Об утверждении Инструкции по согласованию годовых планов развития горных работ
____________________________________________________________________
Не применяется с 3 февраля 2018 года на основании
приказа Ростехнадзора от 29 сентября 2017 года N 401
____________________________________________________________________
См. Сравнительный анализ Требований к планам и схемам развития горных работ.
Федеральный горный и промышленный надзор России
постановляет:
Утвердить Инструкцию по согласованию годовых планов развития горных работ* и ввести ее в действие с 1 января 2000 года.
__________________
* Госгортехнадзором "Инструкции по согласованию годовых планов развития горных работ" присвоено обозначение РД 07-330-99. - Примечание "КОДЕКС".
Начальник
Госгортехнадзора России
В.Д.Лозовой
Зарегистрировано в Министерстве
юстиции Российской Федерации
10 декабря 1999 года,
Регистрационный N 2000
1. Настоящая Инструкция разработана с учетом требований Закона Российской Федерации "О недрах" в редакции Федерального закона от 03.03.95 N 27-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 823), Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588), в соответствии с Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.02.93 N 234 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 8, ст.657).
2. Инструкция устанавливает порядок согласования годовых планов развития горных работ (годовых программ работ в случаях разработки углеводородного сырья и гидроминеральных ресурсов) пользователем недр с территориальными органами Госгортехнадзора России, а также требования по обеспечению охраны недр, промышленной безопасности, предотвращению вредного влияния горных разработок на окружающую среду при их составлении.
3. Требования Инструкции являются обязательными для территориальных органов Госгортехнадзора России, для всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих пользование недрами на территории Российской Федерации и в пределах ее континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны Российской Федерации.
4. В соответствии со статьей 22 Закона Российской Федерации "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых, а также безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами.
5. Под годовым планом развития горных работ и годовой программой работ (далее - годовой план) в настоящей Инструкции понимается документ, составленный пользователем недр и определяющий направление развития горных работ, объемы добычи полезных ископаемых, объемы производства геологоразведочных, рекультивационных, вскрышных, горноподготовительных или подготовительных работ, подготовки (обработки) и переработки минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), иных работ, предусмотренных условиями лицензий на пользование недрами, техническим проектом, проектными технологическими документами, проектом обустройства (далее - проектом), нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче и нормативы потерь полезных ископаемых при переработке минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), определенные в установленном порядке, а также мероприятия по охране недр, рациональному, комплексному использованию минерального сырья, промышленной безопасности, предотвращению вредного влияния горных работ на окружающую среду, здания и сооружения.
6. Согласование годовых планов осуществляется в целях обеспечения рационального и безопасного ведения горных работ, соблюдения законодательных и нормативных требований, условий лицензий на пользование недрами, проектных решений по отработке запасов полезных ископаемых и их переработке, установления оптимальных величин нормативов потерь полезных ископаемых, недопущения сверхнормативных потерь, выборочной отработки месторождений полезных ископаемых и их порчи от неправильного ведения горных работ, своевременного восстановления нарушенных горными работами земель, охраны подрабатываемых зданий и сооружений, опережающего геологического изучения недр, а также выполнения мероприятий по охране недр, промышленной безопасности и предотвращению вредного влияния горных работ на окружающую среду.
7. В соответствии со статьей 41 Закона Российской Федерации "О недрах" платежи за добычу полезных ископаемых определяются как доля от стоимости добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы, устанавливаемые ежегодными планами горных работ, согласованными с органами государственного горного надзора. При этом платежи с объемов сверхнормативных потерь взимаются в двойном размере, включая все фактические потери полезных ископаемых, допущенные за период работы без наличия согласованных с территориальными органами Госгортехнадзора России годовых планов. В случае задержки в согласовании годовых планов по вопросам, не связанным с нормированием потерь, или не по вине пользователя недр, допускается отдельное согласование нормативов потерь.
8. Годовые планы составляются на основании утвержденного проекта, в соответствии с законодательными и нормативными требованиями в области охраны недр, промышленной безопасности и охраны окружающей среды, условиями лицензии на пользование недрами, соглашений о разделе продукции, с учетом рекомендаций Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых (ГКЗ), Центральной комиссии по запасам полезных ископаемых (ЦКЗ) и территориальных комиссий по запасам полезных ископаемых (ТКЗ) Министерства природных ресурсов Российской Федерации (МПР России), Центральной комиссии по разработке нефтяных и нефтегазовых месторождений (ЦКР) и территориальных комиссий по разработке нефтяных и нефтегазовых месторождений (ТКР) Министерства топлива и энергетики Российской Федерации (Минтопэнерго России), научных и проектных организаций.
9. В соответствии с приложением 1 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" объекты, на которых ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях, относятся к категории опасных производственных объектов.
10. В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности, или его территориальным органом. В соответствии со статьей 13 экспертизе промышленной безопасности подлежат проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта. Годовые планы в случаях, когда проекты устарели, не скорректированы в соответствии с фактическими условиями разработки месторождений и не обеспечивают безопасный и рациональный порядок отработки запасов, не содержат технических решений по охране подрабатываемых зданий, сооружений и природных объектов, подземных сооружений и горных выработок, согласовываются при наличии положительного заключения экспертизы охраны недр и промышленной безопасности.
11. Согласование годовых планов не допускается при отсутствии предусмотренного статьей 24 Закона Российской Федерации "О недрах" комплекса геологических и маркшейдерских работ, невыполнении существенных условий лицензий на пользование недрами, при отсутствии лицензий органов Госгортехнадзора России на эксплуатацию горных производств и объектов, на производство маркшейдерских работ при пользовании недрами.
12. Годовые планы в соответствии с техническим заданием пользователя недр, согласованным с органами Госгортехнадзора России, могут разрабатываться иной организацией, имеющей лицензию Госгортехнадзора России на проектирование горных производств, а в случаях добычи общераспространенных полезных ископаемых с объемом добычи горной массы менее 50 тыс. куб.м/год без производства взрывных работ - организацией, имеющей лицензию на производство маркшейдерских работ.
II. Порядок рассмотрения и согласования
годовых планов
13. Годовые планы рассматриваются и согласовываются управлением округа (управлением) Госгортехнадзора России или, по его поручению, отделом управления округа (управления). Полномочия по согласованию годовых планов распределяются согласно приказу по управлению округа (управлению).
14. Рассмотрение годовых планов осуществляется по графику. Графиком должно устанавливаться рассмотрение годовых планов в период не ранее 1 сентября и не позднее 15 декабря года, предшествующего планируемому. Допускается включение в график более поздних дат рассмотрения годовых планов при сезонном характере добычных работ, но не позднее чем за две недели до начала добычного сезона.
Пользователь недр извещается о запланированной дате рассмотрения годового плана не позднее чем за два месяца до рассмотрения. В случае, если пользователь недр представил годовой план менее чем за 15 дней до запланированной даты рассмотрения, территориальный орган Госгортехнадзора России вправе перенести дату рассмотрения на срок не более 30 дней. О всех случаях переноса дат рассмотрения пользователь недр извещается не позднее чем за 5 дней до запланированной даты по графику, а в случае представления материалов вне графика или с его нарушением - в срок не позднее 15 дней со дня получения годового плана.
15. Для вновь вводимых предприятий или объектов, годовые планы которых представляются вне графика, срок рассмотрения годовых планов не должен превышать 30 дней со дня их представления.
16. В случае необходимости получения дополнительных материалов, заключения экспертизы промышленной безопасности территориальные органы Госгортехнадзора России вправе направить мотивированный запрос и перенести рассмотрение годового плана на срок не позднее 10 дней с момента получения запрашиваемых материалов или экспертного заключения.
17. Годовой план рассматривается в присутствии представителей недропользователя, включая одного из руководителей организации, главного маркшейдера и главного геолога. При отсутствии указанных представителей территориальный орган Госгортехнадзора России вправе перенести рассмотрение на срок, не превышающий 30 дней.
18. Годовые планы могут рассматриваться как в месте нахождения управления округа (управления) или его отдела, так и в месте нахождения недропользователя. Место и время рассмотрения годового плана указываются в графике.
19. При наличии нерешенных проблем охраны недр, промышленной безопасности и охраны окружающей среды следует практиковать рассмотрение годовых планов на Совете управления округа.
20. Рассмотрение годовых планов без участия представителей службы охраны недр территориального органа Госгортехнадзора России не допускается.
21. При рассмотрении годового плана территориальным органам Госгортехнадзора России следует обращать особое внимание на:
соответствие планируемых направлений и объемов горных работ техническому проекту и проектным технологическим документам;
планомерность разработки месторождения полезных ископаемых или его части, исключающую выборочную отработку наиболее богатых по минеральному составу участков;
соответствие предусмотренных годовым планом основных технических и технологических параметров разработки месторождения фактическим геологическим и горнотехническим условиям, их эффективность в части рационального извлечения полезных ископаемых и промышленной безопасности;
предотвращение сверхнормативных потерь;
соответствие нормативов потерь при добыче полезных ископаемых и при переработке минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств) проектным показателям и условиям лицензии на пользование недрами;
наличие лицензии на пользование недрами и выполнение условий ее действия;
наличие горного и земельного отводов;
причины образования временно неактивных запасов и порядок их отработки;
ликвидацию (консервацию) горных выработок, участков, блоков, горизонтов на отработанных участках месторождения полезных ископаемых;
техническую обоснованность расчетов платежей при пользовании недрами;
обоснованность технико-экономическими расчетами нормативов потерь и разубоживания по каждой выемочной единице;