(в редакции постановлений Совета Министров СССР от 14.01.1959 N 59, от 18.04.1959 N 420, от 12.09.1959 N 1063,
от 22.07.1969 N 571, от 18.02.1972 N 130, от 20.09.1972 N 688, от 21.08.1974 N 650, от 27.01.1977 N 78, от 10.06.1977 N 500,
от 26.04.1979 N 380, от 22.06.1979 N 591, от 16.07.1982 N 667, от 07.01.1985 N 13, от 05.01.1988 N 8)
(с изменениями на 28 апреля 1995 года)
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 1992 года N 347;
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 1993 года N 55 (утратило силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 1998 года N 733);
постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 года N 95;
постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1995 года N 433.
____________________________________________________________________
Совет Министров СССР
постановляет:
1. Утвердить Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР и ввести его в действие с 1 января 1956 г. (прилагается).
2. Считать утратившими силу с момента ввода в действие утвержденного настоящим постановлением Устава внутреннего водного транспорта Союза ССР Постановления и распоряжения Правительства СССР согласно приложению.
УСТАВ
внутреннего водного тpaнспорта Союза ССР
(в редакции постановлений Совета Министров СССР от 14.01.1959 N 59, от 18.04.1959 N 420, от 12.09.1959 N 1063,
от 22.07.1969 N 571, от 18.02.1972 N 130, от 20.09.1972 N 688, от 21.08.1974 N 650, от 27.01.1977 N 78, от 10.06.1977 N 500,
от 26.04.1979 N 380, от 22.06.1979 N 591, от 16.07.1982 N 667, от 07.01.1985 N 13, от 05.01.1988 N 8)
(с изменениями на 28 апреля 1995 года)
_______________________________________________________________
Не применяется на территории Российской Федерации в связи с принятием
с 12 марта 2001 года Кодекса внутреннего водного транспорта
Российской Федерации от 7 марта 2001 года N 24-ФЗ
_______________________________________________________________
____________________________________________________________________
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 1992 года N 347 повышены размеры применяемых на территории Российской Федерации штрафов за нарушения, предусмотренные:
статьями 92, 137, 174, 182 - в 14,5 раза;
статьями 159, 173, 173-1, 197 - в 15,6 раза.
____________________________________________________________________
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 1993 года N 55 повышены в 2,5 раза размеры применяемых на территории Российской Федерации штрафов, ранее увеличенные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 1992 года N 347, за нарушения, предусмотренные статьями 159, 173, 173-1, 197.
____________________________________________________________________
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 года N 95 повышены:
в 9,7 раза размеры применяемых на территории Российской Федерации штрафов, ранее увеличенные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 1993 года N 55, за нарушения, предусмотренные статьями 159, 173, 173-1, 197;
в 41,1 раза размеры применяемых на территории Российской Федерации штрафов, ранее увеличенные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 1992 года N 347, за нарушения, предусмотренные статьями 92, 137, 174, 182.
____________________________________________________________________
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1995 года N 433 повышены в размеры применяемых на территории Российской Федерации штрафов, ранее увеличенные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 года N 95, за нарушения, предусмотренные:
статьями 92, 137 и 174 - в 5 раз;
статьями 159, 173, 173-1, 182 и 197 - в 9,6 раза.
____________________________________________________________________
1. Внутренний водный транспорт, как отрасль народного хозяйства, является одним из важнейших видов транспорта, который во взаимодействии с железнодорожным и другими видами транспорта способствует обеспечению нормального производства и обращения продукции промышленности и сельского хозяйства и удовлетворяет потребности населения в передвижении по внутренним водным путям.
2. Настоящий Устав определяет основные задачи и обязанности органов внутреннего водного транспорта по обеспечению потребностей страны в перевозках грузов и пассажиров по внутренним водным путям, а также взаимоотношения внутреннего водного транспорта с другими отраслями народного хозяйства.
Уставом определяются: порядок выполнения государственного плана перевозок по внутренним водным путям, основные условия перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты, основные условия использования внутренних водных путей для судоходства и сплава, права и обязанности пароходств, осуществляющих перевозки, а также предприятий, организаций и лиц, пользующихся внутренним водным транспортом.
3. Основной обязанностью органов внутреннего водного транспорта CCCP является выполнение государственного плана грузовых и пассажирских перевозок.
Органы внутреннего водного транспорта, а также министерства, ведомства, предприятия и организации - грузоотправители и грузополучатели обязаны при перевозках грузов строго соблюдать интересы социалистического государства и обеспечивать полное и ритмичное выполнение плана перевозок в целом, по каждому роду грузов и по каждому пароходству, порту или пристани, сохранность и своевременную доставку грузов, рациональное использование флота, безопасность движения флота и максимальную экономию транспортных издержек в народном хозяйстве.
4. Действие настоящего Устава распространяется на все находящиеся на территории CCCP судоходные и сплавные реки, судоходные озера, Аральское море и искусственные водные пути.
Настоящий Устав распространяется также на плавающие под флагами CCCP и союзных республик суда внутреннего плавания во время их следования по иностранным и международным рекам, если иное не установлено международными соглашениями и обычаями или иностранным законодательством, действующим в месте нахождения судна.
На пограничные водные пути сообщения настоящий Устав распространяется с изъятиями, установленными в специальных законах, постановлениях и распоряжениях Правительства CCCP, а также в договорах и соглашениях, заключенных Союзом CCP с иностранными государствами.
5. Плавание судов по внутренним водным путям CCCP допускается под флагами CCCP и союзных республик.
Изъятия из этого правила для судов, принадлежащих иностранным дипломатическим и консульским представительствам, допускаются в соответствии с действующими международными соглашениями и обычаями.
Перечень рек, в устья которых разрешается заход морских судов, плавающих под иностранными флагами, устанавливается Министерством речного флота по соглашению с Министерством морского флота, Министерством внешней торговли и другими заинтересованными ведомствами.
6. Плавать под флагами CCCP и союзных республик могут суда:
являющиеся государственной собственностью и находящиеся в ведении советских государственных учреждений, организаций и предприятий;
принадлежащие советским кооперативным и общественным организациям.
7. Основными органами, в ведении которых находится принадлежащий советскому государству флот на внутренних водных путях, являются подведомственные Министерству речного флота пароходства, а также органы главных управлений и управлений речного транспорта при Советах Министров союзных республик, именуемых в последующих статьях настоящего Устава управлениями речного транспорта при Советах Министров союзных республик.
Прочие государственные органы, а также кооперативные и другие общественные организации могут иметь суда и эксплуатировать их для своих производственных нужд, а также для перевозок грузов, которые не перевозятся пароходствами Министерства речного флота или управлениями речного транспорта при Советах Министров союзных республик. Порядок перевозки грузов указанными судами устанавливается Министерством речного флота или управлениями речного транспорта при Советах Министров союзных республик. Органы Министерства связи CCCP имеют свои суда для перевозки почты и обслуживания кабельных переходов.
Перевозки пассажиров на судах этих организаций допускаются лишь с соблюдением правил, установленных Министерством речного флота, и с разрешения органов надзора за судоходством.
Под наименованием "пароходство" в настоящем Уставе понимаются судоходные организации всех ведомств, за изъятиями, указанными в соответствующих статьях.
8. Перевозки воинских частей, команд, боевой техники, военного имущества и грузов из военных складов и баз в пункты потребления, топлива и строительных грузов собственной заготовки, а также буксировка судов и других объектов Министерства обороны CCCP осуществляются на основании особых положений о воинских перевозках, утверждаемых Советом Министров CCCP.
9. На основании настоящего Устава Министерство речного флота утверждает Правила плавания по внутренним водным путям CCCP, Правила технической эксплуатации речного транспорта CCCP, Правила перевозок отдельных видов грузов и выполнения коммерческих операций в портах, пристанях, а также на причалах грузоотправителей и грузополучателей, Правила перевозок пассажиров и багажа и другие (в дальнейшем именуемые - Правила).
Правила перевозок отдельных видов грузов, Правила перевозок экспортных и импортных грузов, Правила буксировки плотов и Технические условия погрузки и крепления грузов, использования грузоподъемности и грузовместимости судов разрабатываются Министерством речного флота с участием заинтересованных министерств и ведомств.
10. Изменения настоящего Устава и дополнения к нему, а также правила, издаваемые в развитие Устава, публикуются в отдельных изданиях или в Сборнике правил перевозок и тарифов речного транспорта CCCP, с указанием срока ввода их в действие, отмены или изменения.
11. Регулирование пользования судоходными путями, за изъятиями, устанавливаемыми Советом Министров CCCP, осуществляется соответственно Министерством речного флота и управлениями речного транспорта при Советах Министров союзных республик.
Регулирование пользования сплавными путями осуществляется Министерством лесной промышленности CCCP.
Перечни внутренних водных путей, открытых для судоходства, устанавливаются и объявляются соответственно Министерством речного флота и управлениями речного транспорта при Советах Министров союзных республик. Перечень сплавных путей устанавливается и объявляется Министерством лесной промышленности CCCP по согласованию с Министерством речного флота и управлениями речного транспорта при Советах Министров союзных республик.
Движение судов внутреннего плавания в районах морских торговых портов, расположенных в устьях рек, за исключением портов, в отношении которых устанавливаются специальные соглашения между Министерством речного флота и Министерством морского флота, регулируется Правилами предупреждения столкновений судов в море, обязательными постановлениями начальников морских торговых портов и другими правилами, действующими в морских портах.
Плавание морских судов по внутренним водным путям за пределами морских портов, расположенных в устьях рек, регулируется Правилами плавания по внутренним водным путям CCCP.
Порядок и условия обслуживания морских судов в речных портах и судов внутреннего плавания в морских портах устанавливаются Правилами, утверждаемыми совместно Министерством речного флота и Министерством морского флота.
12. Приказы и инструкции министерств, ведомств и решения других организаций, затрагивающие интересы судоходства и сплава, могут издаваться лишь по согласованию с органами Министерства речного флота, управлений речного транспорта при Советах Министров соответствующих союзных республик Министерства лесной промышленности CCCP, по принадлежности.
13. Все внутренние водные пути являются путями общего пользования.
B местах расположения на водных путях крепостей, военно-морских баз и укрепленных районов и постоянной дислокации войсковых частей пользование внутренними водными путями осуществляется по согласованию с военным командованием.
Органы, регулирующие судоходство и сплав (ст.11), могут передавать затоны и рейды в исключительное пользование другим ведомствам и организациям и разрешать им устройство новых затонов и рейдов для своих нужд.
14. Проведение дноуглубительных работ, очистка русел судоходных путей, акваторий затонов, рейдов и у причалов общего пользования, а также устройство навигационной обстановки и ее содержание осуществляются органами Министерства речного флота и управлений речного транспорта при Советах Министров союзных республик, а акваторий затонов, рейдов и у причалов необщего пользования организациями и предприятиями, в пользовании которых находятся эти затоны, рейды или причалы.
Дноуглубительные работы и очистка акваторий затонов, рейдов и у причалов необщего пользования при отсутствии у их владельцев технических средств, а также на подходах к этим затонам, рейдам и причалам производятся органами Министерства речного флота и управлений речного транспорта при Советах Министров союзных республик по особым договорам с владельцами затонов, рейдов, причалов и за их счет.
На сооружениях, возводимых на судоходных путях, знаки ограждения устанавливаются организациями или предприятиями, которым принадлежат эти сооружения.
15. Сплав леса морем или в плотах без судовой тяги по судоходным путям воспрещается.
На путях, по которым судоходство осуществляется только в полноводный период, порядок и сроки проведения плотового и молевого сплава определяются на основании разрешения, полученного в установленном порядке, Министерством речного флота или управления речного транспорта при Советах Министров союзных республик по согласованию с органами Министерства лесной промышленности СССР (абзац в редакции постановления Совета Министров СССР от 10 июня 1977 года N 500).
16. Сплав леса в каждом сплавном районе проводится только одной лесосплавляющей организацией.
По окончании сплава лесосплавляющая организация обязана немедленно начать и закончить до начала судоходства очистку судоходного пути от затонувшей древесины, а берегов и островов - от остатков древесины (бревен, коры, сучьев и т. п.).
17. Возведение сооружений (мостов, плотин, воздушных проводов, подводных кабелей, трубопроводов, водоприемных колодцев, запаней, причалов, причальных устройств и т. п.) на внутренних водных путях допускается только (ст. 11) по согласованию с органами, регулирующими судоходство и сплав (ст. 11), и другими органами в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик (статья в редакции постановления Совета Министров СССР от 22 июня 1979 года N 591).
18. Все организации, в ведении которых находятся гидроэлектростанции, плотины и другие водоподъемные сооружения, обязаны:
а) поддерживать согласованный соответственно с Министерством речного флота, Министерством лесной промышленности CCCP и управлениями речного транспорта при Советах Министров союзных республик уровень воды на участках рек ниже и выше сооружений, необходимый для беспрепятственного и безопасного судоходства и сплава в течение всей навигации;
б) обеспечивать беспрепятственный и безопасный пропуск судов, плотов, а на сплавных реках и молевой древесины;
в) производить в сроки, устанавливаемые органами, регулирующими судоходство или сплав, попуски воды из водохранилищ без взимания за это какой-либо платы или сбора.