Действующий

Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1997 году

Раздел 3. Здоровье матери и ребенка

Право граждан, в том числе женщин Российской Федерации, на охрану здоровья закреплено Конституцией Российской Федерации и Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Для реализации этого права в Российской Федерации создана служба охраны здоровья женщин, обеспечивающая доступную квалифицированную медицинскую помощь при беременности, родах и гинекологических заболеваниях.

Население Российской Федерации в 1997 году насчитывало 146,7 млн. человек, из них женщин 78,1, что составляет 53,1% . Растет удельный вес женщин детородного возраста в общем числе жителей с 36,0 в 1991 году до 38,6 в 1997 год (рост на 5,8%).

Снижение рождаемости на фоне увеличения численности женщин детородного возраста свидетельствует о том, что негативные демографические процессы усиливаются под влиянием социально-экономических и политических факторов, что обусловливает ухудшение состояния здоровья беременных женщин и рожениц и, следовательно, качества здоровья новорожденных и в целом подрастающего поколения страны.

Медицинская помощь женщинам оказывается в поликлиниках и больницах, консультативных диагностических и профильных центрах, общей лечебной сети, а также в специализированных учреждениях охраны здоровья женщин: 265 родильных домах, 2027 женских консультациях, в 7 перинатальных центрах, около 300 центрах планирования семьи и репродукции, в клиниках 8 научно-исследовательских институтов акушерства и гинекологии (см.также приложение к разделу о здоровье женщин).

Число врачей акушеров-гинекологов возросло с 36,0 тыс. в 1993 году до 38,0 тыс. в 1997 году, акушерок - уменьшилось с 108.8 тыс. в 1993 году до 94,0 тыс. в 1997 году, врачей-педиатров (включая неонатологов) уменьшилось с 70,0 тыс. до 67,5 тыс. соответственно.

Число акушерских и гинекологических коек уменьшилось с 216,3 тыс. в 1993 году до 194,7 тыс. в 1997 году, при этом удельный вес коек для патологии беременности вырос с 30,4% до 35,4%. Некоторое снижение числа родильных домов обусловлено процессом реформирования структуры акушерских стационаров. В целях обеспечения преемственности и совершенствования специализированной помощи женщинам проводилась интеграция родовспомогательных учреждений с многопрофильными больницами. Особое место в системе охраны здоровья женщин и детей занимают учреждения нового типа - перинатальные центры, обеспечивающие медицинскую помощь по современным организационным и лечебно-диагностическим технологиям наиболее тяжелому контингенту беременных женщин и новорожденных детей.

В деятельность родовспомогательных учреждений внедряются перинатальные технологии, ориентированные на семью: совместное пребывание матери и ребенка, участие в родах мужа или близких родственников, пропаганда и внедрение грудного вскармливания (раннее прикладывание новорожденного к груди, свободный режим вскармливания), ранняя выписка.

Учитывая особую роль женских консультаций в профилактике осложнений беременности, родов, послеродового периода, а также оказания помощи гинекологическим больным, проводится работа по их интеграции в состав лечебно-профилактических учреждений. Предусматривается расширение объемов медицинской помощи в стационарах дневного пребывания и внедрение в них стационарозамещающих технологий.

В течение последних трех лет изменены сроки подготовки акушеров-гинекологов и педиатров различных специальностей. Срок подготовки специалистов в ординатуре при необходимости продлен до трех лет. Расширен перечень тематического и общего усовершенствования по безопасному материнству и планированию семьи с учетом потребностей и заказов органов практического здравоохранения.

Созданы центры повышения квалификации врачей, средних медицинских и социальных работников (Ижевск, Москва, Санкт- Петербург и др.). Минздравом России утверждена программа по планированию семьи для медицинских и социальных работников, издано руководство по планированию семьи для врачей и пособие для средних медицинских работников. Разработан тестовый контроль для специалистов по планированию семьи. В учебные программы постдипломной подготовки по клиническим дисциплинам включены вопросы влияния экопатологии на состояние репродуктивного здоровья матери и здоровья плода. Разработаны государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по специальности "Акушерское дело".

Сложные экономические условия, характеризующиеся неполным и нестабильным финансированием учреждений системы здравоохранения, ухудшением привычных систем социальной защиты материнства и детства негативно влияют на демографические показатели, на функционирование службы охраны здоровья матери и ребенка.

Права семьи в области охраны здоровья закреплены Основами государственной социальной политики по улучшению положения детей (постановление Правительства Российской Федерации от 13.01.96 N 28 "О плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации") и Национальным планом действий по улучшению положения женщин (постановление Правительства Российской Федерации от 29.08.96 N 1032 "Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года"), которыми предусматриваются конкретные мероприятия по реализации этих прав.

В настоящее время государственная социальная политика в отношении женщин, детей и семьи в целом определена Указом Президента Российской Федерации от 14.05.96 N 712 "Об Основных направлениях государственной семейной политики".

Механизмы реализации Основных направлений государственной семейной политики в части охраны здоровья матери и ребенка отражены в федеральных целевых программах "Безопасное материнство", "Планирование семьи" и "Дети-инвалиды", входящих в президентскую программу "Дети России", которая утверждена Указом Президента Российской Федерации от 18.08.94 N 1696. Действие программы продлено до 2000 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.97" N 1207 и Указом Президента Российской Федерации от 15.01.98 N 29.

Федеральные программы направлены на защиту, сохранение и укрепление здоровья женщин и детей, социальную поддержку материнства и детства, снижение абортов, материнской и младенческой заболеваемости и смертности, предупреждение детской инвалидности.

В соответствии с федеральными целевыми программами утверждены и реализуются аналогичные региональные программы.

На программу "Безопасное материнство" по Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.10.94 N 1173 на 1995-1997 годы предполагалось выделить 40,5 млрд.рублей. За этот период предусмотрено федеральным бюджетом 5,34 млрд.рублей. Фактически за 1995-1997 годы на реализацию федеральной целевой программы "Безопасное материнство" получено 3,5 млрд.рублей: 1995 год - 0,95 млрд.рублей (86,6%), 1996 год - 1,25 млрд.рублей (77,7%), за 1997 год - 2,33 млрд.рублей.

На выполнение программы "Планирование семьи" за период 1993-1997 годов получено 71,37 млрд.рублей: декабрь 1993 года - 1,0 млрд.рублей: 1994 год - 22,8 млрд.рублей (85,7% от плана бюджета); 1995 год - 20,52 млрд.рублей (100%); 1996 год - 23,57 млрд.рублей (91,1%). В 1997 году Указом Президента Российской Федерации от 19.02.96 N 210 предусматривалось выделение на реализацию программы 40,9 млрд.рублей, утверждено бюджетом 11 млрд.рублей, в связи с секвестром объем сокращен до 4,95 млрд.рублей, фактически получено 3,48 млрд.рублей.

На реализацию программы "Дети-инвалиды" за период 1993-1997 годов получено 68,171 млрд.рублей: 1993 год - 0,281 млрд.рублей, 1994 год - 12,18 млрд.рублей, 1995 год - 33,81 млрд.рублей, 1996 год - 16,4 млрд.рублей (60% от плана бюджета), 1997 год - 5,5 млрд.рублей.

За период действия федеральных программ "Безопасное материнство", "Планирование семьи" и "Дети-инвалиды" в субъектах Российской Федерации создано: 61 перинатальный центр, действует более 200 центров планирования семьи и репродукции, 14 медико-педагогических центров, в крупных региональных центрах создана медико-генетическая служба, отделения реабилитационно-восстановительной терапии детей и подростков, организовано первое республиканское санаторно-курортное отделение для реабилитаци нарушений репродуктивной функции у девочек-подростков и т.д.

Совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования реализуется поддержка службы охраны здоровья матери и ребенка в регионах России, в основном направленная на оснащение перинатальной службы. В настоящее время через территориальные фонды обязательного медицинского страхования уже профинансировано 29 региональных программ на сумму 120 млрд.рублей.

Перинатальные центры оснащены стандартными и интенсивными моделями кювезов, транспортными кювезами, звукореактотестами, медико-генетические кабинеты - тест-системами для диагностики фенилкетонурии и врожденного гипотиреоза: региональные центры планирования семьи и репродукции - необходимой оргтехникой, ультразвуковой и эндоскопической аппаратурой.

В целях профилактики детской инвалидности внедрен национальный скрининг на выявление наследственной и врожденной патологии.

Очень важен принцип семейно-ориентированного подхода в осуществлении реабилитационного процесса, особенно если это больной ребенок с тяжелым хроническим заболеванием или инвалид. Все современные реабилитационные технологии рассчитаны на участие в них родителей. Постепенно набирает темп процесс создания реабилитационных центров, стационаров, санаториев по принципу "Мать и дитя".

В результате проводимых программных мероприятий отмечается стойкая тенденция к снижению абортов. Абсолютное число абортов в учреждениях системы Минздрава России снизилось в 1997 году по сравнению с 1992 годом (до начала действия программы) на 29,0% (с 3265,7 тыс. абортов в 1992 году до 2321 тыс. в 1997 году), и, что особенна важно, в возрастной группе подростков до 14 лет - на 41,2%, а в возрастной группе 15-19 лет - на 23,0%.

Снизился и показатель числа абортов на 1000 женщин детородного возраста (в 1992 году - 90,3, в 1997 году - 60,5), а также на 100 родившихся живыми и мертвыми - с 209,2 в 1992 году до 186,0 в 1997 году. В 1997 году по сравнению с 1992 годом на 51,7% уменьшилось число криминальных абортов, в т.ч. у подростков до 14 лет в 2 раза, а в группе 15-19 лет в 2,5 раза. Остается без изменений показатель материнской смертности после абортов - 195 (24,2%) в 1992 году, 154 (24,3%) в 1997 году.

Наметилась тенденция к снижению младенческой смертности с 19,9 в 1993 году до 17,2 в 1997 году на 1000 родившихся живыми. Снижение младенческой смертности произошло в основном за счет ее снижения в неонатальном периоде, что обусловлено целенаправленным решением проблем перинатального периода. Одновременно снизилась смертность от инфекционных и паразитарных болезней, болезней органов дыхания, отравлений и травм.

По данным Госкомстата России показатель материнской смертности в 1997 году составил 50,2 на 100000 родившихся живыми, в 1996 году - 48,9, в 1992 году - 50,8. Абсолютное число умерших женщин снизилось на 21,5% (1997 год - 633; 1996 год - 638; 1992 год - 806; 1991 год - 941).

За период реализации программы "Безопасное материнство" выполнено 36 и проводится 27 научно-исследовательских разработок, направленных на профилактику и лечение основных видов патологии беременности, родов, плода и новорожденного.