ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 декабря 2001 года N 145/1325-3


О Программе развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" на 2001-2004 годы

Заслушав и обсудив сообщения члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации О.Н.Волковой и руководителя Федерального центра информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации В.В.Ященко, на основании статьи 22 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить предложенную Федеральным центром информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Программу развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" на 2001-2004 годы (приложение 1).

2. Принять к сведению информацию о ходе работы Конкурсной комиссии по размещению заказа на работы по развитию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" на 2001-2004 годы.

3. Предложить избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации оказывать Федеральному центру информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации необходимое организационное содействие в подготовке и проведении мероприятий по реализации Программы развития ГАС "Выборы" на 2001-2004 годы.

4. Внести изменения и дополнения в приложение 2 постановления ЦИК России от 21 марта 2001 года N 124/1233-3, изложив его в новой редакции (приложение 2)*.

________________

*Приложение в "Вестнике центральной избирательной комиссии РФ" не публикуется.

Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
А.А.Вешняков

Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
О.К.Застрожная

     

Приложение 1

УТВЕРЖДЕНО
постановление Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
от 18 декабря 2001 года N 143/1325-3

     
Программа развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" на 2001-2004 годы

     

     

1. Паспорт
 Программы развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" на 2001-2004 годы


Наименование

Программа развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" на 2001-2004 годы

Основание для разработки

Основные направления развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" на 2001-2004 годы, утвержденные постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 21 февраля 2001 года N122/1221-3.
Концепция развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" на 2001-2004 годы, утвержденная постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 21 сентября 2001 года N 139/1303-3

Государственный заказчик

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации

Представитель
Государственного заказчика - Генеральный подрядчик

Федеральный центр информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

Основные разработчики

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации,
Федеральный центр информатизации при ЦИК России,
Исполнитель - победитель открытого двухэтапного конкурса на размещение заказа на работы по развитию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы"

Цели и стратегические основы реализации

Развитие Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" в целях расширения функциональных возможностей, инфраструктуры системы, ее интеграции в единое информационное пространство России.
Стратегической основой развития является сохранение преемственности действующей структуры системы, которая соответствует избирательной системе Российской Федерации, и обеспечение непрерывности функционирования и эксплуатации при проведении избирательных кампаний всех уровней во время реализации мероприятий развития

Сроки реализации

2001-2004 годы

Исполнители основных мероприятий по реализации

Федеральный центр информатизации при ЦИК России, Победитель конкурса и его соисполнители

Объем и источники финансирования

Общий объем финансирования - в пределах ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом, с учетом фактического поступления средств.
Источники финансирования:
федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальные бюджеты, внебюджетные источники

Ожидаемые конечные результаты реализации

Автоматизация избирательных процессов и административной деятельности избирательных комиссий Российской Федерации.
Использование ресурсов ГАС "Выборы" в интересах федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Создание Регистра избирателей, участников референдума Российской Федерации.
Интеграция ГАС "Выборы" в единое информационное пространство Российской Федерации

Система контроля за исполнением

Общее управление реализацией Программы осуществляет Государственный заказчик - ЦИК России.
Координацию Программы осуществляет координационный орган - Межведомственная комиссия по координации деятельности основных участников реализации Программы

     

2. Суть проблемы развития ГАС "Выборы"

2.1. Опыт использования Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" (ГАС "Выборы") показал правильность выбранного направления автоматизации деятельности избирательных комиссий. В то же время тенденции развития информационных технологий объективно вызывают необходимость дальнейшего развития системы.

Актуальность развития ГАС "Выборы" определяется необходимостью организации системного сопровождения и эксплуатации комплексов средств автоматизации (КСА), повышения уровня автоматизации деятельности избирательных комиссий и использования ресурсов системы в период между выборами, взаимодействия с различными государственными автоматизированными системами и информационно-коммуникационными сетями общего пользования, совершенствования средств связи и передачи данных. Законодательное определение статуса ГАС "Выборы" в избирательной системе Российской Федерации и необходимость создания регистра избирателей, участников референдума предъявляют специфические требования к системе защиты данных, которые содержатся в базах данных КСА всех уровней системы и передаются по каналам связи.

2.2. Исходя из современного состояния ГАС "Выборы" и задач, стоящих перед избирательными комиссиями, комиссиями референдума, в соответствии с Основными направлениями развития ГАС "Выборы" на 2001-2004 годы, утвержденными постановлением ЦИК России от 21 февраля 2001 года N 122/1221-3, и Концепцией развития ГАС "Выборы" на 2001-2004 годы определены следующие направления развития системы:

- повышение уровня автоматизации избирательных процессов;

- расширение функциональных возможностей программных и технических средств КСА с учетом их использования в интересах федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

- интеграция ГАС "Выборы" в единое информационное пространство России;

- развитие системы связи и передачи данных;

- совершенствование системы информационной безопасности;

- создание подсистемы обучения кадров;

- повышение устойчивости функционирования ГАС "Выборы";

- правовое обеспечение функционирования и развития системы.

В качестве основных функциональных и обеспечивающих компонентов ГАС "Выборы", реализующих направления развития, определены следующие.

Функциональные компоненты:

- подсистема автоматизации избирательных процессов;

- подсистема регистр избирателей, участников референдума;

- подсистема автоматизации административной деятельности избирательных комиссий;

- информационно-справочная подсистема;

- подсистема интернет-портал ГАС "Выборы";

- подсистема отображения информации коллективного пользования.

Обеспечивающие компоненты:

- подсистема связи и передачи данных;

- подсистема управления и контроля функционирования;

- подсистема обучения кадров;

- подсистема обеспечения эксплуатации и сервисного обслуживания;

- подсистема обеспечения информационной безопасности.

Каждую из подсистем необходимо создавать на единой аппаратно-программной платформе, единых средствах связи и передачи данных, на базе единых общесистемных классификаторов, словарей и справочников.

3. Основные цели, задачи и этапы реализации Программы

3.1. Основная цель Программы - развитие ГАС "Выборы", в том числе:

- совершенствование информационного обслуживания избирательных комиссий, комиссий референдума;

- повышение информационной безопасности на всех этапах развития и использования ГАС "Выборы";

- повышение уровня информированности общества о ходе и итогах избирательных кампаний и референдумов;

- повышение эффективности системы управления, эксплуатации и сервисного обслуживания ГАС "Выборы";

- повышение эффективности использования системы в период между выборами.

3.2. Для достижения целей развития ГАС "Выборы" необходимо решить следующие основные задачи:

- развитие программно-технических средств на базе поэтапного перехода на современную аппаратно-программную платформу;

- разработка новых и модернизация существующих ФКЗ автоматизации деятельности избирательных комиссий;

- разработка и внедрение КСА участковых избирательных комиссий, обеспечивающих поддержку избирательных процессов и передачу итогов голосования на избирательных участках по коммутируемым каналам телефонной сети общего пользования в вышестоящие избирательные комиссии;

- обеспечение информационного взаимодействия с действующими и разрабатываемыми государственными и ведомственными автоматизированными системами, предоставление ресурсов ГАС "Выборы" для создания на их базе федеральных, региональных и муниципальных автоматизированных систем и обмена информацией;

- формирование адекватной политики информационной безопасности и ее реализация;

- совершенствование нормативно-технической и нормативно-правовой базы использования и развития ГАС "Выборы";

- повышение уровня подготовки эксплуатирующего персонала и пользователей ГАС "Выборы";

- обеспечение юридической значимости электронных документов;

- обеспечение мониторинга состояния ресурсов системы и автоматизация процессов деятельности эксплуатирующего персонала;

- создание современной телекоммуникационной среды, удовлетворяющей потребностям системы и ее пользователей.

3.3. Программа рассчитана на поэтапную реализацию в течение 2001-2004 годов.

С целью исключения финансового и временного рисков работы по развитию ГАС "Выборы" следует проводить, соблюдая территориальную этапность. Первоначально создается опытная зона для отработки проектных технических решений на фрагментах системы. При получении положительных результатов проводится тиражирование этих решений на всю систему.

При развитии таких масштабных систем, как ГАС "Выборы", возможно также соблюдение функциональной этапности - первоначальные разработка и внедрение основных подсистем с последующей разработкой и внедрением всех остальных.

Этапность и сроки реализации Программы конкретизируются в ходе разработки технического проекта.

4. Основные этапы, мероприятия и сроки их исполнения


Настоящей Программой предусматривается реализация следующих основных этапов и мероприятий.

Этап 1. Проектные работы с учетом научно-технического задела, созданного за 2000-2001 годы.

Отработка на стендах проектных решений развития ГАС "Выборы"

декабрь 2001 года - апрель 2002 года



декабрь 2001 года - сентябрь 2002 года

Этап 2. Создание опытной зоны отработки проектных решений развития ГАС "Выборы"

     июль - декабрь 2002 года

Этап 3. Проведение испытаний проектных решений в опытной зоне

декабрь 2002 года

Этап 4. Доработка ГАС "Выборы" после испытаний и опытной отработки

июль 2003 года - декабрь 2004 года

Этап 5. Полномасштабное внедрение отработанных проектных решений ГАС "Выборы" с улучшенными характеристиками

июль 2002 года - май 2003 года

Этап 6. Обучение пользователей и специалистов ГАС "Выборы"

июль 2002 года - ноябрь 2004 года

Этап 7. Проведение государственных (приемочных) испытаний ГАС "Выборы"

июнь 2003 года

Этап 8. Сопровождение ГАС "Выборы" и выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствам

июнь 2003 года - июнь 2004 года

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»