____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Росстата от 29 августа 2013 года N 346
____________________________________________________________________
Во исполнение Плана научно-методологической работы Госкомстата России на 2003 год, утвержденного приказом Госкомстата России от 20.12.2003 N 143, Государственный комитет Российской Федерации по статистике
постановляет:
Утвердить прилагаемые Методологические положения по проведению выборочного наблюдения индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в торговле и общественном питании, алгоритм формирования выборочной совокупности.
Председатель
В.Л.Соколин
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
по проведению выборочного наблюдения индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в торговле и общественном питании, алгоритм формирования выборочной совокупности
При проведении обследований экономической деятельности индивидуальных предпринимателей, в том числе в сфере торговли, органы статистики сталкиваются с трудностями создания и в особенности поддержания в актуальном состоянии основы выборки - списка единиц наблюдения генеральной совокупности, формируемого на основе ЕГРПО и отраслевых статистических баз данных. Созданные методологические положения решают задачу обеспечения полного охвата исследуемой совокупности и учитывают состав и качество имеющейся в органах статистики пообъектной информации об индивидуальных предпринимателях, осуществляющих деятельность в торговле.
Методологической базой проведения выборочного обследования индивидуальных предпринимателей торговли является двухосновная схема плана отбора и формирования выборки, что позволяет учитывать динамические изменения в исследуемой совокупности индивидуальных предпринимателей.
Данные методологические положения по формированию выборочной совокупности индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в торговле, разработаны с учетом практики проведения обследований индивидуальных предпринимателей органами государственной статистики, а также зарубежного опыта по организации и проведению аналогичных обследований, прежде всего Бюро цензов США, а также статистических служб Италии и Индонезии.
Основной целью выборочного обследования индивидуальных предпринимателей торговли является получение показателя оборота в разрезе субъектов Российской Федерации и в целом по стране. При создании основы выборки и определении плана отбора должны учитываться такие факторы, как динамично меняющийся состав исследуемой совокупности и практические сложности осуществления контакта с респондентами для получения первичных сведений по имеющемуся в органах статистики фактическому адресу проживания индивидуального предпринимателя.
Ввиду высокой степени вариации показателя оборота эффективность плана отбора требует использование списковой основы наблюдения. Однако из-за динамичности состава и структуры исследуемой совокупности основа выборки быстро устаревает. Это является причиной неполного охвата.
Один из путей обеспечения полноты охвата заключается в использовании территориальной основы отбора, которая покрывает всю территорию страны (региона) и, следовательно, всю целевую совокупность. Так же, как списочная основа является списком единиц совокупности, территориальная основа - перечень территориальных единиц. Эти единицы удобно отбирать с использованием расслоенной многоступенчатой схемы.
Хотя территориальная основа обеспечивает полный охват целевой совокупности, она обычно не приводит к эффективному плану отбора. Это связано с тем, что размер территориальных единиц (в смысле числа относящихся к ним единиц наблюдения) обычно существенно варьирует. Поэтому необходим большой объем территориальной выборки и непосредственно числа индивидуальных предпринимателей, включенных в выборку, чтобы обеспечить приемлемую точность результатов.
В связи с этим территориальные основы отбора наиболее часто используются в обследованиях, охватывающих широкий спектр показателей, которые достаточно равномерно распределены географически, например, обследование бюджетов домашних хозяйств.
Другой путь заключается в создании многоосновной базы проведения выборочного обследования. В многоосновном выборочном обследовании используется комбинация нескольких основ отбора. Основная причина использования многоосновного отбора - возможность возместить недостатки каждой основы достоинствами другой. Так, территориальная основа отбора обеспечивает полноту охвата совокупности индивидуальных предпринимателей торговли, в то время как списочная, менее полная, но более эффективная в смысле точности результатов.
Таким образом, для организации выборочного обследования деятельности индивидуальных предпринимателей торговли и общественного питания, учитывая состав имеющихся сведений о них в ЕГРПО, целесообразно использовать комбинированное использование списочной и территориальной основ отбора.
Для проведения выборочного обследования индивидуальных предпринимателей торговли создаются списочная и территориальная основы наблюдения, которые выступают в качестве двух независимых источников отбора единиц наблюдения. Списочную основу составляют индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в региональных разделах ЕГРПО, а территориальную - перечни населенных пунктов в субъектах Российской Федерации.
Выборки индивидуальных предпринимателей извлекаются независимо из каждой из основ. Предполагается, что индивидуальный предприниматель торговли принадлежит данной единице территориальной основы, если он может быть приписан к этой единице после одного или более этапов случайного отбора.
Кроме того, предполагается:
- полнота, т.е. каждая единица целевой совокупности принадлежит, по крайней мере, одной основе;
- опознаваемость, т.е. для каждой единицы наблюдения в любой из основ возможна ее идентификация в другой.
Опознаваемость необходима для корректного распространения выборочных данных, т.е. исключения "двойного счета". Выполнение этого требования связано с практическими трудностями. Поэтому следует осуществлять специальные процедуры сопоставления.
Общий объем выборки обследования определяется на федеральном уровне организатором обследования, исходя из выделенного на его проведение ресурсного обеспечения, и распределяется, например, поровну между выборками из списочной и территориальной основ.
Для осуществления эффективного оценивания показателей выборочного обследования индивидуальных предпринимателей торговли, т.е. обеспечения приемлемой точности результатов распространения выборочных данных на генеральную совокупность обследования, списочную основу отбора целесообразно расслоить по регионам России, видам деятельности и доступной характеристике размера единиц, например, обороту.
Исходя из фиксированного общего объема выборки из списочной основы и формулы размещения объема по слоям, определяются доли отбора в слоях, после чего в каждом слое извлекаются случайные выборки соответствующего объема. Далее осуществляется наблюдение единиц выборки по адресу проживания.
Если в списочной основе отбора отсутствуют признаки, характеризующие размер единиц, и расслоение по ним не может быть выполнено, то для повышения точности результатов обследования на этапе распространения выборочных данных будет применена процедура пострасслоения, которая заключается в расслоении единиц выборки по признаку размера, например, обороту, полученному в ходе проведения наблюдения. Примером такого расслоения может служить группировка индивидуальных предпринимателей по размеру среднего за период (месяц, год) оборота в расчете на 1 предпринимателя (в настоящее время разрабатывается по итогам ежегодного выборочного обследования предпринимателей, осуществляющих деятельность в розничной торговле). При распространении данных выборки на генеральную совокупность методом пострасслоения в каждом постслое (группе предпринимателей по размеру оборота) рассчитывается средняя величина конкретного показателя, которая умножается на число в генеральной совокупности индивидуальных предпринимателей, относимых к данной группе. Следует отметить, однако, что необходимым условием применения пострасслоения является наличие данных сплошного обследования индивидуальных предпринимателей.
Концепция использования территориальной основы для многоэтапного отбора индивидуальных предпринимателей торговли заключается в следующем.
Первоначально создаются слои, представляющие собой перечень субъектов Российской Федерации. Затем в отношении каждого слоя - субъекта Российской Федерации - создается перечень населенных пунктов, находящихся на территории соответствующего субъекта Федерации, с признаком численности проживающего населения (по данным переписи населения). Затем список населенных пунктов расслаивается по численности населения. В каждом слое отбирается не менее двух населенных пунктов, по которым составляется перечень счетных участков.
Счетный участок - территориальный сегмент, в границах которого путем непосредственного обхода регистрируются, а затем наблюдаются индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в торговле или общественном питании. В качестве учетной единицы выступает место торговли: магазин (павильон), киоск - в случае торговли через стационарную сеть, и торговое место на рынке - в случае, если предприниматель торгует на вещевом, смешанном или продовольственном рынке; ресторан, кафе, бар - если предприниматель осуществляет деятельность в общественном питании.
Наблюдение осуществляется на сплошной основе, если в результате первичного обхода обнаружено ограниченное число учетных единиц. Иначе - на основе систематической выборки единиц из созданного во время предварительного обхода списка (более подробно приводится в разд.3.3.).
Проведение обследования деятельности индивидуальных предпринимателей в торговле организуется на региональном уровне территориальными комитетами государственной статистики выборочным методом, базирующимся на комбинированном использовании списочной и территориальной статистических основ наблюдения для формирования выборки. Единицами наблюдения выступают индивидуальные предприниматели:
1) отобранные из списочной основы;
2) осуществляющие деятельность на территории включенных в выборку населенных пунктов (более подробно приводится в разд.3.2.).
Общий объем выборки обследования индивидуальных предпринимателей торговли определяется на федеральном уровне структурным подразделением Госкомстата России, осуществляющим ведение статистического наблюдения в сфере торговли, исходя из отведенного на проведение обследования ресурсного обеспечения. Фиксированный общий объем выборки распределяется по регионам России согласно данным текущей отчетности о распределении численности единиц наблюдения по регионам и с учетом обеспечения приблизительно одинаковой точности результатов обследования по субъектам Российской Федерации. Соответствующая расчетная формула приведена в приложении 1.
Формирование списка единиц выборки осуществляется на региональном уровне специалистами территориальных комитетов государственной статистики программными средствами.
Формирование выборки из списочной основы (выборки (1) осуществляется на базе пакета "Выборка" с помощью процедуры систематического отбора.
Входные данные.
Списочная основа выборки (1) формируется на базе текущего состояния территориального раздела ЕГРПО. Основа выборки (1) состоит из перечня индивидуальных предпринимателей, занимающихся торговлей, учтенных в ЕГРПО, включая признаки идентификации и классификации. В случае наличия пообъектной количественной информации, характеризующей размер единиц (оборот, торговая площадь и т.п.) соответствующие переменные включаются в основу выборки (1).
Структура записи.
Структура записи списочной основы выборки (базовая совокупность)
Таблица 1
План выборки (1).
Для проведения систематического отбора единицы основы выборки (1) следует упорядочить (сортировать) по возрастанию значений классифицирующих признаков:
- вид деятельности (ОКВЭД);
-код территории (ОКАТО).
Из упорядоченной основы выборки (1) с помощью процедуры систематического отбора формируется список выборки (1). Алгоритм систематического отбора приведен в приложении 2. Объем выборки (1) для целей настоящего алгоритма отбора устанавливается равным половине (50%) общего объема выборки (числа обследуемых единиц), установленного на федеральном уровне организатором обследования.
Такая схема формирования выборки (1) приводит к пропорциональному размещению единиц выборки (1) по видам деятельности и по территории субъекта Российской Федерации.
Формирование выборки из территориальной основы (выборки(2) осуществляется методом многоступенчатого расслоенного случайного отбора территориальных единиц с помощью модуля Complex Samples (сложные выборки) пакета SPPS для Windows. Перечень территориальных единиц создается специалистами территориальных органов государственной статистики.
При создании территориальной основы необходимо руководствоваться общим принципом получения на последнем этапе отбора перечня мелких территориальных единиц (счетных участков, аналогичных формируемым при проведении переписи населения), по возможности однородных по численности проживающего на их территории населения.
Входные данные.
Территориальная основа выборки (2) на региональном уровне формируется на основе кодов ОКАТО населенных пунктов и базы данных Всероссийской переписи населения 2002 года. Технологически оптимальной основой выборки (2) служит перечень счетных участков, использованных в переписи населения, относящихся к населенным пунктам данного субъекта Российской Федерации. В случае невозможности (по объективным причинам) использования на региональном уровне полного перечня счетных участков на каждом этапе отбора следует создавать собственный перечень единиц отбора, например, на первом этапе - список населенных пунктов с признаком численности населения.
Созданный перечень счетных участков должен включать следующие переменные:
- ТИП - тип населенного пункта, к которому относится данный счетный участок. Выделяются следующие типы:
1) областной (республиканский) центр (ТИП =1);
2) город (ТИП = 2);
3) поселок городского типа (ТИП = 3):
4) сельский населенный пункт (ТИП = 4).
- СЛОЙ - группа по численности населения населенного пункта, к которому относится данный счетный участок.