Недействующий
Профессиональные справочные системы для специалистов
медицинской и фармацевтической промышленности

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 1 ноября 2001 года N 1025-р


Об утверждении методических рекомендаций
по проведению таможенного контроля (в т.ч. проверок
финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД)
с использованием методов аудита

(с изменениями на 5 августа 2002 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2004 года на основании
приказа ГТК России от 29 октября 2003 года N 1222
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом ГТК России от 28 июня 2002 года N 675 (изменения вступили в силу с 1 июля 2002 года);

приказом ГТК России от 5 августа 2002 года N 825.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

В настоящем распоряжении слова "Таможенная инспекция" заменены на слова "Управление таможенной инспекции" в соответствующем падеже - приказ ГТК России от 5 августа 2002 года N 825. - См. предыдущую редакцию.

____________________________________________________________________


В целях реализации положений Таможенного кодекса Российской Федерации (Ведомости Совета народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 05.08.93, N 31, ст.1224; Собрание законодательства Российской Федерации, 26.06.95, N 26, ст.2397; 01.01.96, N 1, ст.4; 28.07.97, N 30, ст.3586; 24.11.97, N 47, ст.5341; 15.02.19, N 7, ст.879), Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, N 31, 03.08.98, ст.3824; 12.07.99, N 28, ст.3487; 10.01.2000, N 2, ст.134; 07.08.2000, N 32, ст.3341; 07.08.2000, N 32, ст.3340; 01.01.2001, N 1 (часть II), ст.18, 04.06.2001, N 23, ст.2289, "Российская газета", N 151-152, 09.08.2001), а также совершенствования форм и технологий таможенного контроля, обеспечивающих предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации,

обязываю:

1. Утвердить методические рекомендации по проведению таможенного контроля (в т.ч. проверок финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД) с использованием методов аудита (приложение).

2. Начальников региональных таможенных управлений, таможен обеспечить применение указанных методических рекомендаций в практической деятельности подчиненных таможенных органов с 1 ноября 2001 года.

Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Заместитель председателя Комитета
генерал-лейтенант
таможенной службы
Б.М.Гутин

     

Приложение
к распоряжению ГТК России
от 1 ноября 2001 года N 1025-р

     
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по проведению таможенного контроля
(в том числе проверок финансово-хозяйственной
деятельности участников ВЭД) с использованием
методов аудита

(с изменениями на 5 августа 2002 года)

____________________________________________________________________

В настоящих методических рекомендациях слова "Таможенная инспекция" заменены на слова "Управление таможенной инспекции" в соответствующем падеже - приказ ГТК России от 5 августа 2002 года N 825. - См. предыдущую редакцию

____________________________________________________________________

1. Настоящие методические рекомендации по проведению таможенного контроля (в т.ч. проверок финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД) с использованием методов аудита (далее - Рекомендации) разработаны исходя из положений раздела V Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК России), раздела V Налогового кодекса Российской Федерации (НК России), Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (Собрание законодательства Российской Федерации, 25.11.96, N 48, ст.5369), приказа Минфина России "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению" от 31 октября 2000 года N 94Н (признан не нуждающимся в государственной регистрации согласно письму Минюста России от 09.11.2000 N 9558-ЮД), других нормативных правовых актов Российской Федерации в целях совершенствования инспекционной деятельности таможенных органов Российской Федерации и единообразного применения процедур таможенного контроля.

2. Настоящие Рекомендации предназначены для координации действий сотрудников таможенных органов (далее - проверяющие), осуществляющих таможенный контроль (в том числе проверки финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД) с использованием методов аудита, и включают основные методы, приемы и способы осуществления таких проверок.

3. Для целей проведения таможенного контроля (в том числе проверок финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД) с использованием методов аудита (далее - Проверка) таможенными органами самостоятельно, а при необходимости во взаимодействии с другими государственными контролирующими органами Российской Федерации осуществляется комплекс контрольно-инспекционных мероприятий. Комплекс контрольно-инспекционных мероприятий включает в себя документальную и фактическую проверку обоснованности и соответствия отражения организацией в бухгалтерском учете и отчетности хозяйственных и финансовых операций, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности, а именно:

- проверку документов и сведений о деятельности организации, имеющихся у таможенных, налоговых и других контролирующих и правоохранительных органов;

- проверку бухгалтерских документов организации (первичных учетных документов, сводных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, данных бухгалтерской отчетности);

- проверку сведений о финансово-хозяйственной деятельности организации, полученных от третьих лиц, с которыми организация имеет хозяйственные связи для установления достоверности информации, отраженной в первичных документах организации, либо в случае отсутствия у нее надлежащих первичных документов (встречная проверка);

- проверку финансовых требований и обязательств организации, а также другие контрольно-инспекционные мероприятия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

По результатам Проверки делается заключение о соблюдении организацией требований законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Российской Федерации. Результаты проверки незамедлительно сообщаются проверяемому лицу.

4. При проведении Проверки могут быть использованы методы аудита, представляющие собой совокупность действий, приемов, направленных на определение достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и соответствия совершаемых ею хозяйственных и финансовых операций требованиям законодательства Российской Федерации.

Применение методов аудита при проведении таможенного контроля (в том числе проверок финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД) предназначено для выявления признаков нарушений законодательства Российской Федерации о таможенном деле с возможным указанием количественной характеристики объекта нарушения таможенных правил (в натуральном и (или) стоимостном выражении) и установлением соответствия выявленных признаков нарушения таможенных правил (НТП) признакам состава НТП, ответственность за которое предусмотрена соответствующей статьей ТК России.

5. Проверка проводится уполномоченными сотрудниками подразделений управления таможенной инспекции в соответствии с их служебными обязанностями. В состав группы проверяющих могут привлекаться сотрудники других подразделений таможенных органов, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации специалисты других правоохранительных и контролирующих органов, организаций, независимо от форм собственности и подчиненности, эксперты.

6. Направления, характер (сплошная, выборочная) Проверки, используемые методы аудита определяются исходя из целей, задач и обстоятельств Проверки.

7. Проверка осуществляется по следующим этапам:

- планирование и подготовка;

- непосредственное проведение (при необходимости с привлечением экспертов, специалистов);

- документирование;

- обобщение результатов, составление акта.

8. Планирование и подготовка Проверки заключаются в проведении информационно-аналитической работы, определении ее основных направлений, вопросов, объема, составлении общего плана (некоторые положения общего плана Проверки при необходимости могут быть пересмотрены в ходе ее проведения), в разработке программы и конкретных методов проведения Проверки, в том числе методов аудита, характера (сплошная или выборочная), сроков по каждому направлению работы.

Проверяющие должны знать организационно-правовую форму, наименование, юридический и фактический адреса проверяемой организации, ее дочерних и зависимых организаций, фамилии руководителей, способы связи с ними, виды деятельности организации. При необходимости направляются запросы в территориальные налоговые инспекции, органы налоговой полиции, учреждения банков и другие государственные органы. Проверяются финансовые и банковские реквизиты организации, в том числе фактическое наличие счетов и функционирование банка, другие необходимые сведения, а также проводится анализ деятельности организации.

При планировании и проведении Проверки могут использоваться Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Планирование аудита", Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Понимание деятельности экономического субъекта", одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 25.12.96 (Протокол N 6) ("Аудиторские ведомости" N 6, 1997) и 27.04.99 (Протокол N 3) ("Аудиторские ведомости" N 6, 1999).

9. При проведении Проверки проверяющие непосредственно осуществляют контрольно-инспекционные мероприятия, в ходе которых из нескольких источников и разными методами получают данные, свидетельствующие о наличии признаков нарушения организацией законодательства Российской Федерации о таможенном деле, могущих служить основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, или отсутствии таких признаков (абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2002 года приказом ГТК России от 28 июня 2002 года N 675, - см. предыдущую редакцию).

Под данными, свидетельствующими о признаках НТП или их отсутствии, понимаются информация, документы, сведения, полученные в ходе проверки как от проверяемой организации, так и от третьих лиц (в том числе от таможенных, налоговых и других контролирующих и правоохранительных органов), а также информация, полученная в результате анализа таких сведений, документов, позволяющие оценить достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности организации и их соответствие требованиям законодательства Российской Федерации.

Особое внимание уделяется достоверности данных, полученных от проверяемой организации. Источниками получения таких данных могут являться:

- первичные документы, регистры бухгалтерского учета организации и третьих лиц;

- результаты предыдущих проверок финансово-хозяйственной деятельности организации;

- бухгалтерская отчетность;

- результаты сопоставления различных документов организации, а также сопоставления ее документов с документами третьих лиц;

- результаты инвентаризации имущества организации;

- другие источники в рамках действующего законодательства Российской Федерации.

На этом этапе могут использоваться Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Аудиторские доказательства", Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Понимание деятельности экономического субъекта", одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации соответственно 25.12.96 (Протокол N 6) ("Аудиторские ведомости" N 6, 1997) и 27.04.99 (Протокол N 3) ("Аудиторские ведомости" N 6, 1999).

10. В ходе проведения Проверки проверяющие должны исходить из того, что деятельность организации осуществляется в соответствии с установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации до момента обнаружения нарушений законодательства Российской Федерации. При этом проверяющие должны принимать во внимание, что в силу объективных и субъективных причин возможно искажение получаемой информации, документы могут содержать ошибки. При выявлении каких-либо несоответствий в бухгалтерских документах проверяющие анализируют их и определяют последствия использования таких документов организацией с точки зрения наличия признаков нарушения законодательства Российской Федерации о таможенном деле, учитывают их влияние на дальнейший ход Проверки, принимают меры по закреплению следов нарушений, их квалификации и возбуждению дела об административном правонарушении (пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2002 года приказом ГТК России от 28 июня 2002 года N 675, - см. предыдущую редакцию).

11. Этап документирования заключается в отражении имеющейся информации в рабочей документации Проверки (совокупность материальных носителей информации, которую составляют сами проверяющие, сотрудники проверяемой организации и третьи лица до начала, в ходе и по завершении Проверки), в которой должны содержаться сведения, необходимые для подготовки и составления акта Проверки. Документированию подлежат основные этапы проведенной работы, сделанные выводы и другие существенные аспекты, имеющие значение для обобщения результатов Проверки и составления ее акта. Выводы, сделанные проверяющими, должны быть обоснованными, содержать ссылки на действующие нормативные правовые акты Российской Федерации.

К рабочей документации Проверки могут быть отнесены:

- планы и программы проведения Проверки;

- объяснения, пояснения, заявления организации;

- заверенные должным образом копии документов организации и третьих лиц (в том числе документов об организационно-правовой форме и организационной структуре организации, учредительных документов, внешнеторговых контрактов, договоров и т.д.);

- описания организации бухгалтерского учета и отчетности организации и третьих лиц (в том числе материалы анализа хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета, существенных показателей деятельности организации и третьих лиц, копии бухгалтерской и другой финансовой документации и т.д.);

- аналитические документы проверяющих;

- копии переписки проверяющих с организацией и третьими лицами в связи с проведением Проверки;

- акты об отдельных действиях проверяющих (инвентаризации, осмотра и т.д.).

Документы рабочей документации, по которым ГТК России не установлены типовые формы, могут составляться в произвольной письменной форме.

Рабочая документация должна формироваться своевременно (до начала, в ходе и по завершении Проверки), должна быть достаточно полной и подробной.

При документировании Проверки возможно руководствоваться Правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Документирование аудита", одобренным Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 25.12.96 (протокол N 6) ("Аудиторские ведомости" N 6, 1997).

12. Итогом проверки финансово-хозяйственной деятельности должно быть заключение о соответствии деятельности организации требованиям законодательства Российской Федерации.

По результатам Проверки (итогам ее определенного периода) проверяющие оценивают достоверность (недостоверность) бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и соответствие (несоответствие) финансово-хозяйственной деятельности организации требованиям законодательства Российской Федерации о таможенном деле, иному законодательству Российской Федерации и международным договорам, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации, делают выводы о наличии признаков НТП, дают им количественную и качественную характеристику.

По итогам Проверки осуществляется обработка имеющейся в таможенных органах информации (в том числе электронных баз данных) для выбора объектов для последующих проверок, выявляются зоны повышенного риска (участки деятельности, где выявляются нарушения таможенного законодательства), совершенствуются методы анализа рисков для выявления недобросовестных участников ВЭД, способов незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, для определения "криминогенных" товаров, а также товаров, являющихся прикрытием нелегально ввозимой продукции, в обороте которых участвуют проверяемые организации.

Составление плана Проверки, обобщение ее результатов и составление акта осуществляются в соответствии с действующими нормативными правовыми актами ГТК России. Следует учитывать, что акт Проверки не может рассматриваться как аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности участника ВЭД в целом.

13. Методы аудита, используемые при проведении Проверки, могут включать методы документального контроля и методы фактического контроля (сопоставление параметров товаров с заявленными о них сведениями).

14. Все хозяйственные операции и факты производственно-коммерческой деятельности организации должны быть документированы в соответствии с законодательством. При использовании методов документального контроля проверяющие работают с первичными документами, учетными регистрами, формами бухгалтерской отчетности как организации, так и полученными в результате проведения встречных проверок.

15. При проведении документального контроля используются следующие методы.

15.1. Методы формально-правовой проверки документов, которые заключаются в проверке соблюдения правил составления и подлинности оформления документов (при этом могут использоваться Методические рекомендации по выявлению фирм-однодневок в ходе проведения учета участников ВЭД таможенными органами (письмо ГТК России от 21.12.2000 N 01-06/37255дсп), а также соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, то есть соответствия отраженных в документах операций установленным правилам (при проверке может использоваться Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита", одобренное Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 15.07.98 (Протокол N 4) ("Аудиторские ведомости" N 8, 1998).