инспекций МНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления межрайонного уровня численностью свыше 89 единиц в условиях использования системы ЭОД".
4. Департаменту информационных технологий (А.Б.Иконников) совместно с ФГУП "ГНИВЦ МНС России" в срок до 30.09.2004 произвести доработку программного обеспечения по формированию форм, указанных в приложениях 1-6 настоящего Регламента, и довести до управлений МНС России по субъектам Российской Федерации.
5. Управлениям МНС России по субъектам Российской Федерации:
5.1. Руководствоваться настоящим Регламентом при организации работы с налогоплательщиками, а также при осуществлении методической, контрольной работы с нижестоящими налоговыми органами.
5.2. Довести до нижестоящих налоговых органов настоящий Регламент и обеспечить его выполнение.
5.3. В срок до 01.11.2004 руководствоваться приказом МНС России от 05.08.2002 N БГ-3-10/411 "Об утверждении Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов" в части, касающейся проведения сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом (пункт в редакции приказа МНС России от 16 сентября 2004 года N САЭ-3-27/499 - см. предыдущую редакцию).
5.4. С 01.11.2004 приказ МНС России от 05.08.2002 N БГ-3-10/411 "Об утверждении Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов" применять в части, не противоречащей разделу 3 настоящего Регламента (пункт в редакции приказа МНС России от 16 сентября 2004 года N САЭ-3-27/499 - см. предыдущую редакцию).
5.5. Обязать нижестоящие налоговые органы привести в соответствие с разделами 2, 3, 4 и 5 настоящего Регламента Инструкцию по делопроизводству.
6. Признать утратившим силу приказ МНС России от 5 мая 1999 года N ГБ-3-15/120.
7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Российской Федерации по налогам и сборам Д.А.Чушкина.
Исполняющий обязанности
министра Российской Федерации
по налогам и сборам
А.Сердюков
РЕГЛАМЕНТ
организации работы с налогоплательщиками
Настоящий Регламент разработан для повышения эффективности организации работы с налогоплательщиками в налоговых органах МНС России и систематизации функций отделов работы с налогоплательщиками.
1.1. Организация приема налогоплательщиков в инспекциях МНС России.
1.1.1. Организация приема налогоплательщиков осуществляется ежедневно в течение всего рабочего времени в соответствии с приказом МНС России от 29.10.2003 N БГ-3-27/575 "О порядке приема налогоплательщиков в инспекциях МНС России".
1.1.2. Для организации ежедневного приема налогоплательщиков рекомендуется использовать принцип сменности. Начальник отдела работы с налогоплательщиками в зависимости от ситуации перераспределяет в течение дня количество должностных лиц отдела, осуществляющих прием налогоплательщиков. При осуществлении приема налогоплательщиков в операционном зале предусматривается, что работа должностного лица отдела работы с налогоплательщиками по непосредственному приему налогоплательщиков не должна превышать 4 часа в день.
1.1.3. Организовать работу отдела работы с налогоплательщиками следует таким образом, чтобы у должностных лиц была возможность осуществлять иную работу, предусмотренную инструкциями на рабочие места.
Для повышения профессионального уровня сотрудников отдела необходимо предусмотреть 2-3 часа на проведение учебы в любой день недели (за исключением пятницы). День проведения учебы должен быть утвержден распорядительным документом по инспекции МНС России. Во время учебы прием налогоплательщиков не прекращается.
1.1.4. При осуществлении приема налогоплательщиков прикрепление налогоплательщиков к налоговому инспектору по первым буквам фамилий или названий организаций, по улицам и т.д. недопустимо.
1.1.5. Должностные лица отдела работы с налогоплательщиками должны корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их уполномоченным представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижая их чести и достоинства, формируя позитивное отношение к налоговым органам.
Налогоплательщики должны иметь информацию о фамилии, имени, отчестве и должности сотрудника отдела работы с налогоплательщиками. Для этого сотрудники отдела работы с налогоплательщиками обеспечиваются, в частности, идентификационными картами (бэйджами).
1.1.6. Численность работников отдела работы с налогоплательщиками следует распределить равномерно в соответствии с функциями, возложенными на отдел работы с налогоплательщиками.
1.1.7. Прием налогоплательщиков рекомендуется осуществлять в специально выделенных для этих целей кабинетах (операционных залах по приему налогоплательщиков).
1.2. Основные требования к организации специально выделенных помещений для приема налогоплательщиков (операционных залов).
1.2.1. Помещения для работы с налогоплательщиками желательно размещать на нижних этажах зданий налоговых инспекций и для удобства работы организовать отдельный вход для налогоплательщиков.
1.2.2. В помещениях, предназначенных для работы с налогоплательщиками, обязательно иметь:
- стенд с указанием размещения функциональных рабочих мест сотрудников, осуществляющих прием налогоплательщиков;
- информационные стенды.
Рекомендуется иметь систему звукового информирования для голосового информирования налогоплательщиков и применять данную систему в периоды проведения информационных кампаний. Длительность одного звукового сообщения не должна превышать 5 минут (условно) с перерывами в 10-15 минут.
Рекомендуется установить для налогоплательщиков компьютер со справочно-правовыми системами ("Гарант", "КонcультантПлюс") и программными продуктами, разработанными МНС России и ФГУП "ГНИВЦ МНС России". Компьютер, предназначенный для налогоплательщиков, не должен быть подключен к локальной сети инспекции МНС России. Правила работы с ним, а также фамилия, имя, отчество, телефон, номер кабинета должностного лица инспекции МНС России, отвечающего за работу компьютера, размещаются на видном месте.
Рекомендуется установить электронную систему управления очередью, световое информационное табло (видеоэкран с информацией). Световое информационное табло размещается в инспекции МНС России недалеко от входа или при входе в помещение, где осуществляется прием налогоплательщиков.
Световое информационное табло располагается на высоте не менее 2,2 метра от пола таким образом, чтобы обеспечить видимость информации максимально возможному количеству налогоплательщиков.
Информация на световом информационном табло может быть представлена в виде бегущей строки.
1.2.3. Для налогоплательщиков должны быть оборудованы места для ожидания приема, имеющие стулья, столы (стойки) для возможности оформления документов.
2.1. Прием и регистрация налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации.
2.1.1. Прием и регистрация налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, осуществляются в соответствии с Регламентом принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных, представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности, утвержденным приказом МНС России от 04.02.2004 N БГ-3-06/76 (далее - Регламент ввода).
2.1.2. Законный представитель налогоплательщика при сдаче налоговой и бухгалтерской отчетности в налоговый орган осуществляет свои полномочия в соответствии со ст.27 Налогового кодекса Российской Федерации. Уполномоченный представитель налогоплательщика при сдаче налоговой и бухгалтерской отчетности в налоговый орган осуществляет свои полномочия в соответствии со статьей 29 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налогового кодекса). Данные о представителе налогоплательщика в обязательном порядке отражаются на титульном листе налоговой декларации и бухгалтерской отчетности.
2.1.3. При представлении налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности по почте (согласно п.2.1 Регламента ввода) отдел финансового и общего обеспечения (общего обеспечения) регистрирует все вложения в конверте. Всем вложениям присваивается единый номер. На титульном (первом) листе каждого вложения указывается регистрационный номер и дата отправки налогоплательщиком по почте.
2.1.4. Должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками может отказать в приеме отчетности налогоплательщику в случае представления ее не по форме, утвержденной федеральными, региональными органами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления. Если такая отчетность поступила по почте, отдел работы с налогоплательщиками, получив ее из отдела финансового и общего обеспечения (общего обеспечения), считает ее непринятой, не регистрирует и в 3-дневный срок направляет налогоплательщику уведомление о том, что представленная не по форме отчетность не принята и должна быть представлена в установленные сроки и по утвержденной форме. При отправке Уведомления (приложение N 1) по почте на втором экземпляре должностным лицом отдела работы с налогоплательщиками ставится отметка об отправке документа по почте.
2.1.5. При наличии в зарегистрированных и переданных в отдел ввода декларациях ошибок, не позволяющих осуществить ввод, декларации по реестру передаются из отдела ввода и обработки данных в отдел работы с налогоплательщиками. Должностным лицом отдела работы с налогоплательщиками подготавливается Уведомление о необходимости внесения уточнений в представленную отчетность (приложение N 2) и передается в отдел финансового и общего обеспечения (общего обеспечения) для отправки по почте заказным отправлением с уведомлением.
Если в течение 10 календарных дней с момента получения почтового отправления налогоплательщиком или возврата почтового отправления ввиду отсутствия налогоплательщика по указанному в учредительных документах адресу налогоплательщик не вносит уточнения в отчетность, копия реестра таких деклараций и декларации направляются в отдел камеральных проверок для принятия соответствующих мер.
2.1.6. При выявлении на стадии принятия налоговой декларации нарушения установленных законодательством сроков ее представления:
- в случае представления налоговой декларации налогоплательщиком лично приглашается сотрудник отдела камеральных проверок для составления протокола об административном правонарушении;
- в случае представления налоговой декларации от имени налогоплательщика представителем налогоплательщика лично представителю налогоплательщика вручается уведомление о необходимости явки в налоговый орган лица, ответственного в соответствии с действующим законодательством за своевременность представления отчетности в налоговый орган, и одновременно уведомляется отдел камеральных проверок о факте представления налогоплательщиком декларации с нарушением сроков, установленных законодательством;
- в случае представления налоговой декларации на бумажном носителе по почте или в электронном виде ежедневно составляется список таких налоговых деклараций, который передается в отдел камеральных проверок для сведения и принятия соответствующих мер.
2.2. Прием и выдача других документов, представленных организациями и физическими лицами (запросы/письма, заявления и др.).
2.2.1. На стенде инспекции необходимо разместить образцы писем, запросов, заявлений, а также информацию о том, что налогоплательщик должен указать в запросе, заявлении, письме и т.д., способ получения ответа (лично или по почте). При этом уведомить налогоплательщика, что если не указан способ получения ответа, то ответ направляется по почте.
2.2.2. Отдел работы с налогоплательщиками осуществляет прием заявлений, лично представленных налогоплательщиками. Например, заявлений о переходе на упрощенную систему налогообложения, о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, о выдаче свидетельства на регистрацию объектов налогообложения игорного бизнеса и др.
На втором экземпляре заявления по просьбе налогоплательщика должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками обязано проставить отметку о принятии и дате представления заявления.
2.2.3. Отдел работы с налогоплательщиками передает полученные заявления по реестру в отдел финансового и общего обеспечения (общего обеспечения) для регистрации. Уведомления о переходе или невозможности перехода на упрощенную систему налогообложения, на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, свидетельства о регистрации объектов налогообложения игорного бизнеса и т.д. подготавливает отдел камеральных проверок.
2.2.4. Уведомления или Свидетельства в 2 экземплярах по реестру передаются из отдела камеральных проверок в отдел работы с налогоплательщиками для вручения налогоплательщику лично, если в заявлении указано "получить лично", или в отдел финансового и общего обеспечения (общего обеспечения), если в заявлении указано "получить по почте".
Подготовленные Уведомления или Свидетельства выдаются на руки налогоплательщику в срок не позднее 7 календарных дней со дня получения документа из отдела камеральных проверок. При вручении Уведомления или Свидетельства налогоплательщику лично на втором экземпляре налогоплательщиком ставится отметка о получении.
Если налогоплательщик в указанный срок не получил на руки Уведомление или Свидетельство, документ передается в отдел финансового и общего обеспечения (общего обеспечения) для отправки по почте заказным отправлением с уведомлением.
Подготовка и доведение до налогоплательщиков Уведомлений и Свидетельств не должна превышать месячный срок со дня представления налогоплательщиком заявления.
2.2.5. Прием от налогоплательщиков - юридических и физических лиц всех видов документов (заявлений о зачете налоговых платежей, о предоставлении льгот по имущественным налогам и т.д.), относящихся к компетенции налоговых органов, осуществляется отделом работы с налогоплательщиками в случае, если документы представлены налогоплательщиками лично (через представителя). На втором экземпляре представленных документов работник отдела работы с налогоплательщиками обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку о принятии и дату представления заявления.
2.2.6. Регистрация указанных документов отделом работы с налогоплательщиками не производится. Документы передаются по реестру в отдел финансового и общего обеспечения (общего обеспечения) для регистрации и дальнейшего распределения по функциональным отделам.
2.2.7. Выдача налогоплательщикам по их запросам справок и иных документов по вопросам, относящимся к компетенции налоговых органов, может осуществляться отделом работы с налогоплательщиками в случае, если налогоплательщик в заявлении указал: "Получить лично". Функциональные отделы в зависимости от способа выдачи передают подготовленные справки и документы или в отдел финансового и общего обеспечения (общего обеспечения) для отправки по почте, или по реестру в 2 экземплярах в отдел работы с налогоплательщиками для передачи лично.
2.2.8. Подготовленные документы выдаются на руки налогоплательщику не позднее 7 календарных дней со дня получения документа из функционального отдела. При вручении документов налогоплательщику лично на втором экземпляре документа ставится подпись налогоплательщика и дата получения им документа. Если налогоплательщик в указанный срок не обратился в отдел работы с налогоплательщиками за получением документов, они передаются в отдел финансового и общего обеспечения (общего обеспечения) для отправки налогоплательщику по почте заказным отправлением с уведомлением.