Профессиональные справочные системы для специалистов
медицинской и фармацевтической промышленности

     

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ

ПРИКАЗ

от 5 февраля 1998 года N 21

Об утверждении Критериев и индикаторов
устойчивого управления лесами
Российской Федерации

В целях реализации в системе лесного хозяйства Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1.04.96 N 440 "О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию", постановления Правительства Российской Федерации от 8.05.96 N 559 "О разработке проекта государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации", во исполнение международных обязательств России и решений Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 год) в части устойчивого управления лесами (Лесные Принципы, Повестка дня на XXI век), решений XIX Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Нью-Йорк, 1997 год), а также Лесного кодекса Российской Федерации

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами Российской Федерации.

2. Ввести в действие Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами Российской Федерации с 9 февраля 1998 года для дополнительного анализа деятельности государственных органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации на соответствие принципам устойчивого управления лесами, рекомендуемым мировым сообществом.

3. Руководителям органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации обеспечить адаптацию Критериев и индикаторов устойчивого управления лесами Российской Федерации для регионального и местного уровней и, начиная с 1999 года, включать региональные показатели индикаторов в годовой отчет в качестве информации.

4. ВНИИЦлесресурсу (Страхов В.В.):

осуществить методическое обеспечение разработки региональных критериев и индикаторов, для чего до 1 марта 1998 года разработать и в установленном порядке утвердить Временные рекомендации по применению критериев и индикаторов устойчивого управления лесами Российской Федерации;

организовать обобщение и анализ материалов, представляемых руководителями органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации, для уточнения основных направлений государственной политики в области ведения лесного хозяйства с учетом региональных особенностей устойчивого управления лесами;

до 1 октября 1998 года внести изменения и дополнения в Инструкцию по государственному учету лесного фонда с учетом Критериев и индикаторов устойчивого управления лесами Российской Федерации;

обеспечить перевод на английский язык и издание Критериев и индикаторов устойчивого управления лесами Российской Федерации для обеспечения международной деятельности Федеральной службы лесного хозяйства России.

5. Управлению науки и техники (Тепляков В.К.) включить в планы работ научно-исследовательских учреждений Федеральной службы лесного хозяйства России на 1998 год и последующие годы соответствующие разделы по адаптации Критериев и индикаторов устойчивого управления лесами Российской Федерации для регионального уровня.

6. Управлению организации лесопользования и лесоустройства (Кукуев Ю.А.) до 1 октября 1998 года внести необходимые изменения в Инструкцию по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденную приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 15.12.94 N 265, с целью отражения критериев и индикаторов в материалах лесоустройства.

7. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы Кузьмичева Е.П.

Руководитель Федеральной службы
   В.А.Шубин


УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной службы
лесного хозяйства России
от 5 февраля 1996 года
N 21

Критерии и индикаторы
устойчивого управления лесами Российской Федерации

Введение

Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 года N 440 утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 1996 года N 559 и поручениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1996 года N ВЧ-П9-43119 и от 27 сентября 1997 года N ВЧ-П1-30744 определена задача - разработать государственную стратегию устойчивого развития Российской Федерации.

В соответствии с указанными документами и на основании Лесного кодекса Российской Федерации Федеральной службой лесного хозяйства России разработан ряд принципиально новых положений государственной лесной политики в области использования, охраны и защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, одним из которых является "Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами Российской Федерации".

"Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами Российской Федерации" - руководящий документ федерального уровня для координации действий как в системе лесного хозяйства, так и со смежными отраслями.

Основная цель этого документа - обеспечить базовые условия реализации принятых Россией международных обязательств по лесам в связи с ратификацией Конвенции ООН о биологическом разнообразии, Рамочной Конвенции ООН об изменении климата, а также для выполнения решений Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 год) в части устойчивого управления лесами (Лесные Принципы, Повестка дня на XXI век), Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Нью-Йорк, 1997 год), в которых намечены задачи правительств разных стран по обеспечению устойчивого развития всех видов лесов с целью удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений людей.

В основе документа - результаты дискуссий по критериям и индикатором устойчивого управления лесами, разработанных для лесов Европы (Хельсинкский процесс) и для умеренных и бореальных лесов мира (Монреальский процесс). Соответствующие списки критериев и индикаторов были рассмотрены с точки зрения их приемлемости для условий России. Учитывались не только природные и социально-экономические особенности России, но и государственные особенности управления лесами.

Доработка данного документа проводилась с учетом замечаний и предложений специалистов территориальных органов управления лесами в субъектах Российской Федерации, лесоустроительных предприятий и научных учреждений России в ходе письменного опроса, проведенного ВНИИЦлесресурсом.

Критерии устойчивого управления лесами и индикаторы для их оценки, содержащиеся в данном документе, предназначены для обоснования лесной политики Российской Федерации в целом, а также в субъектах Российской Федерации.

Индикаторы для оценки критериев подобраны с учетом возможности использования существующих информационных потоков по лесному хозяйству. Каждый критерий может характеризовать страну в целом, природно-экономический регион (группу субъектов федерации) и каждый субъект Российской Федерации. В число индикаторов включены и такие, статистическая информация по которым в настоящее время на национальном (государственном) уровне не ведется, но ее получение будет иметь большое значение в будущем.

Границы данного документа пока нецелесообразно расширять до уровня лесхозов. Реализация критериев устойчивого управления лесами на уровне лесхоза определяется другими документами (правилами, инструкциями, руководствами, указаниями, наставлениями и другими документами по различным вопросам, которые должны быть разработаны в соответствии с международными рекомендациями).

Включенные в данный документ критерии и индикаторы, с одной стороны, представляют собой рабочий инструмент управления лесами, который должен совершенствоваться, с другой стороны, являются механизмом контроля и воздействия на систему устойчивого управления.

Предполагается, что по мере накопления данных по реализации лесной политики Российской Федерации на основе приведенных критериев устойчивого управления лесами будут вноситься поправки и уточнения как в список индикаторов, так и в сами критерии.

Количественная и качественная оценка индикаторов на основе приведенных критериев осуществляется на федеральном уровне Федеральной службы лесного хозяйства России, на уровне субъекта Российской Федерации - территориальными органами управления лесным хозяйством. Базовыми материалами при этом являются данные государственного учета лесного фонда, актуализации данных о состоянии лесного фонда по материалам проведенного лесоустройства, аналитические данные лесного кадастра и лесного мониторинга, а также материалы уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, научно-исследовательских институтов.

1. Термины и определения

1.1. Устойчивое управление лесами

Устойчивое управление лесами России - это целенаправленное, долговременное, экономически выгодное взаимоотношение человека и лесных экосистем. Эти взаимоотношения могут сопровождаться технологией, с применением машин и механизмов. Использование рыночных и нерыночных полезностей леса не должно вести к деградации или исчезновению не только лесов, но и отдельных видов.

Неизменная основа устойчивого управления лесами - поддержание в приемлемом для лесных экосистем и посильном для общества состоянии как биологического разнообразия, так и продуктивности лесов. Устойчивое управление предполагает бесконечно долгое сохранение лесов как части ландшафтов России.

Управление лесами России осуществляется на основе научных знаний, опыта, разносторонней оценки возможных воздействий на лесные экосистемы, закрепленных в соответствующих законодательных и нормативных правовых актах, руководствах, рекомендациях, справочниках.

Устойчивое управление лесами осуществляется с учетом экологических и социально-экономических критериев. Критерии представляют собой совокупность основных положений по ведению лесного хозяйства, следование которым обеспечивает сохранение и устойчивое развитие лесов. Соответствующие критерии и индикаторы позволяют оценивать степень продвижения страны в направлении устойчивого развития в области лесного хозяйства.

Устойчивое управление лесами предполагает многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование лесных ресурсов, функций и свойств лесов, как имеющих рыночную стоимость (древесина, продукты побочного пользования и т.п.), так и не имеющих таковой (например, воздействие на духовное здоровье народа или сохранение исторических традиций).

Действующие основные принципы управления лесами России изложены в Конституции Российской Федерации (1993 год) и в Лесном кодексе Российской Федерации (1997 год). В системе этих принципов, начиная с периода реформ Петра I, доминирует принцип неистощительности и непрерывности лесопользования. Отработанная почти за три столетия формулировка этого принципа вошла в "Основы лесного законодательства Российской Федерации" (1993 год) и Лесной кодекс Российской Федерации, в руководящие документы, регламентирующие деятельность государственного органа управления лесами - Федеральной службы лесного хозяйства России.

Регламентация деятельности всех субъектов лесных отношений содержится в статье 2 Лесного кодекса Российской Федерации, которая гласит, что "лесное законодательство Российской Федерации направлено на обеспечение рационального и неистощительного использования лесов, их охрану, защиту и воспроизводство, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого лесопользования".

1.2. Критерии

Критерии - стратегические направления практической деятельности для осуществления принятых принципов. Критерии сохранения и устойчивого управления лесами реализуются на уровне практического ведения лесного хозяйства и могут контролироваться по соответствующим индикаторам устойчивого управления лесами.

Каждый критерий может быть оценен по совокупности характеризующих его индикаторов.

1.3. Индикаторы

Индикаторы - количественные и описательные характеристики критериев устойчивого управления лесами. Совокупность индикаторов позволяет оценить направление изменений в управлении лесами, соответствующих конкретному критерию.

Последовательное отслеживание индикаторов с течением времени показывает тенденции в изменении управления лесами.

1.4. Биологическое разнообразие

Биологическое разнообразие (или биоразнообразие) характеризует разнообразие жизненных форм, как разнообразие биологических видов животных, растений и микроорганизмов, существующих в определенном ареале, генетическое разнообразие в пределах биологических видов и экосистемное разнообразие мест обитания видов.

Для характеристики биоразнообразия используют триединство следующих концепций:

Видовое разнообразие описывает число биологических видов в пределах рассматриваемой территории;

Генетическое разнообразие описывает число возможных генетических характеристик, обнаруживаемых внутри определенного вида или среди различных видов;

Экосистемное разнообразие описывает число экосистем, обнаруживаемых на данной территории. Типологическая классификация лесов по сочетанию существующих животных, растений, микроорганизмов и типов связанной с ними физической среды обитания служит для выделения различных экосистем.

Биологическое разнообразие лесного фонда России включает количественные и качественные характеристики изменчивости живых организмов, а также экологических комплексов.

Основная цель сохранения биологического разнообразия выживаемость видов и генетическая изменчивость в пределах каждого биологического вида. Жизнеспособные и размножающие популяции, а также их естественная наследственная изменчивость существуют не сами по себе, а как часть взаимозависимых физических и биологических систем или процессов (сообществ или экосистем).

Экологические процессы и жизнеспособные популяции видов, характерных для лесных экосистем, зависят также от состояния смежных участков леса или экосистем некоторого минимального размера.

Генетическое разнообразие в пределах популяции видов зависит от сохранения субпопуляций и существования лесных экосистем, охватывающих преобладающую часть их естественного ареала.

Поэтому практическая деятельность по сохранению биологического разнообразия предполагает, в первую очередь, сохранение и поддержание исторически сложившейся структуры лесного фонда страны, что обеспечивает сохранение мест обитания и, следовательно, биологического разнообразия на генетическом, видовом и экосистемном уровнях.

1.5. Регионы и природно-экономические
районы России

Регионы - часть территории России в соответствии с административным делением на уровне субъекта Федерации. Природно-экономические районы - часть территории России, включающая несколько регионов со сходными природными и экономическими условиями. Границы районов очерчены по административным границам входящих в них субъектов федерации.

На территории России выделены следующие природно-экономические районы: в Европейско-Уральской части России - Прибалтийский, Северный, Северо-западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский и Уральский; в Азиатской части - Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный.

Список критериев и индикаторов
устойчивого управления лесами
Российской Федерации

Критерий 1. Поддержание и сохранение продуктивной
способности лесов

Индикаторы

1.1. Изменение доли площади эксплуатационных лесов относительно общей площади лесных земель (каждые 5 лет).

1.2. Изменение доли площади лесов, возможных для эксплуатации, относительно площади покрытых лесом земель (каждые 5 лет).

1.3. Изменение площади доступных для освоения эксплуатационных лесов относительно общей площади лесов, возможных для эксплуатации (каждые 5 лет).

1.4. Отношение допустимого (расчетного) и фактически вырубаемого объема древесины, в том числе по хвойному хозяйству в эксплуатационных лесах (в среднем каждые 5 лет).

1.5. Отношение рекомендуемого и фактически вырубаемого объема древесины по промежуточному пользованию и прочим рубкам в эксплуатационных лесах (в среднем каждые 5 лет).

1.6. Изменение доли площади покрытых лесом лесных земель (каждые 5 лет).

1.7. Баланс среднего прироста и общего объема вырубленной древесины (за последние 10 или 5 лет).

1.8. Запасы и объемы использования недревесной продукции леса, включая дикорастущие лекарственные растения, плодовую продукцию, грибы, мед, техническое сырье и дичь (ежегодно).

1.9. Доля лесной площади, охваченной лесоустройством и планированием ведения лесного хозяйства (каждые 5 лет).

Пояснения к критерию 1

Стратегические цели, которые должен обеспечивать критерий 1:

наличие системы долгосрочной оценки состояния лесов на основе ведения лесного хозяйства и выполнения комплекса лесоучетных работ (лесоустройство, лесоинвентаризация, лесной мониторинг, лесной кадастр) для обеспечения соответствующих действий по сохранению и поддержанию продуктивности лесов России;