ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 1997 года N 480
Об утверждении Положения о Министерстве труда
и социального развития Российской Федерации
(с изменениями на 11 декабря 2003 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 1 февраля 2005 года N 49
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 года N 1205 (Российская газета, N 194, 07.10.97) (утратило силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 23 октября 2001 года N 741);
постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 1997 года N 1339;
постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 206;
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1998 года N 343;
постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 года N 920;
постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 года N 1035;
постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 2001 года N 341;
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2001 года N 663;
постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2001 года N 741;
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 919;
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2002 года N 676 (Российская газета, N 181, 25.09.2002);
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2003 года N 503 (Российская газета, N 169, 27.08.2003);
постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2003 года N 750 (Российская газета, N 254, 18.12.2003) (вступил в силу с 1 января 2004 года).
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 12 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 Министерство труда и социального развития Российской Федерации упразднено.
Функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемого Министерства труда и социального развития Российской Федерации переданы вновь образованному Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Правоприменительные функции, функции по контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг упраздняемого Министерства труда и социального развития Российской Федерации переданы Федеральной службе по труду и занятости.
Функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков упраздняемого Министерства труда и социального развития Российской Федерации переданы Федеральной службе по финансовым рынкам.
Правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом упраздняемого Министерства труда и социального развития Российской Федерации переданы Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию.
- Примечание "КОДЕКС".
____________________________________________________________________
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации.
2. Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации внести в месячный срок в Правительство Российской Федерации предложение о закреплении за Министерством труда и социального развития Российской Федерации служебных площадей, занимаемых упраздненными Министерством труда Российской Федерации, Министерством социальной защиты населения Российской Федерации и Федеральной службой занятости России.
3. Министерству труда и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством юстиции Российской Федерации представить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения об изменении и признании утратившими силу решений Правительства Российской Федерации в связи с настоящим постановлением.
4. Установить, что в ведении Министерства труда и социального развития Российской Федерации находятся организации по перечню согласно приложению.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 апреля 1997 года N 480
ПОЛОЖЕНИЕ
о Министерстве труда и социального развития
Российской Федерации
(с изменениями на 11 декабря 2003 года)
1. Министерство труда и социального развития Российской Федерации (Минтруд России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области труда, занятости и социальной защиты населения, а также координирующим деятельность по этим направлениям иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
2. В своей деятельности Министерство труда и социального развития Российской Федерации руководствуется Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.
3. Министерство труда и социального развития Российской Федерации возглавляет и организует деятельность федеральной государственной службы занятости населения, службы по урегулированию коллективных трудовых споров и государственных инспекций труда (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, межрегиональных государственных инспекций труда).
Министерство труда и социального развития Российской Федерации создает территориальные органы по вопросам занятости населения, по урегулированию коллективных трудовых споров и по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда (государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации, межрегиональные государственные инспекции труда).
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 года N 1035 - см. предыдущую редакцию)
4. Министерство труда и социального развития Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными объединениями, а также другими организациями независимо от их организационно-правовой формы.
5. Основными задачами Министерства труда и социального развития Российской Федерации являются разработка предложений и реализация основных направлений и приоритетов государственной социальной политики по решению комплексных проблем социального развития, народонаселения, повышению уровня жизни и доходов населения, развитию социального страхования, кадрового потенциала, совершенствованию системы оплаты труда и социального партнерства, организации пенсионного обеспечения и социального обслуживания, альтернативной гражданской службы, улучшению условий и охраны труда, обеспечению эффективной занятости населения и социальных гарантий, социальной защиты семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, становлению и развитию государственной службы, совершенствованию законодательства о труде, занятости и социальной защите населения, осуществлению международного сотрудничества в установленной сфере деятельности и оказанию международной гуманитарной помощи (пункт дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 206; дополнен с 1 января 2004 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2003 года N 750 - см. предыдущую редакцию).
6. Министерство труда и социального развития Российской Федерации в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:
в области комплексных проблем социального развития
1) разрабатывает с участием федеральных органов исполнительной власти предложения по основным направлениям и приоритетам государственной социальной политики в сфере труда, занятости и социальной защиты населения на основе анализа социально-экономического развития Российской Федерации, ее регионов, отраслей и секторов экономики;
2) представляет в Правительство Российской Федерации доклады о положении дел в сфере труда, занятости и социальной защиты населения и предложения к государственным прогнозам социального развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;
3) подготавливает по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации проекты социальных программ, организует их выполнение и контроль за использованием выделенных на эти цели средств;
4) организует и проводит мониторинг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения;
в области повышения уровня жизни и доходов населения
5) подготавливает совместно с Министерством финансов Российской Федерации и с участием других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти предложения о минимальных размерах оплаты труда, пенсий, а также о размерах пособий, стипендий и других социальных выплат;
6) вносит предложения по совершенствованию системы социальных пособий, компенсационных выплат, льгот, а также по защите доходов населения от инфляции;
7) разрабатывает методику расчета величины прожиточного минимума различных социально-демографических групп населения и осуществляет экспертизу расчетов прожиточного минимума, проводимых субъектами Российской Федерации;
8) организует разработку социальных нормативов и социальных стандартов в пределах своей компетенции;
9) подпункт исключен с 4 сентября 2003 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2003 года N 503 - см. предыдущую редакцию;
в области оплаты труда
10) разрабатывает предложения по повышению мотивации и эффективности труда;
11) совершенствует тарифное регулирование оплаты труда на основе социального партнерства;
12) осуществляет тарификацию работ, профессий и должностей, совершенствование организации нормирования труда;
13) разрабатывает предложения по совершенствованию районного регулирования оплаты труда, системы льгот и компенсаций с учетом природно-климатических и социально-экономических факторов;
14) подготавливает совместно с Министерством финансов Российской Федерации и с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти предложения по совершенствованию системы оплаты труда работников бюджетных организаций и федеральных казенных предприятий, а также денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц и условий оплаты труда и материального обеспечения граждан, направляемых на работу в организации Российской Федерации за границу;
в области условий и охраны труда
15) осуществляет государственное управление охраной труда, координирует работу федеральных органов исполнительной власти в этой области;
16) разрабатывает федеральные программы улучшения условий и охраны труда;
17) представляет в Правительство Российской Федерации ежегодные доклады о состоянии условий и охраны труда и мерах по их улучшению;
18) разрабатывает межотраслевые правила и организационно-методические документы по охране труда;
19) разрабатывает предложения по совершенствованию механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий и охраны труда, предупреждении производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
20) осуществляет организационно-методическое руководство Государственной экспертизой условий труда Российской Федерации, организует выборочную экспертизу соответствия проектов на строительство и реконструкцию объектов требованиям условий и охраны труда;
21) организует работу по аттестации рабочих мест, а также организует и проводит во взаимодействии с Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации сертификацию работ по охране труда в организациях (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2001 года N 663 - см. предыдущую редакцию);
22) разрабатывает предложения о формах государственного содействия производителям и потребителям специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;
23) проводит работу по совершенствованию системы предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда;
24) представляет по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации предложения в Правительство Российской Федерации о перечне тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц, не достигших 18-летнего возраста;
25) организует обучение по охране труда работников организаций и проверку знания ими требований охраны труда. Устанавливает совместно с Министерством образования Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти порядок обучения и проверки знания требований охраны труда работников организаций, а также устанавливает совместно с Фондом социального страхования Российской Федерации порядок направления на обучение по охране труда отдельных категорий работников за счет средств Фонда (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 919 - см. предыдущую редакцию);
26) разрабатывает предложения по совершенствованию государственного управления условиями и охраной труда, государственному регулированию рабочего времени и времени отдыха для отдельных категорий работников;
в области социального партнерства в трудовых отношениях
27) подготавливает с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти предложения по совершенствованию системы социального партнерства, основных направлений ее развития, осуществляет методическое руководство работой по заключению региональных и территориальных соглашений и коллективных договоров;
28) участвует в подготовке проекта генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации;
29) разрабатывает предложения к планам мероприятий Правительства Российской Федерации по реализации генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации и осуществляет контроль за их выполнением;
30) участвует в переговорах, разработке и заключении отраслевых (межотраслевых), профессиональных тарифных соглашений на федеральном уровне, осуществляет их уведомительную регистрацию и контроль за ходом выполнения;
31) участвует в разработке, заключении и выполнении отраслевого (тарифного) соглашения в качестве представителя работодателя от лица подведомственных организаций и от лица иных организаций - при условии делегирования ими Министерству труда и социального развития Российской Федерации соответствующих полномочий;
32) содействует урегулированию коллективных трудовых споров, выявляет и обобщает причины их возникновения, подготавливает предложения по устранению указанных споров, производит их уведомительную регистрацию;
в области народонаселения
33) разрабатывает и осуществляет меры по реализации основных направлений государственной социально-демографической политики;
34) представляет ежегодные доклады в Правительство Российской Федерации о состоянии и мерах по улучшению демографического положения в стране;
в области занятости населения
35) осуществляет анализ занятости на федеральном и территориальном (региональном) уровнях, по отдельным категориям населения, разрабатывает прогнозные оценки состояния рынка труда (подпункт в редакции, введенной в действие с 4 сентября 2003 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2003 года N 503, - см. предыдущую редакцию);
36) подпункт исключен с 4 сентября 2003 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2003 года N 503 - см. предыдущую редакцию;
37) организует разработку программ создания, сохранения и развития рабочих мест, обеспечения занятости населения и усиления социальной защиты работников, высвобождаемых при санации производства и банкротстве предприятий, а также при увольнении из Вооруженных Сил Российской Федерации;
38) проводит экспертизу разрабатываемых федеральных целевых и инвестиционных программ в части создания и сохранения рабочих мест;
39) подготавливает предложения о критериях отнесения регионов к критическим по состоянию рынка труда и о мерах по их финансово-экономической поддержке;
40) осуществляет меры по совершенствованию организации трудоустройства граждан, организует разработку специальных программ и мероприятий по поддержке граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, по сокращению длительности безработицы, содействию занятости несовершеннолетних;