О направлениях дальнейшего развития системы экспертных
учреждений таможенной службы Российской Федерации
Заслушав и обсудив доклад начальника Центральной таможенной лаборатории ГТК России А.В.Нестерова о направлениях дальнейшего развития системы экспертных учреждений таможенной службы Российской Федерации, коллегия отмечает, что экспертно-исследовательская деятельность является одной из важнейших для всей таможенной системы России.
Реализация экспертно-исследовательской деятельности осуществляется системой таможенных лабораторий ГТК России, возглавляемой Центральной таможенной лабораторией (ЦТЛ), в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации и в рамках приказа ГТК России от 25.06.93 N 264, регламентирующего взаимодействие таможенных органов и таможенных лабораторий.
Созданная система таможенных лабораторий (ЦТЛ и десять региональных таможенных лабораторий) позволила организовать процесс производства экспертиз, лабораторных исследований проб (образцов) товаров и их экспертную оценку практически во всех региональных таможенных управлениях.
Коллегия отмечает, что прошедшие шесть лет после коллегии ГТК России, посвященной деятельности ЦТЛ, были годами важных инициатив, направленных на создание системы таможенных лабораторий ГТК России с целью организации собственного обеспечения таможенных органов экспертно-исследовательским потенциалом.
За истекший период особое внимание уделялось комплексу мер по включению экспертно-исследовательских технологий в практику таможенного оформления и таможенного контроля, которые способствовали повышению уровня собираемости таможенных платежей.
Активизировалась работа, связанная с совершенствованием экспертно-исследовательских технологий, используемых в таможенных режимах переработки, а также при исследовании товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Получили дальнейшее развитие процессы унификации, стандартизации методик исследования различных групп товаров; достигнуты хорошие результаты при разработке и внедрении "ноу-хау", позволяющие лабораторным путем выявлять недостоверное декларирование. Ведутся работы по созданию систем качества исследования товаров, удовлетворяющих требованиям семейства международных стандартов ИСО 9000.
В 1998 году в соответствии с Федеральным законом "О службе в таможенных органах Российской Федерации" сотрудники таможенных органов перешли на новые, контрактные условия службы.
Требуется проведение комплекса работ по оптимизации всех уровней управления системой таможенных лабораторий ГТК России. Необходимо доукомплектовать штатную численность таможенных лабораторий для создания полномасштабного, квалифицированного и фондовооруженного персонала таможенных лабораторий с целью обеспечения решения всех задач, поставленных ГТК России перед таможенными лабораториями.
Вместе с тем коллегия отмечает, что трехзвенная структура системы таможенных лабораторий еще находится в стадии организации, что не дает возможности закончить полномасштабное внедрение экспертно-исследовательских технологий в таможенное дело.
Коллегия отмечает, что для дальнейшего совершенствования экспертно-исследовательской деятельности в таможенных лабораториях необходимо:
- внедрять новые информационные технологии;
- создавать и использовать коллекции сравнительных образцов и фальсификатов;
- проводить научные исследования и разрабатывать "ноу-хау", неизвестные лицам, нарушающим таможенные правила;
- разрабатывать и внедрять экспертные базы данных;
- оказывать методическую помощь таможенным органам и принимать участие в дополнительном специальном образовании должностных лиц таможенных органов;
- продолжить работу по аккредитации таможенных лабораторий в различных системах аккредитации и по созданию систем качества, удовлетворяющих стандартам ИСО 9000.
Для организации работ таможенных органов и таможенных лабораторий по дальнейшему развитию системы экспертных учреждений таможенной службы Российской Федерации
Коллегия ГТК России решила:
1. Одобрить "Основные направления дальнейшего развития системы экспертных учреждений таможенной службы Российской Федерации" (приложение N 1) и План их реализации (приложение N 2)
2. Центральной таможенной лаборатории (Нестеров А.В.), Российской таможенной академии (Блинов Н.М.) совместно с главными управлениями, управлениями ГТК России, региональными таможенными управлениями и таможнями разработать и в III квартале 2000 года представить на утверждение Программу развития системы экспертных учреждений таможенной службы Российской Федерации до 2005 года.
3. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен в первом полугодии 2000 года рассмотреть на заседаниях коллегий РТУ, оперативных совещаниях вопросы повышения эффективности взаимодействия таможенных органов и таможенных лабораторий.
Председатель коллегии,
председатель Комитета,
генерал-полковник таможенной службы
М.В.Ванин
Приложение 1
к решению коллегий ГТК России
от 28.01.2000
О направлениях дальнейшего развития системы экспертных
учреждений таможенной службы Российской Федерации
Данный документ составлен на основании Федеральной целевой программы развития таможенной службы России, а также решения коллегии ГТК России от 06.02.99, рекомендации пятого съезда Национальной ассоциации таможенных брокеров и решения второй научно-практической конференции "Российская таможня на рубеже двадцать первого века".
Безусловное выполнение плановых заданий по наполнению доходной части федерального бюджета ставит на повестку дня вопрос о более интенсивном использовании таможенных лабораторий ГТК России.
Система экспертных учреждений таможенной службы России организована в виде таможенных лабораторий, возглавляемых Центральной таможенной лабораторией.
Таможенные лаборатории ГТК России проводят криминалистические экспертизы, товароведческие исследования и оценочные работы в таможенных целях в случаях, требующих специальных познаний, и является инструментом таможенных органов для получения исчерпывающей информации о конкретных товарах, перемещаемых через таможенную границу, что позволяет таможенным органам использовать таможенные лаборатории при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля для выявления недостоверного декларирования товаров лабораторным путем.
Основные направления деятельности ЦТЛ и РТЛ:
- организация работы таможенных лабораторий ГТК России по производству экспертиз, исследований и оценок объектов по заданиям таможенных органов;
- помощь специалистов ЦТЛ и РТЛ должностным лицам таможенных органов в осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления;
- совершенствование правового регулирования и организационно-методическое руководство экспертно-криминалистическими, товароведческими и оценочными подразделениями;
- использование и применение специальных познаний в деятельности таможенных органов по предупреждению, раскрытию и расследованию таможенных правонарушений и преступлений;
- организация, проведение и координация прикладных научных исследований;
- создание и научное исследование коллекций сравнительных образцов и фальсификатов;
- разработка, внедрение и сопровождение базы данных экспертиз и исследований ЦТЛ;
- аккредитация ЦТЛ и РТЛ в системах аккредитации испытательных лабораторий на независимость и техническую компетентность, а также создание систем качества исследований, удовлетворяющих требованиям семейства международных стандартов ISO 9000.
Таможенные лаборатории ГТК России в основном закончили стадию становления. Накопленный научно-методический и производственный потенциал таможенных лабораторий позволяет обеспечить потребность таможенных органов в экспертизах и исследованиях. Проделана большая работа по организации ЦТЛ и базовых таможенных лабораторий в регионах. Однако трехзвенная структура (ЦТЛ-РТЛ-лабораторные подразделения при таможнях) реализована только в СКРТЛ и начато ее создание в ЗСРТЛ (г.Омск). Кроме того, полностью не укомплектованы действующие РТЛ.
Острой проблемой для некоторых РТЛ, в частности СКРТЛ и ДВРТЛ, является отсутствие своих собственных лабораторных помещений. Аренда помещений не дает возможности полностью задействовать дорогостоящее аналитическое оборудование, расширить спектр экспертно-исследовательских технологий.
Недостаточное оснащение таможенных лабораторий аналитическими приборами, лабораторным оборудованием, компьютерами, оргтехникой и средствами связи, транспортом задерживает окончательное оснащение таможенных лабораторий.
В 1999 году наблюдается хроническое недофинансирование РТЛ. Дефицит госбюджетного финансирования в некоторых РТЛ удастся компенсировать за счет выполнения заявок на исследования от таможенных брокеров и декларантов.
Не все задачи, стоящие перед таможенными лабораториями, имеют под собой нормативную и технологическую базу, либо она не отвечает требованиям.
Возникла необходимость в разработке новой редакции "Типовой формы отчетности РТЛ" с учетом ввода в действие компьютерных систем регистрации экспертиз.
Целесообразно, наравне со сбором информации об экономическом эффекте из справок обратной связи, разработать компьютерные технологии получения этой информации из баз данных ГТД и других баз данных, поддерживаемых ГНИВЦ.
1. Цели и задачи.
Основной целью деятельности таможенных лабораторий ГТК РФ является обеспечение таможенных органов России экспертно-исследовательскими технологиями в случаях, требующих специальных познаний при решении задач, стоящих перед таможенной службой России.
На данном этапе основной задачей является системный подход к планированию:
- обеспечения таможенных органов ГТК России полным спектром экспертно-исследовательской деятельности;
- взаимодействия таможенных органов с таможенными лабораториями, направленного на раскрытие таможенных правонарушений и преступлений;
- полномасштабное внедрение экспертно-исследовательских технологий в практику таможенного оформления и таможенного контроля.
В связи с тем, что наблюдается осложнение криминогенной обстановки в области внешнеэкономической деятельности, в частности, усложнение форм фальсификации как декларируемых товаров, так и товаросопроводительных документов, таможенные лаборатории вынуждены усиливать экспертно-криминалистическую деятельность, а также выполнять научно-исследовательские работы, направленные на создание ноу-хау, позволяющие выявлять недостоверное декларирование.
Приоритетными направлениями развития системы экспертных учреждений таможенной службы России являются:
- оперативное и качественное производство лабораторных и экспертных исследований для таможенных органов в необходимых объемах и по всей номенклатуре ТН ВЭД СНГ;
- обеспечение таможенных органов экспертно-исследовательскими технологиями на всех этапах операций таможенных процедур, особенно при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля;
- усиление роли экспертно-криминалистических подразделений ЦТЛ и РТЛ;
- внедрение и совершенствование научно обоснованных экспертных методов и лабораторных методик;
- развитие научного, учебно-методического и производственного потенциалов таможенных лабораторий ГТК России с минимальными издержками;
- компьютеризация рабочих мест и создание базы данных экспертиз и исследований ЦТЛ и РТЛ;
- анализ и классификация нормативных актов ГТК России, касающихся деятельности ЦТЛ, РТЛ с целью разработки предложений по их актуализации.
2. Полномасштабное внедрение экспертно-исследовательских технологий в практику таможенного оформления и таможенного контроля.
Таможенные органы привлекают таможенные лаборатории не только для производства экспертиз конкретных объектов в случаях нарушения таможенных правил, но и для исследования и анализа товарных потоков, пересекающих таможенную границу России, с целью предоставления информации таможенным органам на предмет недостоверного декларирования и создания предупредительных и заградительных мер по обеспечению защиты экономических интересов России и пресечения ввоза в Россию некачественных, фальсифицированных и контрафактных товаров.
Таможенные лаборатории ГТК России осуществляют практически все необходимые таможенным органам ГТК России виды экспертных исследований товаров и товаросопроводительных документов, за исключением микробиологических, радиологических и механических испытаний, а также некоторых других видов экспертиз.
Сотрудники таможенных лабораторий оказывают содействие должностным лицам таможенных органов при взятии проб (образцов) товаров в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, а также методическую помощь отделам товарной номенклатуры при изучении свойств некоторых групп товаров, создают коллекции фальсификатов и сравнительных образцов.
Большой объем экспертно-исследовательской деятельности направлен на оценку товаров народного потребления, автотранспортных средств и других объектов, задержанных, конфискованных или обращенных в федеральную собственность.
Эксперты таможенных лабораторий исследуют не только пробы (образцы) товаров и товаросопроводительные документы, но и технологии, по которым производится переработка товаров.
В перечень видов экспертиз, выполняемых ЦТЛ И РТЛ, входят:
- экспертиза объектов информатики, включающих в себя информационные объекты на машиночитаемых носителях, компьютеры и их опции, информационные технологии и их компоненты, сетевые системы и их элементы, периферийные устройства, магнитные и чиповые карточки, ноутбуки и средства связи;
- экспертиза объектов интеллектуальной собственности, включающая в себя фирменные и торговые марки, знаки, средства упаковки, укупорки, расфасовки, этикетки и т.п.;
- экспертиза наукоемких товаров, продуктов высоких технологий и экзотических видов товаров.
Для повышения эффективности профилактики таможенных правонарушений необходимо повсеместно внедрить разработанные автоматизированные программные комплексы "Выбор-К" и "Выбор-Т" для выборочного отбора подлежащих исследованиям в таможенных лабораториях товаров из массива ГТД. Перспективным направлением является разработка списков товаров прикрытия и группы риска, требующих инструментального контроля в таможенных лабораториях, а также механизма их регулярной актуализации. Необходимо больше уделять внимания анализу товаров, перемещаемых в режимах переработки.
Особое внимание целесообразно уделить разработке и внедрению методов исследования товаров с целью инструментального определения места происхождения товаров, так как в России практически отсутствуют утвержденные методики по данному вопросу. Появление продуктов питания, выработанных из генетически модифицированных ресурсов, требует внедрения методик и приборов, позволяющих их диагностировать в таможенных лабораториях.
С усилением контроля экспортируемых товаров отдельно необходимо отметить целесообразность усиления лабораторного исследования нефти и нефтепродуктов. В некоторых регионах слабо организована инструментальная проверка правильности декларирования энергоносителей по трубопроводам.
Насущной потребностью является дальнейшее развитие и совершенствование правовой и нормативной базы, регламентирующей деятельность таможенной службы. Правовое решение следующих вопросов значительно повысит эффективность технологий взаимодействия таможенных лабораторий и таможенных органов: