Приложение
к постановлению Минтруда России
от 30 ноября 2000 года N 86
РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации деятельности органов,
осуществляющих государственную
экспертизу условий труда в Российской Федерации
1. Настоящие Рекомендации по организации деятельности органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда в Российской Федерации (далее именуются - Рекомендации), разработаны на основании Положения о государственной экспертизе условий труда РСФСР, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 3 декабря 1990 года N 557 (Собрание постановлений Правительства РСФСР, 1991, N 5, ст.65), Положения о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1997 года N 480 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 17, ст.2019), с изменениями и дополнениями, Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст.3702) и предназначены для оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающим вопросами охраны труда.
2. Государственная экспертиза условий труда Российской Федерации представляет собой систему государственных органов, осуществляющих экспертную деятельность по условиям труда на федеральном и региональном уровнях.
3. Государственная экспертиза условий труда осуществляется на федеральном уровне Всероссийской государственной экспертизой условий труда, а на региональном уровне - государственными экспертизами условий труда субъектов Российской Федерации.
Функции Всероссийской государственной экспертизы условий труда возложены на Минтруд России. Функции государственных экспертиз условий труда субъектов Российской Федерации рекомендуется возлагать на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающие вопросами охраны труда.
4. В соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" основными задачами органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда в Российской Федерации, являются:
контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;
подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях;
осуществление государственной экспертизы условий труда на рабочих местах, при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов, производстве и внедрении новых технологий и техники, лицензировании отдельных видов деятельности, а также по запросам органов государственного надзора и контроля и судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов.
5. Органам, осуществляющим государственную экспертизу условий труда в субъектах Российской Федерации, в целях решения возложенных на них задач рекомендуется выполнять следующие функции:
1) осуществление контроля за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;
2) подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях. Предложения рекомендуется направлять в Минтруд России для учета их при подготовке Федерального закона о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
3) предоставление в учреждения медико-социальной экспертизы (по их запросу или по заявлению застрахованного) заключений государственной экспертизы условий труда о характере и об условиях труда застрахованных, которые предшествовали наступлению страхового случая;
4) проведение государственной экспертизы условий труда на соответствие требованиям охраны труда проектов строительства и реконструкции производственных объектов, а также машин, механизмов, другого производственного оборудования и технологических процессов;
5) проведение государственной экспертизы условий труда при лицензировании отдельных видов деятельности на территории субъекта Российской Федерации;
6) осуществление государственной экспертизы условий труда по запросам органов государственного надзора и контроля, судебных органов, работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов;
7) выдача заключений по условиям труда для рассмотрения в судебном порядке вопроса о ликвидации организации или ее подразделения при выявлении нарушений требований охраны труда;
8) участие в организации и проведении сертификации работ по охране труда в организациях;
9) организация работы исследовательских (измерительных) лабораторий по оценке условий труда;
10) оказание консультаций работодателям и работникам по их просьбам (в том числе на договорных условиях) по вопросам оценки условий труда, проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, установления правильности предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу во вредных или опасных условиях труда;
11) информирование Минтруда России о деятельности по осуществлению государственной экспертизы условий труда в субъектах Российской Федерации по форме согласно приложению N 4 к настоящим Рекомендациям.
6. В целях обеспечения организации экспертной деятельности по условиям труда органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающим вопросами охраны труда, рекомендуется в своих структурах образовывать самостоятельные подразделения (управления, отделы) государственной экспертизы условий труда, а также создавать исследовательские (измерительные) лаборатории по оценке условий труда, которые аккредитуются в установленном законодательством порядке и действуют в соответствии с областью аккредитации в структуре соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или вне ее.
Организацию и порядок работы исследовательских (измерительных) лабораторий по оценке условий труда, включая хозрасчетную деятельность, методологическое и функциональное руководство ими, контроль за их деятельностью и их взаимодействие с соответствующими подразделениями органов государственного надзора и контроля и другими организациями, рекомендуется осуществлять с учетом Типового положения об исследовательской лаборатории государственной экспертизы условий труда, утвержденного постановлением Минтруда России от 16 июля 1993 года N 139.
7. Структуру и численность подразделений государственных экспертиз условий труда субъектов Российской Федерации, их штатное расписание рекомендуется утверждать решениями руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающих вопросами охраны труда.
При утверждении штатного расписания рекомендуется исходить из расчета: один работник подразделения государственной экспертизы условий труда на 50 тысяч работающих в субъекте Российской Федерации. Если количество работающих в регионе менее 350 тысяч, то численность работников подразделения рекомендуется устанавливать не менее 7.
В штатное расписание рекомендуется включать должности главных специалистов, ведущих специалистов, выполняющих соответственно функции главных государственных экспертов по условиям труда в промышленности, строительстве, агропромышленном комплексе, государственных экспертов по условиям труда в других отраслях экономики субъекта Российской Федерации.
8. В соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и Положением о Государственной экспертизе условий труда РСФСР, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 3 декабря 1990 года N 557, работникам подразделений государственной экспертизы условий труда субъектов Российской Федерации, предоставляются следующие права: