ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС И СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 1984 года N 387
Об улучшении планирования, организации и управления капитальным строительством
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80
____________________________________________________________________
Развитие капитального строительства, превращение его в крупную индустриальную отрасль народного хозяйства страны являются предметом постоянного внимания Коммунистической партии и Советского правительства. В стране осуществляется большая программа капитального строительства и обновления основных фондов народного хозяйства. За девятую, десятую и три года одиннадцатой пятилетки построены и введены в действие более 3,2 тыс.промышленных предприятий, а также жилые дома общей площадью свыше 1,3 млрд.кв.метров. Объем строительно-монтажных работ за это время увеличился почти в 2 раза.
Вместе с тем в капитальном строительстве, как это было отмечено в решениях XXVI съезда КПСС и последующих Пленумов ЦК КПСС, имеется немало нерешенных проблем. Не выполняются планы ввода в действие мощностей и объектов, продолжительность сооружения предприятий и объектов значительно выше нормативной. Не устранены недостатки в планировании, проектном и сметном деле, в организации и управлении капитальным строительством. Ослаблена ответственность министерств-заказчиков, их объединений и предприятий, а также строительных министерств за выполнение заданий по вводу в действие мощностей и объектов, эффективное использование капитальных вложений, улучшение финансово-экономических показателей в строительстве. Допускается распыление капитальных вложений по многочисленным стройкам; в ряде отраслей велики еще сверхнормативные объемы незавершенного строительства, недостаточны масштабы работ по реконструкции и техническому перевооружению производства. Медленными темпами растет производительность труда в строительстве; слабо внедряются принципы хозяйственного расчета, многие строительно-монтажные организации работают убыточно; имеются факты некачественного выполнения строительно-монтажных работ.
Структура управления строительством уже не соответствует возросшим объемам и сложности выполняемых работ, передовым методам организации производства и труда.
В целях улучшения планирования, организации и управления капитальным строительством Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР
постановляют:
1. Считать важнейшей задачей ЦК компартий союзных республик, краевых и областных комитетов партии, министерств и ведомств СССР, Советов Министров союзных и автономных республик, исполкомов краевых и областных Советов народных депутатов осуществление мер по коренному улучшению дел в капитальном строительстве, имея в виду обеспечить:
выполнение всеми предприятиями и организациями плановых заданий по вводу в действие производственных мощностей и объектов, а также жилых домов, детских дошкольных учреждений, объектов просвещения, здравоохранения и коммунального хозяйства;
повышение эффективности строительного производства, сокращение сроков и повышение качества строительства, выполнение заданий по прибыли и снижению себестоимости строительно-монтажных работ на основе улучшения организационной структуры управления строительством, укрупнения строительно-монтажных организаций и предприятий строительной индустрии, дальнейшего развития индустриальных методов строительства; внедрение прогрессивных проектных решений;
значительный рост производительности труда в строительстве, в том числе за счет устранения потерь рабочего времени и нарушений трудовой и производственной дисциплины, повышения организованности и требовательности, развития бригадного подряда, создания постоянных квалифицированных кадров, улучшения условий труда и быта для работников строительных организаций и предприятий строительной индустрии, а также за счет усиления роли трудовых коллективов в выполнении установленных заданий.
Считать недопустимым отвлечение строительных и монтажных организаций, материалов и техники с объектов, предусмотренных государственным планом, на неплановое строительство, рассматривать такие факты как нарушение государственной и партийной дисциплины, привлекать к строгой ответственности виновных в этом работников.
2. Госплану СССР, министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик при разработке планов капитального строительства обеспечить:
направление капитальных вложений прежде всего на осуществление мероприятий, связанных с внедрением в народное хозяйство новейших научно-технических достижений, на техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий, комплексное развитие сырьевых и перерабатывающих отраслей, ликвидацию межотраслевых и внутриотраслевых диспропорций;
сбалансированность лимитов капитальных вложений и строительно-монтажных работ с финансовыми и материальными ресурсами, а также с мощностями строительно-монтажных организаций в целом по министерствам и ведомствам и в территориальном разрезе, с тем чтобы сооружение предприятий и объектов осуществлялось в соответствии с нормами продолжительности строительства;
сокращение количества одновременно строящихся объектов, имея в виду в ближайшие 3 - 4 года довести объем незавершенного строительства до установленных нормативов.
Госплану СССР с участием Госстроя СССР, Госснаба СССР, Стройбанка СССР, ЦСУ СССР, министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик обеспечить разработку до 1 января 1986 года единой системы планирования капитального строительства на основе широкого использования вычислительной техники.
3. В целях повышения обоснованности и улучшения практики разработки пятилетних планов капитального строительства:
а) Госплану СССР при определении лимитов капитальных вложений на развитие отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности исходить из необходимости планирования действующего производства и нового строительства как единого целого, предусматривая выделение капитальных вложений на развитие отраслей под запланированный прирост объема производства продукции и оказания услуг;
б) министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик:
представлять в Госплан СССР при подготовке проектов пятилетних планов обоснованные предложения по лимитам капитальных вложений и созданию новых производственных мощностей, исходя из нормативов использования имеющихся мощностей и коэффициентов сменности работы оборудования и широкого внедрения технических средств, обеспечивающих значительное повышение производительности труда;
разработать и по согласованию с Госпланом СССР и Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам утвердить в 1985 году коэффициенты сменности работы оборудования и нормы годового фонда работы оборудования по соответствующим отраслям, а также установить нормативы использования действующих производственных мощностей на 1986 - 1990 годы. Уточнять указанные коэффициенты, нормы и нормативы на каждую следующую пятилетку;
в) министерствам и ведомствам, осуществляющим строительно-монтажные работы, разрабатывать заблаговременно в составе пятилетних планов раздел по развитию производственных мощностей строительно-монтажных организаций и предприятий промышленности строительных материалов в территориальном разрезе, а Госплану СССР предусматривать выделение на эти цели необходимых капитальных вложений;
г) министерствам и ведомствам - заказчикам осуществить до 1 апреля 1985 года пересмотр и уточнение проектно-сметной документации по стройкам, переходящим на двенадцатую пятилетку, с тем чтобы обеспечить высокий технический уровень предприятий, исключить из проектов и смет всякого рода излишества, а также объекты, строительство которых не вызывается первостепенной необходимостью или может быть отложено на более поздние сроки, и за счет этого снизить сметную стоимость строек.
4. Установить, что:
министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик представляют в Госплан СССР до 1 апреля года, предшествующего планируемому, предложения по конкретизации заданий пятилетнего плана на планируемый год по важнейшим стройкам производственного назначения;
Госплан СССР при формировании планов определяет в апреле года, предшествующего планируемому, лимиты подрядных работ по Министерству строительства предприятий тяжелой индустрии СССР, Министерству промышленного строительства СССР, Министерству строительства СССР и Министерству строительства в районах Дальнего Востока и Забайкалья в целом и в территориальном разрезе, с учетом имеющихся мощностей подрядных организаций и перспектив их развития в планируемом периоде, с тем чтобы обеспечить выполнение на данной территории намечаемых объемов строительно-монтажных работ, и в первую очередь по важнейшим стройкам.
5. Госплану СССР, министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик:
обеспечить начиная с 1985 года на основе пятилетних планов разработку планов ввода в действие производственных мощностей и объектов на планируемый год с разбивкой по кварталам и на следующий за ним год с разбивкой по полугодиям, предусматривая лимиты капитальных вложений и строительно-монтажных работ и поставку оборудования для осуществления ввода в действие мощностей и объектов в установленные сроки;
завершить в 1985 году переход на непрерывное двухлетнее планирование строительства жилых домов и объектов социально-бытового назначения.
6. Установить, что строительство новых предприятий может включаться в план при условии, что мощности действующих предприятий данной отрасли с учетом их технического перевооружения и реконструкции используются полностью, а для переходящих строек выделены капитальные вложения для своевременного обеспечения ввода их в действие, а также при наличии утвержденной в установленные сроки проектно-сметной документации, с определением в ней при необходимости пусковых комплексов.
7. Министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов для улучшения комплектования предприятий квалифицированными кадрами, своевременного освоения и полного использования вводимых в действие производственных мощностей обеспечить строгое соблюдение установленного порядка планирования и осуществления комплексного строительства объектов производственного и непроизводственного назначения, с тем чтобы строительство жилых домов, объектов социально-бытового назначения и коммунального хозяйства завершалось ко времени ввода в действие предприятий.
8. Установить, что основой политики в области прироста производственных мощностей на ближайшие годы и перспективу должны являться реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий на базе внедрения новых высокоэффективных технологических процессов и оборудования. В связи с этим обязать министерства и ведомства СССР, Советы Министров союзных республик и Госплан СССР обеспечить разработку на 1985 год и двенадцатую пятилетку планов реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий, а также сводных планов осуществления этих работ по соответствующим отраслям.
Министерствам, ведомствам, Госснабу СССР, его территориальным органам, союзглавкомплектам и поставщикам оборудования обеспечить комплектную и первоочередную поставку оборудования и материалов для выполнения работ по реконструкции и техническому перевооружению предприятий.
Предоставить право руководителям предприятий-заказчиков, строительных и проектных организаций разрешать осуществлять работы, связанные с реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий, по согласованным сметам, разрабатываемым с учетом реальных условий и характера производства работ. Госстрою СССР с участием заинтересованных министерств и ведомств СССР разработать и по согласованию с Госпланом СССР утвердить в 3-месячный срок порядок составления проектно-сметной документации на указанные работы.
9. В целях улучшения качества проектирования и повышения обоснованности строительства министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик обеспечивать начиная с 1985 года, исходя из схем развития и размещения отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности, схем развития и размещения производительных сил по экономическим районам и союзным республикам, разработку технико-экономических обоснований строительства по крупным и сложным предприятиям и сооружениям (а при необходимости и по другим объектам), определяемым Госпланом СССР и Госстроем СССР при составлении проектов планов, имея в виду, что строительство технически несложных зданий и сооружений должно осуществляться, как правило, по типовым и повторно применяемым экономичным индивидуальным проектам, в соответствии с утвержденными ценниками.
Расчетная стоимость строительства, согласованная с подрядной организацией, предусмотренная в утвержденном технико-экономическом обосновании, должна являться лимитом на весь период проектирования и строительства и учитываться при составлении планов капитального строительства.
Госплану СССР и Госстрою СССР определить в 3-месячный срок порядок разработки и утверждения технико-экономических обоснований.
Госстрою СССР, Госплану СССР, Государственному комитету СССР по науке и технике, Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам в 3-месячный срок разработать с участием министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик и представить в Совет Министров СССР предложения о дальнейшем совершенствовании проектно-сметного дела и повышении роли органов экспертизы, а также проектных организаций в осуществлении авторского надзора, предусмотрев в этих предложениях меры по:
реализации в проектах достижений науки и техники, передового отечественного и зарубежного опыта, повышению качества проектной документации, не допуская при разработке проектов использования оборудования и технологии, не отвечающих современному уровню;
повышению персональной ответственности должностных лиц за технический и экономический уровень проектных решений, достоверное определение сметной стоимости строительства и соблюдение ее при рабочем проектировании;
совершенствованию организации строительного проектирования на основе упорядочения сети и подчиненности проектных организаций;
обеспечению качественной разработки проектов организации строительства и проектов производства работ;
закреплению кадров в проектных и изыскательских организациях и обеспечению их заинтересованности в повышении качества проектирования и в конечных результатах строительства.
10. Считать неправильным сложившееся в последние годы положение, при котором многие строительно-монтажные тресты - генеральные подрядчики снизили ответственность за обеспечение ввода в действие в установленные сроки предприятий, зданий и сооружений, неудовлетворительно выполняют функции по координации строительства.
Установить, что основным хозрасчетным звеном управления строительным производством должен являться строительно-монтажный трест (производственное строительно-монтажное объединение или другая приравненная к тресту организация). Руководители трестов несут ответственность за своевременный ввод в действие производственных мощностей и объектов, выполнение строительно-монтажных работ в соответствии с разработанными и утвержденными комплексными графиками, заданий по росту производительности труда, прибыли и по снижению себестоимости строительно-монтажных работ и за соблюдение других технико-экономических показателей.
Трест - генеральный подрядчик обязан обеспечивать координацию деятельности всех участников строительства, и его решения по вопросам, связанным с выполнением утвержденных планов и графиков работ, являются обязательными для всех участников строительства, независимо от их ведомственной подчиненности.
Министерствам и ведомствам утвердить не позднее I квартала 1985 года структуру каждого треста, имея в виду, что в его состав должны входить, как правило, в качестве производственных единиц строительно-монтажные управления, управления производственно-технологической комплектации и другие подразделения в зависимости от специфики работ, выполняемых трестом. Трест должен быть обеспечен необходимыми средствами механизации и транспорта либо путем оснащения ими подразделений треста, либо путем закрепления за трестом в оперативное подчинение производственных подразделений специализированных организаций по транспорту и механизации, находящихся в составе министерств и главных территориальных управлений по строительству. При этом деятельность указанных специализированных организаций должна оцениваться исходя из конечных результатов строительного производства.
Обязать строительные министерства и ведомства, главные территориальные управления по строительству и строительно-монтажные тресты:
осуществить конкретные мероприятия по улучшению качества строительства, усилению надзора и контроля за соблюдением норм и правил производства работ, а также повысить ответственность инженерно-технического персонала, и в первую очередь главных инженеров строительно-монтажных организаций и предприятий, за выполнение этих мероприятий;
не допускать выполнения строительно-монтажных работ без наличия проектов организации строительства и проектов производства работ;
укомплектовывать при всех условиях полностью с начала года за счет имеющихся ресурсов пусковые стройки текущего года и следующего за ним года рабочей силой, материалами, строительной техникой и транспортными средствами, с тем чтобы обеспечить безусловное выполнение графиков строительства и установленных заданий по вводу в действие мощностей и объектов.
11. Обязать строительные министерства СССР, Министерство энергетики и электрификации СССР, Министерство мелиорации и водного хозяйства СССР с участием Советов Министров союзных республик устранить многоступенчатость в управлении капитальным строительством и обеспечить в 1984 - 1985 годах переход на двух- и трехзвенную системы управления:
общесоюзное или союзно-республиканское министерство СССР - трест;
общесоюзное или союзно-республиканское министерство СССР - главное территориальное управление по строительству (специализированное главное производственное управление) - трест;
союзно-республиканское министерство СССР - союзно-республиканское министерство союзной республики - трест.
Системы управления строительством с большей звенностью могут быть введены с разрешения Совета Министров СССР.
12. Строительным министерствам СССР, Министерству энергетики и электрификации СССР и Министерству мелиорации и водного хозяйства СССР представить в 1984 году в Госплан СССР, Госстрой СССР, Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам и Министерство финансов СССР генеральные схемы управления строительством. Указанным комитетам и Министерству финансов СССР внести по мере готовности, но не позднее первого полугодия 1985 года, генеральные схемы управления строительством в Совет Министров СССР.
Другим министерствам и ведомствам СССР, имеющим строительные организации, и Советам Министров союзных республик разработать и утвердить не позднее первого полугодия 1985 года по согласованию с Госпланом СССР, Госстроем СССР и Министерством финансов СССР соответственно ведомственные схемы управления строительством и схемы управления строительством по организациям республиканского подчинения, исходя из необходимости перехода на двух- и трехзвенную системы управления.
13. Поручить ЦК компартий союзных республик, краевым и областным комитетам партий, министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам краевых и областных Советов народных депутатов разработать не позднее I квартала 1985 года территориальные схемы управления строительством, обеспечив при этом:
а) упорядочение структуры управления строительством, имея в виду, что в областях, краях, автономных республиках и союзных республиках, не имеющих областного деления, строительство должно осуществляться, как правило, организациями одного общестроительного министерства, на которое возлагается выполнение работ для всех заказчиков данного региона (за исключением работ, выполнение которых возложено на специализированные министерства), и что деятельность главных территориальных управлений по строительству может распространяться, в зависимости от объема работ, на одну или несколько областей. Возложить на главные территориальные управления общестроительных министерств функции головных территориальных органов управления строительством, осуществляющих координацию развития мощностей строительных организаций и их производственных баз в районе деятельности;
б) объединение параллельно действующих мелких строительных организаций, рациональное изменение их ведомственной подчиненности и укрупнение строительно-монтажных организаций.
Министерству финансов СССР, Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам и строительным министерствам СССР разработать и в 3-месячный срок представить в Совет Министров СССР предложения, направленные на повышение материальной заинтересованности строительных организаций в их укрупнении и росте на этой основе экономической эффективности работы и уровня рентабельности;