Недействующий
БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ

ПРИКАЗ

от 15 декабря 1994 года N 265

Об утверждении Инструкции по проведению лесоустройства
в лесном фонде России

(с изменениями на 3 июля 1997 года)
____________________________________________________________________
Не подлежит применению с 20 декабря 2011 года на основании
приказа Рослесхоза от 14 ноября 2011 года N 473
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 3 июля 1997 года N 90.

____________________________________________________________________



В связи с принятием и вводом в действие Основ лесного законодательства Российской Федерации и в целях усиления роли лесоустройства в повышении эффективности организации ведения лесного хозяйства, улучшении охраны лесов и рационального использования лесных ресурсов

приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию* по проведению лесоустройства в лесном фонде России (части I и II).

____________________

* Инструкция не высылается, не публикуется в связи с большим объемом. Она издана отдельными изданиями Федеральной службы лесного хозяйства России.


Камеральную обработку полевых материалов по объектам, устроенным в 1994 году, производить в соответствии с Инструкцией по проведению лесоустройства в лесном фонде СССР (часть II, камеральные работы), утвержденной постановлением Государственного комитета СССР по лесу от 31 мая 1990 года N 6.

2. Государственным органам управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и организациям непосредственного подчинения при подготовке и проведении лесоустроительных работ руководствоваться настоящей Инструкцией. Инструкция обязательна также для всех владельцев лесного фонда, независимо от их ведомственной подчиненности.

3. ВНИИЦлесресурсу (Страхов В.В.) издать в I квартале 1995 года Инструкцию по проведению лесоустройства в лесном фонде России тиражом 5 тысяч экземпляров.

4. Признать утратившей силу Инструкцию по проведению лесоустройства в едином государственном лесном фонде СССР (части I и II), утвержденную постановлением Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 12 сентября 1985 г. N 4.

Руководитель Федеральной службы
                В.А.Шубин

Зарегистрировано в

Министерстве юстиции

Российской Федерации

28 июня 1995 года,

Регистрационный N 887.  

     

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ

УТВЕРЖДЕНА
 приказом Рослесхоза
от 15 декабря 1994 г. N 265

ИНСТРУКЦИЯ
по проведению лесоустройства в лесном фонде России

(с изменениями на 3 июля 1997 года)

____________________________________________________________________

Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 3 июля 1997 года N 90 установлена минимальная площадь лесов, не входящих в лесной фонд, устраиваемого объекта, при которой необходимо проведение лесоустройства (парко- и лесоустройства) государственными лесоустроительными предприятиями:

на землях обороны - 200 га;

на землях городских поселений (городские леса):

- городские парки - не менее 15 га;

- парки районной планировки - 10 га;

- сады среди жилых районов - 3 га.     

____________________________________________________________________     

   

Часть I. Организация лесоустройства.
Полевые работы

ВВЕДЕНИЕ

Леса в России являются одним из важнейших видов природных ресурсов и играют одну из ведущих ролей в развитии экономики, улучшении и защите окружающей среды, повышении благосостояния населяющих ее народов. Они также оказывают большое влияние на состояние природной среды всей Земли и являются основным источником удовлетворения потребностей в древесине как для самой России, так и для многих других стран. В целях научно обоснованного, рационального ведения в них лесного хозяйства и лесопользования проводится лесоустройство, которое имеет длительную отечественную историю и богатые традиции.

Этапы развития лесоустройства в XX столетии обусловливались изменениями требований к лесному хозяйству и лесопользованию, что нашло свое отражение в лесоустроительных инструкциях 1926, 1937, 1946, 1951, 1964, 1986-1990 гг. В связи с обретением Россией государственного суверенитета и, соответственно, созданием новой законодательной базы в марте 1993 г. приняты и введены в действие Основы лесного законодательства Российской Федерации. Основами определено, что лесной фонд находится в совместном ведении Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга*, а владение, распоряжение и пользование лесным фондом осуществляется как в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, так и в интересах всех народов Российской Федерации.

________________

* В соответствии со статьей 65 Конституции Российской Федерации далее именуются "субъектами Российской Федерации".


Государственное управление в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов на территории Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченными государственными органами управления лесным хозяйством, в систему которых входят: государственный орган управления лесным хозяйством Российской Федерации, подведомственные ему подразделения в субъектах Российской Федерации и местные подразделения - лесхозы и лесничества.

Государственный орган управления лесным хозяйством Российской Федерации и его подведомственные подразделения не могут осуществлять заготовку древесины в порядке рубок главного пользования и вести ее переработку. Проведение рубок промежуточного пользования может осуществляться владельцами лесного фонда, если нет иного исполнителя этих работ.

Владельцами лесного фонда являются лесхозы, колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные формирования, в том числе образованные при реорганизации колхоза или совхоза, заповедники, национальные природные парки, учебные лесные и опытные лесные хозяйства, осуществляющие ведение лесного хозяйства.

Предоставление участков лесного фонда в долгосрочное пользование (свыше 1 года и до 50 лет) производится в форме аренды по лицензии на пользование лесным фондом, в том числе на основе лесных торгов и конкурсов, организуемых и проводимых местными органами управления с участием местных подразделений государственного органа управления лесным хозяйством Российской Федерации. Арендатор, осуществляющий заготовку древесины, имеет право на проведение всех видов рубок по главному и промежуточному пользованию. При этом он обязан выполнять лесовосстановительные мероприятия.

Эти принципиальные изменения в регулировании лесных отношений в условиях перехода к рыночной экономике, а также в государственной структуре управления лесами обусловили необходимость разработки новой Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России.

Настоящая Инструкция обязательна для всех специализированных лесоустроительных организаций, владельцев лесного фонда независимо от их ведомственной подчиненности, а также для всех лесопользователей.

Порядок и требования проведения специализированных обследований, лесных изысканий и инвентаризации лесов, работ, обеспечивающих лесной мониторинг, не содержащих весь комплекс лесоустроительных действий, предусмотренных статьями 74 и 75 Основ лесного законодательства Российской Федерации, устанавливаются соответствующими инструкциями, правилами и методиками, утверждаемыми государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации.

По нормативно-техническим вопросам, регламентированным государственными и отраслевыми стандартами, правилами и иными документами, в настоящей Инструкции изложены только основные принципиальные положения и требования с указанием реквизитов стандартов и документов, которыми следует руководствоваться при выполнении соответствующих работ.

Главной целью новой Лесоустроительной инструкции является обеспечение высокой достоверности данных лесоустройства в пределах заданных нормативов точности определения качественных и количественных характеристик земель лесного фонда и лесных ресурсов, как основы для расчета арендной платы за пользование лесным фондом, объективной кадастровой оценки лесов, организации рационального и неистощительного лесопользования, экономически выгодного производителям и потребителям лесной продукции, соответствующего интересам Российского государства и населяющих его народов.

Инструкция предоставляет лесоустроителям право самостоятельно выбирать методы таксации и определять сочетание их для таксации насаждений различной хозяйственной ценности и освоенности при условии обеспечения установленной точности определения их таксационных показателей. Упорядочены нормативные требования к точности таксации леса и обеспечивающим ее технологическим элементам работ.

Скорректированы основные организационно-технические показатели разрядов лесоустройства в направлении более эффективного использования информационных возможностей аэрофотоснимков и укрупнения первичных учетно-хозяйственных единиц лесного фонда таксационных выделов.

Предусматривается более широкое использование космических снимков при устройстве малоосвоенных лесов и методов актуализации таксационных показателей при повторном лесоустройстве.

Лесотаксационная информация лесоустройства должна обязательно сохраняться в записи на магнитных носителях с созданием в необходимых случаях - при интенсивном ведении лесного хозяйства и лесопользовании - автоматизированных банков данных (БнД) по лесному фонду объектов лесоустройства с повыдельными лесотаксационной и картографической базами данных. На основе функционирования таких БнД предусмотрен переход от периодического повторного к непрерывному лесоустройству.

Новая Инструкция повышает статус лесоустроительного проекта в качестве технической основы ведения лесного хозяйства и лесопользования. Рассчитанные и обоснованные лесоустройством нормы пользования лесными ресурсами и объемные показатели лесохозяйственной деятельности, прошедшие соответствующую экспертизу, не подлежат какой-либо корректировке и обязательны к выполнению всеми владельцами лесного фонда, ведущими лесное хозяйство, юридическими и физическими лицами, осуществляющими лесные пользования. Упорядочена процедура рассмотрения и утверждения лесоустроительного проекта.

Пересмотрена программа лесоустроительного проекта с целью его более рационального построения и сокращения объема без потерь значимой информации. Предусмотрены система стоимостной оценки лесных ресурсов, элементы экономического и экологического обоснования проектируемых лесохозяйственных мероприятий и норм лесопользования.

В развитие положений настоящей Инструкции с соблюдением предусмотренных в ней требований при необходимости составляются региональные технические указания или рабочие правила, с учетом особенностей местных лесорастительных и экономических условий ведения лесного хозяйства. Эти документы разрабатываются по заданию государственного органа управления лесным хозяйством Российской Федерации специализированными лесоустроительными организациями (государственными предприятиями) с привлечением отраслевых научно-исследовательских институтов, согласуются с государственными органами управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и утверждаются государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации. Необходимость разработки таких документов обосновывается специализированными лесоустроительными организациями и (или) государственными органами управления лесным хозяйством субъектов Российской Федерации.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Цели и задачи лесоустройства

1.1.1. Целью лесоустройства является разработка системы мероприятий, направленных на обеспечение рационального ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом, эффективного воспроизводства, охраны и защиты лесов, осуществление единой научно-технической политики в лесном хозяйстве.

1.1.2. Основными задачами лесоустройства являются:

получение достоверной и разносторонней информации о лесных ресурсах, состоянии лесов и динамике лесного фонда;

создание и систематическое обновление информационной базы данных по лесному фонду и лесным ресурсам, обеспечивающей ведение государственного лесного кадастра, государственного учета лесного фонда, осуществление лесного мониторинга, составление документации на участки лесного фонда, передаваемые в аренду;

осуществление внутрихозяйственной организации лесного фонда России;

составление документов по инвентаризации и учету лесов, лесных карт;

определение научно обоснованных размеров и пространственного размещения неистощительного и рационального пользования различными ресурсами леса, мероприятий по воспроизводству, выращиванию, охране и защите лесов, а также иным видам лесохозяйственной деятельности;

контроль за реализацией проектов организации и развития лесного хозяйства;

контроль лесопользования, качества выполненных лесохозяйственных мероприятий.

1.2. Использование материалов лесоустройства

1.2.1. В соответствии со статьей 75 Основ лесного законодательства Российской Федерации по материалам лесоустройства для владельцев лесного фонда составляются проекты организации и ведения лесного хозяйства*, в которых дается комплексная оценка ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом за прошедший ревизионный период, разрабатываются основные положения организации и развития лесного хозяйства по лесхозу.

________________

* В дальнейшем, для краткости, именуются "лесоустроительными проектами".

1.2.2. Указанные проекты и другие материалы лесоустройства после утверждения их государственными органами управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации являются обязательными нормативно-техническими документами для ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом, прогнозирования, перспективного и текущего планирования.

1.2.3. На основе материалов лесоустройства:

ведется государственный лесной кадастр и государственный учет лесного фонда по единой для Российской Федерации системе, устанавливаемой государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации;

производится выделение особо защитных участков леса с ограниченным режимом лесопользования в порядке, определенном статьей 19 Основ лесного законодательства Российской Федерации;

устанавливается ежегодный размер отпуска леса по рубкам главного пользования в разрезе лесопользователей раздельно по хозяйствам и группам леса в пределах утвержденной расчетной лесосеки, исходя из принципов непрерывного неистощительного пользования лесным фондом;

определяется ежегодный размер заготовки древесины по рубкам промежуточного пользования (рубкам ухода за лесом, выборочным санитарным рубкам, рубкам реконструкции), исходя из выявленной при лесоустройстве лесоводственной потребности в таких рубках, экономических условий ведения лесного хозяйства, правил их назначения и проведения;

определяются владельцами лесного фонда условия передачи участков лесного фонда в долгосрочное пользование (аренду) и осуществления в них лесных пользований, соответствующие установленным лесоводственным требованиям;

составляются проекты организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства на арендуемых участках лесного фонда, или проекты организации охотничьего хозяйства, если они арендуются для нужд охотничьего хозяйства;

разрабатываются по заданиям государственных органов власти региональные программы по развитию лесного хозяйства в субъектах Российской Федерации или в особо выделенных природно-территориальных комплексах;

осуществляются специальные инженерные изыскания и целевые обследования в лесном фонде с последующим составлением технических проектов и смет на создание объектов лесохозяйственной деятельности, мелиорации, дорожного строительства, рекреационного благоустройства.

1.2.4. На базе материалов лесоустройства лесхозов разрабатывается сводный проект организации и развития лесного хозяйства в лесном фонде субъекта Российской Федерации*, составляются карты лесов, создается информационная база лесного мониторинга.