МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 13 апреля 1993 года N 01-12/65-1146

                 

О результатах государственной экологической экспертизы
действующей нормативной документации по охране
атмосферного воздуха от загрязнения

Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации информирует министерства и ведомства России, научно-исследовательские, проектные и другие организации о завершении государственной экологической экспертизы действующей нормативно-правовой, инструктивно-методической и нормативно-технической документации по охране атмосферного воздуха от загрязнения.

Результаты экспертизы свидетельствуют о том, что указанная документация, в основном не соответствует современным экологическим требованиям, не обеспечивает безопасность общественного развития, является устаревшей, ее использование не позволяет инициатору деятельности заранее составить представление о возможных отрицательных экологических последствиях реализации принимаемых хозяйственных решений. Из 328 рассмотренных нормативных документов в данной области современным требованиям отвечают лишь 8, нуждаются в доработке 291 документ, 25 нормативных документов рекомендуется отменить.

Минприроды России рекомендует министерствам и ведомствам руководствоваться в практической деятельности основными выводами и предложениями государственной экологической экспертизы и просит принять соответствующие меры по отмене относящихся к сфере деятельности заинтересованных министерств и ведомств устаревших документов с учетом изменений, произошедших в законодательстве Российской Федерации.

Материалы экспертной комиссии, включающие рекомендации по доработке действующей нормативной документации по охране атмосферного воздуха от загрязнения, могут быть направлены заинтересованным министерствам, ведомствам и организациям, являющимся разработчиками соответствующей документации, по их запросу.

Одновременно сообщаем, что Минприроды России планирует продолжить государственную экологическую экспертизу нормативно-правовой, инструктивно-методической и нормативно-технической документации по охране и использованию водных, земельных, минеральных ресурсов, растительного и животного мира, территориальных природных комплексов, обращению с отходами производства и потребления.

Приложения:

1. Заключение государственной экологической экспертизы действующей нормативно-правовой, инструктивно-методической и нормативно-технической документации по охране атмосферного воздуха от загрязнения.

2. Перечень нормативных документов, рекомендуемых государственной экологической экспертизой к использованию без доработки.

3. Перечень нормативных документов, рекомендуемых государственной экологической экспертизой к доработке или использованию при разработке новых нормативных документов в целях присвоения им статуса "Экологические нормы и правила".

4. Перечень нормативных документов, рекомендуемых государственной экологической экспертизой к отмене.

Примечания редакции:

1. Приложения  N 2 и 4 опубликованы в выпуске N 1 настоящего бюллетеня за 1993 год, с. 45 - 47.

2. Из Перечня нормативных документов, рекомендуемых к отмене (на с. 47) следует исключить п. 11.

Министр охраны окружающей среды и
природных ресурсов Российской Федерации
В.И. Данилов-Данильян

   

Приложение 1
к письму Минприроды РФ
от 13 апреля 1993 года N 01-12-65-1146


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
государственной экологической экспертизы действующей
нормативно-правовой, инструктивно-методической и
нормативно-технической документации по охране
атмосферного воздуха от загрязнения

Государственная экологическая экспертиза действующей нормативно-правовой, инструктивно-методической и нормативно-технической документации по охране атмосферного воздуха от загрязнения проведена в соответствии с приказом Минэкологии России от 15 апреля 1992 года N 57 с целью определения ее соответствия действующим экологическим требованиям.

Рассмотрена: нормативно-правовая, инструктивно-методическая и нормативно-техническая документация, включающая международные конвенции, общие положения, отраслевые методики, международные и национальные стандарты, документацию для проектирования и оценки воздействия на окружающую среду, метеорологические факторы загрязнения воздуха, загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками, радиационное и химическое загрязнение атмосферного воздуха при аварийных ситуациях, нормирование выбросов вредных веществ в атмосферу, инвентаризацию источников выбросов, программное обеспечение.

Уровень экологической опасности воздействия проектируемых и действующих хозяйственных и иных объектов на состояние атмосферного воздуха, а также эффективность государственного управления и контроля определяется совершенством нормативно-технической, инструктивно-методической и нормативно-правовой документации. Нормативная база должна быть основана на многолетнем отечественном и зарубежном опыте, содержать нормативные требования к ведению хозяйственной деятельности и систему показателей качества окружающей среды с учетом природно-климатических условий и интенсивности природопользования.

Актуальной для нашей страны является задача изучения практического опыта и законодательств различных стран мира для условий Российской Федерации.

При разработке нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух целесообразно иметь систему удельных показателей выбросов вредных веществ по производственно-технологическому принципу. Совершенствование экономического механизма природопользования необходимо ориентировать на стимулирование внедрения мер по предотвращению загрязнения окружающей среды.

В основу управления качеством окружающей среды должна быть положена система экологических нормативов, а не действующее в настоящее время требование соблюдения санитарно-гигиенических нормативов (ПДК), которые не охватывают всех форм техногенного воздействия.

Нормативную документацию по охране окружающей среды от загрязнения предлагается рассматривать в качестве одного из основных направлений экологизации развития природопользования.

В настоящее время действующая нормативная и правовая база по охране атмосферного воздуха от загрязнения в основном не соответствует современным экологическим требованиям, не обеспечивает экологическую безопасность общественного развития, является устаревшей и ее использование не позволяет инициатору деятельности составить представление об отрицательных экологических последствиях реализации принимаемых решений (из 328 действующих нормативных документов отвечают современным требованиям - 8, нуждаются в доработке - 291, рекомендуются к отмене - 29). Исходя из существующего положения, целесообразно продолжить работу по экспертизе нормативно-правовой, инструктивно-методической и нормативно-технической документации по охране атмосферного воздуха, оставшейся за рамками рассмотрения экспертной комиссии Минэкологии России, разработать и представить положения по определению основополагающих нормативных документов для включения в программы научно-исследовательских работ на период 1993 - 1995 годы, а также провести аналогичную комплексную экспертизу нормативной документации по рациональному использованию и охране от загрязнения водных, земельных ресурсов, почв, недр, растительного и животного мира.

С целью разработки системы экологических показателей и проведения комплексной экологической оценки воздействия на среду городов, регионов необходимо провести работу по увязке нормативных документов по охране атмосферного воздуха с аналогичными документами по охране водоемов, почвы, растительности и других сред.

На основании рассмотрения Сводного заключения экспертной комиссии Главного управления государственной экологической экспертизы действующей нормативно-правовой, инструктивно-методической и нормативно-технической документации по охране атмосферного воздуха от загрязнения и в результате обсуждения всех имеющихся материалов по данному вопросу Государственный экспертный совет по экологии и природным ресурсам

решил:

1. Одобрить, в основном, заключение государственной экологической экспертизы действующей нормативно-правовой, инструктивно-методической и нормативно-технической документации по охране атмосферного воздуха от загрязнения.

2. Рекомендовать подразделениям Минэкологии, соответствующим министерствам, ведомствам и организациям принять к практической деятельности нормативную документацию, отвечающую современным экологическим требованиям (согласно приложению 5.3 сводного заключения), продлить срок действия документов, приведенных в приложениях 5.4, 5.6 сводного заключения до завершения их доработки и введения в действие, но не позднее 1 января 1996 года.

Не прошедшие согласование и регистрацию в установленном порядке до 1 января 1996 года отраслевые и другие нормативные документы, в том числе разработанные вновь, не рекомендовать к использованию в практической деятельности.

3. Рекомендовать заинтересованным главным управлениям (управлениям) Минэкологии России провести необходимую работу по совершенствованию и доработке нормативных документов (согласно приложениям 5.4, 5.6, 5.7 и 5.7А) с последующим осуществлением их экологической экспертизы Главным управлением государственной экологической экспертизы.

4. Согласиться с принятыми экспертной комиссией рекомендациями об отмене устаревших и не соответствующих современным требованиям нормативных документов (согласно приложению 5.5 сводного заключения).

5. Признать целесообразным классифицировать нормативную документацию по охране атмосферного воздуха от загрязнения по аналогии с принятой МАГАТЭ классификацией (включающей основные положения, правила и нормы, требования, методики и инструкции, справочно-информационные и другие материалы, утверждаемые органами разных уровней, и имеющей различные требования по обязательности выполнения).

6. Главному управлению государственной экологической экспертизы Минэкологии России провести аналогичную работу по рассмотрению нормативных, методических и инструктивных документов по охране окружающей природной среды.

7. Экспертной комиссии по рассмотрению действующей нормативно-правовой, инструктивно-методической и нормативно-технической документации по охране атмосферного воздуха от загрязнения разработать и представить в Минэкологию России предложения по приоритетной доработке основополагающих нормативных документов и включение их в программу "Экологическая безопасность России" на 1993 год.

8. Рекомендовать Управлению массовой информации связей с общественностью и экологического образования Минэкологии России издать материалы экологической экспертизы по рассмотрению действующей нормативно-правовой, инструктивно-методической и нормативно-технической документации по охране атмосферного воздуха от загрязнения.


     Председатель Государственного
экспертного совета по экологии и
 природным ресурсам,
член-корр. РАН
Ю.М.Арский

Ученый секретарь Совета
доктор экономических наук
М.Э.Кябби

Приложение 3
к письму Минприроды РФ
от 13 апреля 1993 года N 01-12/65-1146

ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных документов, рекомендуемых государственной
экологической экспертизой к доработке или использованию при
разработке новых нормативных документов в целях присвоения им
статуса "Экологические нормы и правила"

     

I. Нормативно - правовые документы

1.1. Закон СССР "Об охране атмосферного воздуха" от 25 июня 1980 года.

1.2. Закон Союза Советских Социалистических Республик "О государственном предприятии (объединении)" от 30 июня 1987 года.

1.3. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18.06.79 "О внесении изменений и дополнений в "Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении".

1.4. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1982 года "Об административной ответственности за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха".

1.5. Постановление Совета Министров СССР от 18.10.63 N 1078 "О мерах по охране атмосферного воздуха от загрязнения промышленными выбросами и выхлопными газами автомобилей".

1.6. Постановление Верховного Совета СССР от 21 сентября 1972 года N 3351-VIII "О мерах по дальнейшему улучшению охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов".

1.7. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 декабря 1972 года N 898 "Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов".*

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Дату принятия постановления и его номер следует читать: "от 31.05.73 N 296". - Примечание "КОДЕКС".

1.8. Постановление Совета Министров СССР от 4 мая 1973 года "Об улучшении экспертизы проектов и смет на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений".

1.9. Постановление Совета Министров СССР от 5 сентября 1973 года N 654 "Об утверждении положения о курортах".

1.10. Постановление Совета Министров СССР от 10 августа 1978 года "Об утверждении Положения о государственной автомобильной инспекции".

1.11. Постановление Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Президиума ВЦСПС от 29 мая 1979 года N 226/П-5 "О порядке лишения премий за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и несоблюдение норм и правил использования природных ресурсов".

1.12. Постановление Совета Министров СССР от 29.05.79 N 2196 "О мерах борьбы с загрязнением атмосферного воздуха и об улучшении санитарно-гигиенических условий населенных мест".*

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Дату принятия и номер постановления следует читать: "29.05.49 N б/н". - Примечание "КОДЕКС".

1.13. Постановление Верховного Совета СССР "О порядке введения в действие Закона СССР об охране атмосферного воздуха" от 25 июня 1980 года.

1.14. Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР от 30 марта 1981 года N 312 "О мерах по дальнейшему улучшению проектно-сметного дела".

1.15. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 июня 1981 года N 567 "Об ограничении промышленного строительства в крупных городах".

1.16. Постановление Совета Министров СССР от 16.12.81 N 1180 "О нормативах предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и вредных физических воздействий на нее".

1.17. Постановление Совета Министров СССР от 5 января 1982 года "О мерах по охране атмосферного воздуха от загрязнения промышленными выбросами и выхлопными газами автомобилей".

1.18. Постановление Совета Министров СССР от 18.05.82 N 416 "О мерах по обеспечению выполнения обязательств советской стороной, вытекающих из конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния" от 13.11.79.

1.19. Постановление Совета Министров СССР от 12 августа 1982 года N 746 "Об утверждении Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух".

1.20. Постановление Совета Министров СССР от 19.08.82 N 764 "Об утверждении Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха".

1.21. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 августа 1983 года N 818 "О признании утратившими силу и об изменении постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР в связи с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 марта 1981 года N 312 "О мерах по дальнейшему улучшению проектно-сметного дела".*

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Дату принятия и номер постановления следует читать: "04.08.83 N 752". - Примечание "КОДЕКС".

1.22. Постановление Совета Министров СССР от 29 апреля 1984 года N 387 "Об улучшении планирования, организации и управления капитальным строительством".

1.23. Постановление Совета МИнистров СССР от 6 декабря 1984 года N 1203 "О дополнительных мерах по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха городов, других населенных пунктов и промышленных центров".

1.24. Постановление Совета Министров СССР от 28 января 1985 года N 96 "О дальнейшем усовершенствовании проектно-сметного дела и повышении роли экспертизы и авторского надзора в строительстве".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»