ПРИКАЗ
от 29 августа 2013 года N 346
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Росстата от 13 сентября 2018 года N 561
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 года N 420,
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методологические положения по проведению выборочного наблюдения за индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в розничной торговле (с учетом типизации индивидуальных предпринимателей).
2. Признать утратившим силу постановление Госкомстата России от 19 декабря 2003 года N 114.
Временно
исполняющий обязанности
руководителя Федеральной службы
государственной статистики
К.Э.Лайкам
Методологические положения по проведению выборочного наблюдения за индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в розничной торговле (с учетом типизации индивидуальных предпринимателей)
При проведении обследований экономической деятельности индивидуальных предпринимателей, в том числе в сфере торговли, органы государственной статистики сталкиваются с трудностями создания и в особенности поддержания в актуальном состоянии основы выборки - списка единиц наблюдения генеральной совокупности, формируемого на основе Статистического регистра хозяйствующих субъектов (Статрегистра Росстата). Созданные методологические положения решают задачу обеспечения полного охвата исследуемой совокупности и учитывают состав и качество имеющейся в органах государственной статистики пообъектной информации об индивидуальных предпринимателях, осуществляющих деятельность в розничной торговле.
Методологической базой проведения выборочного статистического наблюдения за индивидуальными предпринимателями является двухосновная схема плана отбора и формирования выборки, что позволяет учитывать динамические изменения в исследуемой совокупности индивидуальных предпринимателей.
Настоящие методологические положения разработаны с учетом практики проведения обследований индивидуальных предпринимателей органами государственной статистики, а также зарубежного опыта по организации и проведению аналогичных обследований, прежде всего Бюро цензов США, а также статистических служб Италии и Индонезии.
Методологические положения предназначены для использования территориальными органами Росстата для организации и проведения выборочного статистического наблюдения за индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в розничной торговле.
Выборочное наблюдение за индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в розничной торговле, проводится ежегодно во всех субъектах Российской Федерации с 2001 года в рамках специального обследования, основная цель которого - получить данные об объеме выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг индивидуальными предпринимателями на территории субъекта Российской Федерации и в целом по стране. По данным обследования также формируется информация о численности работников у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в розничной торговле.
В настоящих Методологических положениях под индивидуальными предпринимателям рассматриваются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Главы крестьянских (фермерских) хозяйств объектом наблюдения не являются.
Обследование индивидуальных предпринимателей торговли проводится выборочным методом с использованием списочной и территориальной основ отбора для формирования комбинированной выборки. Применение комбинированной выборки позволяет более эффективно применять модель случайной выборки, улучшить качество результатов обследования.
Основная причина использования многоосновного отбора - возможность возместить недостатки каждой основы достоинствами другой. Так, территориальная основа отбора обеспечивает полноту охвата совокупности индивидуальных предпринимателей торговли, в то время как списочная, менее полная, но более эффективная в смысле точности результатов.
Списочная основа выборки является списком единиц генеральной совокупности, информация о которых имеется у организатора обследования, территориальная основа - перечень территориальных единиц, полностью и без пересечений покрывающий территорию распространения явления. Территориальная выборка - совокупность единиц наблюдения, отбираемых с использованием многоступенчатой схемы. При этом на начальных этапах отбираются территориальные единицы, а единицы наблюдения только на последнем этапе.
Таким образом, единицами наблюдения выступают:
1) индивидуальные предприниматели, отобранные из списочной основы;
2) торговые объекты, принадлежащие индивидуальным предпринимателям.
Индивидуальные предприниматели относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, если они соответствуют условиям, установленным в Федеральном законе от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и в постановлении Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 556.
Категории и критерии определения субъектов малого и среднего предпринимательства представлены на схеме 1:
Категории субъектов малого и среднего предпринимательства | ||
Средние предприятия | Малые предприятия | |
из них микропредприятия |
Кроме того, в обследовании принимают участие индивидуальные предприниматели, размеры бизнеса которых превышают установленные для субъектов малого и среднего предпринимательства критерии.
Типизация индивидуальных предпринимателей проводится на основании данных статистической отчетности (о средней численности работников и выручке). В случае отсутствия необходимой информации типизация отдельных индивидуальных предпринимателей носит условный характер.
Использование типизации индивидуальных предпринимателей на стадии планирования списочной выборки должно повысить точность и надежность распространенных выборочных результатов, полученных по собранным данным этой выборки.
Обследование индивидуальных предпринимателей проводится по форме федерального статистического наблюдения N 1-ИП-торговля "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя в розничной торговле". Обследование проводится по результатам деятельности за один месяц отчетного года.
Бланк формы представляет собой анкету для заполнения самим индивидуальным предпринимателем, либо интервьюером, и содержит минимальный перечень следующих показателей:
- объем выручки (с учетом налогов и аналогичных обязательных платежей) от продажи товаров, продукции, работ, услуг;
- доля выручки, полученной от определенного вида деятельности, в общем объеме;
- распределение выручки от розничной продажи товаров по кварталам отчетного года;
- численность работающих в бизнесе;
- стоимость товаров, приобретенных для продажи населению;
- число объектов розничной торговли (магазинов, павильонов, киосков и т.п.).
В форму N 1-ИП (торговля) помимо показателей, характеризующих объемы деятельности предпринимателей в розничной торговле, включены основные показатели формы N 1-ИП "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя". По результатам проведения обследований по формам N 1-ИП и N 1-ИП (торговля) предусмотрено объединение полученных сводных итогов (унифицированных показателей) по всему массиву индивидуальных предпринимателей.
Текущее выборочное обследование индивидуальных предпринимателей торговли на потребительском рынке по форме N 1-ИП (торговля) проводится выборочным методом с использованием списочной и территориальной основ отбора для формирования комбинированной выборки с применением программных средств пакета IBM SPSS. Распространение данных наблюдения комбинированной выборки на генеральную совокупность индивидуальных предпринимателей в розничной торговле также выполняется с применением программных средств пакета IBM SPSS.
Списочная и территориальная основы выборки выступают в качестве двух независимых источников для формирования списков единиц наблюдения. Выборки индивидуальных предпринимателей извлекаются независимо из каждой из основ. Предполагается, что индивидуальный предприниматель торговли принадлежит данной единице территориальной основы, если он может быть приписан к этой единице после одного или более этапов случайного отбора.
Кроме того, предполагается:
полнота, т.е. каждая единица целевой совокупности принадлежит, по крайней мере, одной основе;
опознаваемость, т.е. для каждой единицы наблюдения в любой из основ возможна ее идентификация в другой.
Опознаваемость необходима для корректного распространения выборочных данных, т.е. исключения "двойного счета". Выполнение этого требования связано с практическими трудностями. Поэтому следует осуществлять специальные процедуры сопоставления.
Работа по проведению обследования состоит из нескольких основных этапов:
1) определение объемов (количества единиц наблюдения) списочной и территориальной выборок;
2) формирование списочной и территориальной основ выборки;
3) формирование выборок из списочной и территориальной основ;
4) сбор, ввод и обработка первичных данных наблюдения;
5) распространение данных выборок из списочной и территориальной основ на генеральную совокупность объектов наблюдения;
6) расчет итоговых комбинированных оценок показателей обследования;
7) отгрузка пообъектных данных наблюдения в комплекс формирования регламентных таблиц, предусмотренных экономическим описанием.
На схеме 2 представлены основные этапы проведения обследования индивидуальных предпринимателей в розничной торговле:
Организация выборочного обследования индивидуальных предпринимателей в розничной торговле | ||||||||||||||||||
1 этап | Формирование основы выборки | |||||||||||||||||
Списочной (БД "Индивидуальные предприниматели") | Территориальной | |||||||||||||||||
2 этап | Формирование выборочной совокупности | 7-10% от общего числа (устанавливается на федеральном уровне) | ||||||||||||||||
Индивидуальные предприниматели (систематический отбор из расслоенного по ОКВЭД и типам предприятий списка БД "Индивидуальные предприниматели") | Населенные пункты (из расслоенного по типу населённых пунктов и численности населения списка территориальных единиц) | |||||||||||||||||
Объекты торговли, принадлежащие индивидуальным предпринимателям (выборка формируется в каждом отобранном населенном пункте) | ||||||||||||||||||
3 этап | Проведение наблюдения | |||||||||||||||||
Предварительный обход отобранных опросных участков и формирование списка объектов торговли, принадлежащих индивидуальным предпринимателям | ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
По месту регистрации индивидуального предпринимателя (по адресу места жительства) | Опрос по месту расположения объектов торговли, принадлежащих индивидуальным предпринимателям | |||||||||||||||||
4 этап | Обработка результатов обследования, расчёт итоговых оценок показателей обследования по комбинированной выборке |