Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 июля 1999 года N 737



О федеральной целевой программе "Создание методов и средств
защиты населения и среды обитания от опасных и особо
опасных патогенов в чрезвычайных ситуациях природного и
техногенного характера в 1999-2005 годах"

(с изменениями на 24 августа 2002 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Российской Федерации
 от 9 сентября 2004 года N 464

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 24 августа 2002 года N 630.

____________________________________________________________________


В целях укрепления национальной безопасности, обеспечения оснащения единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций эффективными средствами защиты от опасных и особо опасных патогенов человека и животных, а также от опасных биологических агентов, вызывающих повреждение (порчу) объектов окружающей среды, Правительство Российской Федерации

постановляет :

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Создание методов и средств защиты населения и среды обитания от опасных и особо опасных патогенов в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в 1999-2005 годах" (далее именуется - Программа "Защита от патогенов").

2. Утвердить Министерство экономики Российской Федерации государственным заказчиком - координатором Программы "Защита от патогенов", Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации государственными заказчиками по отдельным проектам Программы.

3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации предусматривать в проектах федерального бюджета на 2000 год и последующие годы необходимые финансовые средства на реализацию Программы "Защита от патогенов".

____________________________________________________________________

Действие пункта в 2002 году приостановлено - постановление Правительства Российской Федерации от 24 августа 2002 года N 630.

____________________________________________________________________

4. Государственным заказчикам Программы "Защита от патогенов" осуществлять в 1999 году финансирование научных проектов Программы в пределах средств, предусмотренных им в федеральном бюджете на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

В целях предупреждения чрезвычайных эпидемических ситуаций в Российской Федерации разрешить Министерству финансов Российской Федерации и Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выделить в 1999 году государственным заказчикам Программы "Защита от патогенов" из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий средства в согласованных объемах для выполнения первоочередных мероприятий Программы.

Председатель Правительства
Российской Федерации
С.Степашин

 УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
2 июля 1999 года N 737

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Создание методов и средств защиты населения
и среды обитания от опасных и особо опасных
патогенов в чрезвычайных ситуациях природного
и техногенного характера в 1999-2005 годах"

     

ПАСПОРТ
федеральной целевой программы
"Создание методов и средств защиты населения и среды
обитания от опасных и особо опасных патогенов в
чрезвычайных ситуациях природного и техногенного
характера в 1999-2005 годах"

Наименование Программы





-





федеральная целевая программа
"Создание методов и средств защиты
населения и среды обитания от опасных
и особо опасных патогенов в
чрезвычайных ситуациях природного и
техногенного характера в 1999-2005
годах"

Наименование, дата и номер
решения
о разработке
Программы

-




поручения Президента Российской
Федерации от 21 апреля 1997 года
N 2728, 5961нс и от 14 июля 1997 года
N 4921, 5059, поручение Правительства
Российской Федерации от 20 июля
1997 года N ВЧ-П7-4498

Государственный заказчик -
координатор

-

Министерство экономики Российской
Федерации

Программы
Государственные заказчики
Программы



-



Министерство здравоохранения
Российской Федерации, Министерство
сельского хозяйства и продовольствия
Российской Федерации, Министерство
обороны Российской Федерации

Основные разработчики
Программы




-





Министерство здра воохранения
Российской Федерации, Министерство
сельского хозяйства и продовольствия
Российской Федерации, Министерство
обороны Российской Федерации,
Российская академия наук, Российское
акционерное общество Биопрепарат

Цель и основные
задачи Программы














-















целью Программы являются создание и
организация производства эффективных
средств защиты от возбудителей
опасных и особо опасных инфекционных
болезней человека и животных (далее
именуются - патогены), а также от
опасных биологических агентов,
вызывающих повреждение (порчу)
физических объектов окружающей среды
(далее именуются - экопатогены), для
обеспечения этими средствами сил
единой государственной системы
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, созданной в
соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от
5 ноября 1995 года N 1113
.











































































































Основными задачами Программы
являются:
восстановление и развитие научного и
материально-технического потенциала
исследовательских организаций
биотехнологического профиля, в том
числе путем реконструкции,
технического и технологического
перевооружения их
опытно-производственной и
производственной базы;
проведение фундаментальных
исследований и актуальных прикладных
научно-исследовательских работ в
области микробиологии, вирусологии,
иммунологии, эпидемиологии,
молекулярной и клеточной биологии,
генной и белковой инженерии,
биотехнологии, биогеоэкологии и
мониторинга патогенов и экопатогенов
в целях совершенствования
существующих и создания новых средств
и методов защиты гражданского
населения, личного состава войск и
территории Российской Федерации в
чрезвычайных ситуациях природного и
техногенного характера;
создание новых высокоэффективных
средств и методов защиты от па тогенов
и экопатогенов для использования в
чрезвычайных ситуациях природного и
техногенного характера;
освоение серийного производства
средств защиты населения, личного
состава войск и среды обитания от
патогенов и экопатогенов;
обеспечение поставок для федеральных
государственных нужд медицинских и
ветеринарных иммунобиологических и
лекарственных препаратов, а также
биоцидов и технических средств защиты
от патогенов и экопатогенов;
развитие информационно-аналитического
обеспечения научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ в
области защиты населения, личного
состава войск и территории Российской
Федерации от патогенов и
экопатогенов;
разработка прогнозов и предложений по
снижению размеров ущерба и потерь от
патогенов и экопатогенов в
чрезвычайных ситуациях природного и
техногенного характера

Сроки и этапы реализации
Программы









-









Программа выполняется в 1999-2005
годах. Исходя из существующего
состояния научно-технического и
производственного потенциала, а также
экономической ситуации в стране,
выполнение Программы разделено на два
связанных между собой этапа:
результаты работ первого этапа
Программы (1999-2001 годы) становятся
базой для ее второго этапа (2002-2005
годы)

Перечень основных
мероприятий
Программы














































-
















































техническое перевооружение,
реконструкция и строительство
экспериментально-производственной
базы организаций биотехнологического
профиля - исполнителей работ по
Программе;
проведение фундаментальных
исследований, ориентированных на
создание теоретической базы для
прикладных работ по Программе;
проведение научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ по
созданию новых средств защиты от
патогенов и экопатогенов и
современных технологий производства
этих средств;
изготовление и поставка для
государственных нужд средств защиты
от патогенов и экопатогенов, в том
числе обеспечение техническими
средствами защиты организаций,
ведущих мониторинг патогенов и
экопатогенов на территории Российской
Федерации;
привлечение коммерческих организаций
к использованию результатов
программных исследований и разработок
(проектов) для внедрения в
промышленное производство и к
реализации товарной продукции на
отечественном и зарубежных рынках;
подготовка прогнозов и предложений по
совершенствованию работы единой
государственной системы
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера с целью
снижения размеров ущерба и потерь от
патогенов и экопатогенов;
подготовка предложений по развитию
биотехнологического
научно-производственного потенциала
страны;
развитие международного
сотрудничества по вопросам борьбы с
патогенами и экопатогенами в
чрезвычайных ситуациях природного и
техногенного характера, включая
вопросы противодействия биотерроризму
и ликвидации его последствий

Основные исполнители
Программы









-










научно-исследовательские,
опытно-конструкторские организации и
предприятия Министерства
здравоохранения Российской Федерации,
Министерства сельского хозяйства и
продовольствия Российской Федерации,
Министерства обороны Российской
Федерации, Российской академии
медицинских наук, Российской академии
сельскохозяйственных наук, Российской
академии наук, Российского
акционерного общества "Биопрепарат"

Объемы и источники
финансирования Программы








-









общий объем финансирования Программы
в 1999-2005 годах составит 1370 млн.
рублей, в том числе:
капитальные вложения 483 млн. рублей;
затраты на научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы
887 млн. рублей.
Затраты на реализацию мероприятий
первого этап а составят 730,9 млн.
рублей, второго этапа - 639,1 млн.
рублей.

















Источники финансирования Программы:
федеральный бюджет - 1217 млн.
рублей, в том числе капитальные
вложения - 330 млн. рублей,
научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы -
887 млн. рублей;
внебюджетные ассигнования - 153 млн.
рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы





































-






































на первом этапе предусматривается:
развить теоретическую базу в области
изучения молекулярных и генетических
основ патогенности возбудителей
инфекционных болезней человека и
животных, клеточных и молекулярных
механизмов функционирования иммунной
системы человека и животных, генного
контроля иммунного ответа,
необходимую для работ по созданию
методов и средств защиты от патогенов
и экопатогенов;
разработать новые способы и методы
искусственной стимуляции работы
отдельных звеньев иммунной системы;
повысить эффективность средств
индикации патогенов и экопатогенов в
окружающей среде, а также
эффективность средств диагностики,
профилактики и лечения заболеваний,
вызываемых патогенами;
разработать новые эффективные методы
и средства дезинфекции, а также
биоциды, защищающие объекты
окружающей среды от экопатогенов;
осуществить первоочередные
мероприятия по реконструкции и
техническому перевооружению
опытно-производственной и
производственной базы
научно-исследовательских институтов и
промышленных предприятий для создания
условий производства
лечебно-профилактических препаратов
против патогенов, соответствующих
Санитарным правилам СП 3.3.2.015-94;
изготовить и поставить для
федеральных государственных нужд
специальные и технические средства
защиты от патогенов и экопатогенов.



















































































На втором этапе предусматривается:
продолжить фундаментальные
исследования и прикладные работы,
ориентированные на создание
высокоэффективных методов и средств
защиты населения, личного состава
войск и территории Российской
Федерации от патогенов и
экопатогенов;
завершить работы по реконструкции,
техническому и технологическому
перевооружению
опытно-производственной и
производственной базы научных
организаций и предприятий;
организовать серийный выпуск
высокоэффективных медицинских и
ветеринарных лечебно-профилактических
препаратов против патогенов в
соответствии с заявками
государственных заказчиков;
создать новые индикационные системы
санитарно-эпидемического и
ветеринарно-санитарного мониторинга,
экспресс-диагностикумы,
лечебно-профилактические препараты, в
том числе рекомбинантные и
комбинированные вакцины против
потенциально опасных и особо опасных
возбудителей инфекционных болезней
человека и животных, а также новые
дезинфектанты и биоциды.
По завершении каждого из этапов
Программы в Правительство Российской
Федерации будут представлены
предложения о государственных мерах
по дальнейшему развитию
биотехнологического
научно-производственного потенциала
страны для обеспечения национальной
безопасности и нужд здравоохранения
страны

Система контроля за
исполнением Программы












-












экспертные проверки хода реализации
Программы Министерством экономики
Российской Федерации с участием
Министерства финансов Российской
Федерации и государственных
заказчиков Программы.
Текущее управление Программой
осуществляется дирекцией Программы,
формируемой Министерством экономики
Российской Федерации (государственным
заказчиком координатором) по
согласованию с другими
государственными заказчиками
Программы

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Разработке федеральной целевой программы "Создание методов и средств защиты населения и среды обитания от опасных и особо опасных патогенов в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в 1999-2005 годах" (далее именуется - Программа) предшествовал всесторонний анализ санитарно-эпидемиологической и эпизоотической обстановки, сложившейся в Российской Федерации в 90-х годах.

В эти годы на территории России зафиксирован значительный рост заразных болезней человека и животных, в том числе опасных и особо опасных, завезенных из зарубежных стран. Так, за 9 месяцев 1998 года зарегистрировано 11 случаев заболевания холерой, 125 случаев заболевания туляремией, 5 случаев группового заболевания сибирской язвой (пострадали 24 человека, 2 человека умерли). Ситуация с заболеваемостью опасными парентеральными вирусными гепатитами В и С характеризуется как эпидемия, поражающая ежегодно свыше 100 тыс. человек. Остается серьезной проблемой здравоохранения клещевой энцефалит, число больных которым стабильно растет. В 1997 году зарегистрирован самый высокий уровень заболеваемости геморрагической лихорадкой с почечным синдромом - 20921 человек, из которых 81 человек умер. В 1998 году площадь эпизоотий в природных очагах чумы возросла по сравнению с 1997 годом в 2,3 раза и составила 170 тыс. гектаров. В результате сокращения объема мероприятий по профилактике зооантропонозных и природно-очаговых инфекций экономический ущерб от них в 1997 году составил 87,7 млн. рублей. Значительно увеличилось количество заболеваний бешенством, малярией. Для локализации завезенных болезней и проведения мер, предотвращающих их распространение на территории страны, потребовались многомиллионные средства.

Указанное изменение санитарно-эпидемической обстановки в значительной мере было обусловлено прозрачностью государственных границ для мигрирующего населения и беженцев из стран ближнего и дальнего зарубежья, возросшим импортом продовольствия, кормов для сельского хозяйства, а также резким сокращением финансирования учреждений санитарно-эпидемиологического и ветеринарного надзора. Положение усугубилось также тем, что с начала 90-х годов во всем мире активизировались природные очаги особо опасных инфекций, появился ряд новых опасных болезней.

Существующая система защиты гражданского населения, личного состава войск и территории страны от возбудителей опасных и особо опасных инфекционных болезней (далее именуются - патогены) и опасных биологических агентов, вызывающих повреждение (порчу) физических объектов окружающей среды (далее именуются - экопатогены), нуждается в значительной модернизации, так как для ее обеспечения используются созданные еще до 80-х годов средства индикации, диагностические и лечебно-профилактические препараты, дезинфектанты и биоциды, которые не соответствуют современным критериям чувствительности, скорости действия и эффективности. Разработка же высокоэффективных диагностических и лечебно-профилактических средств нового поколения стала почти невозможной из-за крайне малых объемов финансирования научных исследований в важнейших для национальной безопасности областях, пришедшей в упадок материально-технической базы научно-исследовательских институтов, утечки умов, изобретений и технологий из России. Освоение новейших биотехнологий получения иммунобиологических препаратов, иммуномодуляторов, антибиотиков и других лекарственных средств против патогенов идет очень медленно, в том числе из-за несоответствия условий опытного и промышленного производства этой продукции Санитарным правилам СП 3.3.2.015-94.

В то же время за рубежом в области молекулярной биологии, генетики, генной инженерии, иммунологии проводятся интенсивные фундаментальные и прикладные исследования, дающие глубокие знания о природе многих патогенов и экопатогенов. Результаты этих исследований сразу же становятся достоянием биотехнологических организаций, разрабатывающих новые диагностикумы, медицинские и ветеринарные иммунобиологические препараты, лекарственные средства, дезинфектанты и биоциды.

Несмотря на предпринимаемые мировым сообществом меры по недопущению распространения оружия массового поражения, ряд зарубежных стран использует достижения в познании живой природы для получения в военных целях патогенов и экопатогенов, в том числе генетически измененных. Из-за отсутствия эффективного механизма контроля за выполнением Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (1972 год) и с учетом большой вероятности применения патогенов и экопатогенов террористическими и экстремистскими группировками практически все развитые страны мира имеют государственные программы по созданию и производству средств защиты гражданского населения, личного состава войск и среды обитания от патогенов и экопатогенов.

Таким образом, проблема биологической и экологической безопасности, которая, как правило, усугубляется при чрезвычайных ситуациях, вызванных стихийными бедствиями и техногенными причинами, является одной из актуальных мировых проблем.

Для решения указанной проблемы в Российской Федерации по инициативе Российской академии наук и Российского акционерного общества "Биопрепарат" и во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 21 апреля 1997 года N 2728, 5961нс и от 14 июля 1997 года N 4921, 5059, поручения Правительства Российской Федерации от 20 июля 1997 года N ВЧ-П7-4498 разработана настоящая Программа. За основу для разработки Программы были взяты Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Закон Российской Федерации "О ветеринарии", федеральные законы "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности" и Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 года N 1300.

В Программе предусматривается выполнение большого объема научных исследований и разработок, развитие новейших технологий и производственной базы биотехнологической промышленности, в результате чего организации, входящие в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, смогут оснащаться новыми эффективными средствами защиты от патогенов и экопатогенов. Особое внимание будет уделено средствам защиты от неэндемичных для России патогенов и экопатогенов, которые при попадании на ее территорию могут вызвать крупные вспышки неуправляемых инфекционных болезней, порчу запасов продовольствия, сельскохозяйственной продукции, иных объектов среды обитания.

К выполнению Программы привлекаются специализированные научно-исследовательские институты и организации биотехнологического профиля, не только имеющие большой опыт и условия безопасной работы с патогенами и экопатогенами, но и длительное время разрабатывающие средства защиты от патогенов и экопатогенов.

2. Цель и задачи Программы

Главной целью Программы является создание эффективного наукоемкого производства средств защиты гражданского населения, личного состава войск и территории Российской Федерации от патогенов и экопатогенов, необходимых для устойчивой и надежной работы соответствующих территориальных и функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Для достижения этой цели в Программе определен ряд следующих основных задач:

восстановление и развитие научного и материально-технического потенциала научно-исследовательских организаций и предприятий биологического и биотехнологического профиля, в том числе путем реконструкции, технического и технологического перевооружения их опытно-производственной и производственной базы в соответствии с Санитарными правилами СП 3.3.2.015-94;

проведение ориентированных фундаментальных научно-исследовательских работ в области микробиологии, вирусологии, биоорганической химии, клеточной биологии, иммунологии, генной инженерии, биогеоэкологии с последующим использованием их результатов в прикладных работах по совершенствованию существующих и созданию новых средств защиты от патогенов и экопатогенов;

выпуск и поставка для федеральных государственных нужд медицинских и ветеринарных иммунобиологических и лечебных препаратов, приборов и технических средств индикации и диагностики патогенов и экопатогенов;

обеспечение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ информационно-аналитическими материалами;

подготовка для федеральных органов исполнительной власти прогнозов возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, связанных с патогенами и экопатогенами, а также предложений по их предупреждению и ликвидации.

Достижение главной цели Программы даст возможность ведения на территории Российской Федерации постоянного и эффективного мониторинга патогенов и экопатогенов, являющегося обязательным условием своевременного принятия профилактических и экстренных мер защиты от патогенов и экопатогенов в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

3. Сроки и основные этапы выполнения Программы

Программа рассчитана на 7 лет. С учетом экономической ситуации в стране и состояния материально-технической базы привлекаемых к работам по Программе научно-исследовательских институтов и промышленных предприятий Программа условно разделена на 2 этапа, органически связанных между собой.

На первом этапе (1999-2001 годы) будут приняты меры по восстановлению материально-технической базы ведущих организаций исполнителей работ по Программе, а также начаты работы по реконструкции и модернизации их опытно-производственной базы. Особое внимание будет уделено отбору научно-исследовательских коллективов, которые сохранили научный и научно-технический потенциал, необходимый для проведения исследований фундаментального и поискового характера, ориентированных на решение проблемы борьбы с патогенами и экопатогенами. Одновременно будут привлечены отобранные по конкурсу специализированные исследовательские и научно-производственные организации различных форм собственности, способные вести разработки индикационных и диагностических систем, медицинских и ветеринарных иммунобиологических и лечебных препаратов, дезинфектантов и биоцидов, технических средств защиты от патогенов и экопатогенов.

На втором этапе (2002-2005 годы) Программой предусматривается:

продолжить работы по реконструкции, модернизации и технологическому перевооружению производственной базы организаций исполнителей Программы;

интенсифицировать исследования и разработки, целью которых являются создание и организация производства средств защиты населения и территории Российской Федерации от патогенов и экопатогенов;

достичь максимально возможного обеспечения страны высококачественными средствами защиты от патогенов и экопатогенов, необходимыми для поддержания высокого уровня безопасности населения и среды обитания.

Средства защиты от патогенов и экопатогенов будут поставляться государственным заказчикам в соответствии с Федеральным законом "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" и Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 года N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд".

     

4. Система программных мероприятий

В рамках Программы будет выполняться ряд взаимоувязанных и скоординированных во времени мероприятий, конечным результатом которых должно быть создание научной, технической и технологической базы промышленного производства жизненно необходимых средств защиты населения и среды обитания от патогенов и экопатогенов. Программой предусматривается:

восстановление научно-исследовательского и материально-технического потенциала научно-исследовательских институтов биологического и биотехнологического профиля, необходимого для обеспечения высокого уровня проведения актуальных фундаментальных исследований и приоритетных прикладных работ;

реконструкция и техническое перевооружение опытно-производственной базы ведущих научно-исследовательских институтов и предприятий биотехнологического профиля с целью создания условий, соответствующих Санитарным правилам СП 3.3.2.015-94;

подготовка и представление государственным заказчикам Программы рекомендаций и предложений по использованию результатов фундаментальных и поисковых исследований для разработки новых средств защиты от патогенов и экопатогенов;

обеспечение техническими средствами организаций, осуществляющих постоянный мониторинг патогенов и экопатогенов на территории Российской Федерации, для своевременного принятия профилактических и экстренных мер, в том числе в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»