ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 ноября 1992 года N 32
Об утверждении Методических рекомендаций по совершенствованию организации заработной
платы работников учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном
финансировании, на основе применения Единой тарифной сетки оплаты труда
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 декабря 2008 года на основании
приказа Минздравсоцразвития России от 24 ноября 2008 года N 665
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" Министерство труда Российской Федерации
постановляет:
Утвердить Методические рекомендации по совершенствованию организации заработной платы работников учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, на основе применения Единой тарифной сетки оплаты труда согласно приложению.
Заместитель Министра труда
Р.Баткаев
Приложение
к постановлению Минтруда России
от 11 ноября 1992 года N 32
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по совершенствованию организации заработной платы
работников учреждений, организаций и предприятий,
находящихся на бюджетном финансировании, на основе
применения Единой тарифной сетки оплаты труда
1.1. Настоящие методические рекомендации призваны оказать помощь министерствам и ведомствам Российской Федерации, органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местной администрации, органам по труду, профсоюзным объединениям, учреждениям, организациям и предприятиям бюджетной сферы в организации и проведении комплекса работ по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки".
1.2. Перестройка системы оплаты труда работников бюджетной сферы осуществляется на принципиально новой основе и призвана улучшить материальное положение и усилить стимулирующую роль заработной платы работников образования, здравоохранения и социальной защиты населения, культуры и искусства, науки и научного обслуживания, физической культуры и спорта, сельского, водного, рыбного и лесного хозяйства, гидрометеорологической службы, охраны окружающей среды, а также работников учреждений, организаций и предприятий других отраслей, находящихся на бюджетном финансировании.
1.3. Методические рекомендации имеют межотраслевой характер и могут быть использованы во всех учреждениях, организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании, с учетом их специфики.
2.1. Совершенствование оплаты труда работников учреждений, организаций и предприятий, финансируемых за счет бюджетных средств, имеет целью упорядочить тарифные условия оплаты труда по отраслям, установить обоснованные соотношения в уровнях заработной платы различных профессионально-квалификационных групп работников в зависимости от сложности труда и квалификации на основе применения Единой тарифной сетки (соблюдения тарифных коэффициентов сетки).
Реализация принципов организации оплаты труда рабочих и служащих, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки", создает необходимые условия для наиболее последовательного выполнения требований статьи 2 Кодекса Законов о труде Российской Федерации: "Каждый работник имеет право на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного Законом минимального размера".
2.2. Вводимая в бюджетных отраслях Единая тарифная сетка (ЕТС) призвана обеспечивать равный подход к оценке квалификации работников (сложности выполняемых ими работ) и означает переход от отраслевого к межотраслевому принципу организации заработной платы работников бюджетной сферы с учетом объективно существующих отраслевых особенностей. В этой связи при введении ЕТС следует руководствоваться основными принципами построения нового механизма организации заработной платы, которые и излагаются ниже.
ЕТС представляет собой единую шкалу тарификации и поразрядной оплаты рабочих и служащих. Она охватывает все группы работников учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании (за исключением органов представительной и исполнительной власти), - от рабочих до руководителей различного уровня, начиная от заведующего камерой хранения до директоров (генеральных директоров) учреждений, организаций, предприятий, ректоров вузов, главных редакторов газет (журналов) и т.д.
Все профессии и должности работников в ЕТС сгруппированы - по признаку общности выполняемых работ (функций).
Общность функций, выполняемых в процессе труда рабочими во всей бюджетной сфере, позволила представить их в ЕТС одной группой.
Служащие бюджетных отраслей распределены на две основные группы. Первая группа включает общеотраслевые должности служащих, которые в свою очередь распределены на три подгруппы: технические исполнители, специалисты, руководители.
Вторая группа включает только должности специалистов и руководителей, специфические для той или иной отрасли бюджетной сферы. (Группировка должностей служащих приведена в приложениях N 2 и 3 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 785).
Разряды оплаты ЕТС отражают, как правило, только сложность выполняемых работ (функций). Они не учитывают условий труда, значимости тех или иных профессий (должностей) и каких-либо других факторов.
Ставки оплаты первого разряда принимаются в ЕТС в размере не ниже уровня минимальной заработной платы, установленного в законодательном порядке. Нарастание ставок по разрядам оплаты труда по мере возрастания его сложности призвано обеспечить материальную заинтересованность работника в повышении квалификации.
2.3. ЕТС предусматривает дифференциацию оплаты по 18 разрядам.
Тарификация рабочих проводится по восьми разрядам (с 1 по 8). Это соответствует ныне действующему Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС). Вместе с тем согласно постановлению Правительства от 14 октября 1992 года N 785 в учреждениях, организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании, высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах и на особо важных и особо ответственных работах, могут устанавливаться оклады исходя из 9-10 разрядов оплаты ЕТС по перечням, утвержденным в установленном порядке министерствами и ведомствами Российской Федерации, и из 11-12 разрядов оплаты ЕТС по перечням, утвержденным Министерством труда Российской Федерации.
Эта мера предусмотрена в целях усиления материального стимулирования наиболее сложного и квалифицированного труда рабочих.
Служащие бюджетных отраслей, в том числе технические исполнители, специалисты и руководители, тарифицируются со 2 по 18 разряды. Порядок отнесения различных должностей и квалификационно-должностных групп руководителей, специалистов и других служащих к разрядам оплаты труда изложен в разделе IV настоящих рекомендаций.
2.4. В целях стимулирования повышения квалификации и установления обоснованных соотношений в оплате труда различных категорий работников в ЕТС предусмотрено нарастание уровней ставок оплаты от более низкого разряда к более высокому, так что общий диапазон 18-разрядной сетки составляет 1:10,07, т.е. ставка 18 разряда в 10,07 раза превышает ставку 1 разряда. При этом с 1 по 3 разряд ставки увеличиваются на 30% от разряда к разрядку, с 4 по 15 - на 13%, с 16 по 18 - на 11%.
Нарастание тарифных коэффициентов от разряда к разрядку, когда наибольший прирост (30%) предусмотрен на начальных разрядах, а наименьший (11%) - на высших, объясняется необходимостью социальной защиты наименее квалифицированных (а следовательно, и низко оплачиваемых в прошлом) групп работников по сравнению с высококвалифицированными специалистами и руководителями.
2.5. В соответствии с принципами разработки ЕТС исходная ставка оплаты, т.е. размер ставки первого разряда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, устанавливаемого в Российской Федерации в законодательном порядке. В период разработки ЕТС общероссийский минимум заработной платы составлял 900 руб. в месяц. Месячная ставка 1 разряда в ЕТС была принята в размере 1350 руб. (в 1,5 раза выше минимума). Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" исходная ставка оплаты труда может быть принята Правительством Российской Федерации в другом, более высоком размере. В этом случае расчет ставок (окладов) по другим разрядам оплаты труда (2-18 разряд) должен производиться исходя из вновь утвержденной месячной ставки 1 разряда ЕТС. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 1992 года N 855 "О повышении уровня оплаты труда работников учреждений, организаций и предприятий бюджетной сферы" с 1 декабря 1992 года месячная ставка (оклад) 1 разряда ЕТС установлена в размере 1800 рублей.
2.6. В сочетании с достаточно высоким уровнем тарифных ставок (окладов) Единая тарифная сетка призвана обеспечивать упрощение структуры заработной платы путем исключения из нее элементов, с помощью которых нередко заработки искусственно завышаются. Посредством этого формируются предпосылки для совершенствования нормирования труда, заинтересованности во внедрении прогрессивных форм его организации.
2.7. Настоящие рекомендации с учетом их дополнения и конкретизации министерствами и ведомствами Российской Федерации, органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга с участием профсоюзных объединений призваны оказать помощь учреждениям, организациям и предприятиям, находящимся на бюджетном финансировании, в подготовке и осуществлении мер по совершенствованию оплаты труда работников на основе ЕТС.
3.1. Работу по введению в учреждении, организации и на предприятии оплаты труда на основе ЕТС возглавляет его руководитель. К ее проведению привлекаются наиболее квалифицированные работники ОТиЗов, бухгалтерии, кадровой службы, экономисты и другие специалисты по усмотрению руководителя.
3.2. Содержание подготовительной работы сводится к следующему:
- доведению до всех работников содержания постановления Правительства Российской Федерации по введению оплаты в отраслях бюджетной сферы на основе ЕТС;
- тщательному изучению всех нормативных документов по реализации постановления;
- предварительному расчету средств, необходимых для введения ЕТС, и подготовке предложений о возможностях их покрытия в пределах имеющихся бюджетных ассигнований, выявлению потребности в дополнительных средствах;
- согласованию величины дополнительных средств с вышестоящей организацией, дающей разрешение на введение ЕТС, составлению нового штатного расписания;
- проведению аттестации служащих и перетарификации рабочих;
- осуществлению мероприятий по совершенствованию организации и нормирования труда, организационной структуры учреждения, организации, предприятия, изысканию собственных ресурсов на введение ЕТС;
- определению даты завершения подготовительной работы и введения новых условий оплаты труда, доведению их до каждого работника.
3.3. В процессе подготовительной работы руководитель организации издает специальный приказ (распоряжение).
В констатирующей части приказа (распоряжения) до сведения всех работников доводится содержание постановления Правительства о введении в учреждениях, организациях и на предприятиях бюджетной сферы условий оплаты на основе ЕТС.
В постановляющей части приказа утверждаются:
- состав комиссии по проведению подготовительной работы (в случае необходимости создаются центральная и несколько местных комиссий);
- состав комиссии (комиссий) по проведению аттестации служащих и перетарификации рабочих.
В приказе определяются сроки начала и завершения работы, даются поручения бухгалтерии, кадровой службе и другим привлекаемым к проведению подготовительной работы подразделениям или специалистам.
3.4. Подготовительная работа осуществляется на основании нормативных документов, принятых Правительством Российской Федерации, Министерством труда Российской Федерации, а также разработанных соответствующими министерствами и ведомствами.
При проведении подготовительной работы учреждения, организации и предприятия должны располагать:
текстом постановления Правительства со всеми приложениями к нему;
необходимыми для тарификации рабочих выпусками ЕТКС или извлечениями из них;
квалифицированными требованиями (квалификационными характеристиками) по отраслевым и общеотраслевым должностям, содержащими критерии установления разряда оплаты в соответствии с ЕТКС;
положением о порядке проведения аттестации, утвержденным соответствующим министерством, ведомством;
рекомендациями о порядке применения ЕТС в учреждениях, организациях и на предприятиях отрасли, утвержденными соответствующим министерством, ведомством.
3.5. Предварительный расчет средств, необходимых для введения новых условий оплаты труда, осуществляется исходя из численности и квалификационно-должностного состава работников по действующему штатному расписанию и предварительного (до аттестации) присвоения по каждой должности квалификационного разряда ЕТС исходя из квалификационных требований и объективных данных о работнике, занимающем эту должность. По вакантным должностям разряд устанавливается исходя из требований, которым должен отвечать будущий работник.
Предварительный расчет средств осуществляется в следующей последовательности:
а) по каждой должности, включенной в штатное расписание, проставляется соответствующий ей разряд ЕТС и месячная тарифная ставка. При этом целесообразно использовать следующую примерную форму:
--------------------------------------------------------------------
N Наименование Установленный Фамилия,и.,о. Проекти- Месячная
должности по в штатном ра- работника, руемый тарифная
штатному списании дол- занимающего разряд ставка
расписанию жностной ок- должность оплаты согласно
лад в месяц по дол- ЕТС
(руб.) жности
--------------------------------------------------------------------
Директор 4400 Петрова М.В. 13 7776
школы
Преподаватель
физики 2800 Столяров И.П. 9 4766
Электрик 1098 Иванов Н.Ф. 3 2282
Плотник 1098 вакансия 4 2579
Итого по школе 180000 397430
б) суммированием проектируемых тарифных ставок определяется новый тарифный фонд по штатному расписанию;
в) по фактическим данным за месяц, предшествующий предварительному расчету средств, определяется отношение фактически выплаченных работникам доплат за условия труда, работу в ночное время, надбавок и других выплат стимулирующего характера (за исключением доплат и надбавок за квалификацию работников и сложность выполняемых работ), не имеющих своим источником экономию фонда заработной платы и других статей сметы расходования, к тарифному фонду по действующему в этом месяце штатному расписанию (в процентах);
г) умножением тарифного фонда, определенного в соответствии с разрядами ЕТС (п. "б"), на отношение фактически выплаченных работникам поощрительных выплат к тарифному фонду по штатному расписанию (п. "в") рассчитывается необходимый при новых условиях оплаты труда фонд доплат, надбавок и других выплат стимулирующего характера помимо тех, которые могут выплачиваться за счет экономии бюджетных средств;
д) необходимый для обеспечения введения ЕТС фонд средств на оплату труда определяется путем суммирования нового тарифного фонда (п. "б") и нового фонда доплат и надбавок (п. "г").
Пример. Отношение фактически выплаченных в месяц предшествующий предварительному расчету средств, доплат, надбавок и других стимулирующих выплат к тарифному фонду по действовавшему в этот месяц штатному расписанию составит 15%. Тогда, используя данные, приведенные в п. "а", новый фонд поощрительных выплат составит
397430 х 15/100 = 59615 руб., а необходимый для обеспечения введения ЕТС фонд средств на оплату труда в расчете на месяц составит:
397430 + 59615 = 457045 руб., при этом, дополнительная потребность в средствах на оплату труда составит в расчете на месяц: