Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 ноября 2002 года N 816


О внесении изменений и дополнений в федеральную целевую программу
"Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы

____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
постановления Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2001 года N 779
Об утверждении федеральной целевой программы "Национальная
технологическая база" на 2002-2006 годы"

____________________________________________________________________

Правительство Российской Федерации

постановляет:

Внести изменения и дополнения в федеральную целевую программу "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2001 года N 779 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 48, ст. 4514), изложив ее в новой редакции (прилагается).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 8 ноября 2001 г. N 779

(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 13 ноября 2002 года N 816)


ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА"
на 2002-2006 годы

     

ПАСПОРТ
федеральной целевой программы
"Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы

Наименование
Программы

-


федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы

Наименование, дата и
номер решения о
разработке Программы



- распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2001 года N 591-р

Государственные
заказчики
Программы











-











Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации - государственный заказчик-координатор,
государственные заказчики: Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Министерство образования Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по связи и информатизации, Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии, Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, Российское авиационно-космическое агентство, Российское агентство по боеприпасам, Российское агентство по обычным вооружениям, Российское агентство по системам управления, Российское агентство по судостроению

Основные разработчики
Программы








-











Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Российская академия наук, Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Министерство образования Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, Российское авиационно-космическое агентство, Российское агентство по боеприпасам, Российское агентство по обычным вооружениям, Российское агентство по системам управления, Российское агентство по судостроению, государственное унитарное предприятие "Государственный центр системных исследований"

Цель Программы



-



развитие национальной технологической базы, способной обеспечить разработку и производство конкурентоспособной
наукоемкой продукции для решения приоритетных задач в области социально-экономического развития и национальной безопасности России

Основные задачи
Программы






-








разработка промышленных технологий, критически важных для обеспечения разработки и производства конкурентоспособной наукоемкой продукции;
технологическое перевооружение отечественной промышленности на основе передовых технологий;
создание научно-технологического задела;
разработка технологий подготовки и повышение профессионального уровня кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности;
активизация процессов коммерциализации новых технологий

Срок реализации
Программы

Перечень основных
мероприятий Программы


















-


-





















2002-2006 годы


проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке базовых критических технологий и системных технологий межотраслевого значения (технологий новых материалов, электронной компонентной базы, технологий вычислительных систем, технологий телекоммуникаций, технологий радиотехнических систем, технологий оптоэлектронных, лазерных и инфракрасных систем, технологий информационных систем, ядерных технологий нового поколения, технологий промышленного оборудования, технологий перспективных двигательных установок, технологий в области энергетики и энергосбережения,
химических технологий и катализа, технологий спецхимии и энергонасыщенных материалов, биотехнологий, технологий
транспортных систем, уникальных технологий экспериментальной отработки и испытаний, технологий обеспечения устойчивой и экологически чистой среды обитания, технологий подготовки кадров для национальной технологической базы);
реализация комплекса мер, направленных на повышение конкурентоспособности отечественных технологий, продукции и их научно-технического уровня на основе внедрения международных стандартов качества и сертификации;
проведение прогнозных исследований, мониторинг состояния, выявление проблем сохранения и развития технологий

Исполнители мероприятий Программы


-



научные и промышленные организации России, отбираемые на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом
"О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд"

Объемы и источники
финансирования
Программы





-







всего на 2003-2006 годы - 15056,5 млн.рублей (в ценах 2003 года), в том числе:
а) за счет средств федерального бюджета - 8701,4 млн. рублей, из них:
на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 6355,1 млн. рублей;
на капитальные вложения - 2183,6 млн. рублей;
на прочие нужды - 162,7 млн. рублей;

























б) за счет средств внебюджетных источников - 6355,1 млн. рублей.
Всего в 2002 году - 2460,3 млн. рублей (в ценах 2002 года), в том числе:
а) за счет средств федерального бюджета - 1460,3 млн. рублей, из них:
на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 1000 млн. рублей;
на капитальные вложения - 460,3 млн. рублей;
б) за счет средств внебюджетных источников - 1000 млн. рублей.
Объемы и источники финансирования программных мероприятий ежегодно уточняются исходя из реальных возможностей экономики и федерального бюджета на соответствующий год

Контроль за исполнением
Программы

-



контроль за реализацией Программы осуществляет государственный заказчик-координатор - Министерство
промышленности, науки и технологий Российской Федерации совместно с другими государственными заказчиками Программы

Ожидаемые конечные
результаты реализации Программы
















-





















создание современной технологической базы, необходимой для разработки и производства высокотехнологичной,
наукоемкой продукции мирового уровня в области важнейших технических систем (воздушного, морского и наземного транспорта, ракетно-космической техники, машиностроительного, энергетического оборудования, вычислительной техники, систем управления, связи и информации), медицинской техники, оборудования и изделий медицинского назначения и лекарственных средств, обеспечивающей в целом технологические аспекты национальной безопасности России, возможности для равноправногомеждународного сотрудничества в сфере
развития технологий, увеличение доли высокотехнологичной продукции и услуг в структуре экономики;
сохранение и создание более 850 тыс. рабочих мест на отечественных предприятиях высокотехнологичных отраслей промышленности;
формирование научных и технологических предпосылок для кардинального изменения структуры экспорта в пользу наукоемкой продукции с увеличением ее доли в 2-2,5 раза за счет резкого повышения потребительских свойств и конкурентоспособности выпускаемой продукции, закрепления традиционных и освоения новых сегментов мирового рынка

Экономическая
эффективность Программы





-






в 2002-2006 годах налоги, поступающие в федеральный бюджет, составят 38622,7 млн. рублей, что превысит размер
инвестиций за тот же период и создаст бюджетный эффект в размере 29399,5 млн. рублей;
индекс доходности инвестиций (рентабельность) бюджетных ассигнований составит 4,19, а срок окупаемости бюджетных ассигнований (период возврата) - около 1 года, что свидетельствует о высокой эффективности Программы

     

     

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2001 года N 591-р с учетом полученных в 1996-2000 годах результатов реализации федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" (1996-2005 годы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. N 986.

Работы по указанной федеральной целевой программе начались в 1996 году. Основные исполнители работ на базе имеющегося задела приступили к выполнению первоочередных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, имеющих определяющее значение для сохранения и развития в приоритетном порядке отечественных технологических разработок. Указанные работы финансировались за счет консолидации части бюджетных средств, выделяемых на поддержку государственных научных центров, а также за счет их собственных средств.

Однако в дальнейшем темпы развертывания работ резко снизились в связи с недостаточным уровнем финансирования. В целом в 1996-2000 годах из федерального бюджета на эти цели было выделено менее 5 процентов запланированного объема средств. По этой причине многие из начатых разработок были приостановлены, объемы работ практически по всем направлениям указанной федеральной целевой программы значительно сокращены. Тем не менее, несмотря на сложные экономические условия, по ряду технологических направлений к настоящему времени удалось получить достаточно значимые результаты:

разработаны и внедрены в промышленное производство высококачественные композиционные материалы на основе углеродных волокон конструкционного назначения. Их использование позволило создать уникальные конструкции крыла самолета С-37, что на 30 процентов снизило массу крыла и в 1,5-2 раза увеличило ресурс высоконагруженных элементов конструкции самолета;

впервые в России разработаны конструкция, базовый технологический маршрут и технологические процессы изготовления монохромных электролюминесцентных полимерных плоских индикаторов (экранов) с высокими функциональными характеристиками, не уступающие лучшим мировым образцам, маршрутные технологии сверхбольших интегральных схем уровня 0,5 мкм, создан 6-координатный станочный модуль бездефектного микрошлифования электронных материалов;

разработаны и экспериментально подтверждены принципиальные технологические основы создания полупроводниковых и твердотельных лазеров с диодной накачкой и их элементной базы;

разработаны основы технологии создания геоинформационных систем нового поколения на основе сложноструктурированных баз данных дистанционного зондирования и принципов виртуальной реальности;

созданы технологии производства прецизионных реакторных и конструкционных материалов на основе циркония для оболочек твэлов и других элементов и узлов действующих и разрабатываемых реакторов атомных электростанций, позволяющие увеличить срок службы и повысить безопасность атомных электростанций;

разработаны базовые основы экологически безопасной технологии очистки оружейного плутония, включая иммобилизацию высокоактивных отходов в минералоподобные матричные системы, пригодные для длительного контролируемого хранения;

создана промышленная технология и разработан технический проект установки для дезинфекции питьевой воды и очистки сточных вод с использованием ускорителя электронов, обладающей уникальными характеристиками по производительности, сроку службы и стоимости обработки вод;

разработаны технологии биосинтеза рекомбинантного белка терапевтического назначения NEF-вируса иммунодефицита человека в биореакторах нового поколения;

по всем основным технологическим направлениям выполнены работы по созданию научно-технического задела, включая разработку базовых основ, расчетно-теоретическое и экспериментальное обоснование, что позволяет при обеспечении достаточного финансирования работ перейти к этапу создания опытных промышленных технологий, предназначенных для непосредственного использования при производстве конкурентоспособной наукоемкой продукции нового поколения.

С учетом новых требований, предъявляемых к федеральным целевым программам, потребовалось внести существенные изменения в концепцию и содержание Программы. В соответствии с протоколом совещания в Правительстве Российской Федерации от 9 октября 2000 г. в составе Программы должны быть предусмотрены технологические направления, ранее включенные в отдельные федеральные целевые программы: "Российские верфи", "Развитие электронной техники в России", "Создание технических средств связи, телевидения и радиовещания", "Разработка и применение технологий двойного назначения "Спецхимия".

Программа разработана с учетом этих требований и на основе одобренных Правительством Российской Федерации приоритетов и критериев формирования федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета на 2002 год.

Программа изменена и дополнена в соответствии с утвержденными Президентом Российской Федерации 11 апреля 2002 г. Основами политики Российской Федерации в области развития электронной компонентной базы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу и протоколом совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации, президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям, утвержденным Президентом Российской Федерации от 30 марта 2002 года N Пр-575.

Программа учитывает особенности современной международной и внутренней ситуации и исходит из необходимости не допустить отставания от мирового уровня в развитии критических технологий в области важнейших видов наукоемкой продукции.

В Программе используются понятия, которые означают следующее:

"технология" - совокупность научно-технических знаний, процессов, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при разработке, производстве или эксплуатации продукции;

"базовая технология" - технология, лежащая в основе создания широкого спектра наукоемкой продукции и прямо не связанная с каким-либо видом конкретных технических систем;

"критическая технология" - технология, разработка и использование которой обеспечивают интересы государства в сфере национальной безопасности, экономического и социального развития;

"национальная технологическая база" - совокупность технологий, важнейших научно-производственных комплексов и интеллектуального потенциала производственного персонала, владеющего, развивающего и реализующего технологии в приоритетных областях науки, техники и промышленности, обеспечивающих жизнедеятельность и безопасность страны.

Технологическая оснащенность государства всегда являлась одной из важнейших задач, так как национальные интересы России самым непосредственным образом определяются развитием национальной технологической базы.

Достижение приоритетных долгосрочных целей национальной политики требует решения ряда крупнейших экономических и научно-технических задач, связанных с коренной перестройкой промышленности. Существенные изменения в связи с этим должны произойти в системе образования, подготовки и повышения квалификации кадров. В макроэкономическом плане необходимо кардинальным образом изменить структуру энергетического баланса, энергоемкость промышленности, структуру и эффективность трудовых ресурсов, резко повысить фондоотдачу. Эти проблемы в мировой практике решаются за счет внедрения новейших технологий и их достаточно быстрого обновления.

Обладание передовыми технологиями является важнейшим фактором развития национальной экономики и обеспечения национальной безопасности любой страны. Преимущество страны в технологической сфере обеспечивает ей приоритетные позиции на мировых рынках и одновременно увеличивает ее оборонный потенциал, позволяя компенсировать за счет применения высоких технологий диктуемое экономическими потребностями сокращение сил и средств вооруженной борьбы.

Программа направлена на решение следующих основных задач:

1) создание передовой технологической базы высокотехнологичных отраслей реального сектора экономики, в том числе:

разработка новых технологий, обеспечивающих конкурентоспособность производимой продукции, высокую производительность производственных процессов и гарантированные потребительские качества продукции;

снижение ресурсоемкости и энергоемкости отечественных производств;

разработка новых технических принципов создания машин и производств будущего;

повышение уровня импортозамещения и обеспечение независимости отечественной промышленности от импортных технологий;

увеличение доли продукции с высокой степенью переработки для преодоления сырьевого уклона в производственной структуре экономики;

обеспечение гибкости производств для быстрого приспособления (переориентации) их к новой рыночной конъюнктуре;

2) информатизация общества, совершенствование средств телекоммуникаций;

3) повышение жизненного уровня и обеспечение здоровья нации;

4) обеспечение безопасности функционирования сложных технических систем;

5) создание транспортной инфраструктуры будущего;

6) обеспечение экологической чистоты производств и комфортной среды обитания;

7) совершенствование подготовки кадров в интересах развития экономики.

Процесс развития базовых технологий в разных странах неравномерен. В настоящее время США, объединенная Западная Европа, Канада и Япония являются представителями высокоразвитых в технологическом отношении стран. Большая группа государств стремится овладеть современными технологиями. Ряд стран Восточной и Юго-Восточной Азии добились значительных успехов на этом направлении. По такому пути идут и развивающиеся страны.

Программа исходит из того, что в настоящее время в России нет ни возможности, ни необходимости создавать все технологии собственными силами. Необходимо использовать технологические достижения других развитых стран, включиться в международное технологическое пространство на правах равного партнера, то есть предложить собственные технологические достижения и при этом найти свою технологическую нишу. Для этого надо иметь достаточно высокий национальный технологический уровень.

Обороноспособность страны требует определенной технологической независимости от внешних рынков. Поэтому, опираясь на международное сотрудничество и разделение труда, необходимо иметь возможность создавать целый ряд технологий, которые, с одной стороны, гарантируют требуемый уровень обороноспособности, а с другой стороны, обеспечивают конкурентоспособность российских товаров на внутреннем и международном рынке.

Сравнительный анализ технического уровня развития в России базовых и критических технологий по отношению к уровню развития подобных технологий в США и других странах показывает, что практически по всем технологиям в настоящее время наблюдается отставание от мирового уровня. Вместе с тем уровень ряда отечественных технологий пока еще не уступает аналогичным зарубежным.

Для успешного решения задачи подъема отечественной промышленности как главного фактора устойчивого роста экономики страны необходима современная, динамично развивающаяся технологическая база, обеспечивающая создание и производство конкурентоспособной наукоемкой продукции, способной со временем занять передовые позиции в экономике страны и стать основным источником пополнения федерального бюджета. Опыт стран Запада подтверждает, что наличие передовых наукоемких технологий является важнейшим фактором обеспечения национальной безопасности и развития экономики страны. Передовые в технологическом отношении страны, обладающие мощным частным промышленным сектором, который вкладывает значительные средства в развитие наукоемких технологий, имеют также приоритетные государственные программы развития базовых и критических технологий.

Для России государственная поддержка - это важнейший путь сохранения и развития наукоемкой технологической базы. В нашей стране, несмотря на реализуемые федеральные целевые программы технологической направленности и выделение на них значительных бюджетных средств, состояние технологической базы продолжает ухудшаться. Накопленный ранее технологический потенциал разрушается. Технологическое отставание от передовых стран по отдельным направлениям достигло критического предела.

Основная причина такого положения заключается в том, что большинство программ промышленно-технологического профиля, финансируемых из федерального бюджета, в значительной степени были ориентированы на создание конкретных видов конечной продукции, базирующихся, как правило, на уже имеющихся технологических достижениях. В развитие же собственно технологий, особенно базовых, лежащих в основе широкого спектра наукоемкой продукции и определяющих ее новые, перспективные свойства, существенные средства практически не вкладывались, что замедляло их развитие и ограничивало возможности создания в перспективе новой конкурентоспособной продукции.

Реализация основных положений технологической политики России, направленной на достижение приоритетных целей социально-экономического развития страны в условиях жестких финансовых и других ресурсных ограничений, требует сосредоточения усилий на развитии и государственной поддержке в первую очередь критически важных для кардинального перевооружения экономики технологий. Именно такой подход положен в основу формирования системы мероприятий Программы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»