Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


О федеральной целевой программе "Мировой океан"

В целях обеспечения национальных интересов Российской Федерации при использовании, изучении и освоении ресурсов и потенциала Мирового океана постановляю:

1. Одобрить прилагаемую концепцию федеральной целевой программы "Мировой океан".

2. Правительству Российской Федерации:

разработать и утвердить до 1 января 1998 г. федеральную целевую программу "Мировой океан", возложив функции государственного заказчика-координатора на Министерство экономики Российской Федерации;

предусмотреть выделение необходимых средств на разработку федеральной целевой программы "Мировой океан" в 1997 году и обеспечить финансирование реализации ее первоочередных мероприятий в 1998 году;

осуществлять координацию работы федеральных органов исполнительной власти, связанной с разработкой федеральной целевой программы "Мировой океан".

Президент Российской Федерации
                                      Б.Ельцин



Москва, Кремль
17 января 1997 года
N 11

ОДОБРЕНА
Указом Президента
Российской Федерации
от 17 января 1997 года N 11

КОНЦЕПЦИЯ
федеральной целевой программы

"Мировой океан"

     

I. Общие положения

Необходимость изучения, освоения и рационального использования ресурсов и потенциала Мирового океана экономически оправдана. Мировой океан - это дополнительный источник минеральных, биологических и других ресурсов, требуемых для социально-экономического развития государств. Океан во многом определяет погоду и климат на планете. Морские коммуникационные и транспортные системы являются самыми мощными и разветвленными в мире.

Военно-стратегическое значение Мирового океана обусловлено:

сосредоточением в его пространствах большей части стратегических ядерных сил морских держав. Современные военно-морские флоты, оснащенные авиацией и ракетными комплексами дальнего радиуса действия, способны осуществлять контроль ситуации в океане и существенно влиять на военно-политическую стабильность в мире;

зависимостью мировой экономики от морских коммуникаций;

сосредоточением в прибрежной полосе шириной около 500 километров более 75 процентов промышленного потенциала и населения Земли.

Мировой океан, с одной стороны, является перспективнейшей областью экономической деятельности, а с другой - важнейшим фактором геополитики, районом неизбежного соперничества и возможного раздела на сферы влияния.

Россия традиционно относится к числу ведущих морских держав, играющих активную роль в изучении, освоении и эксплуатации Мирового океана. Для экономической и социальной жизни России Мировой океан, и в первую очередь моря, омывающие побережье страны, играют первостепенную роль. Это объективно обусловлено протяженностью российской морской границы, которая составляет 38,8 тыс. километров (протяженность сухопутной границы составляет 14,5 тыс. километров), площадью шельфа 4,2 млн. кв. километров, из которых 3,9 млн. кв. километров перспективны на углеводородные ресурсы (более 80 процентов запасов нефти и газа России сосредоточено на шельфе ее северных морей) и зависимостью жизнедеятельности России, особенно ее прибрежных регионов, от бесперебойной работы морского транспорта, обеспечения грузо- и пассажироперевозок.

В настоящее время Россия оказалась в принципиально новом положении в части формирования основ морской политики, а также реализации и защиты своих интересов в Мировом океане. Кризис в экономике серьезно ослабил возможности по сохранению присутствия России в Мировом океане на прежнем уровне. Вынужденное свертывание работ в Мировом океане идет неорганизованно, что усиливает негативные последствия этого процесса и снижает эффективность использования выделяемых ресурсов. Восстановление позиций России в Мировом океане является сегодня одной из приоритетных общенациональных задач. Деятельность государственных, хозяйственных, научных и военных организаций по изучению, освоению и использованию Мирового океана должна осуществляться как часть единой государственной политики в области экономики, финансов, обороны, экологии, науки и техники, межгосударственных отношений и использования природных ресурсов.

Активность России в Мировом океане может существенно повлиять на ее конкурентоспособность в военной, финансовой, коммерческой, научной и социальной сферах, поскольку хозяйствование на ее территории в связи с географическим положением и объективными природно-климатическими характеристиками при прочих равных условиях требует больших удельных затрат и капиталовложений.

Для решения этих стратегических проблем необходима интеграция усилий различных российских ведомств, которую должна осуществить федеральная целевая программа Мировой океан (далее именуется - ФЦП Мировой океан), направленная на создание условий, обеспечивающих реализацию национальных и геополитических интересов России в Мировом океане.

II. Состояние проблемы

В Мировом океане концентрируются различные формы хозяйственной, научно-технической, гуманитарной, военной, политической активности государств, их союзов, международных организаций, транснациональных корпораций, пересекаются интересы субъектов морской деятельности и, как следствие, обостряются существующие между ними противоречия. Основными субъектами морской деятельности в России являются:

морехозяйственный комплекс, включающий в себя промышленное рыболовство, торговое судоходство, добычу с морского дна полезных ископаемых и другие виды хозяйственного использования океана;

научно-технический комплекс по исследованию океанов и морей, обладающий мощным научным потенциалом и высококвалифицированными кадрами;

Военно-Морской Флот, Федеральная пограничная служба Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, обеспечивающие защиту национальных интересов в Мировом океане;

население, проживающее на побережье арктических и тихоокеанских морей, включая коренные малочисленные народы, для которых прилегающие моря являются основным источником жизнеобеспечения.

Условиями успешного развития каждого вида морской деятельности, сохранения окружающей среды и биологического разнообразия являются объединение усилий отдельных граждан, общества и государства в этой сфере, а также создание механизма межотраслевой и межрегиональной координации при выполнении морских работ. В последние годы в условиях резкого изменения геополитической ситуации, возрастания внутриотраслевых и региональных диспропорций координация усилий субъектов морской деятельности Российской Федерации была нарушена.

Анализ структурных особенностей и масштабов естественных ресурсов Мирового океана, внутренних морей и приграничных (сопредельных) территорий позволяет сделать следующие выводы:

произошло ухудшение в обеспечении экономики России природными ресурсами, некоторые виды полезных ископаемых стали дефицитными;

возникла угроза утраты ведущего положения страны в изучении, освоении и рациональном использовании ресурсов Мирового океана, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации;

использование традиционных и сравнительно новых источников природных ресурсов (минерально-сырьевых, энергетических и биологических) должно стать условием обеспечения устойчивого сбалансированного развития экономики России;

конкуренция за право использования природных ресурсов, неравномерно распределенных в акватории и прибрежной зоне Мирового океана, приводит к возникновению различных форм межотраслевых, межрегиональных и межгосударственных противоречий, способных трансформировать потенциальные вызовы в угрозы и конфликты, существенно влиять на состояние безопасности России. Некоторые уникальные месторождения располагаются вблизи морских границ Российской Федерации, естественные границы областей их локализации не совпадают с границами государств, а внутри нашей страны - с границами территорий субъектов Российской Федерации.

В условиях ухудшения геополитической и экономической ситуации, ослабления морской компоненты ее геополитического положения, появления новых морских границ и обострения конкуренции между странами за право использования океанических ресурсов и пространств масштабность, сложность и важность для России проблем, связанных с деятельностью в Мировом океане, требуют для их решения программно-целевого подхода. В соответствии с международным правом и законодательной практикой Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию в отношении основных видов деятельности на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Обоснованный выбор эффективных направлений укрепления морской мощи Российской Федерации должен обеспечить гармоничное устойчивое развитие страны и способствовать укреплению национальной безопасности.

III. Цель ФЦП Мировой океан

Целью ФЦП Мировой океан является комплексное решение проблемы изучения, освоения и эффективного использования Мирового океана в интересах экономического развития и обеспечения безопасности страны.

На политику России в этой области непосредственное воздействие оказывают уровень социально-экономического развития страны, определяющий хозяйственную приоритетность развития различных видов морской деятельности, и международная обстановка, влияющая на выбор стратегии реализации и защиты национальных интересов в Мировом океане.

ФЦП "Мировой океан" должна стать инструментом согласования федеральных и региональных программ по решению отдельных проблем Мирового океана и ориентации этих программ на достижение единых целей политики государства в области повышения эффективности экономики, обеспечения национальных и геополитических интересов страны.

Реализация ФЦП Мировой океан должна также способствовать:

активизации деятельности России в Мировом океане в соответствии с целями и задачами развития страны;

ориентации деятельности России в Мировом океане на получение конкретных практических результатов в ближайшей перспективе;

обеспечению максимальной координации и повышению эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Мировом океане с учетом фактически имеющихся возможностей их материального и иного обеспечения.

В процессе разработки ФЦП Мировой океан необходимо определить основные направления деятельности России в Мировом океане, которые создадут основу для:

обеспечения реализации и защиты национальных и геополитических интересов России;

социально-экономического развития прибрежных регионов;

стабилизации морехозяйственного комплекса;

повышения уровня безопасности различных видов деятельности на море;

сохранения и последующего развития научно-технического потенциала, связанного с проблемами океана.

IV. Основные направления и ожидаемые результаты
реализации ФЦП Мировой океан

Формирование в рамках ФЦП "Мировой океан" единой скоординированной государственной политики, нацеленной на консолидацию внутригосударственных и международных подходов России к изучению и использованию Мирового океана и интеграцию ведомственных усилий по развитию морской деятельности, должно осуществляться на каждом из этапов реализации ФЦП "Мировой океан" на основе выбора приоритетных направлений и концентрации на них выделяемых средств. Это потребует налаживания процесса постоянного и эффективного согласования конкретных интересов, мер и шагов в отношениях между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, государственными и негосударственными субъектами хозяйственной деятельности, гражданскими и военными структурами. В настоящее время в стране практически отсутствуют единые механизмы такого согласования и взаимодействия.

Создание указанных механизмов в рамках ФЦП Мировой океан станет одним из важнейших условий способности России обеспечивать соблюдение своих национальных интересов в Мировом океане.

Ограниченность ресурсов и возможностей России требует их концентрации на важнейших, с точки зрения решения проблем внутреннего развития страны, направлениях деятельности в Мировом океане. При этом на каждом этапе реализации программы следует предусмотреть проведение научных исследований Мирового океана, включая фундаментальные, создающие заделы для выполнения последующих этапов.

Учитывая многообразие и сложность проблем, подлежащих решению в рамках ФЦП Мировой океан, представляется целесообразным весь период реализации ФЦП "Мировой океан" разбить на ряд этапов и соответственно распределить стоящие задачи.

На начальном этапе в рамках направлений Международно-правовые вопросы, их политический аспект, тактика отстаивания интересов, "Военно-стратегические интересы России в Мировом океане", Использование биологических ресурсов Мирового океана, Транспортные коммуникации России в Мировом океане основное внимание должно быть сосредоточено на следующих проблемах:

обеспечение реализации прав Российской Федерации в Мировом океане путем создания соответствующей правовой базы;

урегулирование с сопредельными странами спорных вопросов по морским границам;

укрепление национальной, региональной и глобальной безопасности;

формирование научных основ создания техники и технологии для проведения первоочередных морских работ;

выход на обоснованные уровни снабжения рыбой и другими морепродуктами населения страны и необходимые объемы грузопассажирских перевозок.

На дальнейшем этапе ФЦП Мировой океан реализуется по направлениям Исследования природы Мирового океана, Минеральные ресурсы Мирового океана, Арктики и Антарктики", Гуманитарные вопросы, Освоение и использование Арктики, изучение и исследование Антарктики и должна быть нацелена на:

получение минерального сырья в промышленных масштабах;

самодостаточное энергообеспечение прибрежных регионов страны;

комплексное управление прибрежными зонами Российской Федерации;

наблюдение за погодно-климатическими условиями и их прогнозирование.

Завершающий этап программы содержит направления Торговые отношения, обеспечение равных возможностей на мировом рынке товаров и технологий, Создание технологий для освоения ресурсов и пространств Мирового океана", Создание единой общегосударственной системы информации об обстановке в Мировом океане и должен предусматривать:

укрепление экономических позиций России на мировых рынках товаров и услуг за счет активизации ее деятельности в Мировом океане;

расширение пространственного и функционального потенциала государства за счет использования подводных территорий Мирового океана и океанических процессов на основе применения принципиально новых технологий;

сбалансированное функционирование природных систем на территории России;

обеспечение стабилизации экономических, экологических и социальных процессов в стране, основанное на взаимодействии и взаимозависимости природных и антропогенных процессов в Мировом океане.

Для реализации ФЦП "Мировой океан" необходимо осуществить комплекс мероприятий по следующим направлениям.

1. Международно-правовые вопросы, их политический
аспект, тактика отстаивания интересов

Вопросы разграничения морских пространств и, следовательно, юрисдикции в отношении различного рода ресурсной, природоохранной и других видов деятельности занимают существенное место в межгосударственных отношениях, в значительной мере определяют характер этих отношений, поскольку затрагивают экономические, политические и стратегические интересы сторон.

Россия является признанной морской державой, традиционно играющей существенную роль в изучении и освоении пространств и ресурсов Мирового океана. Ее деятельность в этой области была и остается сферой сотрудничества и противоборства с другими государствами.

В последнее время проблема отстаивания российских интересов в Мировом океане, включая прибрежную зону, серьезно осложнилась. После образования на территории бывшего СССР ряда независимых государств часть морских границ России сохраняет статус, установленный в соответствии с ранее заключенными международными соглашениями. Вместе с тем с приобретением независимости Украиной, Грузией и прибалтийскими государствами возникли новые морские границы, которые пока не закреплены международными договорами с Россией и при этом обладают разной степенью защищенности и взрывоопасности. Не завершен процесс разграничения морских пространств с Норвегией, США и Японией. Особые проблемы возникают в отношениях с Азербайджаном, Казахстаном, Туркменистаном и Ираном в связи с неурегулированностью правового статуса Каспийского моря, не являющегося в правовом отношении частью Мирового океана и не имеющего сегодня морских границ.