Заслушав и обсудив сообщения руководителя Федерального центра информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации В.В.Ященко, члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации О.Н.Волковой и на основании статьи 22 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить Концепцию развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" на 2001 - 2004 годы (прилагается).
2. Поручить Федеральному центру информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации во взаимодействии с Аппаратом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации организовать проведение открытого двухэтапного конкурса среди российских поставщиков на размещение заказа на работы по развитию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы".
3. Опубликовать настоящее постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
А.А.Вешняков
Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
O.К.Застрожная
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
от 21 сентября 2001 года N 139/1303-3
КОНЦЕПЦИЯ
развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации
"Выборы" на 2001 - 2004 годы
Настоящая Концепция определяет цели, задачи, принципы и основные подходы к реализации Основных направлений развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" (далее - ГАС "Выборы") на 2001 - 2004 годы в соответствии с постановлением ЦИК России от 21 февраля 2001 года N 122/1221-3.
Ресурсы ГАС "Выборы" могут и должны более эффективно использоваться в интересах информационного обеспечения деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Система должна быть органично включена в формируемое сегодня единое информационное пространство России.
Расширяющийся спектр применения ГАС "Выборы", необходимость эффективного использования бюджетных средств требуют по-новому реализовывать направления и определять приоритеты развития компонентов системы.
В качестве документа, реализующего настоящую Концепцию, должна быть разработана Программа развития ГАС "Выборы" на 2001 - 2004 годы. Претворение в жизнь Концепции требует согласованности процессов развития, использования ГАС "Выборы" и процессов совершенствования существующей организационной структуры ее эксплуатации, а также существующих и разрабатываемых нормативно-правовых документов.
ГАС "Выборы" - это ведомственная территориально-распределенная автоматизированная информационно-технологическая система, созданная в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 1994 года N 1723 "О разработке и создании государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы". ГАС "Выборы" разрабатывалась на основе Концепции создания государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", утвержденной постановлением ЦИК России от 12 июня 1994 года N 223. Генеральным заказчиком ГАС "Выборы" является Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Генеральным подрядчиком - Комитет при Президенте Российской Федерации по политике информатизации, правопреемником которого является Министерство Российской Федерации по связи и информатизации. Головной исполнитель работ по созданию ГАС "Выборы" - Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-исследовательский институт "Восход".
По завершении разработки и опытной эксплуатации система успешно выдержала государственные испытания (Акт государственных испытаний от 2 декабря 1999 года N 2/9924) и с 1 июля 2000 года находится в постоянной эксплуатации (Акт ввода в эксплуатацию от 24 мая 2000 года N 1667-ПЗО, утвержденный Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации).
ГАС "Выборы" использовалась при проведении выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, региональных и местных выборов и референдумов и активно продолжает использоваться.
Для информационной поддержки технологических процессов подготовки и проведения выборов и референдумов разработано и внедрено специальное программное обеспечение, состоящее из комплексов программ - функциональных комплексов задач (далее - ФКЗ):
"Планирование", "Кандидат/Депутат", "Итоги", "Территория", "Избиратель", "Контроль финансов", "Картография", "Право", которые обеспечивают автоматизацию основных видов деятельности избирательных комиссий разных уровней.
Специальное программное обеспечение разрабатывалось на базе различных аппаратно-программных платформ с использованием различных инструментальных средств программирования: операционных систем - MS DOS, MS Windows-3.1, MS Windows-95; локальных систем управления базами данных - Clipper, Paradox, клиент-серверной системы управления базами данных Oracle. Функциональная связь между ФКЗ осуществляется через файлы персональных баз данных Clipper и Paradox. Отсутствие в примененных системах управления базами данных развитых механизмов формирования и обработки транзакций снижает надежность и может привести к нарушению целостности и достоверности данных.
Система включает более 3000 комплексов средств автоматизации (КСА) (Таблица). КСА представляют собой локальные вычислительные сети с автоматизированными рабочими местами (АРМ) или комплексы отдельно размещаемых АРМ на базе ПЭВМ. Комплектация КСА каждого уровня иерархии различается в зависимости от особенностей административно-территориального деления, численности и территориального распределения электората. Локальные вычислительные сети КСА ЦИК России и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации построены на базе сетевой операционной системы NetWare, сети КСА всех окружных и отдельных территориальных избирательных комиссий объединены в одноранговую Windows-сеть. Большая часть КСА территориальных избирательных комиссий состоит из двух отдельных, не связанных между собой АРМ.
В субъектах Российской Федерации, имеющих единственный избирательный округ, КСА избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и окружных избирательных комиссий совмещены.
Таблица
Уровень системы | Наименование КСА | Количество объектов |
Первый | КСА ЦИК России | 1 |
Второй | КСА избирательных комиссий субъектов Российской Федерации | 89 |
Третий | КСА окружных избирательных комиссий | 187 |
Четвертый | КСА территориальных избирательных комиссий | до 2740 |
| КСА территориальных избирательных комиссий, размещенные в консульских службах МИД России и удаленных отрядах Федеральной пограничной службы России | 54 |
В состав КСА ЦИК России входят более двухсот АРМ пользователей, объединенных в локальную вычислительную сеть ЦИК России, и Центр управления ГАС "Выборы". В состав локальной вычислительной сети ЦИК России входят центральный файловый сервер, сервер базы данных, более 20 серверов сегментов сети, а также серверы электронной почты. Отдельным компонентом КСА верхнего уровня является оборудование и программное обеспечение Интернет-сервера ЦИК России. В состав КСА избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, совмещающего функции КСА окружной избирательной комиссии, входит пять АРМ. В состав КСА отдельной окружной избирательной комиссии входит три, а в состав КСА территориальной - от двух до пяти АРМ.
Средства телекоммуникаций ГАС "Выборы" обеспечивают передачу данных между уровнями системы в режиме электронной почты. Между КСА ЦИК России и КСА избирательных комиссий субъектов Российской Федерации используются арендуемые выделенные междугородние телефонные каналы связи, коммутируемые управленческо-производственной автоматической телефонной станцией, установленной в ЦИК России. На их основе организована телефонная связь и передача данных (электронная почта) с использованием модемов, которые обеспечивают передачу данных со скоростью до 19,2 Кбит/с. Телефонная связь и передача данных (электронная почта) между избирательными комиссиями нижних уровней иерархии (избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, окружные, территориальные комиссии) осуществляется, в основном, с использованием коммутируемых каналов телефонной сети общего пользования.
В целях обеспечения защиты информации используются специальные программно-технические средства, обеспечивающие защиту от несанкционированного доступа, и комплект средств антивирусной защиты.
Управление, использование, эксплуатация и сервисное обслуживание построены на принципе делегирования полномочий. Распоряжением Госкомимущества России N 1492-р от 13 октября 1995 года имущественный комплекс ГАС "Выборы" закреплен на правах оперативного управления за Федеральным центром информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - ФЦИ).
ФЦИ на основании договоров, согласованных с ЦИК России, передает имущество ГАС "Выборы" в безвозмездное временное пользование и на ответственное хранение избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации и иным организациям. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, в свою очередь, также на основании договоров, согласованных с ФЦИ, передают соответствующую часть имущества ГАС "Выборы" во временное пользование и на ответственное хранение главам администраций по месту нахождения окружных и территориальных избирательных комиссий. Управление, использование и эксплуатацию КСА обеспечивают системные администраторы, которые в большинстве случаев являются работниками органов местного самоуправления. Сервисное обслуживание и системную поддержку в регионах осуществляют внешние организации (монтажно-технологические организации) на договорной основе. Сопровождение системы осуществляет Головной разработчик.
Описанный порядок использования имущественного комплекса ГАС "Выборы" предполагает использование полных возможностей системы в основном в периоды проведения избирательных кампаний. Между выборами КСА, переданные в распоряжение соответствующих администраций муниципальных образований, могут использоваться как средства оргтехники и связи, тогда как существующая система управления и эксплуатации ГАС "Выборы" позволяет использовать ее только в целях информационного обеспечения избирательных процессов и снижает эффективность использования системы в период между выборами.
Модернизация программно-технических средств, сервисное обслуживание, то есть фактическое содержание имущественного комплекса ГАС "Выборы", в основном осуществляется за счет средств федерального бюджета, но большую часть времени имущественный комплекс ГАС "Выборы" используется в интересах органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, региональных и муниципальных (районных) администраций, а не в интересах федеральных нужд.
Одним из существенных факторов успешного функционирования ГАС "Выборы" является уровень квалификации системных администраторов, их опыт участия в избирательных кампаниях разного уровня. В настоящее время текучесть кадров системных администраторов территориальных избирательных комиссий, в большинстве случаев связанная с отсутствием правовых актов, определяющих их статус, и относительно низким уровнем заработной платы, составляет 20-30 процентов ежегодно, что уменьшает эффективность функционирования ГАС "Выборы" и увеличивает затраты на ее содержание.
Опыт использования ГАС "Выборы" показал верность направления автоматизации деятельности избирательных комиссий, однако используемая аппаратно-программная платформа системы к настоящему времени физически и морально устарела, используемые системы управления базами данных не развиваются и разработчиками не поддерживаются. В ходе использования ФКЗ в избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации и в ЦИК России выявилось, что ГАС "Выборы" обладает недостаточными возможностями для модификации и развития, имеет ограничения по адаптации к изменяющимся требованиям законодательства, реализации новых требований пользователей. Функциональное наполнение и различные форматы данных не позволяют интегрировать ФКЗ в единую систему без полной переработки.
ГАС "Выборы" на существующей аппаратно-программной платформе не может обеспечить реализацию направлений развития, установленных постановлением ЦИК России от 21 февраля 2001 года N 122/1221-3. Необходима существенная переработка системы при переводе ее на новую платформу. Проектирование компонентов системы должно ориентироваться на перспективу их дальнейшего развития и совершенствования.
Анализ использования ФКЗ, средств связи и передачи данных, организации системного сопровождения и эксплуатации КСА, а также необходимость повышения уровня автоматизации избирательных комиссий и взаимодействия с различными государственными информационными системами и информационно-коммуникационными сетями общего пользования подтверждают необходимость развития ГАС "Выборы".
Исходя из анализа современного состояния ГАС "Выборы" и задач, стоящих перед избирательными комиссиями, комиссиями референдума в качестве Основных направлений развития ГАС "Выборы" на 2001 - 2004 годы в соответствии с постановлением ЦИК России от 21 февраля 2001 года N 122/1221-3, определены следующие:
- повышение уровня автоматизации избирательных процессов;
- расширение функциональных возможностей КСА всех уровней с учетом их использования в интересах органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- интеграция ГАС "Выборы" в единое информационное пространство России и создание соответствующих средств автоматизации;
- развитие системы связи и передачи данных;
- обеспечение информационной безопасности;
- создание подсистемы обучения кадров;
- повышение устойчивости функционирования ГАС "Выборы";
- правовое обеспечение функционирования и развития системы.
Целями развития ГАС "Выборы" являются:
1) совершенствование информационного обеспечения системы избирательных комиссий, комиссий референдума;
2) повышение уровня достоверности данных и информационной безопасности на всех этапах создания и использования ГАС "Выборы";
3) повышение информированности общества о ходе и итогах избирательных кампаний и референдумов;
4) повышение эффективности системы управления, эксплуатации и сервисного обслуживания ГАС "Выборы";
5) повышение эффективности использования системы в межвыборный период.
Для достижения целей развития ГАС "Выборы" необходимо решить следующие основные задачи:
- создание современной телекоммуникационной среды, удовлетворяющей потребностям системы и ее пользователей;
- развитие программно-технических средств на базе поэтапного перехода на современную аппаратно-программную платформу;
- разработка новых и модернизация существующих ФКЗ автоматизации деятельности избирательных комиссий;
- разработка и внедрение средств автоматизации участковых избирательных комиссий, обеспечивающих поддержку избирательных процессов и передачу итогов голосования на избирательных участках по коммутируемым каналам телефонной сети общего пользования в вышестоящие избирательные комиссии;
- обеспечение информационного взаимодействия с действующими и разрабатываемыми государственными и ведомственными автоматизированными системами, предоставление ресурсов ГАС "Выборы" для создания региональных и муниципальных автоматизированных систем и обмена информацией;
- формирование адекватной политики информационной безопасности и ее реализация;
- совершенствование нормативно-технической и нормативно-правовой базы использования и развития ГАС "Выборы";