(с изменениями на 24 марта 1999 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа СЗТУ России от 1 апреля 2004 года N 120
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
письмом СЗТУ России от 3 ноября 1998 года N 01-28-05/6746;
письмом СЗТУ России от 1 декабря 1998 года N 01-28-05/7395;
приказом СЗТУ России от 24 марта 1999 года N 65.
____________________________________________________________________
В целях упорядочения контроля за взиманием таможенных платежей и ликвидации задолженностей по таможенным и иным платежам, взимаемым таможенными органами Российской Федерации, упорядочения работы таможенных органов Северо-Западного региона по обращению взыскания на имущество должников
приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Типовую технологическую схему взыскания неуплаченных таможенных платежей (далее - Схема).
2. Начальникам таможенных органов региона привести в соответствие с данной Схемой разработанные в таможенных органах технологии работы по погашению задолженности.
3. Приказ СЗТУ России от 06.03.97 N 38 считать утратившим силу.
В части исполнения постановлений по делам о НТП руководствоваться Типовой технологической схемой исполнения постановлений таможенных органов Российской Федерации о наложении взыскания за НТП, утвержденной приказом ГТК России от 10 ноября 1997 года N 678.
4. Отделу организации взимания таможенных платежей СЗТУ России (Кулешов) осуществлять текущий контроль за исполнением таможенными органами региона положений Схемы, вносить руководству СЗТУ России предложения о внесении изменений и дополнений в нее с учетом изменений в законодательстве.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа осуществлять заместителю начальника управления Костину В.А.
Начальник управления
генерал-лейтенант таможенной
службы
В.А.Шамахов
Приложение
к приказу СЗТУ России
от 27 октября 1998 года N 206
Типовая технологическая схема взыскания
неуплаченных таможенных платежей
(с изменениями на 24 марта 1999 года)
1. Общие положения
1.1. Настоящая Типовая технологическая схема взыскания неуплаченных таможенных платежей, далее - Схема, разработана на основании Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ), Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), Гражданского процессуального кодекса РСФСР (ГПК России), закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991 года, Федерального закона Российской Федерации "Об исполнительном производстве" от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ, указа Президента Российской Федерации "О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организации" от 14 февраля 1996 года N 199, постановления Правительства Российской Федерации "О бесспорном списании пеней и штрафов, взимаемых таможенными органами Российской Федерации" от 12 июля 1996 года N 801, приказов ГТК России "О контроле за начислением и взысканием таможенных платежей" от 4 января 1995 года N 2, "О создании в таможенных органах Российской Федерации отделов (групп) исполнения постановлений по делам о нарушении таможенных правил" от 10 ноября 1997 года N 678, Временной инструкции о взимании таможенных платежей от 8 июня 1995 года N 01-20/8107.
1.2. Схема определяет порядок действий должностных лиц таможенных органов, подчиненных Северо-Западному таможенному управлению, далее СЗТУ России, при выявлении фактов неуплаты таможенных и иных платежей, взимаемых таможенными органами, далее недоимки.
Недоимкой признается сумма таможенных и иных платежей, взимаемых таможенными органами Российской Федерации, далее таможенные платежи, не уплаченная в сроки, определяемые соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
1.3. Контроль за правильностью начисления, полнотой уплаты и своевременностью зачисления на счет таможенного органа, а также учет уплаченных и взысканных таможенных платежей осуществляют отделы таможенных платежей таможенных органов, далее ОТП.
1.4. Порядок исчисления, уплаты, обеспечения и взыскания таможенных платежей определен главой 20 ТК России.
1.5. В соответствии со статьями 119 и 175 ТК РФ, таможенные платежи уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации, далее ГТД, которая с момента оформления принятия становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Если ГТД не была подана в установленный срок, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня истечения срока подачи ГТД. Сроки подачи ГТД установлены статьей 171 ТК РФ и не могут превышать 15 дней с даты представления товаров и транспортных средств таможенному органу.
1.6. В соответствии с частью второй статьи 124 ТК РФ "За время задолженности взыскивается пеня в размере 0,3 процента суммы недоимки за каждый день просрочки, включая день уплаты или взыскания в бесспорном порядке".
1.7. В случаях, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации, уплата таможенных платежей в соответствии со статьей 122 ТК РФ может обеспечиваться:
- залогом товаров и транспортных средств;
- гарантией третьего лица;
- внесением на депозит причитающихся сумм.
2. Порядок действий должностных лиц таможенных органов
при выявлении недоимки
2.1. При установлении фактов недоимки, независимо от причин образования такой недоимки, включая недоимки, образовавшиеся в результате совершения нарушения таможенных правил, должностное лицо таможенного органа, установившее факт недоимки, заполняет Справку о недоимке по таможенным платежам по форме, приведенной в Приложении 1 с данной Схеме.
Примечание.
В соответствии с пунктом 2.3 Типовой технологической схемы исполнения постановлений таможенных органов о наложении и взысканий за НТП (Приложение N 3 к приказу ГТК России от 10 ноября 1997 года N 678) отдел таможенных расследований таможенного органа (ОТР) один раз в десять дней представляет в ОТП реестр и копии постановлений по делам о НТП, вступившим в законную силу, которые содержат исчерпывающую информацию о лице привлекаемом к ответственности, для выявления возможных недоимок по таможенным платежам. По требованию ОТП дополнительно могут быть направлены копии иных процессуальных документов в которых содержатся сведения об адресе, платежных реквизитах должника, заключение экспертизы по оценке изъятых товаров и транспортных средств на которые может быть обращено взыскание сумм недоимки по таможенным платежам, а также сертификаты на товары, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат обязательной сертификации, акты приема-передачи, сведения о счетах и имуществе и месте его нахождения, которые должны быть получены в процессе производства по делу о НТП.
2.2. Справка о недоимке по таможенным платежам (в случае НТП копия постановления по делу о НТП) с приложением документов, позволяющих проверить правильность расчета задолженности (ГТД, сертификаты формы "А" и/или "СТ-1", классификационные решения по кодированию товара или заключения подразделений таможенных лабораторий и иные необходимые документы) направляется в ОТП таможенного органа для принятия мер по взысканию сумм недоимки.
2.3. После получения Справки о недоимке сотрудник ОТП проверяет правильность расчета недоимки и, в случае необходимости, запрашивает из подразделения, сотрудник которого осуществил заполнение Справки о недоимке, дополнительные сведения и документы.
2.4. Результаты проверки правильности расчетов сотрудник ОТП заверяет личной печатью и на основании имеющейся информации направляет должнику Требование о погашении недоимки по форме, приведенной в Приложении 2 к данной Схеме.
2.5. В случае получения копии постановления по делу о НТП сотрудник ОТП производит расчет причитающихся к уплате сумм таможенных платежей, которые не были уплачены в результате НТП и направляет должнику Требование о погашении недоимки.
2.6. В случае непогашения недоимки в установленный срок сотрудник ОТП составляет Акт на бесспорное списание по форме, приведенной в Приложении 3 к Временной инструкции "О взимании таможенных платежей" от 8 июня 1995 года N 01-20/8107. Составление Акта на бесспорное списание обязательно во всех случаях принудительного (бесспорного) взыскания имеющейся недоимки.
2.7. Оформленный сотрудником ОТП Акт на бесспорное списание направляется начальнику таможенного органа для принятия решения. Результаты решения заносятся в Акт.
2.8. При принятии начальником таможенного органа решения о взыскании недоимки сотрудник ОТП готовит инкассовое поручение на бесспорное взыскание имеющейся недоимки.
2.9. Взыскание недоимки осуществляется в порядке, предусмотренном Разделом 12 Временной инструкции "О взимании таможенных платежей" от 8 июня 1995 года N 01-20/8107.
2.10. Инкассовые поручения готовятся и выставляются на все известные таможенному органу рублевые расчетные (текущие) и иные счета (кроме ссудных и депозитных), а также на текущие валютные счета в размере всей суммы недоимки.
2.11. При бесспорном списании пеней необходимо руководствоваться Порядком бесспорного списания пеней и штрафов, взимаемых таможенными органами Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 1996 года N 801.
2.12. При поступлении на счет таможенного органа причитающейся суммы недоимки, инкассовые поручения (неисполненные или исполненные частично) отзываются таможенным органом из банка в их неисполненной части.
Примечание.
В части нарушений таможенных правил, связанных с начислением и взиманием сумм таможенных платежей, обращать особое внимание на статьи Таможенного кодекса Российской Федерации, непосредственно регламентирующие данный вопрос, в частности:
- нарушение порядка пользования и распоряжения условно выпущенными товарами и транспортными средствами, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам (статья 281 Таможенного кодекса Российской Федерации);
- действия, направленные на неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение (статья 282 Таможенного кодекса Российской Федерации);
- действия, направленные на возврат уплаченных таможенных платежей, получение выплат и иных возмещений либо их невозвращение без надлежащих оснований (статья 283 Таможенного кодекса Российской Федерации);
- нарушение сроков уплаты таможенных платежей (статья 284 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Следует обратить особое внимание на то, что статьи 281-284 Таможенного кодекса Российской Федерации часто применяются в совокупности с другими статьями Кодекса, предусматривающими ответственность за несвоевременную доставку и утрату товаров, недостоверное и несвоевременное декларирование и т.п. При рассмотрении дел о нарушении таможенных правил необходимо учитывать возможное недополучение сумм таможенных платежей и квалифицировать такие действия по соответствующим статьям Таможенного кодекса Российской Федерации. При вынесении постановлений по многосоставным делам руководствоваться положениями статьи 238 Таможенного кодекса Российской Федерации.
2.13. При непоступлении денежных средств на счет таможенного органа в сроки, необходимые для исполнения инкассового поручения* (с учетом установленных сроков документооборота при взаимодействии между банковскими учреждениями), ОТП предпринимает меры, предусмотренные пунктами 2-4 Временного положения о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 февраля 1996 года N 199 и в суточный срок со дня получения инкассового поручения с отметкой банка о полном или частичном неисполнении взыскания направляет должнику письменное Требование-уведомление о погашении недоимки, содержащее уведомление о предстоящем обращении взыскания на имущество должника в случае неисполнения данного Требования. Примерная форма Требования-уведомления о погашении недоимки приведена в Приложении 3 к данной Схеме.
________________
* В соответствии с п.3 Временного положения о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 февраля 1996 года N 199, "Банк, осуществляющий обслуживание расчетного (текущего) счета должника, ... обязан в 3-дневный срок осуществить взыскание либо сделать отметку о полном или частичном его неисполнении в связи с отсутствием на расчетном (текущем) счете должника денежных средств".
2.14. Не позднее 5-дневного срока со дня вручения должнику Требования сотрудник ОТП готовит и направляет необходимые документы судебному приставу-исполнителю для обращения взыскания на имущество должника в соответствии с положениями Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ.
Примечание.
Пакет документов для направления судебному приставу-исполнителю формируется сотрудником ОТП с привлечением, в необходимых случаях, сотрудников юридического отдела таможенного органа, в соответствии с требованиями подпункта 5 пункта 1 статьи 7 и статьи 8 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и направляется в суд (судебному приставу-исполнителю) по месту нахождения должника или его имущества с сопроводительным письмом (типовой образец представлен в Приложении 4 к данной Схеме), которое печатается на бланке таможенного органа и заверяется гербовой печатью.
Перечень документов в отношении взыскания недоимки с юридических лиц в обязательном порядке должен содержать:
- Акт на бесспорное списание, составленный по установленной форме;
- инкассовое поручение с отметкой банка о полном или частичном его неисполнении в связи с отсутствием на счете (счетах) должника денежных средств;
- копию вступившего в законную силу постановления по делу о НТП, заверенную подписью начальника таможенного органа или лица, его замещающего и заверенную гербовой печатью, для случаев, когда причиной образования недоимки по таможенным платежам стало нарушение таможенных правил;
- иных документов (сведений), которые могут способствовать ускорению исполнительного производства, в том числе информация о наличии и местонахождении имущества должника, на которое может быть обращено взыскание.
При направлении материалов судебному приставу-исполнителю необходимо учитывать положения подпунктов 9-11 статьи 18, части 2 статьи 40, статьи 50, статьи 55, статьи 85, частей 7 и 8 статьи 124, статьи 144, статьи 154 ТК России.
2.15. В случае неисполнения банком или иным кредитным учреждением решения таможенного органа о бесспорном списании суммы недоимки по таможенным платежам (при фактическом наличии денежных средств на счетах должника), а равно при необоснованной задержке исполнения такого решения таможенный орган должен рассмотреть вопрос о заведении в отношении банка дела о НТП по статье 285 Таможенного кодекса Российской Федерации.
3. Действия должностных лиц таможенного органа
по взысканию недоимки в случаях
обеспечения уплаты таможенных платежей
3.1. В случаях, если уплата таможенных платежей была обеспечена залогом товаров и транспортных средств, взыскание недоимки по таможенным платежам осуществляется с учетом положений статей 348-350 ГК РФ, Закона РФ "О залоге", приказа ГТК России "Об использовании залога таможенными органами Российской Федерации" от 22 февраля 1994 года N 71, рекомендациями пункта 2.10 Приложения N 3 к приказу ГТК России от 10 ноября 1997 года N 678 применительно к недоимкам по таможенным платежам, а также статьей 49 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
3.2. В случаях, если уплата таможенных платежей была обеспечена гарантией банковского учреждения, взыскание недоимки по таможенным платежам осуществляется с учетом положений статей 372-377 ГК РФ, приказом ГТК России от 19 сентября 1995 года N 580, от 21 апреля 1994 года N 153.
3.3. При приеме гарантийных обязательств, выданных филиалами Банков, должностными лицами таможенных органов проверяются полномочия лиц, подписавших такие гарантии, в соответствии с Положением о филиале Банка.