КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 1 февраля 2002 года
Об итогах деятельности органов и учреждений
Министерства юстиции Российской Федерации
за 2001 год и задачах на 2002 год
Коллегия отмечает, что в отчетный период достигнут дальнейший качественный прогресс в результатах деятельности всей системы органов и учреждений Министерства юстиции Российской Федерации (Министерство, Минюст России).
Главные результаты связаны с усилением координации деятельности Минюста России со стороны Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, улучшением взаимодействия с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Реализуя определенные Президентом Российской Федерации задачи, Минюст России, его федеральные управления по федеральным округам, территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции в 2001 году сосредоточили усилия на приоритетных направлениях деятельности, определенных решением коллегии Министерства от 24 января 2001 года.
Осуществлен комплекс мер, направленных на обеспечение единства правового пространства, конституционной безопасности государства, совершенствование политической системы.
Территориальными органами юстиции проведена юридическая экспертиза около 52 тыс. нормативных актов субъектов Российской Федерации. 80% выявленных незаконных региональных актов приведено в соответствие с федеральным законодательством без судебных процедур и принятия мер прокурорского реагирования. Завершается процесс проверки на соответствие федеральному законодательству всех актов субъектов Российской Федерации, принятых с 1993 года по настоящее время. Наиболее эффективно эта работа проведена в территориальных органах юстиции по Красноярскому краю, Воронежской, Липецкой, Кировской, Курской, Тамбовской областям, Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Большинство территориальных органов юстиции оказывает значительную помощь органам государственной власти субъектов Российской Федерации на стадии разработки проектов актов. Активно участвуют в этой работе территориальные органы юстиции по республикам Карелия (рассмотрено 467 проектов), Башкортостан (291), Бурятия (209), Краснодарскому краю (498), Сахалинской области (244).
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 года N 1486 в сжатые сроки во всех субъектах Российской Федерации сформирован и ведется Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. В настоящее время в него внесено около 100 тыс. нормативных правовых актов. Большая по объему работа по формированию Федерального регистра проведена органами юстиции в республиках Башкортостан (включено 3778 актов), Саха (Якутия) (2541), г.Москве (3007). Завершен процесс включения в Федеральный регистр всех действующих актов в Астраханской, Вологодской, Воронежской, Ростовской, Смоленской, Ярославской областях.
Однако в территориальных органах Минюста России еще не в полной мере обеспечивается контроль за качеством и полнотой ведения Федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, проведения их юридической экспертизы.
Министерство участвовало в разработке и принятии Федерального закона "О политических партиях". Подготовлены и опубликованы образцы документов, необходимых для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения. По состоянию на 25 января 2002 года зарегистрированы 7 политических партий. С участием Минюста России также разработаны Федеральные законы "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" и "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". Обеспечена доработка проектов Кодекса об административных правонарушениях, Уголовно-процессуального кодекса, Трудового, Земельного кодексов Российской Федерации. Продолжается работа над редакцией Гражданского процессуального и Арбитражного процессуального кодексов.
Разделяя усилия мирового сообщества по предотвращению и пресечению террористических актов, Минюст России подготовил проекты федеральных законов "О борьбе с экстремистской деятельностью" и "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации" (в части усиления борьбы с терроризмом).
В истекшем году проводилась работа, направленная на совершенствование организации законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации. Министерством подготовлен План законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2001 год и уточняющий его План законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 3 и 4 кварталы 2001 года. Сформирован проект плана подготовки проектов федеральных законов на 2002 год. Министерство осуществляет отстаивание позиций Правительства Российской Федерации по 380 законопроектам, находящимся на рассмотрении палат Федерального Собрания Российской Федерации. Подготовлены Основные требования к концепции и разработке проектов федеральных законов и Рекомендации Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности об организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в законотворческой деятельности.
Министерство продолжило работу по совершенствованию нормативной правовой базы в связи с проводимыми реформами в области гражданского, трудового, пенсионного законодательства, а также приняло участие в разработке и реализации Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 15 августа 2001 года.
Повысилась эффективность работы служб судебных приставов. По результатам работы за 2001 год взыскателям возвращено 132,0 млрд. руб.
В течение года в службе судебных приставов находилось на исполнении 16,8 млн. исполнительных производств, из них окончено 13,1 млн. производств, или 77%. Лучшие результаты при этом показали службы судебных приставов территориальных органов юстиции по республикам Кабардино-Балкарская, Северная Осетия - Алания, Приморскому краю, Воронежской области, Пензенской, Саратовской, Смоленской, Томской, Читинской, Ярославской областям.
Менее половины исполнительных производств окончено в службе судебных приставов Магаданской области.
Окончено исполнением с взысканием всей суммы, подлежащей взысканию, 5347437, или 41% от числа оконченных исполнительных производств. Более 60% от этой суммы взыскали службы судебных приставов в Карачаево-Черкесской Республике, Липецкой, Тамбовской, Читинской областях, Эвенкийском и Ямало-Ненецком автономных округах.
Наименьшие результаты взыскания показали службы судебных приставов в республиках Калмыкия, Марий Эл, Коми, Брянской области и Усть-Ордынском Бурятском автономном округе.
В бюджеты различных уровней за год перечислено налогов и сборов на общую сумму 40,1 млрд. руб.
Результаты деятельности службы судебных приставов Минюста России по принудительному взысканию налогов и сборов улучшились по сравнению с показателями прошлого года. Более 1 млрд. руб. за истекший год перечислили в бюджет государства службы судебных приставов территориальных органов юстиции по Красноярскому краю, Нижегородской, Пермской, Ростовской, Самарской, Свердловской областям, Ямало-Ненецкому, Ханты-Мансийскому автономным округам, Санкт-Петербургу. Более 40% постановлений налоговых органов по принудительному взысканию задолженности по налогом и сбором исполняется в службах судебных приставов в Республике Мордовия, Приморском крае, Нижегородской области, Ямало-Ненецком автономном округе.
Низкие показатели в работе по взысканию задолженности по налогам и сборам у служб судебных приставов Брянской, Камчатской областей, Агинского Бурятского автономного округа.
На окончание отчетного периода судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов взято под охрану около 70% зданий судов общей юрисдикции и 99% арбитражных судов (в 2000 году под охраной находилось 58% зданий судов).
Почти в два раза уменьшилось количество зарегистрированных правонарушений в зданиях судов по сравнению с прошедшим годом. Значительных результатов по организации деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов достигли службы судебных приставов в Республике Карелия, Липецкой, Кировской, Томской и Тульской областях.
В 2001 году продолжалась работа по реформированию уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации. По инициативе Минюста России приняты Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации". В соответствии с ними практически исключено применение меры пресечения в виде содержания под стражей к лицам, подозреваемым и обвиняемым в преступлениях небольшой и средней тяжести. Более широко используются альтернативные меры наказания, не связанные с лишением свободы. Правительством Российской Федерации утверждена Федеральная целевая программа "Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (2002-2006 годы)".
В результате принятых мер законодательного и организационного характера впервые за последние годы удалось сократить численность контингента в местах лишения свободы более чем на 100 тыс. человек, в том числе в СИЗО - на 30 тыс. человек.
Улучшилось положение с обеспечением правопорядка среди осужденных, снизились показатели преступности и нарушений дисциплины. Общее количество преступлений, совершенных в учреждениях УИС, сократилось по сравнению с прошлым годом на 7,6%. Численность лиц, находящихся в розыске, сократилась на 13,2%.
Лучших показателей в оперативно-служебной деятельности добились ГУИН Минюста России по Самарской области, УИН Минюста России по Кабардино-Балкарской Республике, Волгоградской и Тверской областям.