О федеральной целевой программе "Создание методов и средств
защиты населения и среды обитания от опасных и особо
опасных патогенов в чрезвычайных ситуациях природного и
техногенного характера в 1999-2005 годах"
(с изменениями на 24 августа 2002 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 9 сентября 2004 года N 464
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 августа 2002 года N 630.
____________________________________________________________________
В целях укрепления национальной безопасности, обеспечения оснащения единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций эффективными средствами защиты от опасных и особо опасных патогенов человека и животных, а также от опасных биологических агентов, вызывающих повреждение (порчу) объектов окружающей среды, Правительство Российской Федерации
постановляет :
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Создание методов и средств защиты населения и среды обитания от опасных и особо опасных патогенов в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в 1999-2005 годах" (далее именуется - Программа "Защита от патогенов").
2. Утвердить Министерство экономики Российской Федерации государственным заказчиком - координатором Программы "Защита от патогенов", Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации государственными заказчиками по отдельным проектам Программы.
3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации предусматривать в проектах федерального бюджета на 2000 год и последующие годы необходимые финансовые средства на реализацию Программы "Защита от патогенов".
____________________________________________________________________
Действие пункта в 2002 году приостановлено - постановление Правительства Российской Федерации от 24 августа 2002 года N 630.
____________________________________________________________________
4. Государственным заказчикам Программы "Защита от патогенов" осуществлять в 1999 году финансирование научных проектов Программы в пределах средств, предусмотренных им в федеральном бюджете на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
В целях предупреждения чрезвычайных эпидемических ситуаций в Российской Федерации разрешить Министерству финансов Российской Федерации и Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выделить в 1999 году государственным заказчикам Программы "Защита от патогенов" из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий средства в согласованных объемах для выполнения первоочередных мероприятий Программы.
Председатель Правительства
Российской Федерации
С.Степашин
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Создание методов и средств защиты населения
и среды обитания от опасных и особо опасных
патогенов в чрезвычайных ситуациях природного
и техногенного характера в 1999-2005 годах"
Наименование Программы | - | федеральная целевая программа |
Наименование, дата и номер | - | поручения Президента Российской |
Государственный заказчик - | - | Министерство экономики Российской |
Программы |
| Министерство здравоохранения |
Основные разработчики | - | Министерство здра воохранения |
Цель и основные | - | целью Программы являются создание и |
Основными задачами Программы | ||
Сроки и этапы реализации | - | Программа выполняется в 1999-2005 |
Перечень основных | - | техническое перевооружение, |
Основные исполнители | - | научно-исследовательские, |
Объемы и источники | - | общий объем финансирования Программы |
Источники финансирования Программы: | ||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - | на первом этапе предусматривается: |
На втором этапе предусматривается: | ||
Система контроля за | - | экспертные проверки хода реализации |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Разработке федеральной целевой программы "Создание методов и средств защиты населения и среды обитания от опасных и особо опасных патогенов в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в 1999-2005 годах" (далее именуется - Программа) предшествовал всесторонний анализ санитарно-эпидемиологической и эпизоотической обстановки, сложившейся в Российской Федерации в 90-х годах.
В эти годы на территории России зафиксирован значительный рост заразных болезней человека и животных, в том числе опасных и особо опасных, завезенных из зарубежных стран. Так, за 9 месяцев 1998 года зарегистрировано 11 случаев заболевания холерой, 125 случаев заболевания туляремией, 5 случаев группового заболевания сибирской язвой (пострадали 24 человека, 2 человека умерли). Ситуация с заболеваемостью опасными парентеральными вирусными гепатитами В и С характеризуется как эпидемия, поражающая ежегодно свыше 100 тыс. человек. Остается серьезной проблемой здравоохранения клещевой энцефалит, число больных которым стабильно растет. В 1997 году зарегистрирован самый высокий уровень заболеваемости геморрагической лихорадкой с почечным синдромом - 20921 человек, из которых 81 человек умер. В 1998 году площадь эпизоотий в природных очагах чумы возросла по сравнению с 1997 годом в 2,3 раза и составила 170 тыс. гектаров. В результате сокращения объема мероприятий по профилактике зооантропонозных и природно-очаговых инфекций экономический ущерб от них в 1997 году составил 87,7 млн. рублей. Значительно увеличилось количество заболеваний бешенством, малярией. Для локализации завезенных болезней и проведения мер, предотвращающих их распространение на территории страны, потребовались многомиллионные средства.
Указанное изменение санитарно-эпидемической обстановки в значительной мере было обусловлено прозрачностью государственных границ для мигрирующего населения и беженцев из стран ближнего и дальнего зарубежья, возросшим импортом продовольствия, кормов для сельского хозяйства, а также резким сокращением финансирования учреждений санитарно-эпидемиологического и ветеринарного надзора. Положение усугубилось также тем, что с начала 90-х годов во всем мире активизировались природные очаги особо опасных инфекций, появился ряд новых опасных болезней.
Существующая система защиты гражданского населения, личного состава войск и территории страны от возбудителей опасных и особо опасных инфекционных болезней (далее именуются - патогены) и опасных биологических агентов, вызывающих повреждение (порчу) физических объектов окружающей среды (далее именуются - экопатогены), нуждается в значительной модернизации, так как для ее обеспечения используются созданные еще до 80-х годов средства индикации, диагностические и лечебно-профилактические препараты, дезинфектанты и биоциды, которые не соответствуют современным критериям чувствительности, скорости действия и эффективности. Разработка же высокоэффективных диагностических и лечебно-профилактических средств нового поколения стала почти невозможной из-за крайне малых объемов финансирования научных исследований в важнейших для национальной безопасности областях, пришедшей в упадок материально-технической базы научно-исследовательских институтов, утечки умов, изобретений и технологий из России. Освоение новейших биотехнологий получения иммунобиологических препаратов, иммуномодуляторов, антибиотиков и других лекарственных средств против патогенов идет очень медленно, в том числе из-за несоответствия условий опытного и промышленного производства этой продукции Санитарным правилам СП 3.3.2.015-94.
В то же время за рубежом в области молекулярной биологии, генетики, генной инженерии, иммунологии проводятся интенсивные фундаментальные и прикладные исследования, дающие глубокие знания о природе многих патогенов и экопатогенов. Результаты этих исследований сразу же становятся достоянием биотехнологических организаций, разрабатывающих новые диагностикумы, медицинские и ветеринарные иммунобиологические препараты, лекарственные средства, дезинфектанты и биоциды.
Несмотря на предпринимаемые мировым сообществом меры по недопущению распространения оружия массового поражения, ряд зарубежных стран использует достижения в познании живой природы для получения в военных целях патогенов и экопатогенов, в том числе генетически измененных. Из-за отсутствия эффективного механизма контроля за выполнением Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (1972 год) и с учетом большой вероятности применения патогенов и экопатогенов террористическими и экстремистскими группировками практически все развитые страны мира имеют государственные программы по созданию и производству средств защиты гражданского населения, личного состава войск и среды обитания от патогенов и экопатогенов.
Таким образом, проблема биологической и экологической безопасности, которая, как правило, усугубляется при чрезвычайных ситуациях, вызванных стихийными бедствиями и техногенными причинами, является одной из актуальных мировых проблем.
Для решения указанной проблемы в Российской Федерации по инициативе Российской академии наук и Российского акционерного общества "Биопрепарат" и во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 21 апреля 1997 года N 2728, 5961нс и от 14 июля 1997 года N 4921, 5059, поручения Правительства Российской Федерации от 20 июля 1997 года N ВЧ-П7-4498 разработана настоящая Программа. За основу для разработки Программы были взяты Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Закон Российской Федерации "О ветеринарии", федеральные законы "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности" и Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 года N 1300.
В Программе предусматривается выполнение большого объема научных исследований и разработок, развитие новейших технологий и производственной базы биотехнологической промышленности, в результате чего организации, входящие в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, смогут оснащаться новыми эффективными средствами защиты от патогенов и экопатогенов. Особое внимание будет уделено средствам защиты от неэндемичных для России патогенов и экопатогенов, которые при попадании на ее территорию могут вызвать крупные вспышки неуправляемых инфекционных болезней, порчу запасов продовольствия, сельскохозяйственной продукции, иных объектов среды обитания.
К выполнению Программы привлекаются специализированные научно-исследовательские институты и организации биотехнологического профиля, не только имеющие большой опыт и условия безопасной работы с патогенами и экопатогенами, но и длительное время разрабатывающие средства защиты от патогенов и экопатогенов.
Главной целью Программы является создание эффективного наукоемкого производства средств защиты гражданского населения, личного состава войск и территории Российской Федерации от патогенов и экопатогенов, необходимых для устойчивой и надежной работы соответствующих территориальных и функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Для достижения этой цели в Программе определен ряд следующих основных задач:
восстановление и развитие научного и материально-технического потенциала научно-исследовательских организаций и предприятий биологического и биотехнологического профиля, в том числе путем реконструкции, технического и технологического перевооружения их опытно-производственной и производственной базы в соответствии с Санитарными правилами СП 3.3.2.015-94;
проведение ориентированных фундаментальных научно-исследовательских работ в области микробиологии, вирусологии, биоорганической химии, клеточной биологии, иммунологии, генной инженерии, биогеоэкологии с последующим использованием их результатов в прикладных работах по совершенствованию существующих и созданию новых средств защиты от патогенов и экопатогенов;
выпуск и поставка для федеральных государственных нужд медицинских и ветеринарных иммунобиологических и лечебных препаратов, приборов и технических средств индикации и диагностики патогенов и экопатогенов;
обеспечение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ информационно-аналитическими материалами;
подготовка для федеральных органов исполнительной власти прогнозов возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, связанных с патогенами и экопатогенами, а также предложений по их предупреждению и ликвидации.
Достижение главной цели Программы даст возможность ведения на территории Российской Федерации постоянного и эффективного мониторинга патогенов и экопатогенов, являющегося обязательным условием своевременного принятия профилактических и экстренных мер защиты от патогенов и экопатогенов в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Программа рассчитана на 7 лет. С учетом экономической ситуации в стране и состояния материально-технической базы привлекаемых к работам по Программе научно-исследовательских институтов и промышленных предприятий Программа условно разделена на 2 этапа, органически связанных между собой.
На первом этапе (1999-2001 годы) будут приняты меры по восстановлению материально-технической базы ведущих организаций исполнителей работ по Программе, а также начаты работы по реконструкции и модернизации их опытно-производственной базы. Особое внимание будет уделено отбору научно-исследовательских коллективов, которые сохранили научный и научно-технический потенциал, необходимый для проведения исследований фундаментального и поискового характера, ориентированных на решение проблемы борьбы с патогенами и экопатогенами. Одновременно будут привлечены отобранные по конкурсу специализированные исследовательские и научно-производственные организации различных форм собственности, способные вести разработки индикационных и диагностических систем, медицинских и ветеринарных иммунобиологических и лечебных препаратов, дезинфектантов и биоцидов, технических средств защиты от патогенов и экопатогенов.
На втором этапе (2002-2005 годы) Программой предусматривается:
продолжить работы по реконструкции, модернизации и технологическому перевооружению производственной базы организаций исполнителей Программы;
интенсифицировать исследования и разработки, целью которых являются создание и организация производства средств защиты населения и территории Российской Федерации от патогенов и экопатогенов;
достичь максимально возможного обеспечения страны высококачественными средствами защиты от патогенов и экопатогенов, необходимыми для поддержания высокого уровня безопасности населения и среды обитания.
Средства защиты от патогенов и экопатогенов будут поставляться государственным заказчикам в соответствии с Федеральным законом "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" и Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 года N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд".
4. Система программных мероприятий
В рамках Программы будет выполняться ряд взаимоувязанных и скоординированных во времени мероприятий, конечным результатом которых должно быть создание научной, технической и технологической базы промышленного производства жизненно необходимых средств защиты населения и среды обитания от патогенов и экопатогенов. Программой предусматривается:
восстановление научно-исследовательского и материально-технического потенциала научно-исследовательских институтов биологического и биотехнологического профиля, необходимого для обеспечения высокого уровня проведения актуальных фундаментальных исследований и приоритетных прикладных работ;
реконструкция и техническое перевооружение опытно-производственной базы ведущих научно-исследовательских институтов и предприятий биотехнологического профиля с целью создания условий, соответствующих Санитарным правилам СП 3.3.2.015-94;
подготовка и представление государственным заказчикам Программы рекомендаций и предложений по использованию результатов фундаментальных и поисковых исследований для разработки новых средств защиты от патогенов и экопатогенов;
обеспечение техническими средствами организаций, осуществляющих постоянный мониторинг патогенов и экопатогенов на территории Российской Федерации, для своевременного принятия профилактических и экстренных мер, в том числе в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;