О порядке переселения собственников, нанимателей, арендаторов
и иных лиц из жилых помещений, подлежащих освобождению домов,
в которых имеется муниципальная и государственная собственность
города Москвы
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 19 июля 2005 года N 516-ПП
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
В документе учтено:
определение Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2003 года N 148пв-02.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Определением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2003 года N 148пв-02 решение Московского городского суда от 6 ноября 2001 года и определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2002 года по настоящему документу отменены.
____________________________________________________________________
Во исполнение Закона города Москвы от 9 сентября 1998 года N 21-73 "О гарантиях города Москвы лицам, освобождающим жилые помещения" и с целью упорядочения процесса переселения собственников, нанимателей, арендаторов и иных лиц из жилых помещений Правительство Москвы
постановляет:
1. Утвердить Положение о порядке переселения собственников, нанимателей, арендаторов и иных лиц из жилых помещений, подлежащих освобождению домов, в которых имеется муниципальная и государственная собственность города Москвы (приложение).
2. Признать утратившими силу постановление Правительства Москвы от 05.03.96 N 209 "О порядке переселения граждан из жилых помещений в домах, подлежащих капитальному ремонту, реконструкции, сносу или по иным основаниям" и постановление Правительства Москвы от 26.05.98 N 402 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Москвы от 05.03.96 N 209 "О порядке переселения граждан из жилых помещений в домах, подлежащих капитальному ремонту, реконструкции, сносу или по иным основаниям".
3. Установить, что:
3.1. Предоставление компенсаций собственникам, нанимателям, арендаторам и иным лицам из подлежащих освобождению домов (жилых помещений), в которых имеется муниципальная и государственная собственность города Москвы, и другие расходы, связанные с переселением указанных лиц, осуществляются за счет средств инвесторов, заказчиков или органов, принимающих решение об освобождении помещений в жилых строениях, с включением расходов по предоставлению компенсаций и других расходов, связанных с переселением, в стоимость осуществляемых проектов.
3.2. Средства, поступающие от юридических (физических) лиц, при наличии инвестиционных контрактов в порядке компенсации за жилые помещения по договорам найма, предоставленные Департаментом муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы (управлениями муниципального жилья административных округов), направляются в бюджет г.Москвы.
3.3. Выплата субсидий (денежное возмещение) нанимателю и членам его семьи, отказавшимся от предоставления жилого помещения по договору социального найма, при городском переселении производится за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете г.Москвы по статье "Выплата безвозмездных субсидий населению на строительство или приобретение жилья".
4. Департаменту муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы и его структурным подразделениям в административных округах:
- в ежегодных программах реализации жилой площади предусматривать объемы жилой площади, предназначенной для переселения граждан из домов (жилых помещений), подлежащих сносу (реконструкции);
- осуществлять контроль за реализацией жилой площади, предназначенной для переселения собственников, нанимателей, арендаторов из жилых домов (жилых помещений), подлежащих сносу или реконструкции;
- при отказе собственников, нанимателей, арендаторов от предоставления им жилых помещений осуществлять их реализацию по рыночной стоимости с последующим зачислением денежных средств на целевой банковский счет в виде компенсации (субсидии) вышеуказанным лицам.
5. Департаменту муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы совместно с префектами административных округов осуществлять контроль и нести полную ответственность за реализацию жилой площади, предназначенной для переселения собственников, нанимателей, арендаторов из жилых домов (жилых помещений), предназначенных для освобождения.
6. Префектам административных округов при заключении инвестиционных контрактов на строительство или реконструкцию объектов на месте сносимых (реконструируемых) жилых домов предусматривать возможность выкупа инвестором доли города по контракту в денежной форме в объеме рыночной стоимости выкупаемой жилой площади, либо приобретения инвестором и передачи городу жилой площади в других жилых домах, соответствующей по суммарной рыночной стоимости выкупаемой жилой площади.
7. МосгорБТИ производить расчет стоимости жилых помещений домов, в которых имеется муниципальная и государственная собственность города Москвы, и подлежащих освобождению при переселении на основании методики, утвержденной распоряжением Мэра Москвы от 24.06.96 N 15/1-РМ "Об утверждении методики расчета цены продажи жилья, реализуемого физическим и юридическим лицам по решениям Правительства Москвы" с учетом распоряжения Мэра Москвы от 26.01.99 N 43-РМ "О внесении изменений в распоряжение Мэра Москвы от 02.10.98 N 1002-РМ "О порядке установления дополнительного коэффициента перерасчета остаточной стоимости, учитывающего инфляцию".
8. Управлению городского заказа в трехмесячный срок внести дополнения в Положение о порядке предоставления субсидий на оплату жилищных и коммунальных услуг, предусматривающие сохранение за гражданами права на получение ими субсидий на оплату жилищных и коммунальных услуг в случае пользования жилыми помещениями по договору краткосрочного найма в маневренном жилищном фонде, предоставленными в порядке и на условиях, определенных настоящим постановлением.
9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на и.о.первого заместителя Премьера Правительства Москвы, руководителя Комплекса социальной сферы Шанцева В.П.
Премьер Правительства Москвы
Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы от 18 января 2000 года N 30
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке переселения собственников, нанимателей,
арендаторов и иных лиц из жилых помещений, подлежащих
освобождению домов, в которых имеется муниципальная и
государственная собственность города Москвы
Настоящее Положение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и города Москвы определяет порядок и условия переселения собственников, нанимателей, арендаторов из жилых помещений домов, в которых имеется муниципальная и государственная собственность города Москвы, подлежащих освобождению в связи с необходимостью проведения реконструкции, капитального ремонта, сноса, переоборудования непригодных для проживания жилых домов в нежилые, а также в связи с изъятием земельного участка для городских государственных и муниципальных нужд по решению органов исполнительной власти города Москвы.
1.1. Правительство Москвы в целях развития территорий города, реализации государственных и городских (муниципальных) программ принимает решение:
- об изъятии земельного участка для городских государственных и муниципальных нужд в связи с необходимостью нового строительства, развития территории, реализации других государственных и городских (муниципальных) программ, требующих сноса строений;
- о реконструкции (капитальном ремонте) жилых домов, если ее проведение невозможно без освобождения жилых помещений и отселения граждан;
- о переоборудовании жилых домов, непригодных для постоянного либо временного проживания, в нежилые;
- о сносе жилых домов, признанных в установленном порядке аварийными или грозящими обвалом, ветхими, которые не подлежат восстановлению и не могут быть использованы для постоянного проживания и иных целей.
1.2. Постановление Правительства Москвы является основанием для принятия решения о переселении собственников, нанимателей, арендаторов, иных лиц из жилых помещений, подлежащих освобождению по основаниям, перечисленным в п.1.1 настоящего Положения.
1.3. Решение о переселении собственников, нанимателей, арендаторов и иных лиц из жилых помещений, находящихся в домах, подлежащих отселению, принимает префект административного округа по каждому жилому дому на основании постановления Правительства Москвы.
В решении префекта административного округа указываются основания освобождения жилого дома (жилого помещения), юридическое (физическое) лицо, осуществляющее переселение и/или выплачивающее денежное возмещение собственнику, сроки заключения предварительных договоров, сроки переселения собственников, нанимателей, арендаторов и иных лиц из жилого дома, источники финансирования расходов по переселению и иные существенные условия освобождения жилого дома (жилого помещения).
1.4. Решение префекта административного округа является основанием для заключения договоров с собственниками, нанимателями, арендаторами и иными лицами, освобождающими жилые помещения.
Решение о переселении собственников, нанимателей, арендаторов и иных лиц не может являться основанием для отказа гражданам в приватизации занимаемых ими по договору социального найма жилых помещений (кроме жилых помещений (домов), признанных в установленном порядке аварийными). Приватизация осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и города Москвы.
2.1. Переселение собственников жилых помещений из домов, подлежащих освобождению, осуществляется на основании принятых решений органов исполнительной власти (раздел I настоящего Положения) юридическими (физическими) лицами при наличии инвестиционных контрактов за счет собственных средств, либо Департаментом муниципального жилья и жилищной политики (Управлением муниципального жилья административного округа) при городских переселениях за счет средств из городских источников.
При наличии инвестиционных контрактов переселение может осуществляться городом (Департаментом муниципального жилья и жилищной политики либо Управлением муниципального жилья административного округа) по соглашению с инвестором, но с возмещением последним в полном объеме затрат городу на переселение.
2.2. Переселение собственников жилых помещений из домов, подлежащих освобождению, осуществляется в соответствии с условиями заключенного предварительного договора между собственником жилого помещения и инвестором (при наличии инвестиционного контракта) либо Департаментом муниципального жилья и жилищной политики (Управлением муниципального жилья административного округа) в соответствии со ст.429 Гражданского кодекса Российской Федерации (Приложение 1).
Предварительный договор в отношении жилого помещения, обремененного иными обязательствами (залог, рента, аренда и т.д.), подлежит заключению при подтверждении прекращения указанных обязательств (в том числе путем их исполнения).
Предварительный договор не заключается:
- при достижении устного соглашения сторон по всем условиям предоставления возмещения (компенсации);
- при переселении собственников из аварийных жилых домов.
2.3. Предварительный договор заключается с собственниками жилых помещений в сроки, установленные решением органов исполнительной власти об освобождении жилых домов:
- инвестором (при наличии инвестиционных контрактов);
- Департаментом муниципального жилья и жилищной политики (Управлением муниципального жилья административного округа) при наличии инвестиционного контракта по соглашению с инвестором с возмещением последним затрат городу в полном объеме (по договору);
- Департаментом муниципального жилья и жилищной политики (Управлением муниципального жилья административного округа) при городских переселениях.
Предварительный договор заключается до начала производства работ по реконструкции, капитальному ремонту, переоборудованию, сносу жилого дома.
2.4. Предварительный договор является основанием для заключения в установленные соглашением сторон сроки основного договора о прекращении права собственности на принадлежащее собственнику жилое помещение, находящееся в жилом доме, подлежащем освобождению, и предоставлении собственнику предварительного и равноценного по стоимости натурального возмещения (компенсации), а также об установлении прав сторон на освобождаемое жилое помещение и предоставляемое в порядке возмещения.
Основной договор заключается на условиях и в сроки, предусмотренные в предварительном договоре.
Основной договор между собственником и юридическим (физическим) лицом, осуществляющим переселение, либо Департаментом муниципального жилья и жилищной политики (Управлением муниципального жилья административного округа) предусматривает предоставление собственнику возмещения (компенсации) в виде:
- другого равноценного по стоимости благоустроенного жилого помещения по договору мены, иному договору, предусматривающему переход права собственности на жилое помещение;
- жилого помещения из маневренного жилищного фонда по договору краткосрочного найма или иному договору на срок проведения капитального ремонта или реконструкции с сохранением за собственником права собственности на ремонтируемое или реконструируемое жилое помещение при условиях сохранения жилого дома в жилищном фонде, а ранее занимаемого жилого помещения в прежних размерах, и при наличии возможности у собственника освободить жилое помещение либо у юридического (физического) лица, осуществляющего переселение, предоставить жилое помещение на срок проведения ремонта или реконструкции;
- предварительного и равноценного возмещения (компенсации) стоимости освобождаемого жилого помещения в безналичной денежной форме по договору купли-продажи с зачислением суммы возмещения на банковский счет собственника освобождаемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
2.5. Обязательными условиями предварительного договора являются:
2.5.1. Заключение основного договора в установленные соглашением сторон сроки, которые не могут превышать срок освобождения жилого дома, установленный в решении префекта административного округа.
2.5.2. Определение формы возмещения (компенсации); размера и условий предоставления денежного возмещения, существенных характеристик жилого помещения (общая/жилая площадь квартиры, количество комнат, наличие отделки, его место расположения и др.), предоставляемого в порядке натурального возмещения; участие в инвестиционном проекте.
В случае когда в сроки, установленные решением органа исполнительной власти для заключения предварительного договора, достигнуто устное соглашение сторон по всем условиям предоставления возмещения (компенсации), предварительный договор не заключается.
2.5.3. Перечисление членов семьи собственника освобождаемого жилого помещения, имеющих право пользования данным жилым помещением, а также установление обязанности собственника освобождаемого жилого помещения предоставить в пользование и владение указанным членам семьи жилое помещение, предоставляемое в порядке натурального возмещения.
2.5.4. Ответственность сторон за неисполнение условий предварительного договора.
2.5.5. Определение условий, ограничивающих совершение сделок по отчуждению принадлежащего собственнику жилого помещения, подлежащего освобождению, а также влекущих ограничение или прекращение права собственности на принадлежащее собственнику жилое помещение и нарушающих обязательные условия предварительного договора.
2.5.6. Определение порядка переселения.
2.5.7. Определение вида основного договора (договора мены, иного договора, предусматривающего переход права собственности).
2.5.8. Письменная форма и учетная регистрация в Департаменте муниципального жилья и жилищной политики (Управлении муниципального жилья административного округа), за исключением случаев, предусмотренных частью 3 п.2.2 настоящего Положения.
2.6. После заключения предварительного договора с Департаментом муниципального жилья и жилищной политики (Управлением муниципального жилья административного округа) либо юридическим (физическим) лицом, осуществляющим переселение, собственник обязан соблюдать условия договора, не отчуждать жилое помещение, находящееся в его собственности, иным лицам, а также не совершать любые сделки, влекущие ограничение или прекращение права собственности на принадлежащее собственнику жилое помещение и нарушающие обязательные условия предварительного договора.
2.7. Ответственность за ненадлежащее исполнение условий предварительного договора наступает для сторон по договору в соответствии с действующим законодательством.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение условий предварительного договора, сроков исполнения обязательств по договору влечет за собой возмещение убытков в соответствии со статьями 394, 395, частью 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.