Недействующий

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 18 ноября 1998 года N 01-15/24086


О работе таможенных органов с таможенными брокерами

____________________________________________________________________
Не действует с 1 января 2004 года на основании
приказа ГТК России от 30 сентября 2003 года N 1087
____________________________________________________________________

В государственный таможенный комитет Российской Федерации поступают многочисленные обращения таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности по вопросу введения в практику института таможенных брокеров и специалистов по таможенному оформлению. Учитывая то, что в соответствии с пунктом 3 приказа ГТК России от 02.09.98 N 600 действие свидетельств декларантов на основе договора ограничено до 01.01.99, а также сложившуюся ситуацию во внешнеторговой деятельности, вызванную общим экономическим кризисом в России, разъясняем.

В соответствии с требованиями, регламентированными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.96 N 873 "Об утверждении Положения о таможенном брокере", приказом ГТК России от 15.06.98 N 392 "Об утверждении Порядка лицензирования и контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенного органа" (далее - приказ), распоряжением ГТК России от 19.10.98 N 01-14/1109 "О мерах по выполнению приказа ГТК России от 02.09.98 N 600" организации, претендующей на получение лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, необходимо подать заявление и представить оформленные соответствующим образом документы, подтверждающие заявленные сведения.

В качестве методического пособия для рассмотрения заявлений организаций, претендующих на получение лицензии таможенного брокера и принятия таможенным органом решения о ее выдаче, предлагаем использовать методические материалы, приведенные в приложении.

В условиях нынешней ситуации на внешнеторговом рынке и рынке таможенных услуг при рассмотрении заявлений на выдачу лицензий необходимо сосредоточить внимание на выполнении требований, предусмотренных нормативными правовыми документами, что обеспечит достаточную степень безопасности при допущении организации к работе в качестве таможенного брокера. Такой подход позволит в кратчайшие сроки привести в соответствие с требованиями таможенного законодательства Российской Федерации практику деятельности посреднических структур (декларантов на основе договора), и таможенным органам иметь реально анализируемую базу для корректировки и координации дальнейшего развития института таможенных брокеров.

При проверке документов и сведений заявителей предлагаем руководствоваться следующим.

1. При анализе бизнес-планов (подпункт "н" пункта 2.2 приказа) сосредоточить внимание на следующих вопросах:

- финансовый план заявителя, свидетельствующий о возможности осуществлять деятельность в качестве таможенного брокера без нарушения таможенного законодательства;

- наличие в штате заявителя специалистов по таможенному оформлению, их функциональные обязанности с учетом специфики деятельности и т.п.;

- источники и способы получения заявителем нормативной базы по таможенному и другим законодательствам;

- материально-техническое обеспечение организации (наличие вычислительной техники, программных средств и т.п.);

- расчет предполагаемой суммы обеспечения обязательств перед таможенными органами и предполагаемых технологий уплаты таможенных платежей.

При этом обращаем внимание на то, что конкретных требований к составлению бизнес-плана (оформление, объем и т.п.) не предусмотрено. Содержание бизнес-плана не может являться основанием для принятия решения об отказе заявителю в выдаче лицензии.

2. При рассмотрении выполнения требования заявителем об обеспечении выполнения обязательств перед таможенными органами, для получения лицензии необходимая и достаточная минимальная сумма обеспечения обязательств для принятия решения о ее выдаче должна быть не менее 2500-кратного установленного законом размера минимальной оплаты труда (п.5.6 приказа). При осуществлении таможенным брокером своей деятельности через свои обособленные структурные подразделения в регионах деятельности разных таможенных органов сумма обеспечения рассчитывается отдельно для каждого структурного подразделения.

Указанная сумма обеспечения рассчитывается заявителем самостоятельно и необходима таможенному брокеру для получения впоследствии возможности осуществлять операции по таможенному оформлению согласно упрощенному порядку (подпункты "а" и "б" пункта 8.2 приказа).

3. При рассмотрении документов заявителя, указанных в подпунктах "г" и "д" пункта 2.2 приказа временно, до введения института уполномоченных таможенных аудиторов, не требовать их заверения уполномоченными аудиторами. При этом бухгалтерская отчетность должна быть обязательно заверена налоговым органом.

4. Учитывая сжатые сроки введения в действие института таможенных брокеров, рекомендуем принимать бухгалтерскую отчетность заявителя, заверенную налоговым органом в результате проведенной налоговой проверки за последний отчетный период (квартал).

Заместитель
 Председателя Комитета
генерал-лейтенант таможенной службы
О.Н.Свиридов

     

Методические указания таможенным органам
при рассмотрении заявлений и принятии решения о выдаче
организации лицензии на осуществление деятельности
в качестве таможенного брокера

     

1. Общие положения

Главной задачей работы таможенных органов с таможенными брокерами является обеспечение выполнения функций и задач таможенных органов, используя созданный институт посреднических организаций таможенных брокеров.

Всю работу таможенных органов с этими субъектами предлагается разделить на три основных этапа.

Этап 1. Рассмотрение заявления и принятие решения о выдаче заявителю лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера.

Этап 2. Мониторинг за деятельностью таможенного брокера в период срока действия лицензии.

Этап 3. Контроль за организацией, прекращающей деятельность в качестве таможенного брокера.

Этапы работы с таможенными брокерами осуществляют разные подразделения таможенного органа в пределах их компетенции. При этом общее руководство деятельностью таможенных брокеров осуществляют отделы (группы) таможенных режимов (пункт 4 приказа ГТК России от 02.09.98 N 600).

Для осуществления вышеперечисленных этапов необходимо привлечение должностных лиц следующих подразделений таможенного органа, принимающего решение о выдаче лицензии:

Этап 1

Отделы (группы) таможенных режимов
с привлечением сотрудников отдела таможенной инспекции, собственной безопасности, ОБТП, таможенных платежей, таможенного оформления и контроля

Этап 2

Отделы (группы) таможенных режимов
с привлечением  сотрудников отдела таможенного оформления, таможенных платежей, таможенной инспекции, ОБТП, собственной безопасности

Этап 3

Отделы таможенной инспекции
с привлечением сотрудников отделов (групп) таможенных режимов, таможенных платежей, собственной безопасности



Привлечение функциональных подразделений таможенных органов к работе по организации деятельности таможенных брокеров представляется целесообразным, поскольку это позволит систематизировать принятие решений о выдаче лицензии, равномерно распределить нагрузку на подразделения таможенного органа в процессе работы, привлечь необходимых специалистов, уменьшить личностный фактор отдельного инспектора в процессе принятия решения.

2. Рассмотрение заявления и принятие решения о выдаче
заявителю лицензии на осуществление деятельности
в качестве таможенного брокера

Главной задачей этого этапа является обеспечение объективного принятия решения о выдаче заявителю лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера и исключение заявителей,в отношении которых у таможенного органа существуют сомнения относительно их намерений осуществлять будущую деятельность без нарушений законодательства Российской Федерации.

Основными факторами для принятия решения должны служить:

1. Оценка соответствия заявителя формальным требованиям, регламентированным нормативными правовыми документами о таможенном брокере.

2. Оценка потенциальной надежности заявителя с финансово-экономической точки зрения.

3. Оценка потенциальной надежности заявителя с точки зрения нарушения таможенного законодательства Российской Федерации.

Принятие решения о выдаче лицензии должно опираться на наиболее объективные оценки предполагаемых стремлений и текущей (на момент подачи заявления) способности организации осуществлять свою деятельность без нарушения действующего российского законодательства.

Процесс рассмотрения заявления организации и принятия решения о выдаче лицензии основывается на следующих принципах:

- систематическая оценка стремлений брокера осуществлять свою деятельность без нарушений российского законодательства;

- объективная оценка способности брокера работать без нарушений таможенного и налогового законодательств;

- концентрация всей информации об организации в таможенном органе, принимающем решение о выдаче лицензии;

- независимый контроль, осуществляемый вышестоящим таможенным органом.

Сущность данного этапа заключается в сборе данных о каждом заявителе и их последующей оценке. Каждый заявитель должен пройти через эту проверку. В отношении заявителей, которые уже осуществляли свою деятельность в качестве таможенного брокера (декларанта на основе договора) или другую лицензируемую таможенными органами деятельность, нужно исходить из имеющихся в распоряжении таможенного органа и постоянно обновляемых данных об этой организации.

Принятие решения о выдаче лицензии должно являться результатом анализа, определяющего возможность потенциального брокера выполнять поставленных перед ним задач. Должностное лицо, занимающееся таким анализом, должно отнести организацию к одной из следующих зон риска с точки зрения потенциальной проблематичности выполнения ею функций таможенного брокера:

- "черная" зона - большая вероятность невыполнения;

- "белая" зона - малая вероятность невыполнения

Заявления о выдаче лицензий организациям, попадающим в "черную" зону, должны рассматриваться только при устранении ими причин, которые способствовали отнесению их в эту зону.

Организации, отнесенные к "белой" зоне, могут быть рекомендованы для выдачи лицензии таможенного брокера с перспективой наделения его возможностью осуществлять операции по таможенному оформлению согласно упрощенного порядка и дополнительными правами, предусмотренными нормативными документами о таможенном деле.

В первом этапе можно выделить следующие стадии проверки:

1. Прием и форматно-логическая проверка полученных от заявителя информации и документов.

2. Оценка надежности финансово-хозяйственной деятельности заявителя.

3. Оценка надежности заявителя с точки зрения нарушения таможенного законодательства Российской Федерации.

4. Обобщение результатов и подготовка материала для принятия решения.

5. Оформление, выдача лицензии и утверждение технологической схемы взаимодействия таможенного органа и таможенного брокера.

Каждая из стадий (за исключением 1, 4 и 5) должна проводиться должностными лицами разных подразделений таможенного органа:


Стадия проверки

Подразделение

Кол-во сотруд-
ников

Результативный документ

Примерный срок проверки

Отнесение заявителя

1

Управление (отдел) таможенных режимов

1

Форма 1С, пояснительная записка

17 дней

"белая" или "черная" зона

2

Таможенная инспекция и Управление федеральных таможенных доходов (отдел таможенных платежей)

1

Формуляр 2С, пояснительная записка

10 дней

"белая" или "черная" зона

3

Правоохранительный блок и собственная безопасность

1

Заключение

10 дней

"белая" или "черная" зона

4,5

Управление (отдел) таможенных режимов

1

Формуляр 3С, пояснительная записка

3 дня

выдать или отказать в выдаче лицензии

  

Всего

3-4

  

30 дней

  


Результатами завершения каждой стадии должен быть формализованный документ в виде таблицы с пояснительной запиской (стадия 3 - визирование формализованной формы должностным лицом ОБТП и собственной безопасности), которые являются основанием формирования решения о выдаче лицензии.

Период рассмотрения заявления составляет 30 дней. При этом после прохождения первой стадии документы должны направляться одновременно для прохождения 2 и 3 стадий. В случае возникновения сомнения либо необходимости дополнительной проверки, должностное лицо, ответственное за проведение соответствующей стадии, письменно согласует с руководителем таможенного органа продление срока рассмотрения заявления на своем этапе. Общий срок рассмотрения не должен превышать 90 дней.

Блок-схема рассмотрения заявления на выдачу лицензии:


1 этап

  


Прием документов у заявителя

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  


Формальный контроль
заявленных сведений

(формуляр 1 + пояснительная записка)

  

  

  

  

  

  

  

  


Направление документов в таможенные органы, где расположены филиалы заявителя для заключения

  

  

  

  

  

  

  

(формуляр 1А + поясн. Зап.)

  

  

  

(УТР)

  

  

  

  

  

  

  

  

  

 - - - - -  

- - - - - -

- - - - - - -

- - - - - - -

 

- - - - - - - - - - -

- - - -

- - -

- - - - - - -

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

  

  

  

  

  

  

  

2 этап


Анализ ФХД и обеспечения обязательств заявителя

(формуляр 2 + поясн. зап.)

3 этап


Правоохранительная проверка

(поясн. зап.)

  

  

(ТИ)

  

  

  

  

(РТУ БТП)

  

  

  

  

  

- - - - -

- - - - - -

- - -

- -

- - - - - -

- - - - - - - - - - -

- - -

- -    

- - - -

- - -

- - - - - - - - - - - - - - - - - - -

4 этап


Сбор и обобщение всех документов, подготовка решения и распоряжения (приказа)

  

(УТР)

  

  

  

  

  

  

  

  

 - - - - -  

- - - - - -

- - - - - - -

- - - - - -  

- - - - - - - - - - -

- - - -

- - -

- - - -

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

5 этап

  


Оформление и выдача лицензии

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

(УТР)

 - - - - -  


- - - - - -


- - - - - - -


- - - - - -


- - - - - - - - - - -


- - - -


- - -


- - - -


- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»