УСТАВ СЛУЖБЫ НА СУДАХ МИНИСТЕРСТВА РЕЧНОГО ФЛОТА РСФСР
(с изменениями на 3 июня 1998 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минтранса России от 3 июня 1998 года N 64.
____________________________________________________________________
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящий Устав определяет основные положения организации службы на судах Министерства речного флота РСФСР, а также права и обязанности членов судового экипажа.
2. Требования настоящего Устава основываются на Кодексе законов о труде РСФСР, Уставе внутреннего водного транспорта Союза ССР, Кодексе тортового мореплавания Союза ССР и других актах действующего законодательства и распространяются на всех членов экипажа судна как при нахождении их на судне, так и при исполнении ими служебных обязанностей на берегу, а также на других лиц, находящихся на судне.
3. Все члены судового экипажа обязаны знать и точно выполнять требования настоящего Устава.
4. Нарушение требования настоящего Устава влечет за собой дисциплинарную или иную ответственность, установленную законом.
5. Все члены судового экипажа назначаются на судно с согласия капитана.
6. Определение "капитан" распространяется на лиц, осуществляющих самостоятельное командование судами и именуемых в зависимости от типа, назначения судна и формы организации труда "командир", "багермейстер", "шкипер", "капитан-дублер" и т.п., а определение "механик" распространяется на лиц, именуемых "старший механик", "механик-дублер" и т.п.
7. Труд экипажа организуется капитаном в соответствии со штатным расписанием, утвержденным судовладельцем в установленном порядке , Положением о рабочем времени и времени отдыха плавающего состава судов речного флота и настоящим Уставом.
8. Обязанности лиц судового экипажа, должности которых не указаны в настоящем Уставе, определяются должностными инструкциями, утверждаемыми в порядке, установленном Министерством речного флота РСФСР.
9. Все документы, издаваемые Министерством речного флота и судовладельцем в части организации службы, определения обязанностей и прав членов экипажа и лиц, пребывающих на судне, должны быть согласованы с положениями настоящего Устава.
10. Действие настоящего Устава распространяется на экипажи судов, находящихся в эксплуатации, на техническом обслуживании или в навигационном ремонте (т.е. с момента подписания акта приемки судна в эксплуатацию до подписания акта приемки судна на отстой или ремонт с ответственным хранением).
11. Экипаж судна состоит из капитана, других лиц командного состава и лиц рядового состава.
12. К командному составу относятся: капитан, первый помощник капитана (на судах загранплавания), штурманы (помощники капитана), помощники командира, помощник шкипера, механик и его помощники (второй, третий, четвертый механики), электромеханик (помощник механика по электрооборудованию) и его помощники, начальник радиостанции, а также лица, совмещающие указанные должности.
К рядовому составу относятся все остальные члены экипажа.
13. Все члены экипажа должны иметь заключение медицинской комиссии о пригодности к работе в соответствующей должности.
14. Лица командного и рядового состава, занимающие должности или выполняющие работы, которые требуют специальной квалификации, должны иметь соответствующие документы на право занятия должности (диплом, свидетельство, удостоверение и т.п.).
Примечание. Студенты, курсанты и учащиеся высших учебных заведений, речных училищ и техникумов допускаются (по направлению учебных заведений) к занятию штатных должностей рядового состава в соответствии с профилем обучения.
15. Члены судового экипажа обязаны:
(01) сохранять честь и достоинство работников речного
транспорта, воспитывать в себе и подчиненных черты, отвечающие принципам морального кодекса строителя коммунизма;
(02) строго хранить государственную тайну;
(03) беречь социалистическую собственность;
(04) выполнять требования законов Союза ССР и союзных республик, настоящего Устава, приказов, правил и инструкций, действующих на судах Министерства речного флота РСФСР;
(05) нести ходовые и стояночные вахты и выполнять судовые работы в соответствии с занимаемой должностью;
(06) быть вежливыми, дисциплинированными, быстро и точно выполнять распоряжения старших по должности;
(07) знать, добросовестно и инициативно выполнять свои служебные обязанности, экономно расходовать материалы, бережно относиться к судовому имуществу, активно участвовать в выполнении производственных планов;
(08) знать устройство судна, свою специальность, заведование,
термины, относящиеся к ним, и постоянно совершенствовать свои профессиональные знания;
(09) содержать в исправном состоянии и обеспечивать бесперебойную работу своего заведения;
(10) знать и строго соблюдать требования правил техники безопасности, пожарной безопасности и санитарных правил;
(11) знать и четко выполнять свои обязанности по тревогам:
уметь пользоваться аварийно-спасательным и противопожарным имуществом и инвентарем, индивидуальными и коллективными спасательными средствами и знать места их размещения; знать сигналы бедствия; уметь пользоваться системами внутренней связи и сигнализации по тревогам;
(12) быть чисто и опрятно одетыми, соблюдать правила ношения форменной одежды;
(13) соблюдать чистоту и порядок на судне;
(14) охранять природную среду, не допускать ее загрязнения.
16. Каждый член экипажа должен заботиться о безопасности судна и при обнаружении опасности, грозящей судну, людям, грузу, обязан немедленно доложить об этом вахтенному начальнику (на судах, выходящих в море, - вахтенному помощнику капитана) или вахтенному механику, одновременно приняв меры по ее устранению.
17. Лица, использующие судовую и бытовую технику (независимо от того, в чьем заведении она находится), отвечают за ее использование по назначению, а при обнаружении неисправностей в работе обязаны немедленно сообщить лицу, в чьем заведовании находится эта техника.
Член экипажа, в чьем заведовании находятся судовые технические и бытовые средства, используемые широким кругом лиц, обязан следить, чтобы каждое средство имело инструкции по обращению с ним.
18. Членам экипажа запрещается производить ремонтные работы, связанные с временным выводом из строя судовой техники, без разрешения вахтенного начальника (вахтенного механика).
19. Для содержания судна в должном состоянии и исправности все элементы корпуса и надстройки, судовые помещения, механизмы, системы, устройства, запасные части, инвентарь, приспособления и оборудование закрепляются расписанием по заведованию за членами судового экипажа - при экипажном методе работы или членами бригад (бригады), одновременно находящихся (находящейся) на судне, - при бригадном методе работы.
Члены судового экипажа несут в установленном законом порядке материальную ответственность за сохранность вверенных им ценностей.
20. На экипаж самоходного судна, работающего с баржами без команд, возлагаются дополнительные обязанности, предусмотренные Положением об эксплуатации барж без команд.
21. Члены экипажа обязаны выполнять объявленные капитаном аварийные и авральные работы. К аварийным работам по усмотрению капитана могут привлекаться и лица, временно находящиеся на судне.
22. Взаимное обращение при исполнении служебных обязанностей должно быть официальным.
Распоряжения по службе отдают в форме приказаний. Приказание должно быть конкретным и кратким. Отдавший приказание обязан убедиться, что оно правильно понято. Получивший приказание обязан по выполнении его, равно как и при невозможности выполнения его, доложить лицу, отдавшему приказание.
В случае получения от другого лица командного состава нового приказания, исполнение которого помешает выполнить первое, исполняющий обязан доложить об этом лицу, отдавшему второе приказание, и в дальнейшем действовать по его указанию.
23. Члены экипажа, работающие по методу совмещения должностей (профессий), выполняют обязанности, определенные настоящим Уставом для этих должностей (профессий).
24. Основными расписаниями по организации службы на судах являются:
штатное расписание;
расписание по заведованиям;
расписание вахт и судовых работ;
распорядок дня на судне;
расписание по приборкам;
расписание по тревогам.
В зависимости от типа и назначения судна могут дополнительно составляться и другие расписания.
25. Все расписания (за исключением штатного) составляет штурман (первый помощник командира), а при его отсутствии в штате - капитан совместно с механиком до сдачи судна в эксплуатацию. Расписания утверждает капитан судна.
26. На самоходных судах, работающих круглосуточно, лицам командного состава устанавливается время несения вахт, приведенное в табл.1 и 2.
На пассажирских двух, трех и четырех дечных судах при освобождении капитана от несения вахты устанавливается режим несения вахт командного состава судоводительской специальности согласно таблицам 3, 4. Выбор варианта несения вахт представляется на усмотрение судовладельца.
(Абзац дополнительно включен приказом Минтранса России от 3 июня 1998 года N 64)
Время несения ходовых вахт командным составом самоходных судов (кроме скоростных) при эксплуатации на внутренних судоходных путях
Должность | Время несения вахт при графиках работы | ||
четырехсменном | трехсменном | двухсменном | |
Капитан | 00-04 | 00-04 | 00-04 |
или | |||
00-06 | |||
Первый штурман | 08-12 | 08-12 | 04-12 |
или | |||
06-12 | |||
Второй штурман | 04-08 | 04-08 | - |
Третий штурман | 00-03 | 00-04 | - |
Механик | 12-14 | 08-12 | 04-12 |
или | |||
06-12 | |||
Первый помощник | 00-04 | 00-04 | 00-04 |
механика | или | ||
00-06 | |||
Второй помощник механика | 04-08 | 04-08 | - |
Третий помощник механика | 08-12 | 08-12 | - |
Электромеханик | 12-14 | 08-12 | - |
Первый помощник электромеханика | 00-04 | 00-04 | |
Второй помощник электромеханика | 04-08 | 04-08 | - |
Третий помощник электромеханика | 08-12 | - | - |