ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 1994 года N 1173
О Федеральной целевой программе
"Безопасное материнство" на 1995 - 1997 годы
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 20 апреля 1993 г. N 468 "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 17, ст. 1447) Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Безопасное материнство" на 1995-1997 годы.
2. Определить государственным заказчиком по реализации федеральной целевой программы "Безопасное материнство" на 1995-1997 годы Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.
3. Министерству финансов Российской Федерации предусматривать средства для реализации федеральной целевой программы "Безопасное материнство" при разработке проектов федеральных бюджетов на 1995-1997 годы.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать региональные программы "Безопасное материнство" на 1995-1997 годы и обеспечить их финансирование за счет средств соответствующих бюджетов.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"БЕЗОПАСНОЕ МАТЕРИНСТВО"
на 1995 - 1997 годы
Концепция безопасного материнства сформулирована в 80-х годах Всемирной организацией здравоохранения как совокупность социально-экономических, правовых и медицинских мероприятий, способствующих рождению желанных детей в оптимальные возрастные периоды без отрицательного влияния на здоровье женщин, сохраняющих их жизнь, предупреждающих инвалидность, обеспечивающих воспитание рожденных детей, сочетание материнства, домашних обязанностей и трудовой деятельности. В соответствии с этой концепцией многими странами разработаны и приняты государственные программы, обеспечивающие безопасное материнство.
В структуре населения Российской Федерации женщины составляют более 53 процентов. Среди них большая часть - 36 миллионов, или 45,7 процента от числа женского населения, находится в детородном (репродуктивном) возрасте (15 - 49 лет), то есть способны к выполнению важнейшей биологической и социальной функции воспроизводству потомства, продолжению человеческого рода.
Защита материнства является одной из приоритетных задач нашего государства, особенно в последние годы, поскольку переход к рыночной экономике и обусловленные им социально-экономические проблемы оказали негативное влияние на многие аспекты семьи, материнства и детства.
Снижение покупательной способности населения, сокращение производства основных продуктов питания привели к ухудшению структуры питания населения, и прежде всего беременных женщин, среди которых у 57 процентов отмечается дефицит фолиевой кислоты, 59 процентов - витамина В_2, 61 процентов - аскорбиновой кислоты. Неудовлетворительное состояние питания женщин обусловливает высокий уровень заболеваемости как самих беременных, так и новорожденных детей. Распространенность анемии беременных возросла с 1985 года в 4,5 раза. В 1,5 раза увеличилась заболеваемость органов кровообращения, в 2,3 раза - мочеполовой системы, в 1,9 раза токсикозами беременности.
Другим важнейшим фактором, влияющим на здоровье женщин, являются условия труда. По данным Государственного комитета Российской Федерации по статистике, в неблагоприятных условиях работают 3,6 миллиона женщин, а 285 тысяч - трудятся в особо тяжелых и вредных условиях.
В последнее время Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации принят ряд важных документов, защищающих права женщин, семьи и материнства. Однако в условиях перехода нашего общества к рыночным отношениям эти решения периодически нуждаются в коррекции. Это прежде всего касается системы льгот, пособий, компенсаций для поддержки семьи, материнства и детства.
Одним из основных показателей, характеризующих качество медицинской помощи женщинам и состояние их здоровья, является материнская смертность. Ее показатель в Российской Федерации в последние годы не имеет тенденции к снижению. Он почти в 2,5 раза превышает среднеевропейский уровень.
В структуре материнской смертности ведущими причинами являются аборты, кровотечения и токсикозы. При этом две трети случаев смерти женщин предотвратимы.
Поэтому одним из важных условий безопасного материнства является адекватная организация акушерско-гинекологической помощи, внедрение современных перинатальных технологий.
Существующий потенциал службы охраны здоровья женщин не обеспечивает высокий качественный уровень медицинской помощи беременным женщинам, а ее материально-техническое оснащение не адекватно современным требованиям, предъявляемым к учреждениям, оказывающим специализированную помощь женщинам.
В стране имеется огромный дефицит специальной литературы по формированию здорового образа жизни, семейному воспитанию, планированию семьи. Слабо развита сеть учреждений, занимающихся подготовкой молодежи к семейной жизни, психолого-педагогическим, медицинским и правовым консультированием населения.
Актуальность поднятых проблем требует незамедлительного принятия комплекса государственных мер неотложного и перспективного характера, утверждения их как федеральной целевой программы "Безопасное материнство" на 1995 - 1997 годы (приложение N 1).
В создавшихся условиях социально-экономического положения населения, падения рождаемости федеральная целевая программа "Безопасное материнство" на 1995 - 1997 годы (далее - Программа) призвана создавать необходимые условия для обеспечения улучшения состояния здоровья женщин-матерей, снижения у них послеродовой заболеваемости, инвалидности и материнской смертности, повышения качества здоровья новорожденных, преодоления кризисных тенденций в воспроизводстве населения Российской Федерации.
Программа формировалась с учетом действующей федеральной программы "Дети России", включающей шесть подпрограмм: "Планирование семьи", "Дети Севера", "Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Дети Чернобыля", "Индустрия детского питания" и программ: "Анти-СПИД", "О федеральной программе совершенствования и развития скорой медицинской помощи на 1995 - 1996 годы", "О государственной программе мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний, снижения уровня преждевременной смертности населения на 1994 - 1996 годы", "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", а также других разрабатываемых в настоящее время проектов федеральных программ и проекта федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Программа разработана Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации с участием Министерства социальной защиты населения Российской Федерации, Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Российской академии медицинских наук, Российской ассоциации "Планирование семьи", других заинтересованных ведомств и организаций, прошла экспертизу во Всемирной организации здравоохранения.
Основными задачами Программы являются:
разработка дополнительных мер государственной поддержки семьи, материнства и детства путем внесения дополнений и изменений в систему государственных льгот, гарантий, пособий, существующих законодательных актов, стимулирующих здоровый образ жизни, безопасные условия труда, способствующих детородной функции женщин в условиях, снижающих риск по отношению к здоровью и жизни беременных женщин;
улучшение системы подготовки медицинских кадров, работающих в области охраны материнства, повышения квалификации, порядка оценки их знаний и допуска к работе;
совершенствование организации и качества акушерско-гинекологической помощи женщинам за счет внедрения современных перинатальных технологий, укрепление материально-технической базы родовспомогательных учреждений;
проведение специальных научных исследований в области акушерства;
разработка и внедрение системы мер информационного обеспечения населения по вопросам безопасного материнства, ответственного родительства, здорового образа жизни.
Государственным заказчиком федеральной целевой программы "Безопасное материнство" является Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.
Затраты на осуществление Программы в 1995 - 1997 годах составят 104868,13 млн.рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 40634,74 млн.рублей, за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации - 64233,39 млн.рублей.
На 1995 год затраты составят 31908,63 млн.рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 10497,5 млн.рублей, за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации 21411,13 млн.рублей (приложения N 2 и 3).
Реализация Программы и разработанных на ее основе региональных программ позволит:
укрепить систему государственных мер, способствующих безопасному материнству;
внедрить эффективную систему подготовки и усовершенствования кадров, работающих в учреждениях родовспоможения;
обеспечить высокий уровень медицинской технологии, особенно для беременных высокого риска, ввести стандарты помощи при основных видах патологии, определяющих материнские и репродуктивные потери;
снизить уровень материнской смертности на 15 процентов, а в отдельных регионах - на 30 процентов, в том числе: от внематочной беременности - на 30 процентов, абортов - 15-20 процентов, кровотечений - 15 процентов, токсикозов беременности - 10 процентов, гнойно-септических заболеваний - на 15 процентов.
МЕРОПРИЯТИЯ
по реализации федеральной целевой программы
"Безопасное материнство" на 1995 - 1997 годы
+---------------------------------------------------------------------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦Стоимость ¦ ¦ ¦
¦ N ¦ ¦Срок ¦(млн.руб.)*) ¦Источники ¦ ¦
¦п/п ¦ Наименование мероприятий ¦испол- ¦----------------¦финансиро-¦ Исполнители ¦
¦ ¦ ¦нения ¦всего ¦1995 год ¦вания ¦ ¦
+---------------------------------------------------------------------------------------+
1. Разработать проект федераль- 1995 г. Минздравмедпром
ного закона о внесении из- России
менений в Закон Российской Фонд социального
Федерации от 4 апреля 1992 страхования
г. N 2662-1 "О дополнитель- Российской
ных мерах по охране мате- Федерации
ринства и детства" в части Минэкономики
увеличения размера пособия России
женщинам, вставшим на учет Минфин России
в связи с беременностью в Минсоцзащиты
ранние сроки (до 12 недель), России
до размеров минимальной Минюст России
заработной платы за счет ФНПР
средств Фонда социального
страхования Российской
Федерации
2. Разработать проект федераль- 1995 г. --"----
ного закона о предоставлении
отпуска по беременности и
родам при многоплодии с 28
недель беременности за счет
средств Фонда социального
страхования Российской
Федерации
3. Подготовить и представить для 1995 г. Минздравмедпром
утверждения в Правительство России
Российской Федерации Перечень Минсоцзащиты
социальных показаний для России
искусственного прерывания
беременности
4. Пересмотреть и представить на 1995 г. Минтруд России
утверждение в Правительство Минздравмедпром
Российской Федерации списки России
производств, профессий и работ Госкомсанэпид-
с тяжелыми и вредными условиями надзор России
труда, на которых запрещается Минэкономики
использование труда женщин России
детородного возраста и Минюст России
беременных ФНПР
5. Разработать проект федераль- 1995 г. Минздравмедпром
ного закона о внесении изме- России
нений в Кодекс законов о труде Минтруд России
Российской Федерации в части, Минсоцзащиты
касающейся предоставления России
беременным женщинам возмож- Минюст России
ности медицинского обследо- ФНПР
вания в рабочее время с
сохранением заработной платы
по основному месту работы
(до 12 недель беременности -
1 день, с 12 до 20 недель -
2 дня, с 20 до 30 недель -
3 дня)
6. Рекомендовать органам исполни-
тельной власти субъектов
Российской Федерации:
6.1. Обеспечить беременным женщинам 1995- бюджеты органы исполни-
и кормящим матерям возможность 1997 гг. субъектов тельной власти
приобретения продуктов и ви- Российской субъектов
таминных препаратов в соответст- Федерации Российской
вии с рекомендациями, утвержден- Федерации
ными Министерством здравоохранения
и медицинской промышленности
Российской Федерации
6.2. Предусмотреть бесплатную вы- 1995- бюджеты органы исполни-
дачу медикаментов в женских 1997 гг. субъектов тельной власти
консультациях беременным Российской субъектов
женщинам для профилактики и Федерации Российской
лечения анемии в соответствии Федерации
с рекомендациями Министерства
здравоохранения и медицинской
промышленности Российской
Федерации
6.3. Компенсировать транспортные 1995- -"- -"-
расходы беременным женщинам, 1997 гг.
направляемым на консультацию,
лечение в специализированные
медицинские учреждения (центры,
клиники) других городов в
пределах Российской Федерации
-"- -"-
6.4. Предусмотреть обеспечение 1995-
женщин из малообеспеченных 1997 гг.
семей бесплатными комплектами
для новорожденных детей при
выписке из родильного дома
по перечню предметов, реко-
мендованных Министерством
здравоохранения и медицин-
ской промышленности
Российской Федерации
6.5. Создать медико-педагогические 1995- -"- органы исполни-
школы на базе учреждений 1997 гг. тельной власти
системы образования и здраво- субъектов
охранения для подготовки Российской
учащихся к семейной жизни Федерации
Минобразование
России
Минздравмедпром
России
6.6. Организовать центры для 1995- -"- органы исполни-
беременных, находящихся в 1997 гг. тельной власти
трудных социально-бытовых субъектов
условиях, для проведения Российской
медико-социальной реа- Федерации
билитации Минсоцзащиты
России
Минздравмедпром
России
Российская
ассоциация
"Планирование
семьи"
6.7. Организовать молодежные центры 1995- бюджеты органы исполни-
планирования семьи в 6 терри- 1997 гг. субъектов тельной власти
ториях субъектов Российской Российской субъектов
Федерации (гг.Миасс, Орск, Федерации Российской
Самара, Ставрополь, Тула, Улан- Федерации
Удэ) Российская
ассоциация
"Планирование
семьи"
7. Организовать санитарно-ку- 1995 г. Минздравмедпром
рортное отделение для России
реабилитации девочек-подростков,
страдающих нарушением репродук-
тивной функции, на базе санатория
имени С.М.Кирова Министерства
здравоохранения и медицинской
промышленности Российской
Федерации (г.Пятигорск)
8. Разработать программы и органи- 1995 г. Минздравмедпром
зовать на базе высших учебных России
заведений Министерства здраво- Минсоцзащиты
охранения и медицинской про- России
мышленности Российской Федерации, Госкомвуз России
Министерства социальной защиты
населения Российской Федерации,
Государственного комитета
Российской Федерации по высшему
образованию подготовку специа-
листов по социальной работе и
социальных работников для
акушерско-гинекологических
учреждений