О результатах государственной экологической экспертизы
действующей нормативной документации по охране
атмосферного воздуха от загрязнения
Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации информирует министерства и ведомства России, научно-исследовательские, проектные и другие организации о завершении государственной экологической экспертизы действующей нормативно-правовой, инструктивно-методической и нормативно-технической документации по охране атмосферного воздуха от загрязнения.
Результаты экспертизы свидетельствуют о том, что указанная документация, в основном не соответствует современным экологическим требованиям, не обеспечивает безопасность общественного развития, является устаревшей, ее использование не позволяет инициатору деятельности заранее составить представление о возможных отрицательных экологических последствиях реализации принимаемых хозяйственных решений. Из 328 рассмотренных нормативных документов в данной области современным требованиям отвечают лишь 8, нуждаются в доработке 291 документ, 25 нормативных документов рекомендуется отменить.
Минприроды России рекомендует министерствам и ведомствам руководствоваться в практической деятельности основными выводами и предложениями государственной экологической экспертизы и просит принять соответствующие меры по отмене относящихся к сфере деятельности заинтересованных министерств и ведомств устаревших документов с учетом изменений, произошедших в законодательстве Российской Федерации.
Материалы экспертной комиссии, включающие рекомендации по доработке действующей нормативной документации по охране атмосферного воздуха от загрязнения, могут быть направлены заинтересованным министерствам, ведомствам и организациям, являющимся разработчиками соответствующей документации, по их запросу.
Одновременно сообщаем, что Минприроды России планирует продолжить государственную экологическую экспертизу нормативно-правовой, инструктивно-методической и нормативно-технической документации по охране и использованию водных, земельных, минеральных ресурсов, растительного и животного мира, территориальных природных комплексов, обращению с отходами производства и потребления.
Приложения:
2. Перечень нормативных документов, рекомендуемых государственной экологической экспертизой к использованию без доработки.
4. Перечень нормативных документов, рекомендуемых государственной экологической экспертизой к отмене.
Примечания редакции:
1. Приложения N 2 и 4 опубликованы в выпуске N 1 настоящего бюллетеня за 1993 год, с. 45 - 47.
2. Из Перечня нормативных документов, рекомендуемых к отмене (на с. 47) следует исключить п. 11.
Министр охраны окружающей среды и
природных ресурсов Российской Федерации
В.И. Данилов-Данильян
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
государственной экологической экспертизы действующей
нормативно-правовой, инструктивно-методической и
нормативно-технической документации по охране
атмосферного воздуха от загрязнения
Государственная экологическая экспертиза действующей нормативно-правовой, инструктивно-методической и нормативно-технической документации по охране атмосферного воздуха от загрязнения проведена в соответствии с приказом Минэкологии России от 15 апреля 1992 года N 57 с целью определения ее соответствия действующим экологическим требованиям.
Рассмотрена: нормативно-правовая, инструктивно-методическая и нормативно-техническая документация, включающая международные конвенции, общие положения, отраслевые методики, международные и национальные стандарты, документацию для проектирования и оценки воздействия на окружающую среду, метеорологические факторы загрязнения воздуха, загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками, радиационное и химическое загрязнение атмосферного воздуха при аварийных ситуациях, нормирование выбросов вредных веществ в атмосферу, инвентаризацию источников выбросов, программное обеспечение.
Уровень экологической опасности воздействия проектируемых и действующих хозяйственных и иных объектов на состояние атмосферного воздуха, а также эффективность государственного управления и контроля определяется совершенством нормативно-технической, инструктивно-методической и нормативно-правовой документации. Нормативная база должна быть основана на многолетнем отечественном и зарубежном опыте, содержать нормативные требования к ведению хозяйственной деятельности и систему показателей качества окружающей среды с учетом природно-климатических условий и интенсивности природопользования.
Актуальной для нашей страны является задача изучения практического опыта и законодательств различных стран мира для условий Российской Федерации.
При разработке нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух целесообразно иметь систему удельных показателей выбросов вредных веществ по производственно-технологическому принципу. Совершенствование экономического механизма природопользования необходимо ориентировать на стимулирование внедрения мер по предотвращению загрязнения окружающей среды.
В основу управления качеством окружающей среды должна быть положена система экологических нормативов, а не действующее в настоящее время требование соблюдения санитарно-гигиенических нормативов (ПДК), которые не охватывают всех форм техногенного воздействия.
Нормативную документацию по охране окружающей среды от загрязнения предлагается рассматривать в качестве одного из основных направлений экологизации развития природопользования.
В настоящее время действующая нормативная и правовая база по охране атмосферного воздуха от загрязнения в основном не соответствует современным экологическим требованиям, не обеспечивает экологическую безопасность общественного развития, является устаревшей и ее использование не позволяет инициатору деятельности составить представление об отрицательных экологических последствиях реализации принимаемых решений (из 328 действующих нормативных документов отвечают современным требованиям - 8, нуждаются в доработке - 291, рекомендуются к отмене - 29). Исходя из существующего положения, целесообразно продолжить работу по экспертизе нормативно-правовой, инструктивно-методической и нормативно-технической документации по охране атмосферного воздуха, оставшейся за рамками рассмотрения экспертной комиссии Минэкологии России, разработать и представить положения по определению основополагающих нормативных документов для включения в программы научно-исследовательских работ на период 1993 - 1995 годы, а также провести аналогичную комплексную экспертизу нормативной документации по рациональному использованию и охране от загрязнения водных, земельных ресурсов, почв, недр, растительного и животного мира.
С целью разработки системы экологических показателей и проведения комплексной экологической оценки воздействия на среду городов, регионов необходимо провести работу по увязке нормативных документов по охране атмосферного воздуха с аналогичными документами по охране водоемов, почвы, растительности и других сред.
На основании рассмотрения Сводного заключения экспертной комиссии Главного управления государственной экологической экспертизы действующей нормативно-правовой, инструктивно-методической и нормативно-технической документации по охране атмосферного воздуха от загрязнения и в результате обсуждения всех имеющихся материалов по данному вопросу Государственный экспертный совет по экологии и природным ресурсам
решил:
1. Одобрить, в основном, заключение государственной экологической экспертизы действующей нормативно-правовой, инструктивно-методической и нормативно-технической документации по охране атмосферного воздуха от загрязнения.
2. Рекомендовать подразделениям Минэкологии, соответствующим министерствам, ведомствам и организациям принять к практической деятельности нормативную документацию, отвечающую современным экологическим требованиям (согласно приложению 5.3 сводного заключения), продлить срок действия документов, приведенных в приложениях 5.4, 5.6 сводного заключения до завершения их доработки и введения в действие, но не позднее 1 января 1996 года.
Не прошедшие согласование и регистрацию в установленном порядке до 1 января 1996 года отраслевые и другие нормативные документы, в том числе разработанные вновь, не рекомендовать к использованию в практической деятельности.
3. Рекомендовать заинтересованным главным управлениям (управлениям) Минэкологии России провести необходимую работу по совершенствованию и доработке нормативных документов (согласно приложениям 5.4, 5.6, 5.7 и 5.7А) с последующим осуществлением их экологической экспертизы Главным управлением государственной экологической экспертизы.
4. Согласиться с принятыми экспертной комиссией рекомендациями об отмене устаревших и не соответствующих современным требованиям нормативных документов (согласно приложению 5.5 сводного заключения).
5. Признать целесообразным классифицировать нормативную документацию по охране атмосферного воздуха от загрязнения по аналогии с принятой МАГАТЭ классификацией (включающей основные положения, правила и нормы, требования, методики и инструкции, справочно-информационные и другие материалы, утверждаемые органами разных уровней, и имеющей различные требования по обязательности выполнения).
6. Главному управлению государственной экологической экспертизы Минэкологии России провести аналогичную работу по рассмотрению нормативных, методических и инструктивных документов по охране окружающей природной среды.
7. Экспертной комиссии по рассмотрению действующей нормативно-правовой, инструктивно-методической и нормативно-технической документации по охране атмосферного воздуха от загрязнения разработать и представить в Минэкологию России предложения по приоритетной доработке основополагающих нормативных документов и включение их в программу "Экологическая безопасность России" на 1993 год.
8. Рекомендовать Управлению массовой информации связей с общественностью и экологического образования Минэкологии России издать материалы экологической экспертизы по рассмотрению действующей нормативно-правовой, инструктивно-методической и нормативно-технической документации по охране атмосферного воздуха от загрязнения.
Председатель Государственного
экспертного совета по экологии и
природным ресурсам,
член-корр. РАН
Ю.М.Арский
Ученый секретарь Совета
доктор экономических наук
М.Э.Кябби
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных документов, рекомендуемых государственной
экологической экспертизой к доработке или использованию при
разработке новых нормативных документов в целях присвоения им
статуса "Экологические нормы и правила"
1.1. Закон СССР "Об охране атмосферного воздуха" от 25 июня 1980 года.
1.3. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18.06.79 "О внесении изменений и дополнений в "Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении".
1.4. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1982 года "Об административной ответственности за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха".
1.5. Постановление Совета Министров СССР от 18.10.63 N 1078 "О мерах по охране атмосферного воздуха от загрязнения промышленными выбросами и выхлопными газами автомобилей".
1.6. Постановление Верховного Совета СССР от 21 сентября 1972 года N 3351-VIII "О мерах по дальнейшему улучшению охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов".
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Дату принятия постановления и его номер следует читать: "от 31.05.73 N 296". - Примечание "КОДЕКС".
1.8. Постановление Совета Министров СССР от 4 мая 1973 года "Об улучшении экспертизы проектов и смет на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений".
1.10. Постановление Совета Министров СССР от 10 августа 1978 года "Об утверждении Положения о государственной автомобильной инспекции".
1.11. Постановление Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Президиума ВЦСПС от 29 мая 1979 года N 226/П-5 "О порядке лишения премий за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и несоблюдение норм и правил использования природных ресурсов".
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Дату принятия и номер постановления следует читать: "29.05.49 N б/н". - Примечание "КОДЕКС".
1.14. Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР от 30 марта 1981 года N 312 "О мерах по дальнейшему улучшению проектно-сметного дела".
1.15. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 июня 1981 года N 567 "Об ограничении промышленного строительства в крупных городах".
1.17. Постановление Совета Министров СССР от 5 января 1982 года "О мерах по охране атмосферного воздуха от загрязнения промышленными выбросами и выхлопными газами автомобилей".
1.18. Постановление Совета Министров СССР от 18.05.82 N 416 "О мерах по обеспечению выполнения обязательств советской стороной, вытекающих из конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния" от 13.11.79.
1.20. Постановление Совета Министров СССР от 19.08.82 N 764 "Об утверждении Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха".
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Дату принятия и номер постановления следует читать: "04.08.83 N 752". - Примечание "КОДЕКС".
1.23. Постановление Совета МИнистров СССР от 6 декабря 1984 года N 1203 "О дополнительных мерах по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха городов, других населенных пунктов и промышленных центров".
1.24. Постановление Совета Министров СССР от 28 января 1985 года N 96 "О дальнейшем усовершенствовании проектно-сметного дела и повышении роли экспертизы и авторского надзора в строительстве".