______________________________________________
Утратило силу на основании постановления правительства
Москвы от 18 января 2000 года N 30
________________________________________________
В целях ускорения и упорядочения процесса освобождения строений для капитального ремонта, реконструкции, сноса или по иным основаниям, урегулирования порядка переселения граждан из жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, а также занимаемых по договорам найма, Правительство Москвы постановляет:
1. Внести изменения и дополнения в постановление Правительства Москвы от 5 марта 1996 года N 209 "О порядке переселения граждан из жилых помещений в домах, подлежащих капитальному ремонту, реконструкции, сносу или по иным основаниям":
1.1. Пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить Временное положение о порядке переселения граждан из жилых помещений, находящихся в домах, подлежащих переселению в связи с капитальным ремонтом, реконструкцией, сносом или по иным основаниям (приложение 1).".
1.2. Пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Утвердить Положение о порядке переселения граждан в жилые помещения, относящиеся к маневренному жилищному фонду (приложение 2).".
2. Признать утратившими силу пункты 3, 4 постановления Правительства Москвы от 5 марта 1996 года N 209.
3. МосгорБТИ использовать для проведения расчета стоимости жилых помещений, подлежащих реконструкции, капитальному ремонту, сносу или по иным основаниям, а также расчета стоимости жилых помещений, предоставляемых при переселении, методику расчета цены продажи жилья, реализуемого физическим и юридическим лицам по решениям Правительства Москвы, с учетом месторасположения дома, утвержденную распоряжением Мэра Москвы от 24 июня 1996 года N 15/1-РМ "Об утверждении методики расчета цены продажи жилья, реализуемого физическим и юридическим лицам по решениям Правительства Москвы".
4. Префектам административных округов в срок до 1 июня 1998 года завершить проверку всех ранее изданных распорядительных документов об отселении жилых домов в связи с капитальным ремонтом, реконструкцией, сносом или по иным основаниям на территории округов и подготовить проекты постановлений Правительства Москвы об отмене утративших актуальность.
5. Префектам административных округов, инвесторам, заказчикам предусматривать в инвестиционных контрактах и сметах на проведение капитального ремонта, реконструкции, сноса жилых домов расходы по возмещению компенсаций переселяемым гражданам и другие расходы, связанные с переселением граждан.
6. Комитету муниципального жилья изучить практику применения временного положения и внести предложения в Правительство Москвы до 1 ноября 1998 года об утверждении положения о переселении граждан из домов, подлежащих отселению.
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П.
Премьер Правительства Москвы
Ю.М.Лужков
Приложение 1
к постановлению
Правительства Москвы
от 26 мая 1998 года N 402
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке переселения граждан из жилых помещений
находящихся в домах, подлежащих переселению в связи
с капитальным ремонтом, реконструкцией, сносом или
по иным основаниям
Настоящее Положение определяет условия и порядок переселения граждан из жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, а также занимаемых по договорам найма в целях упорядочения и ускорения процесса освобождения строений, подлежащих капитальному ремонту, реконструкции (в том числе, с целью передачи жилых домов для государственных и муниципальных нужд под нежилые цели), сносу и по иным основаниям.
Основанием для переселения граждан из жилых домов, подлежащих отселению в связи с капитальным ремонтом, реконструкцией, сносом и по иным основаниям, является постановление Правительства Москвы.
1.1. Переселение граждан, имеющих жилые помещения на праве собственности, осуществляется на основании постановления Правительства Москвы юридическими (физическими) лицами при наличии инвестиционных контрактов либо Комитетом муниципального жилья (управлениями муниципального жилья административных округов), а также по распоряжениям префектов административных округов в связи с переселением граждан из аварийных жилых помещений.
1.2. Переселение граждан, являющихся собственниками жилых помещений, из домов, подлежащих капитальному ремонту, реконструкции, сносу и по иным основаниям, осуществляется на основании заключенного предварительного двустороннего договора между гражданином-собственником и юридическим (физическим) лицом, осуществляющим переселение в соответствии со ст. 429 Гражданского кодекса Российской Федерации (приложение к Положению).
1.3. Предварительный двусторонний договор с гражданами-собственниками заключается после выхода постановления Правительства Москвы о капитальном ремонте, реконструкции, сносе жилых домов и по иным основаниям Комитетом муниципального жилья (управлениями муниципального жилья административных округов) либо инвестором после заключения инвестиционного контракта.
1.4. Переселение граждан из жилых помещений в домах, подлежащих капитальному ремонту, реконструкции, сносу, а также заключение предварительных и основных договоров, производится в установленные постановлением Правительства Москвы о реконструкции, капитальном ремонте, сносе жилых домов сроки до начала работ по реконструкции, капитальному ремонту, сносу.
1.5. Предварительный двусторонний договор является основанием для заключения в установленные соглашением сторон сроки основного договора об изменении или прекращении прав собственности на принадлежащее гражданину-собственнику жилое помещение, находящееся в жилом доме, подлежащем капитальному ремонту, реконструкции, сносу или по иным основаниям, и возникновении прав собственности гражданина на предоставляемое ему взамен жилое помещение (приложение к Положению).
1.6. Обязательными условиями предварительного двустороннего договора являются:
- заключение основного договора в установленные соглашением сторон сроки, в соответствии со сроками отселения жилого дома;
- определение положений (предмета) основного договора;
- ответственность сторон за неисполнение условий предварительного двустороннего договора;
- определение условий, ограничивающих совершение сделок по отчуждению недвижимого имущества;
- нотариальное удостоверение и регистрация договора в Комитете муниципального жилья.
1.7. Основной договор между гражданином-собственником и юридическим (физическим) лицом, осуществляющим переселение, предусматривает предоставление гражданам, имеющим жилые помещения на праве собственности в доме, подлежащем капитальному ремонту, реконструкции, сносу и по иным основаниям:
- других жилых помещений по договорам мены, купли-продажи юридическими (физическими) лицами, осуществляющими отселение жилого дома, либо Комитетом муниципального жилья (управлениями муниципального жилья административных округов) из государственного, муниципального жилищного фонда, или по договору социального, коммерческого найма при согласии гражданина;
- компенсации (выплаты) стоимости жилого помещения, находящегося в собственности гражданина, по договорам купли-продажи без предоставления другого жилого помещения;
- иных форм компенсации;
- жилого помещения в доме после окончания капитального ремонта, реконструкции в соответствии с условиями предварительного договора с учетом стоимости помещений, определяемой сторонами по договору, либо в соответствии с инвестиционным контрактом при условии участия гражданина в инвестиционном проекте.
1.8. Гражданин-собственник жилого помещения, находящегося в доме, подлежащем капитальному ремонту, реконструкции, может принять участие в инвестиционном проекте. При этом собственник может уступить свое право участия в инвестиционном проекте на тех же условиях другому юридическому (физическому) лицу.
1.9. Стоимость жилого помещения определяется по методике определения стоимости жилых помещений, утверждаемой Правительством Москвы, а в случае несогласия собственника с произведенной оценкой с привлечением экспертов.
Расходы по оценке жилых помещений несет юридическое (физическое) лицо, осуществляющее переселение.
1.10. Выплата компенсаций в соответствии с п.1.7 настоящего Положения и возмещение расходов, связанных с переселением производятся гражданину:
- юридическим (физическим) лицом, осуществляющим переселение при наличии инвестиционного контракта за счет собственных средств;
- Комитетом муниципального жилья за счет средств, выделенных из городских источников заказчикам, городским инвесторам на цели переселения и предусмотренных в сметах на проведение капитального ремонта, реконструкции, сноса жилых домов.
1.11. Ответственность за неисполнение надлежащим образом условий предварительного двустороннего договора наступает для сторон по договору в соответствии с действующим законодательством.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение условий предварительного двустороннего договора, сроков исполнения обязательств по договору влечет за собой возмещение убытков в соответствии с действующим законодательством.
Возмещение убытков в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору не освобождают стороны от исполнения условий предварительного двустороннего договора в натуре в соответствии с действующим законодательством.
1.12. Все разногласия, которые могут возникнуть при выполнении условий предварительного двустороннего договора, решаются путем переговоров между сторонами, либо в судебном порядке.
При недостижении соглашения сторон о заключении предварительного либо основного договора вопросы о предоставлении компенсаций собственникам (п.1.7. настоящего Положения) решаются в судебном порядке.
1.13. После заключения предварительного договора с Комитетом муниципального жилья (управлениями муниципального жилья административных округов) либо юридическим (физическим) лицом, осуществляющим переселение, гражданин-собственник обязан соблюдать условия договора, запрещающие отчуждать жилое помещение, находящееся в его собственности, а также совершать любые сделки, влекущие прекращение права собственности на жилое помещение.
1.14. Договоры заключаются в нотариальной форме и подлежат регистрации в Комитете муниципального жилья.
1.15. Расходы по нотариальному оформлению и регистрации документов, подтверждающих право собственности на жилые помещения, а также все расходы, связанные с переселением граждан-собственников, несет юридическое (физическое) лицо, осуществляющее переселение.
Расходы предусматриваются в сметах на проведение капитального ремонта, реконструкции, сноса жилых домов, а также в инвестиционных контрактах, на основании которых Комитет муниципального жилья (управления муниципального жилья административных округов) и инвестор заключают договор.
1.16. В случае отказа гражданина-собственника от предоставления ему другого жилого помещения или выплаты компенсационной стоимости принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения, на условиях, предусмотренных п.1.7 настоящего Положения, жилые помещения предоставляются ему из муниципального (или государственного) жилищного фонда по договору социального, коммерческого найма в соответствии с действующим гражданским и жилищным законодательством.
Ранее занимаемое жилое помещение оформляется в собственность города Москвы в установленном порядке.
1.17. Собственнику жилого помещения, проживающему в доме, подлежащем отселению в связи с капитальным ремонтом, реконструкцией, сносом и по иным основаниям, предоставляется равноценное по стоимости жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, и находящееся в административных границах г. Москвы.
Если стоимость принадлежащего на праве собственности жилого помещения окажется выше стоимости предоставляемого, то разница в их стоимостях возмещается собственнику юридическими (физическими) лицами, осуществляющими переселение, либо Комитетом муниципального жилья (управлениями муниципального жилья административных округов).
При предоставлении жилого помещения выше стоимости принадлежащего на праве собственности жилого помещения разница в их стоимостях взимается с собственника.
1.18. Переселение граждан из жилых домов, находящихся в их собственности и подлежащих сносу в связи с изъятием земельных участков для государственных или общественных нужд, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
1.19. Если жилое помещение принадлежит нескольким лицам на праве общей собственности, переселение производится в установленном порядке и в соответствии с условиями предварительного двустороннего договора.
1.20. Отсутствующий к моменту переселения собственник не утрачивает право на выплату компенсации либо на обеспечение его отдельным жилым помещением в течение общего срока исковой давности. Предоставление жилой площади осуществляется в соответствии с пп.1.7 - 1.19 настоящего Положения.
1.21. Порядок учета и регистрации граждан в жилых домах в связи с капитальным ремонтом, реконструкцией, сносом или по иным основаниям осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами г.Москвы.
2.1. Переселение граждан, занимающих жилое помещение по договору найма, из жилых домов, подлежащих капитальному ремонту, реконструкции и по иным основаниям, осуществляется юридическими (физическими) лицами, осуществляющими переселение при наличии инвестиционных контрактов, либо Комитетом муниципального жилья (управлениями муниципального жилья административных округов) путем предоставления нанимателю и членам его семьи:
- другого жилого помещения из маневренного жилищного фонда на срок проведения капитального ремонта, реконструкции без расторжения договора найма на ремонтируемое (реконструируемое) помещение при условии сохранения жилого дома в жилищном фонде;
- другого благоустроенного жилого помещения для постоянного проживания.
2.2. Жилое помещение маневренного жилищного фонда предоставляется гражданам по договору краткосрочного найма, субаренды на срок проведения капитального ремонта, реконструкции и должно отвечать санитарным и техническим требованиям.
2.3. Переселение граждан в жилое помещение из маневренного жилищного фонда и предоставление им жилого помещения, занимаемого по договору найма, после окончания капитального ремонта (реконструкции) жилого дома осуществляется путем заключения между гражданами и юридическими (физическими) лицами, осуществляющими переселение, либо Комитетом муниципального жилья (управлениями муниципального жилья административных округов) двустороннего договора.
2.4. Договор об условиях переселения граждан по соглашению сторон заключается в простой письменной либо нотариальной форме и подлежит регистрации в Комитете муниципального жилья.
2.5. В случае отказа граждан от переселения в жилое помещение маневренного жилищного фонда на срок проведения капитального ремонта, реконструкции и по иным основаниям гражданам с их согласия предоставляется Комитетом муниципального жилья (управлениями муниципального жилья административных округов) другое благоустроенное жилое помещение, находящееся в административных границах г.Москвы, по договору социального найма в пределах нормы, по договору коммерческого найма без ограничения размеров жилого помещения в соответствии с действующим законодательством либо юридическими (физическими) лицами, осуществляющими переселение, по договорам купли-продажи или субаренды.
2.6. Договоры по соглашению сторон заключаются в простой письменной либо нотариальной форме и подлежат регистрации в Комитете муниципального жилья.
2.7. Расходы по нотариальному оформлению и регистрации договоров несет юридическое (физическое) лицо, осуществляющее переселение.
2.8. Если в результате проведения капитального ремонта, реконструкции (и иных оснований) жилого дома жилое помещение, занимаемое гражданином по договору найма, существенно изменится в размерах, нанимателю до начала капитального ремонта, реконструкции предоставляется другое благоустроенное жилое помещение в пределах нормы по договору социального найма (с учетом права и фактического пользования занимаемой дополнительной жилой площадью) в соответствии с действующим законодательством либо по договору коммерческого найма без ограничения размеров жилого помещения.