Недействующий

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 24 декабря 2003 года N 01-06/50210


О направлении методических рекомендаций

(с изменениями на 27 мая 2004 года)
____________________________________________________________________
Не применяется с 1 октября 2004 года на основании
письма ФТС России от 12 октября 2004 года N 01-06/3086
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

письмом ГТК России от 27 мая 2004 года N 01-06/19268.

____________________________________________________________________


Направляем для использования в практической деятельности подготовленные в связи с введением в действие 1 января 2004 года Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ) Временные методические рекомендации по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил), разъясняющие порядок применения норм об ответственности, предусмотренных главой 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), за исключением статьи 16.17 КоАП РФ, рекомендации по применению которой будут направлены дополнительно.

Временные методические рекомендации должны применяться с 1 января 2004 года при производстве по делам об административных правонарушениях, в том числе при рассмотрении жалоб на постановления по таким делам.

Учитывая, что в связи с введением в действие нового ТК РФ законодатель не внес соответствующие изменения в КоАП РФ, а также не оговорил особенности применения главы 16 КоАП РФ, нормы об ответственности необходимо рассматривать как отсылочные к новому ТК РФ, а содержащиеся в них термины, относящиеся к сфере таможенного регулирования, понимать в используемых новым ТК РФ значениях.

С 1 января 2004 года не подлежат применению следующие разъяснения ГТК России:

- письмо ГТК России от 25.05.2001 N 01-06/20818 "О результатах анализа практики таможенных органов по привлечению физических лиц к ответственности за нарушения таможенных правил, совершенные при декларировании товаров в конклюдентной форме";

- письмо ГТК России от 30.07.2001 N 01-06/29103 "О направлении Методического пособия" (вместе с Методическим пособием по вопросам ведения производства и рассмотрения дел о нарушении таможенных правил);

- письмо ГТК России от 30.09.2002 N 01-06/39049 "О направлении методических рекомендаций";

- письмо ГТК России от 28.10.2002 N 27-19/42672 "Об ответственности железных дорог за нарушение сроков доставки товаров";

- письмо ГТК России от 30.12.2002 N 17-12/31710 "О направлении рекомендаций";

- письмо ГТК России от 31.03.2003 N 17-12/13621 "О направлении обзора практики рассмотрения судами дел об АП";

- письмо ГТК России от 16.07.2003 N 17-12/28183 "О некоторых вопросах привлечения лиц к административной ответственности".

Иные правовые акты, затрагивающие вопросы квалификации административных правонарушений в области таможенного дела, должны применяться в части, не противоречащей новому ТК РФ.

Начальникам таможенных органов довести содержание настоящего письма до сведения подчиненных должностных лиц.

Статс-секретарь -
заместитель председателя Комитета
генерал-полковник таможенной службы
Ю.Ф.Азаров

     

     

Приложение
к письму ГТК России
от 24 декабря 2003 года N 01-06/50210


ВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил)

(с изменениями на 27 мая 2004 года)

     

     

Статья 16.1. Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств
через таможенную границу Российской Федерации


Перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации помимо таможенного контроля, либо с сокрытием от него путем использования тайников, иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, или путем придания одним товарам вида других, либо с представлением таможенному органу поддельных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, содержащих недостоверные сведения, документов, относящихся к другим товарам и (или) транспортным средствам, или иных недействительных документов, либо с использованием поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящихся к другим товарам и (или) транспортным средствам, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.2 настоящего Кодекса, -
     
     влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой и конфискацию товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения административного правонарушения, либо конфискацию предметов административного правонарушения.
     
     Примечание. В настоящей главе используются понятия "товары", "транспортные средства", "перевозчик", принятые в
Таможенном кодексе Российской Федерации.

Статья 16.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу и объединяет три самостоятельных состава правонарушений, различающихся способом противоправного перемещения.

Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу представляет собой совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или по вывозу с этой территории товаров и транспортных средств любым способом. При этом под ввозом понимается фактическое пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные ТК РФ действия с товарами и транспортными средствами до их выпуска таможенными органами, а под вывозом - подача таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации, а также все последующие предусмотренные ТК РФ действия с товарами и транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы (подп.7, 8, 9 ТК РФ). К числу действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и транспортных средств, относятся:

- вход (въезд) физического лица, выезжающего из Российской Федерации, в зону таможенного контроля;

- въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу в целях убытия его с таможенной территории Российской Федерации;

- сдача транспортным организациям товаров или организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории Российской Федерации;

- действия лица, непосредственно направленные на фактическое пересечение товарами или транспортными средствами таможенной границы вне установленных мест.

Следует обратить внимание на то, что новый ТК РФ расширяет объем понятия "перемещение товаров и транспортных средств" при ввозе по сравнению с ТК РФ 1993 года и относит к нему не только фактическое пересечение таможенной границы, но и все последующие действия с товарами и транспортными средствами до их выпуска таможенными органами.

Статья 16.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу:

- с представлением таможенному органу недействительных документов;

- помимо таможенного контроля;

- с сокрытием от таможенного контроля.

Согласно подп.10 п.1 ст.11 ТК РФ под незаконным перемещением товаров и транспортных средств понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или по вывозу с этой территории товаров и транспортных средств с нарушением установленного порядка, включая нарушение норм процедурного характера. Однако в контексте рассматриваемого правонарушения незаконным следует признавать только перемещение, сопряженное с совершением одного из указанных деяний.

Перемещение товаров и транспортных средств с представлением недействительных документов. Под недействительными документами понимаются:

а) поддельные документы, то есть полностью изготовленные фиктивные документы или подлинные документы, в которые внесены искаженные сведения (например, путем исправления или уничтожения части текста, внесения в него дополнительных данных, проставления оттиска поддельного штампа или печати и т.п.);

б) документы, полученные незаконным путем, то есть выданные с нарушением порядка их выдачи, либо полученные в результате представления в качестве основания для их выдачи заведомо ложных сведений или поддельных (подложных) документов, либо в результате злоупотребления должностным лицом служебным положением или совершения им халатных действий при выдаче этого документа;

в) документы, содержащие недостоверные сведения, - документы, которые фактически являются подлинными, но содержат сведения, не соответствующие действительности. При этом документ сохраняет признаки и реквизиты должного (изготовляется на официальном бланке, содержит фамилии и должности лиц, которые должны его подписывать, и т.п.), однако внесенные в него сведения (текст, цифровые данные) являются ложными;

г) документы, относящиеся к другим товарам и транспортным средствам, - документы, отвечающие установленным требованиям, но являющиеся основанием для перемещения через таможенную границу других товаров и транспортных средств;

д) иные недействительные документы, к которым могут относиться документы, не имеющие юридической силы или утратившие ее (например, документы, выданные неправомочным органом или неуполномоченным должностным лицом, доверенность, в которой не указана дата ее совершения, и т.п.).

Расширение круга действий, составляющих при ввозе перемещение через таможенную границу, не может не повлечь расширение круга деяний, образующих объективную сторону рассматриваемого правонарушения. Так, ТК РФ устанавливает требование о представлении таможенному органу документов при:

- прибытии в пункт пропуска через таможенную границу или иное установленное место (ст.72);

- получении разрешения на применение таможенной процедуры внутреннего таможенного транзита (ст.81);

- завершении процедуры внутреннего таможенного транзита (ст.92);

- помещении товаров на склад временного хранения (ст.102);

- декларировании товаров (ст.124, 131).

Представление недействительных документов на любом из указанных этапов перемещения является противоправным, общественно опасным, в связи с чем должно влечь наступление административной ответственности.

Вместе с тем учитывая, что при декларировании товаров необходимые документы представляются в подтверждение заявленных в декларации сведений, а также наличие в ст.16.1 отсылки к ст.16.2 КоАП РФ, вопрос о конкуренции ст.16.1 и 16.2 КоАП РФ должен решаться в пользу последней как более специальной. Кроме того, иной подход означал бы применение различных "стандартов" при квалификации в случае первого декларирования товаров и декларирования товаров при их последующем помещении под таможенный режим, поскольку изменение таможенного режима не входит в понятие перемещения.

Необходимо учитывать, что недействительные документы должны быть необходимы для таможенных целей и их представление таможенному органу должно находиться в причинно-следственной связи с возможностью осуществления именно той таможенной операции, на этапе которой документы были представлены. Представление документов, необходимых на иных этапах перемещения или вообще не относящихся к товарам и транспортным средствам, пусть даже недействительных, не влечет ответственности по данной статье. При представлении документов, содержащих недостоверные сведения, необходимыми для принятия таможенным органом решения о предоставлении соответствующей таможенной процедуры должны быть не только сами документы, но и недостоверно указанные в них сведения. Так, представление при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации или при помещении под процедуру внутреннего таможенного транзита документов, содержащих недостоверные сведения, необходимые на этапе декларирования, не влечет наступление ответственности по ст.16.1 КоАП РФ. В связи с этим в случае ввоза товаров с указанием в товаросопроводительных документах, представляемых таможенному органу в месте прибытия, неверного кода по ТН ВЭД на уровне последних знаков, а также "заниженных" с точки зрения пограничного таможенного органа стоимостных показателей состав правонарушения, предусмотренного ст.16.1 КоАП РФ, отсутствует, поскольку данные сведения не являются определяющими или влияющими на принятие таможенным органом решения о возможности продвижения товаров по таможенной территории Российской Федерации, а являются необходимыми при их декларировании.

При указании в товаросопроводительных документах недостоверных сведений о количестве ввозимых товаров необходимо иметь в виду, что прибытие товаров в количестве меньшем, чем указано в представляемых документах, не является нарушением таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, поскольку отсутствует предмет правонарушения. В случае прибытия товаров в количестве большем, чем указано в товаросопроводительных документах, предметом правонарушения является только не указанная в документах часть товара.

Обязанность представить таможенному органу документы, предусмотренные ст.73-76 ТК РФ, при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации возложена непосредственно на перевозчика. Таким образом, за перемещение товаров с представлением таможенному органу недействительных документов в месте прибытия отвечает перевозчик, а на иных этапах перемещения - лицо, фактически представившее недействительные документы.

Наряду с представлением таможенному органу недействительных документов объективную сторону рассматриваемого правонарушения образует использование для незаконного перемещения товаров и транспортных средств также средств идентификации, перечисленных ст.16.1 КоАП РФ, а именно:

- поддельного средства идентификации, то есть полностью изготовленного фиктивного средства идентификации;

- подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам, то есть соответствующего установленным требованиям, но служащего идентификации других товаров и транспортных средств (подробнее о средствах идентификации см. рекомендации к ст.16.11 КоАП РФ).

Перемещение товаров и транспортных средств помимо таможенного контроля. Под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации (подп.19 п.1 ст.11 ТК РФ). ТК РФ не раскрывает понятие "помимо таможенного контроля", однако анализ отдельных его положений позволяет сделать вывод о том, что перемещение товаров и транспортных средств без предъявления их к таможенному контролю является противоправным.

Так, в соответствии со ст.14 ТК РФ все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом. Согласно ч.1 ст.69 ТК РФ прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации допускается в пунктах пропуска через Государственную границу, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и во время работы таможенных органов. В иных местах товары и транспортные средства могут прибывать на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе. Часть 2 статьи 69 ТК РФ закрепляет обязанность перевозчика после пересечения им таможенной границы доставить ввезенные товары и транспортные средства в место прибытия и предъявить их таможенному органу для проведения таможенного оформления и таможенного контроля. Убытие товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации также допускается только в пунктах пропуска через таможенную границу и во время работы таможенных органов. Основанием для убытия служит разрешение таможенного органа, для получения которого представляются документы, подтверждающие помещение товаров под таможенный режим, предусматривающий вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации (ст.119, 120 ТК РФ).

Учитывая изложенное, объективную сторону правонарушения, выражающегося в перемещении товаров и транспортных средств помимо таможенного контроля, составляют:

- прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации вне установленных мест или вне времени работы таможенных органов;

- убытие с таможенной территории Российской Федерации товаров и транспортных средств вне установленных мест, вне времени работы таможенных органов или без разрешения таможенного органа.

Статья 77 ТК РФ содержит исчерпывающий перечень действий, которые могут совершаться с товарами и транспортными средствами в месте прибытия: товары могут быть разгружены или перегружены, помещены на склад временного хранения, под процедуру внутреннего таможенного транзита либо заявлены к определенному таможенному режиму. Все указанные действия совершаются с разрешения таможенного органа, сопровождаются сообщением сведений о товарах и представлением необходимых документов, что подтверждает проведение таможенного контроля. В случае последующего выбытия товаров из-под таможенного контроля действия лиц должны квалифицироваться по иным статьям КоАП РФ (ч.1 ст.16.9, ч.1 ст.16.2).

Правительство Российской Федерации вправе устанавливать пункты пропуска через Государственную границу для прибытия отдельных видов товаров (п.1 ст.69 ТК РФ). Следует иметь в виду, что деяние, выражающееся в прибытии товаров и транспортных средств в место прибытия, отличное от специально определенного для этого вида товаров, не может рассматриваться как перемещение помимо таможенного контроля.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»