Недействующий
Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА РСФСР

     
ПРИКАЗ

от 5 августа 1975 года N 13


Об утверждении "Инструкции по предупреждению
дорожно-транспортных происшествий
"

(с изменениями на 26 апреля 1990 года)
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации на основании
приказа Минтранса России от 16 октября 2002 года N 132
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 26 апреля 1990 года N 49.   

____________________________________________________________________



В целях дальнейшего усовершенствования системы работы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий

приказываю:

1. Утвердить прилагаемую "Инструкцию по предупреждению дорожно-транспортных происшествий".

2. Начальникам главных управлений, республиканских объединений, транспортных управлений, управлений пассажирского автомобильного транспорта, автотранспортных предприятий и организаций системы Министерства обеспечить изучение и неуклонное исполнение Инструкции всеми работниками, которые по роду своей деятельности обязаны выполнять или контролировать выполнение требований Инструкции.

3. Считать утратившей силу "Инструкцию по предупреждению и учету дорожно-транспортных происшествий", утвержденную приказом Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР от 15 октября 1965 года N 366.

Министр
Е.Г.Трубицын

     

     
Приложение
к приказу Минавтотранса РСФСР
от 5 августа 1975 года N 13

     
ИНСТРУКЦИЯ
по предупреждению дорожно-транспортных происшествий

(с изменениями на 26 апреля 1990 года)

     

Общие положения

1. Инструкция по предупреждению дорожно-транспортных происшествий устанавливает основные положения, касающиеся обеспечения безопасности движения подвижного состава автомобильного транспорта в системе Министерства автомобильного транспорта РСФСР.

2. Настоящая Инструкция обязательна для всех автотранспортных предприятий, организаций, транспортных управлений и управлений пассажирского автотранспорта системы Министерства автомобильного транспорта РСФСР.

3. Издаваемые в системе Министерства автомобильного транспорта РСФСР специальные правила, инструкции и указания, относящиеся к обеспечению безопасности движения подвижного состава автомобильного транспорта, должны строго соответствовать настоящей Инструкции.

4. Предупреждение дорожно-транспортных происшествий является главной и основной обязанностью всех подразделений и служб системы Министерства автомобильного транспорта РСФСР.

Руководители указанных подразделений и служб несут персональную ответственность за состояние дел по обеспечению безопасности движения на подведомственном автомобильном транспорте.

Работа по предупреждению дорожно-транспортных
происшествий на автотранспортных предприятиях

1. На автотранспортных предприятиях и в организациях, впредь именуемых предприятиями, работу по предупреждению дорожно-транспортных происшествий возглавляет руководитель предприятия.

2. Основными задачами предприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий являются:

а) совершенствование труда, отдыха и быта работников предприятия, особенно водителей и ремонтных рабочих;

б) проведение службами и общественными организациями активной систематической воспитательной работы, а также мероприятий по устранению причин, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий, укреплению трудовой дисциплины;

в) обеспечение:

- технической готовности подвижного состава предприятия путем своевременного и качественного проведения технического обслуживания и ремонта, проверки технического состояния при выпуске автомобилей на линию и возвращении в гараж и контроля за техническим состоянием автомобилей на линии;

- обследования дорожных условий на маршруте работы подвижного состава предприятия перед началом массовых перевозок грузов и при открытии новых автобусных маршрутов, а также регулярной проверки состояния дорог с целью определения соответствия автомобильных дорог, их обустройства и технических средств регулирования требованиям беспрепятственного и безопасного движения: принятия мер по устранению недостатков в обустройстве и содержании дорог на маршрутах работы подвижного состава предприятия;

- перевозочного процесса в соответствии с установленными планами перевозок грузов и пассажиров путем рационального использования подвижного состава, составления и корректировки графиков движения автомобилей и табелей работы водителей, нормирования скоростей движения и других показателей, определяющих работу подвижного состава с учетом конкретных условий его эксплуатации.

3. В соответствии с возложенными задачами руководитель предприятия:

а) утверждает ежеквартально (не позднее чем за 5 дней до начала квартала) план мероприятий предприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, разработанный старшим инженером (инженером) по безопасности движения совместно со службой эксплуатации и производственно-технической службой, и осуществляет систематический контроль за выполнением службами и подразделениями предприятия этого плана;

б) утверждает ежемесячно составленный службой эксплуатации график работы на линии инженерно-технического состава служб и ревизорского аппарата по безопасности движения с привлечением общественности для контроля за техническим состоянием и использованием подвижного состава, режимом труда, отдыха, соблюдением правил дорожного движения и дисциплиной водителей, а на предприятиях, осуществляющих пассажирские перевозки, кроме того, за регулярностью движения и соблюдением норм вместимости автобусов;

в) утверждает представляемый главным инженером график дежурств на предприятии, осуществляющем пассажирские перевозки, руководителя, его заместителей, начальников служб, колонн (отрядов) с целью оперативного принятия мер к предотвращению выпуска неисправных автобусов и других нарушений установленного режима работы;

г) принимает меры по улучшению условий труда, отдыха и быта работников предприятия, прежде всего, водителей и ремонтных рабочих, путем:

- строительства в установленном порядке новых и расширения действующих столовых и буфетов; организации подвижных пунктов питания; внеочередного обслуживания питанием водителей, выполняющих междугородные перевозки; обеспечения водителей городских автобусов в период работы на линии горячей пищей;

- организации профилакториев и баз отдыха;

- обеспечения отдыха водителей, занятых на междугородных перевозках грузов, и организации охраняемых стоянок автомобилей;

- организация технической помощи автомобилям в пути следования;

д) организует прохождение обязательного периодического медицинского переосвидетельствования в следующие сроки: водителей автомототранспорта (кроме водителей автобусов вместимостью более 8 человек) через каждые 5 лет; водителей автобусов вместимостью более 8 человек - через каждые 3 года; водителей, достигших 60-летнего (женщины 55-летнего) возраста, - через каждые 2 года; стажированные водители автомобилей профессионалы-инвалиды - один раз в 12 месяцев. Направляет водителей в случае сомнения в состоянии их здоровья на медицинскую экспертизу независимо от установленных сроков переосвидетельствования;

е) обеспечивает организацию и проведение в соответствии с действующей методикой предрейсовых, послерейсовых и межрейсовых (в зависимости от условий работы) медицинских осмотров водителей, создает необходимые условия для работы медицинского персонала;

ж) совершенствует формы и методы воспитательной работы на предприятии, для чего организует:

- обобщение и распространение опыта передовых водителей и ремонтных рабочих, лучших бригад, колонн (отрядов) и цехов;

- публикацию в печати статей о водителях, работающих без дорожно-транспортных происшествий и нарушений трудовой дисциплины;

- пропаганду безаварийной работы в коллективе предприятия и среди населения путем проведения лекций, бесед, информации, используя печать, радио, телевидение, показ кинофильмов, прослушивание магнитофонов и т.п. Пропаганда по предупреждению дорожно-транспортных происшествий может осуществляться с помощью агитавтобуса, работа которого организуется с участием органов Госавтоинспекции, горкома (обкома) профсоюза, научно-технического общества с привлечением преподавателей учебных комбинатов, автошкол и передовых водителей;

- прикрепление молодых водителей к водителям-наставникам для инструктажа и стажировки;

- контроль за проведением воспитательной работы с водителями и ремонтными рабочими в бригадах, колоннах (отрядах), цехах;

- проведение конкурсов и месячников безопасности движения;

- представление в установленном порядке работников, успешно и добросовестно выполняющих свои трудовые обязанности, к поощрениям;

з) принимает меры к улучшению общеобразовательного уровня, профессиональной подготовки и повышению квалификации работников предприятия, осуществляет контроль за проведением с водителями, ремонтными рабочими и инженерно-техническими работниками занятий по технической учебе;

и) лично проводит судебное расследование и разбор всех дорожно-транспортных происшествий, допущенных работниками предприятия, в порядке и сроки, предусмотренные Положением о порядке служебного расследования и разбора дорожно-транспортных происшествий (приложение 1);

к) лично проводит судебное расследование по каждому случаю появления водителя на работе в состоянии опьянения и принимает к нарушителям меры дисциплинарного воздействия в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка;

л) организует учет дорожно-транспортных происшествий, представляет отчеты и информацию о дорожно-транспортных происшествиях и сведения о принятых мерах по предупреждению дорожно-транспортных происшествий в порядке и сроки, предусмотренные Правилами учета дорожно-транспортных происшествий (приложение 2);

м) проводит работу по обеспечению безопасности движения при широком участии общественности и в тесном контакте с органами Госавтоинспекции, комиссией по безопасности дорожного движения исполкома местного Совета депутатов трудящихся, коммунальными, дорожными и другими заинтересованными организациями;

н) оказывает помощь в работе комиссии общественного контроля за безопасностью движения, добровольной народной дружины, совета общественных инспекторов, товарищеского суда, научно-технического общества городского хозяйства и автомобильного транспорта, рассматривает их предложения и принимает необходимые меры;

о) осуществляет непосредственное руководство работой старшего инженера (инженера) по безопасности движения, направляя деятельность всех служб и подразделений предприятия на реализацию мер по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, оказывает практическую помощь в организации и оборудовании кабинета по безопасности движения в работе агитавтобуса, утверждает план работы кабинета по безопасности движения;

п) издает приказы и другие нормативные документы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий; предусматривает в должностных инструкциях работников, связанных с содержанием и эксплуатацией подвижного состава, обязанности и ответственность за осуществление ими мер по обеспечению безопасности движения;

р) организует изучение работниками предприятия, связанными с содержанием и эксплуатацией подвижного состава, Устава автомобильного транспорта РСФСР, Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, Правил дорожного движения, Правил перевозок грузов автомобильным транспортом в РСФСР и особых условий перевозок грузов, правил и инструкций по охране труда, предупреждению дорожно-транспортных происшествий, должностных инструкций, действующего законодательства о режиме труда и отдыха водителей, а на предприятиях, осуществляющих пассажирские перевозки, изучение, кроме того, Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, правил по организации пассажирских перевозок, руководств и методик по нормированию скоростей движения автобусов на маршрутах, требований по обеспечению безопасности движения на автобусных маршрутах.

4. Старший инженер (инженер) по безопасности движения предприятия:

а) разрабатывает совместно со службой эксплуатации и производственно-технической службой проекты планов мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, предусматривающих обеспечение необходимых дорожных условий и условий движения на маршрутах перевозок, надлежащего технического состояния выпускаемого на линию подвижного состава, укрепление дисциплины, повышение квалификации, мастерства водителей и других работников предприятия, деятельность которых связана с движением подвижного состава, представляет их на утверждение руководителю предприятия и контролирует выполнение этих планов;

б) осуществляет систематический контроль за выполнением всеми работниками предприятия постановлений и распоряжений Правительства, приказов и указаний Министерства автомобильного транспорта РСФСР, республиканского объединения, транспортного управления и управления пассажирского автотранспорта по вопросам обеспечения безопасности движения, правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, Правил дорожного движения, а также настоящей Инструкции, а на предприятиях, осуществляющих пассажирские перевозки, кроме того, правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, руководств и методик по нормированию скоростей движения автобусов на маршрутах, требований по обеспечению безопасности движения на автобусных маршрутах;

в) проводит проверки работы всех служб и подразделений предприятия в части, касающейся обеспечения безопасности движения и предупреждения дорожно-транспортных происшествий, и вносит руководству предложения для принятия мер по устранению выявленных недостатков и нарушений;

г) ведет в службах и подразделениях предприятия Книгу ревизорских указаний (по форме согласно приложению 3).

Принимает через руководителей служб и подразделений предприятия необходимые меры к устранению выявленных нарушений правил, инструкций, приказов, указаний и других недостатков в обеспечении безопасности движения, в том числе, отмеченных в Книге ревизорских указаний;

д) ведет учет дорожно-транспортных происшествий и нарушений водителями Правил дорожного движения в специальных журналах (приложение 4 и 5), подготавливает в установленном порядке отчеты о них.

Производит анализ данных учета и выявляет основные причины, способствующие возникновению дорожно-транспортных происшествий;

е) принимает участие в проведении служебного расследования и разбора дорожно-транспортных происшествий и в составлении информации о них в сроки, предусмотренные Положением о порядке служебного расследования и разбора дорожно-транспортных происшествий;

ж) разрабатывает и представляет руководителю предприятия на основе материалов проверок и анализа состояния аварийности предложения по предотвращению дорожно-транспортных происшествий и случаев управления автомобилем в состоянии опьянения;

з) организует в коллективе предприятия разбор допущенных водителями дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения и Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта по данным учета дорожно-транспортных происшествий и результатам служебного расследования;

и) участвует в работе организуемых органами Госавтоинспекции комиссий по рассмотрению материалов о нарушениях правил, инструкций и других нормативных актов в связи с дорожно-транспортными происшествиями и другими нарушениями Правил дорожного движения, допущенными водителями предприятия;

к) обобщает и распространяет положительный опыт безаварийной работы водителей, лучших бригад, колонн (отрядов);

л) организует агитационно-массовую работу по безопасности движения в коллективе предприятия (проведение лекций, докладов, бесед, консультаций, использование наглядных форм агитации, стенной печати, радио, показ специальных кинофильмов и т.п.);

м) организует работу, кабинета безопасности движения по плану, утвержденному руководителем предприятия, и оборудует его в соответствии с методическими указаниями;

н) рассматривает замечания и предложения членов комиссии общественного контроля за безопасностью движения на автомобильном транспорте и оказывает практическую помощь в работе комиссии;

о) осуществляет контроль за организацией изучения и периодической проверкой знаний водителями, а также другими работниками предприятия, непосредственно связанными с движением транспортных средств, Устава автомобильного транспорта РСФСР, Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, Правил дорожного движения, Правил и особых условий перевозки грузов, правил и инструкций по охране труда, предупреждению дорожно-транспортных происшествий, должностных инструкций, действующего законодательства о режиме труда и отдыха водителей, а на предприятиях, осуществляющих пассажирские перевозки, кроме того, Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, правил по организации пассажирских перевозок, руководств и методик по нормированию скоростей движения автобусов на маршрутах, требований по обеспечению безопасности движения на автобусных маршрутах;