ПРИКАЗ
от 20 мая 2002 года N 1831
О плане действий Минобразования России на 2002-2004 годы
по реализации концепции модернизации российского образования
на период до 2010 года
____________________________________________________________________
Фактически не применяется.
Взамен Плана действий, утвержденного настоящим приказом,
приказом Минобразования России от 23 июля 2002 года N 2866
утверждена новая редакция Плана действий
____________________________________________________________________
Во исполнение решения расширенного заседания коллегии Минобразования России от 27.02.2002 N 3, в основном одобрившего проект Плана действий Минобразования России на 2002-2004 годы по реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, разработанный Координационным советом Минобразования России по обеспечению модернизации образования, и с учетом обсуждения проекта, состоявшегося в марте-апреле т.г. на зональных совещаниях работников образования во всех федеральных округах,
приказываю:
1. Утвердить прилагаемый План действий Минобразования России на 2002-2004 годы (далее - План действий) по реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.
Установить, что в результате реализации мероприятий, предусмотренных Планом действий, к указанному в Плане сроку должны быть подготовлены, как правило, или распорядительные документы Минобразования России (приказы, распоряжения), согласованные с соответствующими подразделениями Министерства, или согласованные с заинтересованными министерствами и ведомствами законопроекты, проекты постановлений, распоряжений Правительства РФ.
2. Руководителям структурных подразделений Минобразования России считать выполнение закрепленных за ними мероприятий, предусмотренных Планом действий, приоритетным в деятельности подразделений.
3. Заместителям министра обеспечить ежемесячный контроль хода исполнения Плана действий.
4. Управлению делами (В.А.Павлюкову), Отделу баз данных и документальной связи (И.Е.Быстрову) обеспечить доведение Плана действий до органов управления образованием субъектов РФ и подведомственных министерству образовательных учреждений.
5. Управлению региональной политики и инспектирования (В.И.Грибанову), Управлению высшего профессионального образования (Ю.А.Новикову), Управлению среднего профессионального образования (П.Ф.Анисимову), Управлению начального профессионального образования (Е.Я.Бутко), руководителям подведомственных министерству образовательных учреждений во II квартале 2002 года организовать совместно с региональными органами управления образованием работу по созданию в субъектах РФ системы управления реализацией Концепции модернизации российского образования, разработке соответствующих планов и программ.
6. Управлению развития образования (П.Е.Кондрашову), Управлению региональной образовательной политики и инспектирования в срок до 01.07.2002 подготовить предложения по организации взаимодействия Минобразования России с представителями Президента РФ в федеральных округах по формированию условий, содействующих реализации основных направлений модернизации российского образования в территориях, входящих в состав соответствующих федеральных округов.
7. Управлению делами включить все мероприятия Плана действий в перечень мероприятий, находящихся на оперативном контроле.
8. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр
В.М.Филиппов
УТВЕРЖДЕН
приказом Минобразования России
от 20.05 2002 N 1831
____________________________________________________________________
Фактически не применяется.
Взамен настоящего Плана действий приказом Минобразования России
от 23 июля 2002 года N 2866 утверждена новая редакция Плана действий
____________________________________________________________________
N | Основные направления модернизации | Мероприятия по реализации | Сроки реализации (внесения проекта в Правительство РФ) | Ожидаемые результаты | Ответственные исполнители | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
I. Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования | ||||||||
1. | Расширение доступности образования путем адресной социальной поддержки учащихся и студентов, в первую очередь из малообеспеченных семей, из числа инвалидов, сирот и оставшихся без попечения родителей в части оплаты проживания, питания, медицинского обслуживания, летнего отдыха и оздоровления, приобретения учебной литературы и др. | 1. Подготовка проекта распоряжения Правительства РФ | IV квартал 2002 г. | Расширение доступности образования | Управление экономики | |||
| Разграничение компетенции между органами социальной защиты и органами управления образованием по вопросам адресной социальной поддержки | 2. Подготовка проекта постановления Правительства РФ | I квартал 2003 г. | Повышение эффективности управления процессами социальной поддержки | Управление правового обеспечения | |||
2. | Подготовка предложений об отсрочке призыва в ряды Вооруженных сил РФ выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования, получивших педагогическую специальность, на время их работы на штатных должностях с полной учебной нагрузкой педагога, воспитателя, мастера в учреждениях общего образования, детских домах и интернатах, системе начального профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию | Подготовка проекта указа Президента РФ | IV квартал 2002 г. | Стимулирование привлечения на работу в образовании педагогов-мужчин | Управление правового обеспечения | |||
3. | Повышение общедоступности дошкольного образования. Создание системы гарантий по оплате образовательных услуг | 1. Подготовка проекта распоряжения Правительства РФ | II квартал 2003 г. | Формирование системы долевого финансирования дошкольных | Управление дошкольного образования | |||
| дошкольных образовательных учреждений за счет государства, поддержание и развитие их материальной базы за счет средств учредителя, финансирование содержания детей за счет средств родителей при одновременной адресной социальной поддержке малообеспеченных семей | 2. Разработка правовых и экономических механизмов соучредительства и софинансирования дошкольных образователь- | I квартал 2003 г. | образовательных учреждений при одновременной адресной поддержке малообеспе- | Управление дошкольного образования | |||
|
| 3. Разработка методических рекомендаций по формированию штатной численности работников дошкольных образователь- | IV квартал 2003 г. |
| Управление дошкольного образования | |||
|
| 4. Разработка примерных общеобразовательных программ воспитания, обучения, развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с требованиями федеральных компонентов государственных стандартов дошкольного образования | 2002 г. (разработка) 2003-2004 гг. (апробация) | Нормативные документы и научно-методические материалы по управлению качеством дошкольного образования | Управление дошкольного образования | |||
4. | Создание на базе образовательных учреждений | 1. Отработка моделей создания и функционирования центров | С 2002/2003 учебного года | Расширение возможности | Управление воспитания детей и молодежи | |||
|
| 2. Подготовка нормативно-правовой базы, | II квартал 2004 г. | оздоровительно- коррекцион- | Управление воспитания детей и молодежи | |||
|
| закрепляющей правомочность создания и функциониро- ния центров |
| ной работы | Управление региональной политики и инспектирования | |||
5. | Обеспечение специальных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья | Разработка и принятие госу- | IV квартал 2003 г. | Создание норматив- | Управление специального образования | |||
6. | Анализ хода и обобщение итогов эксперимента по организации единого государственного экзамена. Подготовка управленческих решений по развитию эксперимента на основе анализа результатов на каждом этапе проведения; мониторинг общественного мнения | 1. Подготовка ежегодных докладов Правительству РФ о ходе эксперимента | IV квартал 2002 г. - | Отработка механизмов реализации новой формы аттестации, направлен- | Департамент образовательных программ и стандартов общего образования | |||
| Число регионов: | 2. Организация участия среднего профессио- | Со II квартала 2002 г. (среднее | Департамент образовательных программ и стандартов общего образования | ||||
|
| образования в эксперименте по введению единого государственного экзамена | со II квартала 2003 г. (начальное профессион- |
| Управление начального профессионального образования | |||
|
| 3. Подготовка проекта решения Правительства РФ по итогам эксперимента | III квартал 2004 г. |
| Департамент образовательных программ и стандартов общего образования | |||
II. Создание условий для повышения качества общего и профессионального образования | ||||||||
1. | Введение независимой от органов управления образованием государственно-общественной системы оценки качества образования | 1. Подготовка проекта постановления Правительства РФ об организации системы аттестации и контроля качества образования | II квартал 2002 г. | Совершенствование механизма защиты прав граждан на получение качественного образования | Государственная инспекция по аттестации учебных заведений России при Минобразовании России | |||
|
| 2. Создание государственного и региональных аттестационных центров в субъектах РФ | I квартал 2003 г. - |
| Государственная инспекция по аттестации учебных заведений России при Минобразовании России | |||
|
| 3. Формирование единой государственно-общественной аттестационной службы, включая систему независимых от органов управления образованием центров аттестации и контроля качества образования | I квартал 2005 г. | Создание механизма общественной аттестации деятельности образова- | Государственная инспекция по аттестации учебных заведений России при Минобразовании России | |||
|
| 4. Разработка механизма участия общественности в оценке качества профессионального образования | II квартал 2003 г. |
|
| |||
2. | Принятие государственного стандарта общего образования. Обеспечение гарантий качества общего образования, единства образовательного пространства России с учетом этнокультурных особенностей населения. Определение нормативных сроков общего образования. Усиление роли дисциплин, обеспечивающих | 1. Подготовка проекта федерального компонента государственного стандарта общего образования и соответствующего постановления Правительства РФ | IV квартал 2002 г. | Организационно-методическое обеспечение стандарта | Управление дополнительного профессионального образования | |||
| успешную социализацию учащихся - экономики, истории, права, русского, родного и иностранных языков, улучшение профессиональной ориентации и трудового обучения, обеспечение всеобщей компьютерной грамотности. Обеспечение знания выпускниками | 2. Разработка программы эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего | II квартал 2002 г. | Концептуальное и организа- | Департамент образовательных программ и стандартов общего образования | |||
| средней школы на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка | 3. Разработка государствен- |
| Обновление содержания общего образования | Департамент образовательных программ и стандартов общего образования | |||
|
| первое поколение | IV квартал 2002 г. |
|
| |||
|
| второе поколение | IV квартал 2005 г. |
|
| |||
|
| 4. Разработка образователь- | IV квартал 2003 г. |
| Департамент образовательных программ и стандартов общего образования | |||
|
| 5. Подготовка ежегодных докладов о ходе эксперимента по совершенство- | Ежегодно в IV квартале |
| Департамент образовательных программ и стандартов общего образования | |||
|
| 6. Конкурс на разработку учебников и других учебно-методических материалов по новейшей отечественной истории | I-III кварталы 2003 г. | Учебники для 9, 11 классов | Департамент образовательных программ и стандартов общего образования | |||
|
| 7. Нормативно-правовое обеспечение развития видового разнообразия (видов) общеобразова- | II квартал 2003 г. | Типовые положения об учебно-воспитательном комплексе, образова- | Управление региональной образовательной политики и инспектирования | |||
|
| 8. Разработка и реализация региональных программ реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, с учетом социальных, культурных, экономических и демографических условий | IV квартал 2002 г. (разработка) 2003-2010 гг. (реализа- | Создание оптималь- | Управление региональной образовательной политики и инспектирования | |||
| Организация на селе системы "школьных автобусов" | 9. Разработка подпрограммы в рамках Федеральной программы развития образования | 2004 г. | Повышение доступности и качества образования сельских школьников | Департамент образовательных программ и стандартов общего образования Управление развития образования | |||
|
| 10. Создание информацион- | IV квартал | Улучшение обеспечения учебной и методической | Управление учебного книгоиздания, библиотек и медиатек | |||
|
| 11. Обеспечение образовательных учреждений общего образования библиотекой русской литературы | IV квартал 2002 г. | Комплектование школьных библиотек | Управление учебного книгоиздания, библиотек и медиатек | |||
|
| 12. Разработка прозрачной государственно-общественной системы рекомендаций по использованию | С 2002/2003 учебного года | Формирование унифициро- | Управление учебного книгоиздания, библиотек и медиатек | |||
3. | Введение профильного обучения в старшей школе. Снижение нагрузки на учащихся учреждений общего образования и | 1. Разработка концепции профильной школы | II квартал 2002 г. | Содержательное и нормативно-правовое обеспечение | Департамет образовательных программ и стандартов общего образования | |||
| повышение качества подготовки школьников к обучению в системе профессионального образования | 2. Проведение эксперимента по профильной школе | с 01.09.2002 | старшей общеобразовательной школы | Департамент образовательных программ и стандартов общего образования | |||
|
| 3. Подготовка проекта соответствующего постановления Правительства РФ | II квартал 2003 г. |
| Департамент образовательных программ и стандартов общего образования | |||
|
| 4. Корректировка базисного учебного плана | I квартал 2003 г. | Создание организационно-методичес- | Департамент образовательных программ и стандартов общего образования | |||
|
| 5. Разработка учебных программ | I квартал 2003 г. | материалов и учебников нового поколения | Департамент образовательных программ и стандартов общего образования | |||
|
| 6. Разработка учебников для профильной школы | I квартал 2003 г. - |
| Департамент образовательных программ и стандартов общего образования | |||
4. | Обеспечение условий, способствующих укреплению здоровья обучающихся и воспитанников в системе образования | 1. Реализация подпрограммы | I квартал 2003 г. - | Создание условий для | Департамент по молодежной политике | |||
|
| 2. Разработка и реализация требований к программам по физическому воспитанию дошкольников | II квартал 2003 г. (разработка)2004 г. - 2005 гг. (реализа- | создание нормативно-правовой базы, соответствующей новым условиям; программно- | Управление дошкольного образования | |||
|
| 3. Разработка требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье | IV квартал 2003 г. | методических материалов и рекомендаций | Управление дошкольного образования | |||
|
| 4. Определение условий для развития сети физкультурно-оздоровитель- | III квартал 2003 г. |
| Управление дошкольного образования | |||
|
| 5. Разработка и внедрение рекомендаций по | I квартал 2003 г. |
| Департамент образовательных программ и стандартов общего образования | |||
|
| 6. Реализация комплекса мер по эффективному использованию спортивных | I квартал 2002 г. - |
| Департамент образовательных программ и стандартов общего образования (отдел физической культуры и спорта) | |||
|
| 7. Совместное заседание коллегий Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России, президиума РАО "Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации" | II квартал 2002 г. | Определение общих подходов к осуществлению межве- | Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования | |||
|
| 8. Реализация фе | I квартал |
| Управление специального образования | |||
5. | Обеспечение государственной поддержки образовательных учреждений, | Создание системы опытно-эксперимента- | II квартал | Поддержка инновацион- | Управление высшего профессионального образования | |||
6. | Обеспечение приоритетной государственной поддержки ведущих учреждений высшего профессионального образования, научных и творческих школ | 1. Подготовка предложений к проектам федеральных законов о бюджете | II квартал 2003 г. - | Повышение эффектив- | Управление высшего профессионального образования | |||
|
| 2. Приоритетная | С 2004 года | Обеспечение | Управление экономики | |||
|
| 3. Поддержка научно-педагогических школ ведущих вузов (на конкурсной основе) | С 2003 года ежегодно |
| Управление развития и планирования научных исследований | |||
|
| 4. Создание базовых кафедр ведущих вузов в научных учреждениях РАН | I квартал 2003 г. - |
| Управление развития и планирования научных исследований | |||
|
| 5. Оснащение (на конкурсной основе) ведущих вузов комплекта | С 2003 года ежегодно | Создание условий для подготовки специалистов в соответствии с мировыми требования | Управление материально-технической базы, социальной сферы и имущественных отношений | |||
|
| 6. Формирование системы грантов для поддержки | II квартал 2003 г. Введение - | Закрепление молодежи в науке | Управление развития и планирования научных исследований | |||
|
| 7. Создание учебно-научно-инновационных комплексов, кафедр, научно-эксперимента- | I квартал 2003 г. - | Достижение соответст- | Управление научно-инновационной деятельности | |||
7. | Осуществить переаттестацию образовательных программ в области экономики, права и менеджмента, переаттестацию и, при необходимости, повторное лицензирование | 1. Формирование оценочных средств контроля качества высшего | II квартал 2002 г. | Обеспечение подготовки квалифицированного | Государственная инспекция по аттестации учебных заведений России при Минобразовании России | |||
|
| 2. Проведение контроля качества высшего образования в области экономики, права и менеджмента в высших учебных заведениях и их филиалах | I этап - II-IV кварталы 2002 г. |
| Государственная инспекция по аттестации учебных заведении России при Минобразовании России | |||
8. | Обеспечение приоритетного развития начального и среднего профессионального образования с проведением их структурной перестройки с учетом | 1. Разработка проектов федерального закона | IV квартал 2003 г. | Создание правовой базы для деятельности образова- | Управление среднего профессионального образования | |||
| базы. Увеличение роли и участия органов исполнительной власти субъектов РФ, работодателей и их | образования) и постановления Правительства РФ | I квартал 2004 г. |
|
| |||
| объединений в управлении и финансировании учреждений начального и среднего профессионального образования. Концентрация подготовки и переподготовки незанятых и высвобождающихся работников в системе начального и среднего профессионального образования | 2. Разработка и введение нового поколения государственных стандартов начального и среднего профессионального образования на модульной основе с ориентацией их на международ- | 2002-2003 гг. (разработка) | Обновление содержания начального | Управление начального профессионального образования | |||
|
| 3. Определение потребности в подготовке кадров рабочих и специалистов в образователь- | I квартал 2003 г. | Повышение доступности начального | Управление начального профессионального образования | |||
|
| 4. Подготовка предложений по оптимизации сети ссузов. Упорядочение структуры подготовки кадров с учетом потребностей рынка труда | II квартал 2003 г. |
| Управление среднего профессионального образования | |||
|
| 5. Нормативное правовое обеспечение механизмов социального партнерства системы среднего профессио- | IV квартал 2003 г. | Повышение качества среднего профессионального образования за счет дополнительной материаль- | Управление среднего профессионального образования | |||
|
| 6. Разработка концепции реализации общего | IV квартал 2002 г. | Обеспечение рациональ- | Управление начального профессионального образования | |||
9. | Структурная и институциональная перестройка профессионального образования, оптимизация сети его учреждений, отработка различных моделей интеграции начального и среднего, среднего и высшего профессионального образования, создание университетских комплексов | 1. Подготовка проектов постановлений Правительства РФ. об изменении подведомственных образователь- | II квартал 2002 г. - | Апробация различных моделей | Управление высшего профессионального образования | |||
|
| 2. Развитие нормативной правовой базы деятельности университетских комплексов | IV квартал 2003 г. | Законода- | Управление высшего профессионального образования | |||
|
| 3. Разработка образцов сопряженных примерных профессио- | II квартал 2002 г. - | Создание банка данных сопряжен- | Управление среднего профессионального образования | |||
|
| 4. Разработка и эксперимен- | I квартал 2003 г. (разработка) | Формиро- | Управление высшего профессионального образования | |||
10. | Обеспечение реальной многоуровневости высшего профессионального образования | 1. Экспериментальная отработка моделей многоступенчатой (в соответствии с Болонской декларацией 1999 года о создании общеевропейс- | Начиная с 2003/2004 учебного года | Совершен- | Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования | |||
|
| 2. Разработка нормативных правовых актов, обеспечивающих реальное функционирование многоступенчатой структуры высшего профессио- | IV квартал 2004 г. | Расширение возможностей для экспорта образовательных услуг российского высшего профессионального образования | Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования | |||
|
| 3. Разработка проекта модели отечественной системы зачетных единиц - учебных кредитов в высшем образовании и связанных с ней основных понятий и нормативов с учетом усиления роли самостоятель- | IV квартал 2003 г. | Создание модели отечествен- | Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования | |||
|
| 4. Проведение эксперимента по переводу образов ательного процесса в нескольких вузах на модульно-рейтинговую (кредитную) основу | Начиная с 2002/2003 учебного года | Эксперимен- | Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования, | |||
|
| 5. Разработка государствен- | IV квартал 2004 г. | Подготовка специалистов на уровне современ- | Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования | |||
|
| 6. Разработка процедур сертификации образователь- | I квартал 2003 г. | Обновление структуры подготовки специалис- | Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования | |||
|
| 7. Оптимизация Перечня направлений подготовки и специальнос- | IV квартал 2004 г. | производст- | Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования | |||
|
| 8. Разработка оценочных и диагностичес- | IV квартал 2003 г. | Подготовка методических указаний | Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования | |||
11. | Укрепление и модернизация материально-технической базы, оснащение вузов современным оборудованием, приборами, материалами, что обеспечит как повышение качества учебного процесса, так и поддержку вузовской науки | 1. Разработка требований к материально-техническому обеспечению реализации государствен- | IV квартал 2002 г. | Обеспече- | Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования | |||
|
| 2. Формирование перечней обязательных учебных изданий (включая электронные учебники) по дисциплинам федерального компонента всех государствен- | III квартал 2003 г. | Создание электронной базы данных общего пользования | Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования | |||
|
| 3. Материально-техническое оснащение учреждений начального, среднего и высшего профессио- | 2002-2004 гг. Ежегодно (на конкурсной основе) | Обеспече- | Управление программ развития материально-технической базы, социальной сферы и имущественных отношений | |||
12. | Включение образовательных учреждений профессионального образования в глобальную | 1. Создание системы асимметричного доступа | IV квартал 2002 г. | Создание единой отраслевой сети | Управление информационных технологий в образовании | |||
| сеть Интернета и локальные информационные сети. Информатизация образования и оптимизация методов обучения, активное использование технологий открытого образования | 2. Создание распределенного образовательного | I квартал 2003 г. | Использова- | Управление информационных технологий в образовании | |||
|
| 3. Создание электронной библиотеки высшего | I квартал 2003 г. |
| Управление информационных технологий в образовании | |||
|
| 4. Компьютери-зация городских и | II квартал 2002 г. - |
| Дирекция программы "Дети России" | |||
|
| 5. Разработка электронного образователь- | I квартал 2003 г. |
| Управление учебного книгоиздания, библиотек и медиатек | |||
|
| 2. Формирование перечней обязательных учебных изданий (включая электронные учебники) по дисциплинам федерального компонента всех государствен- | III квартал 2003 г. | Создание электронной базы данных общего пользования | Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования | |||
|
| 3. Материально-техническое оснащение учреждений начального, среднего и высшего профессио- | 2002-2004 гг. Ежегодно (на конкурсной основе) | Обеспече- | Управление программ развития материально-технической базы, социальной сферы и имущественных отношений | |||
12. | Включение образовательных учреждений профессионального образования в глобальную | 1. Создание системы асимметричного доступа | IV квартал 2002 г. | Создание единой отраслевой сети | Управление информационных технологий в образовании | |||
| сеть Интернета и локальные информационные сети. Информатизация образования и оптимизация методов обучения, активное использование технологий открытого образования | 2. Создание распределенного образовательного | I квартал 2003 г. | Использо- | Управление информационных технологий в образовании | |||
|
| 3. Создание электронной библиотеки высшего | I квартал 2003 г. |
| Управление информационных технологий в образовании | |||
|
| 4. Компьютери- | II квартал 2002 г. - |
| Дирекция программы "Дети России" | |||
|
| 5. Разработка электронного образователь- | I квартал 2003 г. |
| Управление учебного книгоиздания, библиотек и медиатек | |||
13. | Расширение сотрудничества в сфере образования с государствами Содружества Независимых Государств | 1. Заключение соглашения со всеми государствами - участниками СНГ: | До IV квартала 2003 г. | Формирова- | Управление международного образования и сотрудничества | |||
|
| 2. Разработка совместной с Республикой Белоруссия Программы формирования единого образователь- | IV квартал 2002 г. | Обеспече- | Управление международного образования и сотрудничества, структурные подразделения Минобразования России | |||
|
| 3. Обеспечение образователь- | I квартал 2002 г. - | Содействие в обеспечении прав и свобод соотечественников в сфере образования | Управление международного образования и сотрудничества, структурные подразделения Минобразования России | |||
|
| 4. Проведение форума выпускников - иностранцев российских вузов (в Государственном Кремлевском дворце) | IV квартал 2003 г. | Поддержка международного престижа российского образования | Управление международного образования и сотрудничества | |||
14. | Содействие экспорту образовательных услуг образовательных учреждений России. Обеспечение продвижения российской системы образования на международном рынке образовательных услуг | 1. Разработка Проекта Концепции государствен- | IV квартал 2002 г. | Создание условий для перспектив- | Управление международного образования и сотрудничества | |||
|
| 2. Создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров международных служб вузов | II квартал 2003 г. | Кадровое обеспечение экспорта образова- | Управление международного образования и сотрудничества | |||
|
| 3. Создание баз данных по иностранным учащимся и выпускникам | IV квартал 2002 г. | Информа- | Управление международного образования и сотрудничества | |||
|
| 4. Создание и развитие зарубежных представи- | I квартал 2002 г. - | Организа- | Управление международного образования и сотрудничества | |||
15. | Создать государственно-общественную систему экспертизы и контроля качества учебной литературы, а также поддержки организаций и проведения конкурсов среди авторов на создание учебников нового поколения | Разработка новой редакции нормативного правового обеспечения деятельности Федерального экспертного совета | III квартал 2002 г. | Создание условий для повышения качества учебной литературы | Управление учебного книгоиздания, библиотек и медиатек | |||
16. | Подведение итогов и принятие решений по результатам долгосрочных экспериментов в системе образования. Подготовка нормативных и правовых актов по введению новой структуры и содержания общего образования, апробация различных моделей реструктуризации сети сельских общеобразовательных учреждений | Подготовка проектов нормативных правовых актов | IV квартал 2003 г. - | Реализация Концепции модерниза- | Департамент образовательных программ и стандартов общего образования | |||
III. Формирование эффективных экономических отношений в образовании | ||||||||
1. | Разработка предложений | Подготовка проекта федерального закона и постановления Правительства РФ | II квартал |
| Управление экономики | |||
2. | Переход в основном на | 1. Подготовка | III квартал | Повышение | Управление экономики | |||
| Организация работы по принятию нормативных актов субъектов РФ и муниципальных образований в части утверждения местных нормативов финансирования образовательных учреждений общего среднего образования с учетом региональных особенностей, а также специфики малокомплектной сельской школы | 2. Нормативные акты субъектов РФ | IV квартал 2002 г. |
| Управление региональной образовательной политики и инспектирования | |||
|
|
|
|
|
| |||
3. | Переход в основном на нормативное финансирование образовательных учреждений начального профессионального образования | 1. Подготовка предложений к проекту федерального закона | IV квартал 2003 г. | Повышение эффективности использования бюджетных средств | Управление экономики Управление начального профессионального образования Управление правового обеспечения | |||
|
| 2. Подготовка проекта постановления Правительст | I квартал 2004 г. |
| Управление экономики | |||
4. | Последовательное увеличение суммарной величины академической и социальной стипендии и доведение ее до прожиточного минимума | Подготовка предложений в проекты федеральных законов о бюджете | II квартал 2002 г. - | Повышение жизненного уровня обучающих- | Управление экономики | |||
5 | Обеспечение экономической самостоятельности образовательных учреждений, в том числе на основе увеличения разнообразия организационно - | 1. Участие (совместно с Минэконом- | IV квартал 2002 г. | Повышение эффектив- | Управление высшего профессионального образования | |||
| Повышение эффективности использования ресурсов образовательных учреждений | 2. Подготовка программ развития производствен- | I квартал 2003 г. |
| Управление высшего профессионального образования | |||
| Обеспечение прозрачности финансовой деятельности образовательных учреждений | 3. Подготовка рекомендаций для руководителей | IV квартал 2002 г. | Расширение гласности в деятельнос- | Управление высшего профессионального образования | |||
6. | Расширение стимулов для юридических лиц и граждан, инвестирующих в образование и (или) оказывающих ему безвозмездную поддержку, повышение ресурсной привлекательности учреждений образования путем совершенствования налогового и бюджетного законодательства | 1. Подготовка проекта федерального закона о внесении поправок к Федеральному закону | IV квартал 2002 г. | Создание системы налоговых льгот, расширение | Управление развития материально-технической базы, социальной сферы и имущественных отношений | |||
| Стимулирование привлечения дополнительных средств в образовательные |
| II квартал 2003 г. |
| Управление высшего профессионального образования | |||
7. | Разработка нормативной и правовой базы, стимулирующей работодателей | 1. Подготовка проекта федерального закона | IV квартал 2003 г. | Увеличение внебюджетных средств | Управление дополнительного профессионального образования | |||
| систематическое повышение квалификации за счет средств работодателей | 2. Подготовка проекта постановления Правительства РФ | II квартал 2004 г. | партнеров в | Управление дополнительного профессионального образования | |||
8. | Анализ хода и обобщение итогов экспериментов по | 1. Доклад Правительству РФ об | IV квартал 2003 г. - |
| Управление экономики | |||
| основе государственных | 2. Подготовка проекта федерального закона | IV квартал 2004 г. |
| Управление экономики | |||
| Подготовка управленческих решений по развитию эксперимента | 3. Подготовка | I квартал |
| Управление экономики | |||
9. | Разработка правовых и | Подготовка проектов федерального закона и постановления | I квартал | Расширение | Управление экономики | |||
IV. Обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами, их поддержка государством и обществом | ||||||||
1. | Разработка в рамках Федеральной программы развития образования направления "Педагогические и управленческие кадры", улучшение качественного состава и обеспечение профессионального роста педагогических | 1. Подготовка предложений в | IV квартал 2003 г. | Повышение квалифика- | Управление развития образования | |||
|
| 2. Разработка 462 паспортов научных специальнос- | I квартал 2003 г. | Совершенс- | Управление развития и планирования научных исследований | |||
|
| Разработка порядка аккредитации вузов, научных учреждений и организаций | IV квартал 2003 г. | ния, повышение качества подготовки специалис- |
| |||
|
| Повышение результативности работы аспирантур и докторантур. Закрепление кадров высшей квалификации в вузах | IV квартал 2004 г. | ции |
| |||
|
| 3. Разработка полного комплекта программ кандидатских экзаменов по специальным дисциплинам в соответствии с действующей номенклатурой специальнос- | II квартал 2003 г. |
| Департамент государственной аттестации научных и научно-педагогических работников | |||
2. | Повышение социального статуса педагогических | 1. Подготовка проекта постановления Правительства РФ о переходе на отраслевые условия оплаты труда в образовании | III квартал 2003 г. | Развитие нормативно-правовой | Управление правового обеспечения | |||
|
| 2. Подготовка законопроекта об установлении | IV квартал 2002 г. | Улучшение качествен- | Управление среднего профессионального образования | |||
|
| 3. Разработка программ и создание системы подготовки и повышения квалификации руководителей образования и общеобразова- | II квартал 2003 г. |
| Управление региональной образовательной политики и инспектирования | |||
|
| 4. Разработка программ и создание системы подготовки и повышения квалификации руководителей образова- | III квартал 2003 г. |
| Управление дополнительного профессионального образования | |||
3 | Реформирование пенсионного обеспечения работников образования. Создание нормативной правовой базы, обеспечивающей формирование | Подготовка проекта постановления Правительства РФ, разработка проекта федерального закона | III квартал 2003 г. | Создание нормативно-правовой базы перехода на отраслевую | Управление развития материально-технической базы, социальной сферы и имущественных отношений | |||
4. | Совершенствование системы медицинского и социального страхования работников образования | Разработка нормативно-правовых актов | I квартал 2003 г. | Повышение социального и материаль- | Управление развития материально-технической базы, социальной сферы и имущественных отношений | |||
5. | Закрепление нормативно-правовыми актами Российской Федерации льгот педагогическим работникам в области приобретения и оплаты жилья и коммунальных услуг | Подготовка рекомендаций по внесению соответствую- | II квартал 2003 г. | Создание условий для закрепления педагогичес- | Управление региональной образовательной политики и инспектирования | |||
6. | Увеличение объема и повышение качества подготовки педагогических кадров для системы начального и среднего профессионального образования | Открытие инженерно-педагогических факультетов или специальностей в технических вузах всех федеральных округов | 2003-2004 гг. | Обеспечение системы начального и среднего профессионального образования кадрами | Управление высшего профессионального образования Управление среднего профессионального образования Управление начального профессионального образования | |||
V. Управление развитием образования на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики | ||||||||
1. | Разработка и внесение необходимых изменений в нормативно-правовую базу по вопросам полномочий и ответственности субъектов РФ и муниципальных образований за деятельность учреждений общего образования с учетом региональной специфики | 1. Подготовка предложений по приведению в соответствие с федеральным законодательс- | II квартал 2003 г. | Совершенствование системы управления образова- | Управление правового обеспечения | |||
|
| 2. Работа по кодификации законодательс- | IV квартал 2003 г. |
| Управление правового обеспечения | |||
|
| 3. Разработка проекта образователь- | IV квартал 2004 г. |
| Управление правового обеспечения | |||
2. | Отработка правовых и экономических механизмов | Подготовка проектов федерального закона и | II квартал 2003 г. | Совершенс- | Управление правового обеспечения | |||
3. | Реализация комплекса мероприятий по профилактике и борьбе с беспризорностью, асоциальным поведением детей и социальным сиротством. Обеспечение эффективной социализации детей группы риска, снижение детской и подростковой преступности | 1. Разработка широкого комплекса рекомендуемых | II квартал 2002 г. | Повышение эффектив- | Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи | |||
|
| 2. Развитие сети учреждений дополнитель- | I квартал 2002 г.- | Увеличение охвата до 50% детей | Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи | |||
|
| 3. Подготовка проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О дополнитель- | II квартал 2002 г. | Создание правового механизма, направлен- | Управление социально-педагогической поддержки и реабилитации детей | |||
|
| 4. Подготовка проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статье 19 Закона Российской Федерации "Об образовании" в части установления возраста, по достижении которого осуществляется прием в общеобразовательные учреждения | IV квартал 2002 г. | Введение единого обязатель- | Управление социально-педагогической поддержки и реабилитации детей | |||
|
| 5. Подготовка проекта постановления Правительства РФ "Об утверждении формы государствен- | III квартал 2002 г. | Предупреждение детской беспризорности и безнадзорности. Создание эффективной системы работы органов опеки | Управление социально-педагогической поддержки и реабилитации детей | |||
| Проведение родительского всеобуча по профилактике наркомании и алкоголизма | 6. Подготовка проекта постановления Правительства РФ "О мерах по защите детей, находящихся в трудной жизненной ситуации" | IV квартал 2003 г. | Совершенствование механизма защиты прав детей | Управление социально-педагогической поддержки и реабилитации детей | |||
|
| 7. Подготовка предложений по внесению изменений в Семейный кодекс РФ (в части усиления родительской ответственнос- | IV квартал 2002 г. |
| Управление социально-педагогической поддержки и реабилитации детей | |||
|
| 8. Подготовка предложений по внесению изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонаруше- | IV квартал 2003 г. |
| Управление социально-педагогической поддержки и реабилитации детей | |||
|
| 9. Разработка программы родительского всеобуча и организация его проведения | С 2002/2003 учебного года ежегодно | Ознакомле | Управление социально-педагогической поддержки и реабилитации детей | |||
4 | Разработка и систематизация нормативной и правовой базы управления в образовании, развитие его государственно-общественного характера. Создание государственно-общественной системы мониторинга | 1. Разработка плана мероприятий | IV квартал 2002 г. | Обеспечение открытости | Управление правового обеспечения | |||
| реализации образовательной политики России. Создание условий, обеспечивающих участие общества, семьи и работодателей в управлении системой образования и образовательными учреждениями и контроле | 2. Создание общественных структур по расширению участия гражданского общества в развитии образования | IV квартал 2002 г. | хозяйствен- | Управление региональной политики и инспектирования | |||
| эффективности и прозрачности использования бюджетных | 3. Создание нормативно-правовой базы, обеспечиваю- | IV квартал 2003 г. | чение родительс- | Управление региональной политики и инспектирования | |||
5. | Создание системы постоянного мониторинга текущих и прогнозирования | 1. Разработка оптимальной модели мониторинга | IV квартал 2002 г. | Совершенствование структуры подготовки кадров в системе профессио- | Управление высшего профессионального образования | |||
| - | 2. Определение потребности в подготовке кадров по новым и перспективным специальностям | IV квартал 2003 г. | Прогнозные оценки для создания опережаю- | Управление высшего профессионального образования | |||
|
| 3. Подготовка проекта постановления Правительства РФ | II квартал 2003 г. | Оптимизация сети образова- | Управление высшего профессионального образования | |||
6. | Создание эффективной системы содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования, включая развитие целевой контрактной подготовки, в целях снижения уровня безработицы среди молодежи. Разработка соответствующих региональных и отраслевых программ | 1. Создание информацион- | IV квартал 2003 г. | Создание федераль- | Управление дополнительного профессионального образования | |||
|
| 2. Развитие практической подготовки специалистов в вузах, включая непосредст- | IV квартал 2003 г. | Программа обучения высококва- | Управление высшего профессионального образования | |||
|
| 3. Нормативно-правовое обеспечение эффективной системы целевой контрактной подготовки | III квартал 2003 г. | Обеспече- | Управление высшего профессионального образования | |||
|
| 4. Разработка проекта госзаданий на подготовку специалистов для оборонно-промышлен- | IV квартал 2002 г. |
| Управление высшего профессионального образования |
Текст документа сверен по:
"Официальные документы в образовании",
N 18, 2002 год