ПИСЬМО
от 30 сентября 2002 года N 01-06/39049
О направлении Методических рекомендаций
____________________________________________________________________
Не применяется с 1 января 2004 года на основании
письма ГТК России от 24 декабря 2003 года N 01-06/50210
____________________________________________________________________
Направляем Методические рекомендации по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил), предусмотренных главой 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящие Рекомендации могут быть использованы в качестве базовых при принятии решения о квалификации правонарушения. Вместе с тем, они не могут применяться без учета фактических обстоятельств дела, подлежащих выяснению в каждом конкретном случае.
Статс-секретарь -
заместитель председателя Комитета
генерал-полковник таможенной службы
Ю.Ф.Азаров
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела
(нарушений таможенных правил)
В настоящих Методических рекомендациях дана характеристика составов административных правонарушений, предусмотренных главой 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), без исследования вопроса о содержании субъективной стороны правонарушений, совершенных физическими лицами, поскольку ни один из рассматриваемых составов не содержит специальных требований в отношении формы вины физического лица. Все правонарушения могут быть совершены ими как умышленно, так и по неосторожности.
Что касается вины юридического лица, то с учетом ее определения, установленного в ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, виновность юридического лица необходимо устанавливать на основании анализа обстоятельств, составляющих объективную сторону правонарушения, руководствуясь при этом рекомендациями, направленными письмом ГТК России от 21 января 2002 года N 01-06/2052 "О доказывании вины юридических лиц".
При решении вопроса о субъекте ответственности следует учитывать положение ч.3 ст.2.1 КоАП РФ о том, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо. При этом под физическим лицом следует понимать как должностных лиц, так и иных работников юридического лица, чьи виновные действия повлекли совершение правонарушения.
Перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации помимо таможенного контроля либо с сокрытием от него путем использования тайников, иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, или путем придания одним товарам вида других, либо с представлением таможенному органу поддельных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, содержащих недостоверные сведения, документов, относящихся к другим товарам и (или) транспортным средствам, или иных недействительных документов, либо с использованием поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящихся к другим товарам и (или) транспортным средствам, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.2 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой и конфискацию товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения административного правонарушения, либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Примечание. В настоящей главе используются понятия "товары", "транспортные средства", "перевозчик", принятые в Таможенном кодексе Российской Федерации.
1. Статья 16.1 КоАП РФ устанавливает ответственность за незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
В данной статье законодателем фактически объединены три самостоятельных состава правонарушения, ответственность за которые в ТК РФ была установлена отдельными статьями: ст.276 (Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации помимо таможенного контроля), ст.277 (Сокрытие от таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации) и ст.278 (Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации с обманным использованием документов или средств идентификации). Это обусловлено в первую очередь тем, что общественная опасность всех указанных деяний состоит в незаконном перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств способами, позволяющими вывести их из-под контроля таможенных органов.
Объектом нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ст.16.1 КоАП РФ, является одновременно порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и порядок проведения в отношении них таможенного контроля.
2. Исходя из способа противоправного перемещения товаров и транспортных средств, можно выделить три группы деяний, составляющих объективную сторону данного правонарушения.
2.1. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации помимо таможенного контроля.
Несмотря на то что в отличие от ст.276 ТК РФ в диспозиции рассматриваемой статьи не раскрывается понятие перемещения помимо таможенного контроля, характер объекта противоправного посягательства позволяет сделать вывод, что объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в нарушении требований ст.27 ТК РФ, а именно в перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации вне определенных таможенными органами Российской Федерации мест или вне времени работы таможенного органа.
Перемещение товаров и транспортных средств вне установленных мест выражается в пересечении таможенной границы Российской Федерации минуя зоны, через которые должно осуществляться такое пересечение. Местами пересечения таможенной границы Российской Федерации являются зоны таможенного контроля, которые создаются вдоль таможенной границы Российской Федерации в соответствии со ст.181 ТК РФ и приказом ГТК России от 13 июля 2000 года N 594 "Об утверждении Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля". Кроме того, в каждом таможенном органе определяются конкретные места для проведения таможенного контроля (досмотровые залы, площадки для автомашин и т.п.), которые могут находиться как в непосредственной близости от места пересечения таможенной границы, так и на значительном расстоянии от него. Соответственно, объективную сторону данного правонарушения составляет пересечение таможенной границы Российской Федерации как вне места расположения таможенного органа, так и вне места, предназначенного для осуществления таможенного контроля.
Нормативными актами по таможенному делу для отдельных видов товаров и транспортных средств могут быть установлены строго определенные места (пункты пропуска), через которые допускается их перемещение, например, приказы ГТК России от 5 апреля 2000 года N 280 "Об определении мест пересечения таможенной границы Российской Федерации для ввоза мяса птицы автомобильным видом транспорта", от 27 декабря 2000 года N 1219 "Об определении мест таможенного оформления и вывоза лома и отходов цветных и черных металлов", от 19 октября 2001 года N 1002 "Об определении мест вывоза" (в отношении отдельных товаров группы 44 ТН ВЭД РФ). Однако следует иметь в виду, что деяние, выражающееся в перемещении товаров и транспортных средств вне специально определенного для них места, но в месте расположения другого таможенного органа, не может рассматриваться как перемещение помимо таможенного контроля.
Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации вне времени работы таможенного органа составляет объективную сторону данного правонарушения, даже если такое перемещение производилось в установленных местах.
2.2. Перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием от таможенного контроля путем использования тайников, иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, или путем придания одним товарам вида других.
В соответствии с диспозицией ст.16.1 КоАП РФ перемещение товаров и транспортных средств с сокрытием может осуществляться одним из следующих способов:
- путем использования тайников, к которым относятся места, специально изготовленные (функциональным предназначением которых является только незаконное перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации) либо специально оборудованные и приспособленные (то есть подвергшиеся конструктивным изменениям, разборке, монтажу и т.д.) для сокрытия товаров (например, перемещение товара в чемодане с двойным дном, в специальных полостях под подкладкой одежды и т.п.);
- путем использования иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, к которым могут быть отнесены различные ухищренные способы утаивания товаров, такие как физическое сокрытие товаров, когда должностное лицо таможенного органа не может их обнаружить путем обычного визуального досмотра без проведения личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля или применения технических средств таможенного контроля, а также нахождение товаров в местах, не предназначенных для их транспортировки или хранения, доступ в которые затруднен (например, перемещение товара в шинах автомобиля и т.п.);
- путем придания одним товарам вида других, под которым понимается существенное изменение внешних характерных признаков товаров, которые позволяют отнести их к товарам иного вида.
В целом указанный перечень аналогичен перечню способов сокрытия, содержавшемуся в ст.277 ТК РФ.
2.3. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации с представлением таможенному органу недействительных документов либо с использованием поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам.
Перечень недействительных документов, использование которых при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу составляет объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст.16.1 КоАП РФ, также не отличается от предусматривавшегося ст.278 ТК РФ.
Под недействительными документами понимаются:
а) поддельные документы, то есть полностью изготовленные фиктивные документы или подлинные документы, в которые внесены искаженные сведения (например, путем исправления или уничтожения части текста, внесения в него дополнительных данных, проставления оттиска поддельного штампа или печати и т.п.);
б) документы, полученные незаконным путем, то есть выданные с нарушением порядка их выдачи либо полученные в результате предоставления в качестве оснований для их выдачи заведомо ложных сведений или поддельных (подложных) документов, либо в результате злоупотребления должностным лицом служебным положением или совершения им халатных действий при выдаче этого документа;
в) документы, содержащие недостоверные сведения, - документы, которые фактически являются подлинными, но содержат сведения, не соответствующие действительности. При этом документ сохраняет признаки и реквизиты должного (изготовляется на официальном бланке, содержит фамилии и должности лиц, которые должны его подписывать и т.п.), однако внесенные в него сведения (текст, цифровые данные) являются ложными;
г) документы, относящиеся к другим товарам и транспортным средствам, - документы, отвечающие установленным требованиям, но являющиеся основанием для перемещения через таможенную границу Российской Федерации других товаров и транспортных средств;
д) иные недействительные документы, к которым могут относиться документы, не имеющие юридической силы или утратившие ее (например, документы, выданные неправомочным органом или неуполномоченным должностным лицом, доверенность, в которой не указана дата ее совершения, и т.п.).
Недействительные документы должны быть необходимы для таможенных целей (несмотря на отсутствие в данной статье прямого указания на это, существовавшего ранее в ст.278 ТК РФ) и их представление таможенному органу должно находиться в причинно-следственной связи с возможностью перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, то есть недействительными должны быть те документы, которые являлись основанием для перемещения и сведения в которых были необходимы таможенному органу для принятия решения о возможности пропуска товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Представление на границе других документов, например, необходимых позднее на этапе декларирования (при ввозе) или вообще не относящихся к товарам и транспортным средствам, пусть даже недействительных, не влечет ответственности по данной статье. Так, в случае ввоза товаров с указанием в товаросопроводительных документах, представляемых таможенному органу на границе, неверного кода по ТН ВЭД, а также "заниженных" с точки зрения пограничного таможенного органа стоимостных показателей состав правонарушения, предусмотренного ст.16.1 КоАП РФ, отсутствует, поскольку данные сведения не являются определяющими или влияющими на принятие таможенным органом решения о возможности перемещения товара через таможенную границу Российской Федерации, а являются необходимыми при декларировании товаров и транспортных средств.
В настоящее время единый перечень документов, необходимых для таможенных целей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, отсутствует. Вместе с тем в ряде нормативных актов ГТК России встречается указание на то, что те или иные документы необходимы для таможенных целей на данном этапе. Например, согласно Правилам доставки товаров под таможенным контролем, утвержденным приказом ГТК России от 20 мая 1996 года N 304, к числу документов, необходимых для таможенных целей в отношении ввозимых товаров, если их помещение под определенный таможенный режим производится не в пограничном таможенном органе, относятся, в частности, транспортные, товаросопроводительные документы, включая счета-фактуры или счета-проформы, содержащие необходимые сведения о товарах.
К документам, необходимым для принятия решения о перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, относятся документы, необходимые таможенному органу в целях установления:
- какие именно товары и транспортные средства и в каком количестве перемещаются;
- не запрещен ли ввоз (вывоз) таких товаров и транспортных средств;
- имеются, соблюдены ли или выполнены ли в отношении товаров и транспортных средств условия, необходимые для пересечения таможенной границы (например, имеются ли марки акцизного сбора на ввозимой алкогольной продукции, лицензия на ввоз лекарственных средств и т.п.).
Одним из наиболее распространенных случаев совершения правонарушения, предусмотренного ст.16.1 КоАП РФ, является указание в товаросопроводительных документах неверных сведений о количестве (весе) ввозимых товаров. Вместе с тем перемещение товаров в количестве меньшем, чем указано в представляемых документах, не является нарушением таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, поскольку отсутствует один из обязательных признаков состава данного правонарушения - предмет правонарушения. При перемещении товаров в количестве большем, чем указано в товаросопроводительных документах, предметом правонарушения является только не указанная в документах часть товара.
Объективную сторону рассматриваемого правонарушения образует использование для незаконного перемещения товаров и транспортных средств наряду с недействительными документами также средств идентификации, перечисленных в ст.16.1 КоАП РФ, а именно:
- поддельного средства идентификации, то есть полностью изготовленного фиктивного средства идентификации;
- подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам, то есть соответствующего установленным требованиям, но служащего идентификации других товаров и транспортных средств (подробнее о средствах идентификации см. рекомендации к ст.16.11 КоАП РФ).
2.4. В практике таможенных органов возникает вопрос, могут ли транспортные средства являться орудиями совершения правонарушения, выразившегося в перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации с использованием недействительных документов.
Следует учитывать, что предметы, применяемые для совершения административного правонарушения, а также приспособления, облегчающие его реализацию, образуют категорию средств совершения административного правонарушения. Транспортные средства, использующиеся для незаконного перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации, таким образом, в любом случае будут являться средствами совершения административного правонарушения. Однако под орудиями совершения правонарушения понимаются только те средства, которые используются в процессе непосредственного осуществления правонарушения, то есть те средства, которыми непосредственно исполняется задуманное и причиняются общественно опасные последствия. Совершение правонарушения и использование в связи с этим конкретных предметов должно находиться в причинно-следственной связи, а возможность совершения правонарушения - в непосредственной зависимости от их использования.
Исходя из вышеизложенного, при совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.16.1 КоАП РФ, орудием его совершения будут являться те предметы, при помощи которых непосредственно достигается цель незаконного перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации (например, чемодан с двойным дном, в котором скрывались товары). При использовании для этой цели недействительных документов (поддельных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, содержащих недостоверные сведения в отношении товаров, и т.д.) транспортные средства, на которых перемещаются товары, в отношении которых были предоставлены такие документы, в общем случае не будут являться орудиями совершения правонарушения в связи с отсутствием причинно-следственной связи между их использованием и совершением правонарушения.
Вместе с тем вывод о том, являются ли товары и транспортные средства орудием совершения правонарушения, должен делаться в каждом конкретном случае на основе изучения всех обстоятельств дела, в том числе связи между совершением правонарушения и использованием конкретных транспортных средств.
2.5. Необходимо учитывать, что ст.16.1 КоАП РФ в части представления недействительных документов или указанных средств идентификации при ввозе товаров и транспортных средств применима только в случае совершения указанных действий при фактическом пересечении таможенной границы Российской Федерации. Поэтому деяния, выразившиеся, например, в представлении недействительных документов или ненадлежащих средств идентификации во внутренних таможнях при таможенном оформлении товаров, перемещенных через таможенную границу Российской Федерации с соблюдением таможенных правил, не образуют состава данного правонарушения и в зависимости от обстоятельств подлежат квалификации по другим статьям КоАП РФ.
3. Субъектом ответственности по данной статье являются лица, фактически перемещающие товары и транспортные средства, совершившие деяния, перечисленные в диспозиции статьи.
Иногда высказываются сомнения в возможности рассмотрения перевозчика в качестве субъекта ответственности за представление таможенному органу недействительных документов со следующей аргументацией:
- перевозчик, заключая с отправителем договор перевозки, не всегда может проверить правильность указания сведений о товаре, являющемся предметом договора;
- ст.8 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 19 мая 1956 года (далее - Конвенция), обязывающая перевозчика проверять ряд сведений при принятии груза к перевозке, к их числу не относит, например, проверку наименований перевозимых товаров, а также не обязывает проверять подлинность документов.