ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 февраля 2001 года N 122/1221-3
Заслушав и обсудив сообщение члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации О.Н.Волковой, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
постановляет:
1. Одобрить Основные направления развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" на 2001 - 2004 годы (прилагаются).
2. Опубликовать настоящее постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
А.А.Вешняков
Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
О.К.Застрожная
Приложение
к постановлению Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
от 21 февраля 2001 года N 122/1221-3
Основные направления развития Государственной
автоматизированной системы Российской Федерации
"Выборы" на 2001 - 2004 годы
Основные направления развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" (ГАС "Выборы") разработаны в соответствии с пунктом 18 постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года N 937 "О содействии избирательным комиссиям в организации подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 15 июня 2000 года N МК-ПЗ-17170, а также постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 февраля 2000 года N 87/1020-3.
1. Анализ действующей ГАС "Выборы"
Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы" прошла государственные испытания (Акт Государственной комиссии от 2 декабря 1999 года) и введена в эксплуатацию с 1 июля 2000 года (Акт ввода в эксплуатацию от 24 мая 2000 года N 1667-П30, утвержденный заместителем Председателя Правительства Российской Федерации).
Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы" в соответствии с Техническим заданием и выводами Государственной комиссии по ее приемке в эксплуатацию обеспечивает решение следующих основных задач:
сокращение сроков получения результатов голосования и подведения итогов выборов, референдумов;
сокращение объемов трудоемких информационных работ на основных этапах проведения избирательной кампании;
информационное обеспечение деятельности избирательных комиссий в целях исполнения законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах;
обеспечение достоверности информации, формируемой в системе;
обеспечение защиты информации от несанкционированного доступа и фальсификации;
повышение уровня организации подготовки и проведения выборов и референдумов.
ГАС "Выборы" эффективно использовалась при проведении выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, региональных и местных выборов и референдумов.
Вместе с тем опыт использования функциональных комплексов задач (далее - ФКЗ) в избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации и в ЦИК России показывает, что существующие версии задач имеют ограниченные возможности по адаптации к изменяющимся требованиям законодательства, реализации новых требований пользователей, в частности:
не обеспечен автоматизированный доступ пользователей к информационным ресурсам ГАС "Выборы" других избирательных комиссий;
пользовательский режим обработки информации требует высокой квалификации специалистов;
отсутствуют либо слабо развиты средства получения информации на основе динамических запросов пользователей;
не в полном объеме учитывается специфика территориальных и местных выборов при формировании списков избирателей, контроле за избирательными фондами;
отсутствует возможность планирования избирательных округов для региональных и местных выборов;
отсутствуют средства автоматизации документооборота, учета кадров, финансовой деятельности, бухгалтерского учета избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных и территориальных избирательных комиссий, средства контроля за проведением предвыборной агитации и нарушениями избирательного законодательства.
Кроме того, недостаточно развита интеграция отдельных функциональных подсистем и различных комплексов задач в единую информационную инфраструктуру, достаточно часты случаи повторного ввода одной и той же информации. Остались неавтоматизированными отдельные направления деятельности избирательных комиссий, например, контроль за ходом агитации, учет жалоб и заявлений и другие.
Не автоматизированы средства управления эксплуатацией системы.
Существуют территориальные избирательные комиссии (далее - ТИК), для которых трудно организовать каналы связи для передачи данных, в ряде регионов ТИК формируются только на период подготовки и проведения выборов.
Законодательное обеспечение ГАС "Выборы" представлено отдельными нормами права, которые содержатся в одном федеральном конституционном законе и четырех федеральных законах, регулирующих отношения, возникающие при проведении выборов и референдумов. Причем нередко эти нормы не согласуются друг с другом. В развитие норм федерального законодательства многие субъекты Российской Федерации приняли свои нормативные правовые акты, которые имеют аналогичные недостатки.
Опытная эксплуатация ГАС "Выборы" с 1996 года показала следующее.
Непрерывное развитие избирательного законодательства и нарастающие потребности пользователей предъявляют повышенные требования к совершенствованию уровня автоматизации избирательных процессов, к адаптации (гибкости, настраиваемости) функциональных комплексов задач.
Имеющиеся программно-технические и телекоммуникационные ресурсы ГАС "Выборы" позволяют не только проводить выборы и референдумы, но и использовать их в интересах органов государственной власти и в первую очередь для развития возможностей их информационного обеспечения, в частности, для создания автоматизированной системы учета населения.
Информационные ресурсы системы являются актуальными для многих органов законодательной и исполнительной власти федерального, регионального и местного уровней, а также для иных потребителей информации, поэтому необходимо, чтобы ГАС "Выборы" функционировала в едином информационном пространстве России.
В ряде регионов не полностью решены вопросы кадрового обеспечения ГАС "Выборы".
2. Основные направления развития ГАС "Выборы"
Анализ использования ФКЗ, средств связи и передачи данных, организации системного сопровождения и технического обслуживания КСА с учетом возрастающих потребностей системы, взаимодействия с различными государственными информационными системами и информационно-коммуникационными сетями общего пользования подтверждает необходимость развития системы.
В то же время активное развитие информационных и телекоммуникационных технологий позволяет значительно шире охватить автоматизацией трудоемкие процессы работы избирательных комиссий, обеспечить более полное и оперативное информирование избирательных комиссий всех уровней, органов государственной власти и средств массовой информации о деятельности избирательных комиссий, ходе и результатах избирательных кампаний различных уровней.
Повышение уровня автоматизации избирательных процессов
Повышение уровня автоматизации избирательных процессов предполагает:
обеспечение постоянной готовности действующих версий ФКЗ для проведения избирательных кампаний всех видов и уровней при изменении избирательного законодательства;
дальнейшую автоматизацию деятельности избирательных комиссий за счет расширения функциональных возможностей ГАС "Выборы";
разработку "интуитивного" пользовательского интерфейса к информационным ресурсам ГАС "Выборы", который будет иметь расширенные поисковые функции и возможность аналитической обработки данных для работы избирательных комиссий, органов государственной власти и органов местного самоуправления (под "интуитивным" пользовательским интерфейсом понимается дружественный, простой и удобный доступ пользователей различной квалификации к информационным ресурсам, снижение требований к уровню квалификации пользователей в области компьютерных знаний);
обеспечение оперативного доступа пользователей к информационным ресурсам ГАС "Выборы", размещенным на разных уровнях автоматизации (в настоящее время существуют следующие уровни автоматизации: КСА ТИК, КСА окружной избирательной комиссии, КСА ИКСРФ, КСА ЦИК России);
автоматизацию представления информации из баз данных каждого уровня для публикаций, для освещения хода подготовки и проведения избирательных кампаний в средствах массовой информации и в международной сети Интернет.
Для реализации этого направления предусматриваются следующие мероприятия:
оперативная адаптация действующих ФКЗ, обеспечивающая информационную и аналитическую поддержку проведения выборов и референдумов при принятии нового или изменении существующего законодательства о выборах и референдумах, их совершенствование при появлении новых требований пользователей в процессе эксплуатации, развитие пользовательского интерфейса с учетом обеспечения распределенного ввода и удаленного доступа к информационным ресурсам системы, развитие информационно-справочной системы ЦИК России;
развитие автоматизированной технологии для Государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума Российской Федерации;
внедрение новых направлений автоматизации для обеспечения деятельности избирательных комиссий: создание средств поддержки принятия решений, обработка сведений об организации и проведении агитации на выборах (референдуме), автоматизация учета рассмотрения судебных споров, жалоб и заявлений, автоматизация документооборота, учета кадров, финансовой, хозяйственной деятельности, бухгалтерского учета избирательных комиссий всех уровней;
развитие средств визуализации информации, включая геоинформационную подсистему, для ИКСРФ, подготовка картографической основы для возможности определения границ избирательных округов при проведении региональных выборов;
внедрение комплексной системы обеспечения информационной безопасности, включая средства электронной цифровой подписи и криптографической защиты данных, передаваемых по каналам связи общего пользования;
разработка и внедрение комплексов обработки избирательных бюллетеней (далее - КОИБ) для участковых избирательных комиссий с целью повышения доверия участников избирательного процесса (избирателей, членов участковой избирательной комиссии, членов вышестоящих избирательных комиссий, наблюдателей) к результатам подсчета голосов, сокращения времени обработки данных, оперативности представления в вышестоящие избирательные комиссии данных об открытии избирательных участков, ходе выборов, итогах голосования.
Расширение функциональных возможностей
комплексов средств автоматизации всех уровней с учетом их использования в интересах органов государственной власти
Это направление предполагает:
развитие возможностей информационного обеспечения органов государственной власти на территории Российской Федерации, органов местного самоуправления при организации информационного обмена, проведении социально-экономического мониторинга, обеспечении доступа к информационным ресурсам систем федерального уровня, создании баз данных, содержащих нормативные правовые акты, и в других сферах деятельности;
при принятии соответствующего законодательства и возложении дополнительных функций на ГАС "Выборы" использование технических ресурсов для создания автоматизированной системы "Государственный регистр населения".
Для реализации этого направления предусматриваются следующие мероприятия:
дальнейшее развитие системы связи ГАС "Выборы" на базе цифровых каналов и развитие системы электронной почты, вплоть до уровня муниципальных образований (при необходимости и принятии соответствующих решений);
оснащение объектов автоматизации ГАС "Выборы" на территории субъектов Российской Федерации (КСА ТИК, ИКСРФ) для расширения возможностей системы;
разработка единой для всех КСА ТИК технологии актуализации сведений о населении по данным автоматизированных информационных систем первичных источников информации с учетом полного состава реквизитов регистра населения, в том числе технологии ведения единых классификаторов, а также технологии идентификации и контроля однократности учета физического лица;
внедрение современных средств обработки информации, позволяющих получать необходимые аналитические данные в соответствии с потребностями пользователей.
Вхождение ГАС "Выборы" в единое информационное
пространство России и создание соответствующих средств
Вхождение ГАС "Выборы" в единое информационное пространство России предполагает обеспечение совместимости и взаимодействия ГАС "Выборы" с действующими государственными автоматизированными системами, а также с автоматизированными системами министерств и ведомств, региональными и иными системами в составе единого информационного пространства России.
Для реализации этого направления с учетом действующего законодательства предусматриваются следующие мероприятия:
обеспечение "открытости" системы, включая внедрение в ГАС "Выборы" государственных и ведомственных стандартов, принятых для единого информационного пространства России (под "открытостью" системы понимается совместимость ГАС "Выборы" с другими автоматизированными системами или их фрагментами в едином информационном пространстве России);
создание средств оперативного доступа пользователей ГАС "Выборы" к государственным информационным системам;
создание средств оперативного доступа пользователей и абонентов информационно-коммуникационных сетей общего пользования к информационным ресурсам ГАС "Выборы".
Указанные мероприятия осуществляются поэтапно. Этапность определяется степенью реализации компонентов единого информационного пространства России, в частности, наличием соответствующих стандартов, материально-технической базы, телекоммуникационных средств.
Повышение устойчивости функционирования ГАС "Выборы"
Повышение устойчивости функционирования ГАС "Выборы" предполагает необходимость сохранения в установленных пределах значений параметров функционирования системы при различных воздействиях внешних и внутренних факторов.
Для реализации этого направления предусматриваются следующие мероприятия: