(с изменениями на 5 августа 2002 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом ГТК России от 5 августа 2002 года N 825.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
В настоящем распоряжении слова "Таможенная инспекция" заменены на слова "Управление таможенной инспекции" в соответствующем падеже, сокращенное наименование "ТИ" заменено на "УТИ" - приказ ГТК России от 5 августа 2002 года N 825. - См. предыдущую редакцию.
____________________________________________________________________
В целях реализации положений Таможенного кодекса Российской Федерации (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 05.08.93, N 31, ст.1224; Собрание законодательства Российской Федерации, 26.06.95, N 26, ст.2397; 01.01.96, N 1, ст.4; 28.07.97, N 30, ст.3586; 24.11.97, N 47, ст.5341; 15.02.99, N 7, ст.879), Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации 03.08.98, N 31, ст.3824; 12.07.99, N 28, ст.3487; 10.01.2000, N 2, ст.134; 07.08.2000, N 32, ст.3341; 07.08.2000, N 32, ст.3340; 01.01.2001, N 1 (часть II), ст.18; 04.06.2001, N 23, ст.2289; "Российская газета", N 151-152, 09.08.2001), а также в целях совершенствования организации взаимодействия между структурными подразделениями таможенного органа при проведении таможенного контроля с использованием методов аудита и предупреждения, выявления и пресечения нарушений законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы,
обязываю:
1. Утвердить типовой порядок взаимодействия между структурными подразделениями таможенного органа при проведении таможенного контроля с использованием методов аудита (приложение).
2. Начальников региональных таможенных управлений, таможен обеспечить применение типового порядка взаимодействия между структурными подразделениями таможенного органа при проведении таможенного контроля с использованием методов аудита.
3. Считать настоящее распоряжение вступившим в силу со дня подписания.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения осуществлять заместителя председателя ГТК России Б.М.Гутина.
Председатель Комитета
генерал-полковник
таможенной службы
М.В.Ванин
Приложение
к распоряжению ГТК России
от 09.01.2002 N 26-р
ТИПОВОЙ ПОРЯДОК
взаимодействия между структурными подразделениями
таможенного органа при проведении таможенного контроля
с использованием методов аудита
(с изменениями на 5 августа 2002 года)
____________________________________________________________________
В настоящем типовом порядке слова "Таможенная инспекция" заменены на слова "Управление таможенной инспекции" в соответствующем падеже, сокращенное наименование "ТИ" заменено на "УТИ" - приказ ГТК России от 5 августа 2002 года N 825. - См. предыдущую редакцию.
____________________________________________________________________
1. Настоящий типовой порядок взаимодействия между структурными подразделениями таможенного органа при проведении таможенного контроля с использованием методов аудита (далее - Порядок) разработан на основе разделов V и Х Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК России), главы 14 раздела V Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК России), в соответствии с приказами ГТК России от 17.01.2000 N 27 "Об утверждении Положения о Управлении таможенной инспекции", от 26.03.2001 N 312 дсп "Об утверждении Положения о Главном управлении по борьбе с контрабандой", от 26.03.2001 N 90 "Об утверждении Положения об Управлении таможенных расследований и дознания", от 26.01.2000 N 61 "Об утверждении Положения об Управлении валютного контроля", от 23.06.99 N 378 дсп "Об утверждении Положения об Управлении собственной безопасности ГТК России", а также распоряжением ГТК России от 01.11.2001 N 1025-р "Об утверждении методических рекомендаций по проведению таможенного контроля (в т.ч. проверок финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД) с использованием методов аудита".
2. Порядок определяет механизм взаимодействия между структурными подразделениями таможенного органа по вопросам организации, проведения таможенного контроля с использованием методов аудита, по принятию мер по его результатам (материалам), а также информационного обмена между ними в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
3. Под структурными подразделениями таможенного органа (далее - подразделения) в Порядке понимаются:
1) структурные подразделения ГТК России: Управление таможенной инспекции (УТИ), Управление валютного контроля (УВК), Главное управление по борьбе с контрабандой (ГУБК), Управление таможенных расследований и дознания (УТРД), Управление собственной безопасности (УСБ);
2) структурные подразделения региональных таможенных управлений и таможен, курируемые по направлениям деятельности подразделениями ГТК России, указанными в подпункте 1 пункта 3 Порядка.
4. Взаимодействие между подразделениями при осуществлении таможенного контроля с использованием методов аудита (далее - Проверка) включает:
1) доступ к необходимой информации баз данных, кроме содержащей сведения, отнесенные к государственной тайне;
2) взаимное информирование о возможных новых схемах нарушений таможенного законодательства, используемых лицами, осуществляющими деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации, о наличии признаков подготавливаемых, совершаемых или совершенных нарушениях таможенных правил (НТП), в том числе выявленных в ходе проведения Проверки, а также о принятых мерах по закреплению указанных признаков;
3) привлечение сотрудников (специалистов) подразделений к участию в проведении Проверки, в том числе для оперативного сопровождения;
4) передачу материалов Проверки, протоколов о НТП для производства по делу о НТП в соответствии с установленным порядком;
5) информирование о решении, принятом в ходе производства либо рассмотрения дела о НТП, заведенного по результатам Проверки.
5. Информации, получаемой и передаваемой в ходе проведения Проверки, присваивается гриф "Для служебного пользования" (дсп). Сотрудники подразделений должны использовать такую информацию в соответствии с установленным порядком.
6. Руководителем Проверки назначается сотрудник подразделения управления таможенной инспекции. Руководитель Проверки несет ответственность за организацию, проведение Проверки и за оформление ее результатов.
Под проверяющими понимаются сотрудники подразделений, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации специалисты других правоохранительных и контролирующих органов, организаций, эксперты, участвующие в проведении Проверки.
7. Для выбора объектов (лиц) Проверки подразделения осуществляют действия, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 4 Порядка, а также обработку, обобщение и анализ практики проведения таможенного контроля, информации, имеющейся в таможенных органах и полученной из других правоохранительных и контролирующих органов, выявляют зоны повышенного риска во внешнеэкономической деятельности (ВЭД), на которых выявлены неоднократные нарушения таможенного законодательства, в том числе связанные с переводом валюты и валютных ценностей через таможенную границу Российской Федерации, с осуществлением внешнеторговых бартерных сделок, наиболее активные пути и способы незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и Союзного государства, определяют товары, являющиеся прикрытием для нелегально ввозимой продукции. Если по результатам аналитической работы у подразделений имеются достаточные основания полагать о несоблюдении или соблюдении не в полной мере законодательства Российской Федерации и международных договоров, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы, то они формируют список объектов (лиц), в отношении которых целесообразно проведение Проверки.
Указанный список направляется ежемесячно (в случае, не терпящем отлагательства, по необходимости) в виде служебной записки в подразделение управления таможенной инспекции для принятия решения о необходимости проведения Проверки. К списку, в котором необходимо указать сведения об объектах (лицах) (наименование, код ОКПО, ИНН), информацию, обосновывающую необходимость проведения Проверки, прилагают комплекты документов, на основании которых проводился анализ. Если какое-либо лицо включено в список по поручению вышестоящего таможенного органа, комплекты документов не прилагаются, а в списке дается соответствующее пояснение.
Подразделение управления таможенной инспекции рассматривает полученные материалы и дает заключение о целесообразности проведения Проверки. Решение о проведении Проверки принимает: в ГТК России - начальник Управления таможенной инспекции, в РТУ, таможне - начальник РТУ или начальник таможни соответственно.
Если основания для проведения Проверки недостаточно мотивированы, подразделение управления таможенной инспекции в течение десяти дней со дня получения указанных материалов информирует об этом подразделение, направившее их, с указанием причин нецелесообразности ее проведения. В случае если проведение Проверки было поручено вышестоящим таможенным органом, информация о нецелесообразности ее проведения сообщается ему незамедлительно.
8. При необходимости получения дополнительной информации о проверяемых лицах подразделения могут запрашивать любую информацию, касающуюся внешнеэкономической и иной хозяйственной деятельности проверяемого лица, имеющей отношение к таможенному делу и функциям таможенных органов.
При подготовке к Проверке подразделение управления таможенной инспекции таможенного органа может направлять в структурные подразделения таможенного органа, курируемые по направлениям деятельности ГУБК, УСБ, запросы о наличии оперативно значимой информации, имеющей значение для принятия решения о проведении Проверки и ее непосредственного проведения, в отношении проверяемого лица. Ответ на запрос должен быть направлен в течение пяти дней со дня его получения. При наличии такой информации с указанными подразделениями согласуется план проведения Проверки, в котором обосновывается необходимость привлечения сотрудников этих подразделений к Проверке.
9. Привлечение сотрудников (специалистов) подразделений к проведению Проверки, в том числе для ее оперативного сопровождения, осуществляется по запросу начальника подразделения управления таможенной инспекции по согласованию: в ГТК России - с начальником соответствующего Управления, в РТУ и таможне - с курирующим заместителем начальника РТУ или таможни соответственно. Начальник подразделения, получив запрос о направлении сотрудника, должен в пятидневный срок сообщить в подразделение управления таможенной инспекции о направлении для участия в Проверке сотрудника, с указанием его фамилии, имени, отчества, занимаемой должности.
Сотрудники подразделений собственной безопасности осуществляют мероприятия по оперативному сопровождению Проверки в соответствии с приказом ГТК России от 11.10.99 N 689 дсп "Об утверждении Инструкции об организации деятельности подразделений собственной безопасности по оперативному сопровождению проверок соблюдения участниками ВЭД законодательства Российской Федерации, осуществляемых таможенными органами".
10. Сотрудники подразделений, привлекаемые к проведению Проверки, участвуют в определении ее основных направлений, вопросов, объема, сроков, в составлении общего плана и конкретных методов ее проведения, в том числе методов аудита, в составлении рабочей документации Проверки, акта Проверки, осуществляют экспертную проработку вопросов, возникающих в процессе проведения Проверки и относящихся к их компетенции.
11. Проверка проводится в соответствии с нормативными правовыми актами ГТК России, регламентирующими порядок ее проведения.
12. При возникновении в ходе Проверки вопросов, требующих заключения специалистов, подразделение управления таможенной инспекции направляет в соответствующее подразделение таможенного органа запрос с приложением полного комплекта документов, необходимых для подготовки обоснованного, квалифицированного заключения по поставленному вопросу, а при необходимости дополнительные материалы по мотивированному запросу.
13. В случае непосредственного обнаружения признаков НТП в соответствии со ст.299 ТК России составляется протокол о НТП. По решению начальника таможенного органа или его заместителя по правоохранительной деятельности протокол о НТП и материалы Проверки передаются для дальнейшего производства в подразделение таможенного органа, курируемое по направлениям деятельности УТРД и осуществляющее производство по делу о НТП.
Регистрация и учет дел о НТП осуществляются в соответствии с Положением о порядке учета и регистрации дел о НТП в таможенных органах Российской Федерации, утвержденным приказом ГТК России от 20.01.95 N 33.
14. Взыскание с применением упрощенной формы налагается на лиц, совершивших НТП, в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.
15. В случае получения в ходе Проверки информации об обстоятельствах возможного НТП, либо о лице, его совершившем, либо о месте, времени и способе его совершения данная информация проверяется в соответствии с Инструкцией о порядке проверки сообщений, заявлений и иной информации о нарушении таможенных правил, утвержденной приказом ГТК России от 18.05.2001 N 455.
16. Акт Проверки и материалы Проверки приобщают к делу о НТП либо используют в качестве основания для проведения проверки сообщений, заявлений и иной информации о НТП. К таким материалам относятся в том числе:
- объяснения руководителя проверяемого лица, привлекаемого к ответственности, иного лица, обладающего информацией по обнаруженному НТП;
- ГТД, документы контроля доставки, краткие декларации, либо акты приема-передачи товаров и транспортных средств на склад временного хранения (СВХ) или таможенный склад (ТС), либо иные документы, свидетельствующие о помещении товаров на СВХ или ТС в зону таможенного контроля;
- транспортные, товаросопроводительные документы (накладные, счета-фактуры, счета-проформы, инвойсы, спецификации, сертификаты на товар и другие документы);
- акт таможенного досмотра либо другие документы (например, опись задержанных товаров), в которых точно указано наименование, количество, вес, индивидуальные признаки, стоимость (при возможности) товаров и транспортных средств;
- внешнеторговый контракт, договоры со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью, другие документы, подтверждающие факт перехода права владения, пользования, распоряжения товаром;
- учетную карту участника ВЭД, уставные, регистрационные, учредительные, банковские и налоговые документы лица, привлекаемого к ответственности, а также документы других государственных и контролирующих органов;
- бухгалтерские документы;
- другие документы, имеющие отношение к данному делу и подтверждающие факт НТП.
Протокол о НТП, акт и материалы Проверки передаются в подразделение таможенного органа, осуществляющее расследование дел о НТП, акт и материалы Проверки, являющиеся основанием для проведения проверки сообщений, заявлений или иной информации о НТП, - в подразделение таможенного органа, осуществляющего такую Проверку. Передача указанных документов (по возможности в оригиналах либо в виде надлежащим образом заверенных копий) оформляется актом приема-передачи в случаях, когда проверяющие имели реальную возможность их истребовать, получить (изъять) у проверяемого лица.
17. При проведении Проверки проверяющие могут непосредственно осуществлять действия, регламентированные разделом V ТК России, главой 14 раздела V НК России, приказом ГТК России от 16.07.2001 N 672 "Об утверждении Положения о порядке проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств" (зарегистрирован Минюстом России 21.08.2001, рег. N 2885) и другими нормативными правовыми актами ГТК России, регламентирующими порядок проведения Проверки, либо направлять поручение о проведении таких действий нижестоящим таможенным органам.
18. Подразделение таможенного органа, которому подразделением управления таможенной инспекции были направлены акт и материалы Проверки для проверки в соответствии с приказом ГТК России от 18.05.2001 N 455, в течение двух недель информирует о принятом по ним решении и направляет копии постановления об отказе в заведении дела о НТП, или акта о наложении взыскания и документов, подтверждающих уплату наложенного штрафа, или копию протокола о НТП.
19. При обнаружении признаков контрабанды или иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, а также признаков преступлений, производство по которым не отнесено к компетенции таможенных органов, руководитель Проверки представляет рапорт начальнику подразделения управления таможенной инспекции (лицу, его замещающему) о выявленных признаках преступления, причастных к нему лицах, принятых мерах. К рапорту прилагаются все материалы, полученные в ходе проведения Проверки, акт проверки (при наличии), подписанный всеми проверяющими. По письменному указанию начальника данного подразделения (лица, его замещающего) рапорт, акт проверки и все материалы Проверки (подлинники) в сброшюрованном виде с пронумерованными листами и описью передаются в подразделение таможенного органа, осуществляющее расследование и дознание для рассмотрения и принятия решения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
О выявленных признаках контрабанды или иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, а также о факте передачи материалов Проверки в подразделение таможенного органа, осуществляющее расследование и дознание, немедленно докладывается начальнику таможенного органа.
20. В случае установления фактов причастности сотрудников таможенных органов к совершению НТП или преступления, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов, подразделение управления таможенной инспекции направляет служебную записку с изложением выявленных фактов в подразделение собственной безопасности.
21. Подразделение таможенного органа, осуществляющее расследование и дознание, по получении протокола о НТП и материалов Проверки самостоятельно осуществляет производство по делу или поручает производство нижестоящему таможенному органу. В последнем случае информация об этом направляется в подразделение управления таможенной инспекции, направившее указанные протокол о НТП и материалы Проверки.
22. Сотрудник таможенного органа, осуществляющий производство по делу о НТП, вправе дополнительно запросить у проверяющих необходимые документы, а также при необходимости привлекать сотрудников, участвовавших в проведении Проверки, для участия в проведении ревизии, проверки, инвентаризации по делу о НТП или уголовному делу в соответствии со ст.345 ТК России.
23. Подразделение таможенного органа, осуществляющее расследование дел о НТП, направляет копию постановления таможенного органа Российской Федерации по делу о НТП в подразделение управления таможенной инспекции, направившее протокол о НТП, не позднее десяти дней со дня его вынесения.
24. Подразделение управления таможенной инспекции ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным, информирует подразделение таможенного органа, представившее материалы, о результатах Проверки.
И.о.начальника Управления таможенной инспекции
полковник таможенной службы
А.И.Рязанов
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
"КОДЕКС"