Целью третьего этапа реформы является создание развитого конкурентного рынка железнодорожных перевозок.
На третьем этапе реформирования железнодорожного транспорта предусматривается:
оценка целесообразности и способов полного организационного отделения инфраструктуры от перевозочной деятельности (если условия, при которых возможно такое отделение, достигнуты на этом этапе) (абзац дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2004 года N 811 - см. предыдущую редакцию);
развитие частной собственности на магистральные локомотивы;
переход большей части (60 процентов и более) парка грузовых вагонов в частную собственность;
развитие конкуренции в сфере грузовых перевозок;
развитие конкуренции в сфере дальних пассажирских перевозок;
продажа лицензий на осуществление пассажирских перевозок в пригородном сообщении, ограниченных сроком действия (франшиз);
оценка возможности создания нескольких конкурирующих между собой вертикально интегрированных железнодорожных компаний.
В сфере грузовых перевозок:
осуществляются мероприятия по повышению уровня конкуренции на рынке грузовых перевозок на участках сети, имеющих параллельные ходы (возможно, в европейской части России). При этом за данными компаниями сохраняются обязательства перед государством по осуществлению перевозок для обеспечения обороноспособности и национальной безопасности, а также проведению необходимых мероприятий по мобилизационной подготовке;
создаются условия и стимулы для дальнейшего развития частной собственности на подвижной состав. Предполагается, что на данном этапе реформирования большая часть вагонного парка и часть локомотивного парка будут находиться в частной собственности;
на базе предприятий промышленного железнодорожного транспорта, отдельных подъездных путей и строящихся новых отдельных железнодорожных линий могут создаваться вертикально интегрированные железнодорожные компании, владеющие подъездными путями и линиями, подвижным составом. Доступ на магистральные сети и рынок грузовых перевозок данным компаниям будет предоставляться на основе системы лицензирования.
На третьем этапе реформы создается дочернее акционерное общество открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Федеральная пассажирская компания, осуществляющая деятельность в сфере пассажирских перевозок в дальнем следовании (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 года N 600 - см. предыдущую редакцию).
Федеральной пассажирской компании принадлежат (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 года N 600 - см. предыдущую редакцию):
пассажирские вагоны, депо и пункты технического обслуживания (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 года N 600);
имущество пассажирского хозяйства (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 года N 600);
локомотивы, используемые для осуществления перевозок пассажиров в поездах дальнего следования (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 года N 600).
Тарифы на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством о естественных монополиях (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 года N 600).
Формируются условия для создания вне системы открытого акционерного общества "Российские железные дороги" частных пассажирских компаний на всех направлениях пассажирских перевозок.
С целью повышения эффективности пассажирских перевозок в пригородном сообщении заинтересованным компаниям, прошедшим соответствующую сертификацию, предоставляется возможность покупки лицензий на право осуществления пригородных перевозок в течение определенного периода (франшиз).
Увеличивается количество компаний, осуществляющих пригородные перевозки, принадлежащих частично или полностью субъектам Российской Федерации и/или муниципальным властям.
Проводится продажа акций акционерных обществ, осуществляющих ремонт и техническое обслуживание в сфере железнодорожного транспорта, частным собственникам.
При осуществлении неосновных видов деятельности, не связанных с перевозками, происходит дальнейшее развитие конкуренции, направленное на повышение эффективности деятельности и качества услуг, и полное их открытие для доступа частного капитала.